Я забыть никогда не смогу...
проект (4 класс) на тему

Пескова Елена Борисовна

Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше школьники знают о прошедшей войне. Выросли уже целые поколения, которые не видели и не слышали ничего ни о блокадном голоде, ни о бомбежках, ни о подвиге, ни мужестве, стойкости  людей, переживших блокаду. 

     Но мы должны помнить об этих людях, отдавших свою жизнь, чтобы спасти родину от захватчиков. Нельзя забывать об этом, ибо, как говорится: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова».

Цель проекта: Познакомить учащихся с историческими событиями 1941-1944 г. (блокада Ленинграда).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proektnaya_rabota_ya_zabyt_nikogda_ne_smogu.zip1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Я забыть никогда не смогу…»

Посвящен снятию блокады Ленинграда.

Актуальность темы:

Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше школьники знают о прошедшей войне. Выросли уже целые поколения, которые не видели и не слышали ничего ни о блокадном голоде, ни о бомбежках, ни о подвиге, ни мужестве, стойкости  людей, переживших блокаду.  Этому есть масса причин:

•        почти не осталось в живых очевидцев событий,

•        родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят.

     Но мы должны помнить об этих людях, отдавших свою жизнь, чтобы спасти родину от захватчиков. Нельзя забывать об этом, ибо, как говорится: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова».

Цель проекта:

Познакомить учащихся с историческими событиями 1941-1944 г. (блокада Ленинграда).

Задачи:

  • развитие и расширение представлений учащихся о Великой Отечественной войне и её героях;
  • формировать интерес к истории, расширять кругозор и обогащать речь детей.
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
  • повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.

Место проведения проекта: МОУ «СОШ № 9»

Участники:

  • Библиотекарь
  • Учитель начальных классов
  • Учащиеся 4 – х классов

Подготовительный этап:

  • «Страницы  памяти» (рассказы детей о своих родственниках в годы войны).
  • Рисунки на тему «Блокадный Ленинград».
  • Письмо президенту воюющей страны
  • Создание оригами «Японский журавлик»
  • Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции на основе стихотворений  поэтов блокадного Ленинграда.

Основной этап:

  • Проведение литературно – музыкальной композиции «Я забыть никогда е смогу…»
  • Оформление книжной выставки  «Дети блокадного Ленинграда»
  • Оформление стенда с рисунками «Блокадный Ленинград»
  • Оформление плаката «Японский журавлик – символ мира»

Заключительный этап:

  • Оформление памятного альбома «Страницы памяти»

Страницы памяти

«Мы помним, Вас,  родные…»

Великая Отечественная война  не обошла стороной нашу семью.

Погиб в бою дедушка моей мамы – Лесников Василий Фатеевич. На фронте он был связистом. Дома у него остались четверо детей, младшей дочери – моей бабушке Кате – был один год.

Будучи в оккупации в Хомутовском районе курской области, бабушка моей мамы помогала партизанам. За это ее наградили медалью «За отвагу». Эта медаль храниться в семейном архиве у  моего дедушки.

Был на фронте старший дедушкин брат. Он служил в поисковой разведке. Получил несколько ранений, был награжден медалями.

Средний дедушкин брат был танкистом. В бою ему сильно придавило дверцей люка грудь. По состоянию здоровья был комиссован. Вскоре после окончания войны умер.

Воевали и оба папиных дедушки. Были ранены, вернулись домой живыми.

                                               

Наталия Ч.

Мой прадедушка

Мой прадедушка, Владимир Николаевич, родился в 1915 году. В 21 год его призвали в армию. Это был 1936 год. В армии дедушку направили в школу сержантов. Когда ему надо было демобилизоваться, началась русско-финская война, и он остался в армии.

Во время Великой Отечественной войны прадедушка служил в дальнобойной артиллерии. Он был командиром отделения тяги. Его часть подчинялась Ставке Верховного Главнокомандующего. Военная часть прадедушки воевала на всех фронтах – там, где надо было подготовить наступление других войск.

За время войны прадедушка «прошел» всю Европу. Войну он закончил в Чехословакии.  

За боевые заслуги прадедушка был награжден двумя орденами Красной Звезды и пятью медалями «За отвагу». Все его награды хранятся на его родине.

Прадедушка прожил долгую, полную почета и уважения жизнь. Он умер, когда ему было 93 года…

София У.

Никто не забыт,

И ничто не забыто…

Мои родные испытали на себе все тяготы и ужасы Великой Отечественной войны.

