Главные вкладки

    Дополнительное образование.Кружок "Творческая мастерская"
    календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

    Боева Наталья Викторовна

    Рабочая программа с пояснительной запиской для кружка "Творческая мастерская"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 539ee800d599d_uchkopilka.ru_1402923013.docx46.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа дополнительного образования

    Кружок «Творческая мастерская»

            

            Составила     преподаватель:

                 Боева Н.В.        

            г.Покров   2014-2015 год


    Пояснительная записка

    Всегда найдется дело для умелых рук,

                     Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                      Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                     Вот этими умелыми руками.

    Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

    Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.

    Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.

    В настоящее время искусство работы с бумагой  не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

    Бумага — первый материал, из которого  начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует человека.

    Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает у детей путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

    Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).                                                                        

     «Творческая мастерская» — так называется курс. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка  и его самореализации. Она предусматривает развитие у них     изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

             В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики  развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

    Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности их самовыражения. В ходе усвоения  содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

    В процессе работы по программе «Творческая мастерская», кружковцы постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

    Цель программы кружка «Творческая мастерская»  Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.Обучить детей работать в разных техниках с бумагой.

    Задачи программы кружка:

    Обучающие

    • Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
    • Научить различным приёмам работы с бумагой.
    • Обогащать словарь детей специальными терминами.
    • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

    Развивающие:

    • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
    • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
    • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии.
    • Развивать  способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
    • Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
    • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
    • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять     коммуникативные способности проживающих.
    • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Организационно – методическое обеспечение программы (возраст воспитанников, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

    Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год.  4 часа в неделю-136 часов в год. Возраст группы 9-10 лет.

    Условия реализации программы:

    • Наличие материально – технического обеспечения;
    • Систематичность посещения кружка «Творческая мастерская»;

    Формы и методы занятий.

    В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

    Методы:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    •    словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
    • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
    • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:

    • объяснительно – иллюстративный –\воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
    • репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
    • частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
    • исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

    • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
    • индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
    • групповой – организация работы в группах.
    • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

    Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

    • активизация и индивидуализация занятий;
    • игры и игровые ситуации;
    • творческие работы и т.д.

    Направления работы:

    • Изготовление цветов в технике квиллинг.
    • Изготовление сувениров и открыток к празднику.
    • Конструирование.

    Формы работы:

    • индивидуальная (каждый кружковец  должен сделать свою поделку);
    • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
    • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)

    Ожидаемые результаты.

    В результате работы по данной программе:

    – научатся различным приемам работы с бумагой;

    – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

    – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

    – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – познакомятся с искусством бумагокручения;

    – овладеют навыками культуры труда;

    – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

    -научатся делать красивые вещи из бросового материала.

    -научатся сочетать разные фактуры в своих работах

    -освоят технику изонити.

    Новизна и актуальность

    Новизна состоит в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.

    Принципы, лежащие в основе программы:

    • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
    • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
    • демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в  социуме, реализация собственных творческих потребностей);
    • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

    Методическое обеспечение программы кружка «Творческая мастерская»

    Для занятий в кружке необходимо иметь:

    Оборудование и инструменты:

    - цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка,наборы разной бумаги,бросовый материал по требованию,нитки средней толщины.

    Оборудование:

    - столы,  плакаты, образцы объектов труда, стулья                                          инструкционные карты,  доска.

    Материалы из опыта работы:

    1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.

    2. Инструкционные карты сборки изделий.

    3. Образцы изделий.

    4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

             

    Словарная работа:

    - квиллинг

    - бумагокручение

    - роллы

    - бумажная филигрань

    - бумажное кружево

    Тематический план

    Содержание  программы

    Раздел 1.Введение. Основы дизайна (5 часов)

    Тема 1.1 Возникновение техники квиллинга (бумагокручение) (1 час).

    Возможности корейской бумажной пластики. Связь бумажного искусства с жизнью. Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее.

    Тема 1.2 Элементы дизайна (1 час).

