Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса своими руками"
рабочая программа (1 класс) на тему

Барсукова Анна Ивановна

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса своими руками" . Возраст 7-8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 с.Томузловского  Буденновского района

                                                                              Утверждаю

                                                                                                         Директор МОУ СОШ №_16_

                                                                                                         с.Томузловского

        _____________________

        «___»___________2012г.

        

Программа по внеурочной деятельности

общекультурного направления.

«Чудеса своими руками»

Возраст детей:7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Барсукова А.И. учитель начальных

                                           классов  МОУ СОШ №16

Бессмертная Е.И. учитель начальных

                                         классов  МОУ СОШ №1

Литвишкина Н.И.М учитель начальных

                                              классов  МОУ гимназия №9

Ребус Е.С.учитель начальных

                                          классов  МОУ СОШ №16

Ушакова А.В учитель начальных

                                        классов  МОУ СОШ №2

        г. Будённовск

                                        2012г.

Пояснительная записка

       Повышенный интерес общества к лжеискусству, утраченный интерес к народным промыслам, бездуховность подтолкнуло к созданию данной программы.

       Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей Родины и традициям востока, способствует повышению уровня культуры. Широкая содержательная область данной программы, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий даст возможность каждому ребенку проявить индивидуальность и самосовершенствоваться.

         Разработка и реализация программы стала результатом многолетней работы по этому виду творчества: изучение литературы по историко - культурному наследию, посещение мастер-классов профессиональных дизайнеров в сети интернета.

        По данной теме разработано множество программ, но в них не отражены следующие вопросы:

- знакомство с традициями и ремеслами народов России;

- изучение восточной  школы работы с таким материалом, как бумага, картон, природный материал;

- изучение разнообразных тем данного направления: панно,  коллажи, букеты, украшения, оформление подарков;

- внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков;

- использование современных технологий (компьютерных) для более качественного усвоения материала воспитанниками.

   Цель программы:

- помочь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность средствами искусства.   Реализация данной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- формировать понятие о художественно – прикладном искусстве;

- познакомить обучающихся с различными видами декоративно- прикладного творчества  (оригами, бумагокручение, конструирование, бумагопластика, коллаж, орнаменты, торцевание, аппликация);

- научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами;

- формировать у детей художественный вкус, приучить их к  общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям разных  народов;

- развить фантазию и воображение;

- формировать необходимые знания по технике безопасности во время работы.

       Данная программа рассчитана на детей 7-8 лет, она будет реализовываться в течение одного года. Занятия будут проходить 1 раз в неделю по 25 минут.

       В данной программе используются такие формы занятий: индивидуальные, групповые, практические, теоритические, которые способствуют наиболее эффективному усвоению программного материала.

Прогнозируемые  результаты:

Предметные:

-знать виды декоративно-прикладного искусства и  народные промыслы, русские традиции   народов востока;

-уметь изготавливать сувенирные  изделия и  декоративно их оформлять;

-правильно использовать термины, полученные на занятиях;

-способствовать  развитию умения добывать новую информацию из различных источников

Метапредметные:

-учитывать разные мнения;

-для правильной организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами задавать конкретные, лаконичные вопросы;

-правильно использовать речь для планирования и организации своей деятельности;

-оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми, уметь сотрудничать;

-высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию

Личностные:

-проявлять устойчивый познавательный интерес к теме;

-осознавать социальную значимость человека в обществе.

Итоговым занятием будет ярмарка талантов Проект «Золотые ручки»

Учебно-тематическое планирование

№п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Всего

часов

Теория

Практика

Сроки выполнения

1.

Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм.  Пазлы (разрезные картинки).

1час

1час

сентябрь

2.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.  

1 час

1час

сентябрь

3.

Упражнение в вырезании. Коллаж из открыток.

2 часа

2 часа

сентябрь

4.

 Знакомство с японской техникой работы с бумагой (оригами).

1 час

1 час

октябрь

5.

Изучение техники бумагокручения (квиллинг).

1 час

1 час

октябрь

6.