Прабабушка, Сластенникова Мария Ивановна, и прадедушка ,Сластенников Василий Семенович, были еще маленькими, когда началась Великая  Отечественная война.  Они были узниками концлагерей и находились там четыре года. Это были четыре ужасных, трагических, голодных года.

Прабабушка, Титкова Евдокия Петровна, работала в колхозе в прифронтовой области. Она несколько раз попадала под бомбежку. Однажды она ехала в телеге, когда с неба посыпались снаряды. Лошадь погибла, прабабушка чудом осталась жива. Прадедушка, Титков Александр Петрович, служил в зенитных войсках, охранял прифронтовые военные заводы.

Прабабушка, Черняева Мария Григорьевна, работала с 15 лет на заводе, который выпускал знаменитые танки «Т-34». Она сваривала  листы брони для танков. В ее трудовой книжке запись: «Ученица сварщика со слов».

Мои родные своим самоотверженным трудом ковали нашу великую победу. Я горжусь ими! В День Победы в память о моих любимых и дорогих людях я всегда повязываю  Георгиевскую ленту.

               

Татьяна П.

* * *

В нашей семье есть участники Великой Отечественной войны.

В Москве живет тетя моего дедушки – Гогулина Алла Ивановна. Во время войны она была военным врачом, лейтенантом медицинской службы.

Гогулин  Павел Иванович, брат моего прадедушки, был летчиком 274 истребительного Оршанского  Краснознаменного ордена Кутузова авиационного полка. Призван в армию в 1941 году лейтенантом. Погиб в октябре 1943 года на Курской дуге.

Мой прадедушка, Гогулин Иван Иванович, воевал в 1945 году на Дальнем Востоке  с японцами.

На Мемориале в честь героев Курской битвы в селе Прохоровка

Мария Г.

Выставка рисунков

«Блокадный Ленинград»

Дмитрий И.  «Ночной налет»

                                                   

Артем «За водой»

                                                     

Данила А. «Дорога Жизни»

 Анна Мария С.  «Скоро Новый Год»

Мария Г. «Дети»  

Ярослав Г. «Холодно!»

               

Уважаемый,

господин Президент!

Я прошу Вас, пожалуйста, прекратите войну! Война – это самое страшное, что может быть в жизни людей. На войне люди погибают, пропадают без вести.

Нам нужен мир!

Уважаемый, господин президент!

Пожалуйста, прекратите войну. Во время войны гибнут люди. Нам нужен мир, в котором все счастливы и никто не убивает друг друга.

Уважаемый, господин президент!

Я прошу Вас, пожалуйста, прекратите войну.

Зачем воевать? Мы не хотим войны! Погибают люди. Зачем идти друг против друга? Мы хотим мира и покоя. Война – это много бед и жертв.

Нам нужен мир!

Уважаемый, господин Президент!

Я прошу Вас, пожалуйста, прекратите войну! Мы хотим жить в мире. Война – это много бед, много жертв. Гибнут невинные люди. Остановитесь – и Вы поймете, что допустили ошибку, начав войну. Вы увидите, как радуются детишки, как ярко светит солнце и прекрасен мир!

Господин Президент! Не надо воевать! Нам нужен мир на земле!  

«Японский журавлик – символ мира» 

Японской девочке Садако Сасаки         (7 января 1943 — 25 октября 1955), облученной при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года врачи поставили страшный диагноз – лейкемия. Жить ей оставалось не более года. Согласно древней японской легенде, если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится самая заветная мечта. Девочка очень хотела жить. Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Свою тысячу она сложила к концу августа и продолжала складывать дальше. Но желание выжить не исполнилось.

В Хиросиме, в Парке Мира в память о ней установили скорбный монумент, по форме напоминающий колокол. На памятнике Садако надпись: «Мы требуем и молимся: пусть в мире будет мир». А внутри монумента – сложенные из бумаги журавлики. Люди со всего мира присылали и присылают сюда бумажных птичек, голосуя за мир. Нашими журавликами мы голосуем за мир.

 

«Я забыть никогда не смогу…»:

литературно – музыкальная композиция для учащихся начальной школы.

Библиотекарь:

27 января каждый год мы  вспоминаем страшные 900 дней блокады. Чем больше проходит времени с той поры, тем более далекими кажутся нам те страшные события. Выросли уже целые поколения, которые не видели и не слышали ничего ни о блокадном голоде, ни о бомбежках, ни о подвиге, ни мужестве, стойкости  людей, переживших блокаду. Но мы должны помнить об этих людях, отдавших свою жизнь, чтобы спасти родину от захватчиков. Нельзя забывать об этом, ибо, как говорится: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова». Сегодня мы с вами поговорим о том, чему никогда не были свидетелями, но о чем мы должны знать и помнить!

