Великий могучий русский язык
план-конспект занятия на тему

 Хасянова Зифа Арслановна

 

·      воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;

·      развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_moguchiy_russkiy_yazyk.docx218.02 КБ

Предварительный просмотр:

              с 10 февраля  по 15 февраля 2014 г.

ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ

1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной

 в корне?

2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)

 3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)

4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).

5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Ь)

6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)

7) Чем кончается лето и начинается осень? (О)

ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ

1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной

 в корне?

2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ?

 3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек)

4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).

5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ?

6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ?

7)Чем кончается лето и начинается осень?

http://radikal.ua/data/upload/4fa6c/ba193/4813c513cc.pnghttp://cs411427.userapi.com/v411427375/19/bdv78cFFoKs.jpg

МБОУ Лопатинская СОШ

j0428113.wmf

«Великий могучий русский язык »

 

(линейка, посвященная открытию)

                                                                               Учитель начальных классов:

                                                                                Хасянова  Зифа А рслановна

        2014 г.

Цель:

  • воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;
  • развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями о русском языке
  • слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
  • карточки со знаками препинания;

Ход мероприятия

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

-Правильно. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка».

На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.

- А сейчас, ребята, мы открываем“Неделю русского языка”.

Чтение стихотворения.С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик,он проводник.
Если штурмуешь познания кручи–
Выучи русский язык!

Ведущий.

–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу

со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям,живущим  России,

тем более необходимо знать русский язык. Мы должны уметь грамотно выражатьсвои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать

четким,красивым почерком.Не получается ли у нас иногда так,

как  стихотворении В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.

Инсценирование стихотворения В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
–Будь другом,напиши письмо,а то я не умею…
–Нет, не могу,нога болит, –ответил хмуро тот.

 – Через неделю приходи,авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.
– Нет,мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой,трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Ведущий:

-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

- В своём прекрасном стихотворении в прозе«Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться

к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

- Сейчас мы  вам напомним  этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева:(Поправляет корону)

-Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

Федя.

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь -жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение написано на доске)

Казнить нельзя помиловать!

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя:(запятую ставит после слова)

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Казнить, нельзя помиловать!

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать.

А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление».

А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят.

Федя:

Мне домой надо, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием.

И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)

 

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как?-Откуда?-Сколько?
-Почему?-Зачем?
-Где?-Куда?
-Какая?-Отчего?
-О ком?-Что?
-Кому?-Который?
-Чья?-Каким?

- О чём?Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —вывод прост:
Это значит — точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мыслиНить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)

7 уч-ся (« »):

- А я - кавычки. Обо мне есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)

8 уч-ся ( ( ) ):

- Я - скобки.
Словам раскрываю объятия:
- Жду в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)

Ведущий:

-Вот и все наши гости.

Федя (шумно вбегает на сцену):

- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?

Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости.  Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

Ведущий:

- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

-Наверное,  мы не пригласили ту, о которой говорят:

«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)

Федя:

- Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?

Дети:

- Речь идет о запятой!

Федя:

-Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?

Ведущий:

- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.

В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика. 

Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать, чтобы не получилось в жизни таких ситуация как у мальчика Феди.

-А сейчас, я вас познакомлю с планом проведения недели русского языка.

(учитель зачитывает план и разъясняет)

- И хочу еще раз напомнить слова великого писателя И.С. Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

 

Чтец 1 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.

Ведущий.

– Неделю русского языка объявляю открытой. Удачи вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий могучий русский язык

Цель:·      воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;·      развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и...

Великий могучий русский язык

Цель:·      воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;·      развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...

Викторина «О великий, могучий русский язык»

Викторина «Дню славянской письменности и культуры посвящается»...

Внеклассное занятие по русскому языку "Великий, могучий русский язык"

Устный журнал. Воспитание любви к русскому языку и литературе....

КВН "ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ Русский язык

КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ .ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧ ШКОЛЕ И  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРОЯВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ В ВИДЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....