Упражнение в изготовлении цветов. Коллективная работа «Японский сад».

1 час

1 час

октябрь

7.

Аппликация « Волшебный лес» Коллективная работа.

1 час

1 час

октябрь

8.

Работа по шаблону. Закладка.

1 час

1 час

ноябрь

9.

Простое плетение из бумажных полос.

1 час

1 час

ноябрь

10.

Идеи дизайнера. Декоративная японская ваза.

1 час

1 час

ноябрь

11.

Работа с салфетками. Веточки в инее.

1 час

1 час

декабрь

12.

Орнамент. Виды орнаментов.

1 час

1 час

декабрь

13.

Растительный орнамент. Узор в полосе.

1 час

1 час

декабрь

14.

Упражнение в вырезании. Снежинки.

1 час

1 час

декабрь

15.

Идеи дизайнера. Цумами канзаши «Великолепная  снежинка».

1час

1 час

январь

16.

Оригами. Японский журавлик.

1 час

1 час

январь

17.

Торцевание. Работа с гофрированной бумагой.

1 часа

1 час

январь

18.

Оригами «Животный мир». Коллективная работа.

2 часа

2 часа

февраль

19.

Поздравим папу.  Открытка    (самостоятельная работа)

2 час

1 час

1 час

февраль

20.

Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа)

1 час

1 час

март

21.

Контраст. Черное и белое.  Аппликация.    

1 час

1 час

март

22.

Изонить. Знакомство с техникой.

1 час

1 час

март

23.

Объемная аппликация «Одуванчик»

1 час

1 час

апрель

24.

 Изготовление панно – сувенира «Ракета».

1 час

1 час

апрель

25.

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа.

2 часа

1 час

1 час

апрель

26.

Витражи.

1 час

1 час

май

29.

Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения.

1 час

1 час

май

30.

Проект «Золотые ручки». Ярмарка мастеров.

2 часа

2 часа

май

Итого:

33 часа

7 часов

26 часов

Содержание дополнительной образовательной программы

1. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности при работе с ножницами. Танграм, знакомство с новым понятием.  Пазлы (разрезные картинки). Вырезание и составление пазлов.

2. Упражнение в вырезании. Обучение вырезанию по кругу. Понятие спирали. Прямые разрезы, обучение выполнению прямых разрезов.  

3-4. Упражнение в вырезании. Коллаж из открыток. Использование репродукций картин с изображением цветов. Знакомство с техникой «коллаж». Групповая работа.  Выставка  работ.

5. Знакомство с японской техникой работы с бумагой. Беседа о японской культуре и особых приёмах работы с бумагой «оригами». Использование ИКТ. Презентация «Оригами».

6. Изучение техники бумагокручения. Использование техники квиллинг. Знакомство с новым понятием и техникой работы с бумагой. Бусы из бумаги, коллективная работа.  Выставка  работ.

7. Упражнение в изготовлении цветов. Коллективная работа «Японский сад». Техника работы с разными видами бумаги. Беседа о значении сакуры для японского народа. Репродукции с изображением цветущей сакуры. Выставка  работ.

8. Аппликация « Волшебный лес». Понятие аппликации. Коллективная работа. Продолжение обучению  работе в группах.  Выставка  работ.

9. Работа по шаблону. Закладка. Знакомство с понятием шаблон. Развитие навыка работы с шаблонами. Изготовление закладок для учебников. Выставка лучших работ.

10. Простое плетение из бумажных полос. Виды плетения. Развитие навыка вырезания прямых полос и плетение коврика для куклы. Выставка лучших работ.

11. Идеи дизайнера. Знакомство с понятиями «идея», «дизайнер». Декоративная японская ваза. Украшение вазы, применяя изученные приёмы работы с бумагой квиллинг и  коллаж.Понятие «икебана».

12. Работа с салфетками. Веточки в инее. Изучение свойств бумаги, (салфетки). Постановка опытов. Изготовление веточек в инее из салфеток. Использование ИКТ. Выставка лучших работ.