Звучит песня в исполнении Нины Ургант на стихотворение Юрия Воронова «Память»

Библиотекарь: 

Эти песня написана на стихотворение поэта Юрия Воронова «Память». Во время блокады ему было всего тринадцать лет, но как и все его сверстники, пережив потерю близких, он рано повзрослел. Стихи начал писать  в самую трудную пору блокады - в 1942 году. И то что ему удалось пережить, он рассказал в своих стихах.  В этих стихах он рассказал и о страшной зиме 1941-1942 года, о голоде, о холоде, о мужестве ленинградцев сумевших выстоять и победить.

        Его короткие по форме, но пронзительные стихи воспринимаются как летопись блокады, хроника жизни осажденного города. И давайте сегодня мы с вами прочтем эту летопись и посмотрим на те страшные события глазами тринадцатилетнего подростка.

        В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Они попытались взять город штурмом, но это им не удалось. И тогда враги окружили город со всех сторон. Началась блокада Ленинграда. Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город. Первый снаряд разорвался в городе 4 сентября 1941 года. Первая фугасная бомба сброшена на город 15 октября 1943 года. Последняя фугасная бомба сброшена на город15 октября 1945 года. Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде 22 января 1944 года. Из 900 дней блокады город подвергался бомбежкам и обстрелам 617 дней. В среднем ежедневно в Ленинграде разрывалось 245 снарядов. Разрыв мог произойти в любое время, в любом месте – на заводе, на улице, в жилом доме, в больнице, в школе. И среди жертв мог оказаться любой человек – солдат, рабочий у станка, ребенок, женщина.

        Вот как об этом рассказывает Юрий Воронов:

Чтец 1. Бомбёжка

За лязгом и скрежетом - взрывы и свист.

Всё небо распорото боем.

И жёлтые звёзды срываются вниз:

Им выдержать трудно такое.

И мечется между разрывов луна,

Как птица над лесом горящим...

Бомбёжка всё ближе. Взрывная волна

Мой дом задевает всё чаще.

Холодный чердак, где находится пост,

Как старый скворечник, колышет...

Осколки зенитных снарядов и звёзд

Колотят по стенам и крышам.

И вдруг - снова темень и тишь над тобой.

И звёзды на небе помятом

По прежним местам разобрались... Отбой.

За нынешний вечер - девятый...

У Юрия Воронова под бомбежкой погиб младший братишка.

Чтец 2. Младшему брату

Из-под рухнувших перекрытий -

Исковерканный шкаф, как гроб...

Кто-то крикнул: - Врача зовите!.. -

Кто-то крестит с надеждой лоб.

А ему уже, плачь - не плачь,

Не поможет ни бог, ни врач.

День ли, ночь сейчас - он не знает,

И с лица не смахнёт мне слёз.

Он глядит - уже не мигая -

На вечерние гроздья звёзд.

Эту бомбу метнули с неба

Из-за туч среди бела дня...

Я спешил из булочной с хлебом.

Не успел, ты прости меня.

Библиотекарь 

Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. В течение сентября ноября месяца, нормы выдачи хлеба снижались пять раз. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую хлебную норму за весь период блокады: рабочие 250 грамм, иждивенцы, служащие, дети 125 грамм. Этот маленький кусочек хлеба умещался на ладони.

Чтец 3. Облака

Наш хлебный суточный паёк

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слёг,

Теперь - всё чаще - умирает.

И потому что нету сил,

А над землёю вьюга стонет,

Мы мёртвых, чтоб не рыть могил,

В траншеях городских хороним.

Бушует голод. И пока

Не разорвать кольца блокады.

И от пожаров облака -

Красны, проплыв над Ленинградом.

От них пылает небосклон.

И враг, увидя их, в смятенье:

В них - боль, и гнев, и дрожь знамён

Перед началом наступленья.

Библиотекарь 

В перечне блокадной еды всякое можно найти – конопляные зерна от птичьего корма, собирали мучной клей от боев, потребляли всякого рода технические масла, даже землю ели. В первые дни войны фашисты разбомбили  Бадаевские склады, где хранились мука и сахар. И эту сладкую землю продавали даже на рынке. По воспоминаниям блокадников она напоминала творог.

Чтец 4. Сотый день

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

Чтец 5. Картошка

На рынке у булочной тихо и грустно.

