Классный час "Необычные выражения русского языка"
классный час (2 класс) на тему

Русский язык богат и могуч. Об этом дети узнают с раннего детства, а пополняют свои знания и учатся правильно пользоваться им в школе. Часто в быту мы слышим "крылатые выражения", иногда вызывающие у нас  улыбку. Постигая тайны языка, дети учатся правильно пользоваться им, расширяют свой словарный запас. "Крылатые выражения" украшают нашу речь, делают её более выразительной и образной, развивают чувство юмора. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. На классном часе учащиеся исследуют "крылатые выражения", расскрывают их тайны, учатся пользоваться ими в своей рече.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnye_vyrazheniya_russkogo_yazyka.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Необычные выражения русского языка»

Дидактическая цель: раскрыть суть общих понятий фразеологизмов, строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.

Планируемые результаты:

Личностные: соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий;

контроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные: способность к познанию языкознания;

 готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе;

 умение строить небольшие монологические высказывания;

умение слушать товарищей и высказывать собственное мнение.

Использованная литература: 

Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998. – 192с.

Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука, 1977. – 248с.

Электронные ресурсы:

http://mysubs.ru/o-perevodah/phraseo.html

http://znayka.net/frazeologizmy/

Сценарий занятия

  1. Подготовительный
  1. Организационно-подготовительный

а)  Открытие темы и целей занятия

 - Русский язык славится большим богатством  выражений, состоящих их нескольких слов, которые можно заменить одним словом.

  Сегодня мы будем с вами исследователями русского языка.

Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего классного часа? (Необычные выражения).

  1. Диагностический

а ) Актуализация знаний

Вам понадобится внимание, воображение и чувство юмора для того, чтобы узнать и  раскрыть  особенности необычных выражений. Чтобы понять, о чём мы будем говорить, прочитаем диалог:

- Когда-то я с ним был на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Совсем  от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!

- Ребята, что необычного было  в диалоге?

- Какие необычные фразы вы запомнили? Скажите, действительно ли они описывают то, о чём говорят?

  1. Конструирующий
  1. Основной

а )  Рассказ учителя

- Выражения, которые показались вам необычными, называются фразеологизмами или крылатыми словами. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов. Крылатые слова очень украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. 

б) Исследование тайн языка

Ребята,  к нам на урок пришел МАГИСТР. Он предлагает окунуться в тайны языка.

в) Тайна 1

- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Попробуйте это сделать

Пример:

Бежать во весь дух – (быстро)
морочить голову – (обманывать)
в час по чайной ложке – (медленно)
рукой подать – (близко)

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

- Объясните, почему произошло такое недоразумение.

Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил 
И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?
– Почему это произошло?
– Как надо понимать «прикуси язык»?

2) Игра «Найди меня»

А теперь немного поиграем. Я читаю каждому ряду по стихотворению (презентация). Вам нужно найти крылатые слова и объяснить,  что они обозначают. Если ряд не сможет справиться, то тогда поможет другой.

1 ряд.

Наташа Петрова гулять мастерица,

Но лютого холода очень боится.

Подружка её погулять приглашает,

Наташа в ответ головою качает:

«Я лучше сейчас порешаю задачи,

Гулять не пойду, ведь холод собачий»

2 ряд.

Подружка подружке всё утро звонит,

Но та к телефону совсем не спешит.

Когда же и та дозвониться пытается,

Подружка услышать её не старается.

Я в эту историю сразу поверю,

Ведь обе подружки – глухие тетери.

3 ряд.

Егор уроки не учил,

С вареньем чай на кухне пил.

В дверях вдруг появился дед:

-Уроки выучил иль нет?

-Как снег на голову упал!

А я тебя совсем не ждал!

г) Тайна 2

 Из истории крылатых слов

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Выражение 
попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.
Хорошо нам известный оборот 
шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.

д) Тайна 3

 Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Работа в парах:

Подберите нужное слово.

голоден как (волк)
хитер как (лиса)
труслив как (заяц)
неповоротлив как (медведь)
нем как (рыба)

– Почему появились эти выражения?

Практическая часть.  Игры.

Игра 1

Продолжим игру по рядам. Теперь вам предстоит разгадать загадки, загаданные самими крылатыми словами:

1. ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)

2. ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

ЕЁ «просит» рваная обувь.

ОНА в голове у путаников.

(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)

3. ЕЁ толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

ЕЁ набирают в рот, когда молчат.

ЕЮ нельзя разлучить неразлучных друзей.

В НЕЁ прячут концы несчастные люди

Иногда выходят из НЕЁ сухими.

(ВОДА: «толочь воду в ступе», «как в рот воды набрал», «концы в воду», «не разлей вода», «выйти сухим из воды».)

4. ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить.

ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.

За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.

ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(ЯЗЫК: «язык проглотил», «язык хорошо подвешен», «кто тебя за язык тянул?», «держать язык за зубами».)

5. ЕГО вешают, приходя в уныние.

ЕГО задирают, зазнаваясь.

ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

(НОС: «нос повесить», «нос задрать», «нос совать».)

6. ОНИ не цветы, а вянут.

Не бельё, а ИХ развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Не ладоши, а ИМИ хлопают, если чего-то не понимают.

(УШИ: «уши вянут», «уши развесить», «ушами хлопать».)

2) Работа со стихотворением.

Послушайте  стихотворение, почему так случилось?

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.»
Через час едва живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

– Что пожелала Мама - Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?

 Игра 3  «Пантомима»

Последнее наше задание будет очень творческим. От каждого ряда требуется человек, который покажет без слов, а только жестами предложенное ему крылатое выражение. А все остальные должны угадать, что же это за крылатое выражение.

1. Реветь в три ручья.

2. Уши развесить.

3. Спать с открытыми глазами.

III. Итоговый 

  1. Аналитический

- Ребята, интересны вам были тайны языка, с которыми вас познакомил Магистр?

-  С какими выражениями мы познакомились?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

- Какие крылатые слова и выражения вы запомнили?

  1. Рефлексивный

Закончи предложение:      Мне  запомнилось …