Проект "Литературный календарь" 105 лет со дня рождения Н.Н. Носова.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Филимонова Светлана Юрьевна

Сценарий литературной линейки к 105-летию Н.Н.Носова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная линейка

«105 лет  со дня рождения Н. Н. Носова»

Учитель: Филимонова С.Ю.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Н.н. Носова.

                           Ход праздника.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Чтобы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?...  (С.В.Михалков)

        

 Учитель. Добрый день, уважаемые ребята, учителя и гости! Надеюсь, день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя Н.Н. Носова. 23 ноября ему исполнилось 105 лет со дня рождения.

Звучит музыка, выходит Незнайка.

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

Незнайка. Здравствуйте, ребята!  Вы меня узнали? Как меня зовут?

Незнайка. Да, я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов

 А вы знаете, кто меня придумал?

Ребята. Носов.

Незнайка. Правильно,  Николай Николаевич Носов. Ведь известному детскому писателю исполняется 105 лет со дня рождения!

Я к вам пришел не один, а со своими друзьями, чтобы рассказать о человеке, благодаря которому мы появились.  

Звучит музыка, выходят герои.

(Выходят Синеглазка, Знайка, Ромашка, Кнопочка, Пилюлькин, Тюбик, Шпунтик и Винтик, Цветик, Звездочка)

Незнайка представляет героев.

Синеглазка. Николай Николаевич Носов родился в Киеве, 23 ноября 1908 года, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром.

Знайка. В годы учебы в гимназии Николай Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, сочинял для рукописного журнала «Икс», а также химией, шахматами, фотографией.

Незнайка. Как же он стал писателем?

Кнопочка. Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

Винтик. «Постепенно я понял: говорит Носов, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения».

Шпунтик. Его первый рассказ «Затейники» вышел в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» в 1938 году. В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов, среди которых «Живая шляпа», «Огурцы», и  многие другие. Вскоре вышел сборник под названием «Тук-тук».

Тюбик. Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н. Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР.  

 Ромашка. Наибольшую известность получила трилогия о Незнайке, за которую Носов в 1969 году получил – Государственную премию РСФСР имени Крупской.

Пилюлькин. Также писатель награждён 2 орденами и медалями.

Кнопочка.По произведениям Носова были поставлены фильмы и мультфильмы.

Знайка. Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.

Звездочка. Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно! 

Ведущий 2. Известный писатель Сергей Владимирович Михалков сказал: «Все герои Носова ''как живые'', а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…».  

 2 ведущий. Весёлые рассказы вызывают у детей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком – либо забавном случае. Вот послушайте, как Мишутка и Стасик, герои рассказа «Фантазеры», придумывали забавные истории.

Инсценировка «Фантазеры» (2 человека)

-Я один раз купался в море и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову – и откусила.

-Врёшь!

-Нет, правда!                                                                                                        

-Почему же ты не умер?

-А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

-Без головы?

-Конечно, без головы. Зачем мне голова?

-Как же ты шёл без головы?

-Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!

-Почему же ты теперь с головой?

-Другая выросла.

1 ведущий. В жизни каждого человека есть место подвигу. А что, скажете, не подвиг — справиться с разъярённой живой шляпой, или вернуть украденные огурцы, или… каждый день ходить в школу?! Так-то вот — в жизни каждого человека есть место подвигу!

 (Дети разыгрывают сценку по рассказу «Живая шляпа»)

- Ай-ай-ай!

- Чего ты?

- Она жи- жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По- посмотри сам!

- Ой! Ай!

- Я у-у-хо-хожу!

- Куда?

- Пойду к себе домой.

- Почему?

- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

- А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

- Ну, пойди посмотри.

- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

- Постой, я тоже  кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нет.

- Ну, я возьму лыжную палку.

- Где она?

- Вон, возле стола.

- Сейчас я её как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе.

- Ага, испугалась! Боится лезть к нам.

- Сейчас я её спугну. Эй ты, шляпа!

- Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять.

- Мяу!

- Васька!

- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала.

- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Ромашка. Ребята, как называется этот рассказ?

Незнайка. Да я и сам самый великий артист на свете! Я вам сейчас такое загадаю!

 (Разыгрывается сценка «Как Незнайка сочинял стихи»)

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя способности есть?

- Конечно, есть. Я очень способный.

- Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет не знаю.

- Рифма – это когда два слова оканчивается одинаково. Например: утка- шутка, коржик-моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово «палка».

- Селёдка.

- Какая же это рифма: палка- селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет. Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.

   Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.

- Понял, понял! Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово!

   Ха-ха-ха!

- Ну, придумай рифму на слово «пакля»

- Шмакля.

- Какая шмакля! Разве есть такое слово?

- А разве нету?

- Конечно, нет.

- Ну, тогда рвакля.

- Что это за рвакля такая?

- Ну, это когда рвут что- нибудь, вот и получается рвакля.

- Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

- А если я не могу подобрать другого слова?

- Значит, у тебя нет способности к поэзии.

Вот послушай, как наши ребята будут подбирать рифмы к словам.

Ребята, подберите  рифму к слову: «речка», «дочка», «лягушка», «парта», «мошка», «дверь».

Незнайка.  Братцы, да разве у меня нет способности? Послушайте какие я сочинил стихи.

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул чрез овечку.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.

Кнопочка: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Садись рядом  с нами, смотри внимательно и учись, чтобы с тобой не произошла вот такая история, которая случилась с Федей Рыбкиным героем рассказа Н.Носова «Федина задача»

 (Дети разыгрывают сценку по рассказу «Федина задача»)

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

Федя. Вот и хорошо! Моя младшая сестра Рина уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мама тоже куда-то ушла. По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.
(
Достает из сумки задачник и ищет заданную на дом задачу.)
Диктор.  Передаем концерт по заявкам.

Федя. Концерт — это хорошо. Веселей будет делать уроки.

(Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.)

Федя.Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»

Звучит песня

Жил-был король когда-то,
При нём блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.

Федя. Вот какой противный король! Блоха ему, видите ли, милей родного брата! (Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала.)
«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки…»

Звучит песня
Позвал король портного:

— Послушай, ты, чурбан!
Для друга дорогого
Сшей бархатный кафтан.

Федя. Ишь что ещё выдумал! Блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!
— Плохая песня. «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна…»

Звучит песня

Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь, –

Федя. Интересно, кто такой титулярный советник?  (Он потёр обеими руками уши, словно они у него замёрзли, и принялся читать задачу дальше.)
— Так. «…Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»

Тьфу! — плюнул Федя. Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки…

Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу — и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.

(Взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошёл к своему другу Сорокину.)

 Учитель. Сегодня мы прикоснулись к творчеству Н.Н.Носова – одного из самых любимых детских  писателей. По его книгам ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы, в которых звучат всеми любимые песни. Давайте все дружно споем песню «В траве сидел кузнечик»

Объявление победителей конкурсов.

 А теперь посмотрим мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

 Учитель. Наша встреча заканчивается, но не заканчивается дружба с Николаем Николаевичем  Носовым, с его книгами, которые согреты добрым юмором. Читайте книги Н.Н.Носова и вам никогда не будет скучно в компании с его героями!  Герои книг “ как живые” а их фантазия,их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству”.

 Ведущий. Спасибо за внимание!   Проходит время, однако, персонажи, придуманные Носовым, не стареют.

 Знайка. Новых открытий вам ребята!

Ромашка: Оставайтесь всегда такими же весёлыми и красивыми!

Винтик: Пусть у вас ничего никогда не ломается!

Пилюлькин: Никогда не болейте!

Синеглазка: Слушайтесь старших!

Незнайка: Братцы! Хорошо учитесь, чтобы всё знать!!! До новых встреч, ребята!

Все хором. - Удачи вам! Успешного чтения!

Звучит музыка, герои уходят за кулисы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАТЕЙНИКИ И ФАНТАЗЕРЫ К 100-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова (23.11.1908–1976)

Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: "Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А ста...

Внеклассное занятие ко дню рождения Н.Н.Носова

Презентация по произведениям Н.Н.Носова для 2-3 классов....

Воспитательный час, посвященный 110 -летию со дня рождения детского писателя Н. Н. Носова

Методическая разработка воспитательного часа, посвящённого юбилею детского писателя Н.Н. Носова....

Сценарий проведении районного конкурса «Умники и умницы» для учащихся 4 классов общеобразовательных организаций района, посвящённого 115-летию со дня рождения, детского писателя Николая Николаевича Носова.

Основная цель проведения конкурса "Умники и умницы" это приобщение к творческому наследию Н.Н. Носова и ценностям детской отечественной литературы.Основные задачи конкурса:Распространит...

Текст рассказа Н.Носова "Федина задача". Тест к тексту Н. Носова "Федина задача"

Методический материал для учителей начальной школы по подготовке и проведению урока  литературное чтение 3 класс по программе  "Школа России&quo...