Как в древности, здесь натуральная мена:

Стакан отрубей - на полбанки капусты,

На плитку дуранды - четыре полена.

На хлеб даже две стограммовых картошки

У этой дружинницы выменять можно.

Старик предлагает ей чайные ложки,

Однако старанья его безнадёжны.

Сказала негромко: - Хлеб нужен для мамы. -

И ясно: другого обмена не будет...

На рынке у булочной граммы на граммы

Меняют друг с другом голодные люди.

Я тут проходил, ничего не меняя,

А голод пошёл выворачивать тело.

Оно вдруг заныло, как рана сквозная:

Картошка проклятая в память засела.

Библиотекарь 

Голод,  усугублялся небывалым холодом.  Зима в этот год пришла необычайно рано. Уже в самом начале ноября город завалило снегом. Не хватало сил  расчищать сугробы. Первая блокадная зима была очень тяжелая, страшная. Стояли тридцатиградусные морозы. Парового отопления нет. Квартиры отапливались железными печурками – времянками. Дров не было, поэтому рубили на дрова столы, стулья, паркет, шкафы – всё, что можно было сжечь. В комнатах ленинградцев холодно и темно. Потому что электричества тоже нет.. В квартирах темно было даже днем, потому что в большинстве окон не было стекол. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Окна забивали фанерой.

Чтец 6. Из писем на большую землю

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мёртвые молчат, -

Ведь семафоры рук своих не вскинут

На всех путях, ведущих в Ленинград.

Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

И тёмные дома стоят без стёкол,

Как люди, потерявшие глаза.

Но в то, что умер город наш, - не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сражённых смертью,

Что означает: «Смертью смерть поправ».

Мы знаем: клятвы говорить непросто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Библиотекарь 

Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире -  ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно: транспорт не работал. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее просто в одежде, в которой человек умер. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадет к нашим ногам»…

Чтец 7. 31 декабря 1941 года

По Ленинграду смерть метёт,

Она теперь везде, как ветер.

Мы не встречаем Новый год -

Он в Ленинграде незаметен.

Дома - без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил Бадаевские склады.

И мы Бадаевской землёй

Теперь сластим пустую воду.

Земля с золой, земля с золой -

Наследье прожитого года.

Блокадным бедам нет границ:

Мы глохнем под снарядным гулом,

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,

Чтобы себя не испугаться...

Не новогодние дела

У осаждённых ленинградцев...

Здесь даже спички лишней нет.

И мы, коптилки зажигая,

Как люди первобытных лет,

Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас

Ползёт за каждым человеком.

И всё же в городе у нас

Не будет каменного века!

Кто сможет, завтра вновь пойдёт

Под вой метели на заводы.

...Мы не встречаем Новый год,

Но утром скажем: С Новым годом!

Чтец 8. Февраль

Какая длинная зима,

Как время медленно крадётся!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснётся.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы...

На Пискарёвских пустырях

Всё шире братские могилы.

И зря порою говорят:

«Не все снаряды убивают...»

Когда мишенью - Ленинград,

Я знаю - мимо не бывает.

Ведь даже падая в Неву,

Снаряды - в нас, чтоб нас ломало.

Вчера там каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Но лев молчит, молчат дома,

А нам - по-прежнему бороться,

Чтоб жить и не сойти с ума...

Какая длинная зима,

Как время медленно крадётся.

Библиотекарь 

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было и воды. Замерз и не работал водопровод. Без пищи человек может прожить много дней, а без воды не больше 2 – 3 дней. Голодным истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, кто с ведерком, кто с кастрюлькой, кто с большим чайником. А когда река замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Много раз проделывал этот путь за водой и Юрий Воронов:

Чтец 9. Вода

Опять налёт, опять сирены взвыли.

Опять зенитки начали греметь.

И ангел с петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь.

Но неподвижна очередь людская

У проруби, дымящейся во льду.

Там люди воду медленно таскают

У вражеских пилотов на виду.

Не думайте, что лезут зря под пули.

Остались - просто силы берегут.

Наполненные вёдра и кастрюли

Привязаны к саням, но люди ждут.

Ведь прежде чем по ровному пойдём,

Нам нужно вверх по берегу подняться.

Он страшен, этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать.

Споткнёшься, и без помощи не встать,

И от саней - вода дорожкой слёзной...

Чтоб воду по пути не расплескать,

Мы молча ждём, пока она замёрзнет...

Библиотекарь

В памяти Юрия Воронова многое осталось навсегда: тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и полыхание пожаров, скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода,

Чтец10.

Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу.

Тот пронзительный,
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип.