13-14. Орнамент. Виды орнаментов. Знакомство с растительным и животным орнаментом. Использование ИКТ. Изготовление узора в полосе, используя растительный орнамент. Выставка лучших работ.

15-16. Упражнение в вырезании. Снежинки. Выработка умений складывать бумагу. Понятие «Цумами канзаши». Салфетки в форме цветов.

17. Оригами. Японский журавлик. Знакомство с историей создания японского журавлика.  Выработка  навыка складывания журавлика из бумаги. Выставка лучших работ.

18. Торцевание. Работа с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Постановка опытов. Коллективная работа, изготовление панно «Поляна цветов». Выставка  работ.

19-20. Оригами «Животный мир». Изучение возможностей работы способом оригами. Изготовление несложных фигурок животных. Выставка лучших работ.

21-22. Поздравим папу.  Использование ИКТ, презентация ко дню защитника. Знакомство с военной символикой, военной техникой. Выполнение несложных моделей военной техники (танка, пушки) из гофрированной бумаги. Выставка лучших работ.

23. Изготовление поздравительной открытки к 8 МАРТА. Использование ИКТ. Создание сказочных цветов, применяя изученные способы работы с бумагой. Выставка лучших работ.

24. Контраст. Понятие контраста. Черное и белое.  Аппликация с использованием контрастных цветов. Использование ИКТ. Выставка лучших работ.

25. Изонить. Знакомство с техникой кручения нити. Презентация по изготовлению простых цветов в новой технике. Изготовление цветка из нитей. Выставка лучших работ.

26. Объемная аппликация «Одуванчик». Беседа «Цветы России», понятие «объем». Коллективная работа по изготовлению панно из одуванчиков. Выставка  работ.

27. Изготовление панно – сувенира «Ракета».Беседа о космосе.

28-29. Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек. Понятие «симметрия». Использование ИКТ. Презентация «Бабочки». Выставка лучших работ.

30-31. Витражи. Знакомство с новым понятием. Использование ИКТ. Коллективная работа по изготовлению витражей. Выставка  работ.

32-33. Проект «Золотые ручки». Использование ИКТ, презентация «Золотые ручки». Ярмарка мастеров. Выставка творческих работ детей.

Методическое обеспечение

1. Формы работы: работа в группах, фронтальная, индивидуальная (беседа, ярмарка, выставка, конкурсы, постановка опытов).

2. Методы и приемы работы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы, проектный метод.

3. Техническое  оснащение занятий: помещение и оборудование (учебный кабинет, полки для выставочных работ, библиотека по декоративно - прикладному творчеству); специальные инструменты и приспособления (ножницы, шило, пинцеты, проволока, кисточки, линейки, трафареты); материалы (бумага ватман, бумага цветная, бумага гофрированная, картон, картон цветной, клей  ПВА, клей Момент, калька, карандаши цветные, ленты, тесьма, пластилин, маркеры, карандаши простые, нитки); дидактический материал (репродукции картин, презентации к занятиям, образцы витражей, работ, шаблоны, трафареты).

4. Форма подведения итогов по каждой теме - выставка лучших работ.

Список литературы для учителя

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Зайцева А.В. Поделки с тиснением по бумаге. - М.: Эксмо, 2009.
  3. Сергеев В.И. Плетение из бумаги от деда Василия. -М.: ВАКО, 2007.
  4. Хворостов  А.С.  Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 2007.
  5. Чистти Д.И. Оригинальные поделки из бумаги.- М.: Мир книги, 2009.

Список литературы для детей

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия для детей и взрослых. – М.: Оникс, 2007.
  2. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. - М.: Айрис – прес, 2008.
  3. Цветы оригами для моей мамы. Сост. Иванова Л.В. – М.: АСТ, 2008.
  4. Гусакова М.А. Аппликации.— М., АСТ,2009.

               5.Куревина О.А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой.-        

                  М.: Оникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Методическое пособие: рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления (срок реализации-4 года)

Данная программа содержит пояснительную записку, цели и задачи внеурочной деятельности, этапы работы на все 4 года её реализации, указаны предполагаемые результаты....