    Тема 1.3 Материалы и принадлежности.(1 час) Образовательные ценности:

    Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов.

    Сорта, фактуры, плотность и толщина бумаги. Приспособление для закрутки бумаги. Пинцет, его назначение. Маленькие, с острыми концами ножницы. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Плотный и средней толщины картон. Зубочистки, игла, шило. Клеи (ПВА, герметик, супер – момент). Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос.

    Тема 1.4 Цветоведение. (2часа).

    Основные и дополнительные цвета. Контрасты и нюансы. Гармония в композиции и в цвете.  Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.

    Раздел 2. Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности (69 часов)

    Тема 2.1 Приёмы работы с бумагой (4 часа).

    Особенности работы с двусторонней бумагой. Возможные варианты нарезания полос. Постановка руки. Хранение заготовленных элементов. Оснащение рабочего места. Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания композиций из бумажных лент. Возможные варианты занятий деятельности в данной технике. Четкая регламентация занятий и перерывов. Организация техники безопасности.

    Тема 2.2 Особенности композиции (3 часа).

    Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса. Особенности мелких выразительных  деталей. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) Объёмные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.).

    Тема 2.3 (25 часов).

             Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. Наиболее распространенные сочетания элементов. Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. Создание декоративно – пластической вариации, завершенная композиция.

    Тема 2.4 Оформление работ. (1час).

    Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки.

    Итоговый контроль (1 час)

    Раздел 3.Работа с разными материалами.

    Тема 3.1 Работа с бросовым материалом (26 часов)

    Тема 4.1 Изонить (20 часов)

    Тема 5.1  Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.(16 часов)

    По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ, выполненных  в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы, рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов труда.    

    Тематическое планирование

                           Тема занятий

    Кол-во часов

    Дата по плану

    Дата

     факт-ая

    1

    Введение. Основы дизайна

    Возникновение техники квиллинга (бумагокручение).

    1

    2

    Элементы дизайна.

    1

    3

    Материалы и принадлежности.

    1

    4

    Цветоведение.

    2

    5

    Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности.

    35

    6

    Приемы работы с бумагой.

    4

    7

    Особенности композиции.

    3

    8

    Объем в композиции: способы и приемы.

    1

    9

    Открытки – «валентинки».

    2

    10

    Открытки к 8марта.

    3

    11

    Цветы «Календула».

    2

    12

    Цветы «Нарциссы».

    2

    13

    Композиция «Ветка рябины».

    3

    14

    Композиция «Корзина с цветами».

    4

    15

    «Веточка цветов».

    2

    16

    Цветочное панно.

    3

    17

    Композиция «Георгины».

    3                                                  

    18

    Оформление работ.

    1

    19

    Итоговый контроль.

    1

    20.

    Работа с бросовым материалом

    -поделки из пластиковых бутылок

    -изготовление макета зданий из коробок

    -изготовление игрушек из помпонов

    -панно на пластиковых крышках

    -изготовление орнамента из фольги

    -изготовление карандашницы и панно из круп

    26

    6

    2

    8

    2

    4

    6

    21

    Изонить

    -основные приемы изонити

    -простейшие фигуры орнамента

    -узор «Цветок»

    -декорирование углов

    -узор из геометрических фигур

    -панно «Зимние узоры»

    20

    2

    4

    2

    3

    5

    4

    22

    Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.

    -аппликация с подложкой из ткани

    -скручивание цветов из гофрированной бумаги

    -открытки 3д

    -аппликации из ваты на бархатной бумаге

    16

    4

    4

    4

    4

    Список литературы

    1. Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 32 с.: ил.
    2. Мититеелло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
    3. Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.
    4. Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. – 16 с.: ил.
    5. Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.: цв. ил.
    6. Интернетресурсы:

    Оригами:

    Квиллинг

    Объемная аппликация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

    Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

    Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста

    Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....

    Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»

    Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...

    программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"

    Целью  курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей  обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе  приобретения языковых знаний, ...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

    Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"

    Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Мастерская Самоделкина»

    Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.Программа включает в себя четы...