Будто все это
Было вчера…
В белой простыне –
Брат и сестра…

Библиотекарь

Стихи Юрия Воронова потрясают своей правдивостью. Все что происходило с ним в блокадном Ленинграде, все нашло отражение в его стихотворных строках. Стихами он рассказал и о маленькой девочке, убитой осколком бомбы. И о школьном уроке, на котором уснула и не проснулась одноклассница Юры.

Чтец11.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья –

После похорон

Библиотекарь

Он написал и балладу о госпитальной дружбе блокадных подростов, лежавших в палате во Дворце пионеро

Чтец 12.

В тяжелой палате

Нам сёстры, если рядом не бомбят,

По вечерам желают «доброй ночи».

Но «с добрым утром» здесь не говорят.

Оно таким бывает редко очень.

Когда январский медленный рассвет

Крадётся по проснувшейся палате,

Мы знаем, что опять кого-то нет,

И ищем опустевшие кровати.

Сегодня - мой сосед... В ночи к нему

Позвали не врача, а санитаров.

...Теперь ты понимаешь, почему

Меня вторым укрыли одеялом!

Библиотекарь 

18 января 1943  в 9 часов 30 минут в районе Рабочего поселка встретились войны Ленинградского и Волховского фронтов – блокада была прорвана. Семь дней шли упорные кровопролитные бои. Была освобождена узкая полоска земли вдоль побережья Ладоги. Здесь проложили железную дорогу, которая соединила блокадный город с Большой землей. В город, всё еще осажденный стало поступать продовольствие.  А через год, 14 января 1944 года, началось решающее сражение за освобождение Ленинграда от блокады. 27 января блокада была полностью снята. В 20 часов в городе прогремел салют в 24 залпа из 324 орудий.

Звучит песня на стихотворение Юрия Воронова «За залпом залп гремит салют»»

Библиотекарь

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

Чтец 13. Мертвые

Мне кажется: когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые. Только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мёртвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их,

Но мёртвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?..

         

Библиотекарь

Юрий Воронов прожил всего 64 года. Но многое успел: редактировал ленинградскую газету «Смена», «Комсомольскую правду», работал собственным корреспондентом «Правды» в Германии, был редактором «Литературной газеты», журналов «Октябрь» и «Знамя»... Но главное, он оставил книги своих стихов - «Блокада», «Память», «Улица Росси», «Долгое эхо»... И в каждой из них он обращался памятью в те страшные блокадные годы.

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Мы не вспомним вкус того блокадного хлеба, не ощутим пронизывающий холод блокадного города, запах смерти не символический, а реальный. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

30 миллионов наших людей – мужчин, женщин и детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия. Но мы должны о них помнить! И мы помним о них!

Чтец 14.

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
Не надо,

Не надо раны бередить,

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война;

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна


Использованная литература:

  1. Был город фронт – была блокада: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника/ Сост. Д. Колпакова, В. Суслов. – Л.: Дет. лит., 1984. – 206 с.
  2. Воронов Ю. Блокада. Книга стихов. – Л.: Лениздат, 1986. – 152 с..
  3. Дети города-героя: Сборник/ Сост. А.Л. Мойжес.  –  Л: Лениздат, 1974. – 424с.: ил.
  4. Ходза Н.А. Дорога жизни. – Л.: Дет. лит., 1974 – 69 с.: ил.
  5. Иванова А.А. «Я забыть никогда не смогу…»: Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальных классов// Библиотека школы. – 2013. - № 1. – с.. 28 – 35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Этих дней не забыть никогда".

Классный час "Этих дней не забыть никогда" посвящён годовщине освобождения города Калача - на- Дону Волгоградской области от немецко - фашистских захватчиков. Цели: - познакомить с героическими стра...

Классный час "Имя твое назову и не смогу забыть"

Цели:– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён дру...

Рабочая программа "Все узнаю, все смогу"

Проектная деятельность учащихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...

внеурочная деятельность по предмету "ВСЕ УЗНАЮ, ВСЕ СМОГУ" УМК "Школа 2100"

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для 2 класса «Всё узнаю, всё смогу» разработана на основе программы Н.И. Иглиной (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1...

Технологическая карта открытого внеклассного занятия внеурочной деятельности по курсу «Все сумею, все смогу».

ВоспитательФадеева Валентина ФедоровнаКласс3 гВнеурочная деятельностьПроект «70 лет Великой Победе»Тема занятияДень ПобедыЦель занятияЗадачи занятияПроведение проектной деятельности  Образователь...