Классный час на тему: "Пространство добрых мыслей"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

 Воспитательное мероприятие направленное на формирование высокоразвитой личности учащегося методом самоисследования и диагностики своего внутреннего психологического  содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvo_dobrykh_mysley.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                 

Сценарий классного часа

Учитель начальных классов:

МБОУ Коробовского лицея

Шатурского района

Московской области

Белозерцева Людмила Александровна,

  1. Введение

    В настоящее время информационно-технического прогресса современному человеку сохранить все составляющие понятия «здоровья» довольно тяжело. Поэтому крайне важно найти механизм и включить его в действие для поддержания полноценного физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

   Первое, что должен осознать любой человек, это то, что он сам может вдохновить себя или навредить себе. А для этого требуется осознание и понимание всего того, что происходит внутри его сознания, в мыслях и в окружающем пространстве.

    С чего начать эту работу? С анализа своих мыслей. Важно уловить, какой оттенок они имеют, проследить, к чему они могут привести, и задуматься о последствиях.

   Всем приятно общаться с культурными и воспитанными людьми, значит надо постараться каждому стать примером и образцом для окружающих.

   В Библии сказано, чтобы человек возлюбил каждого, как самого себя. Только при этом условии человечество может находиться в гармонии.

   А что получается в настоящий момент? Думаем одно, говорим другое, делаем третье. И каждому кажется, что он «белый и пушистый». А если честно заглянуть внутрь себя и сделать анализ своей мыслительной деятельности? Очень много можно сделать открытий различного рода и в разных направлениях.

   Вот с этого и надо начинать. Стать самому  психоаналитиком и психотерапевтом, а затем помогать в этом вопросе другим.

  Работа не из лёгких. Необходимо найти время для анализа всех дневных событий, и внутренней реакции на происходящие события. Но, однако, это довольно увлекательно и интересно.

   Когда кто-то делает плохо, это его проблемы, а не наши.  « Не принимай негатив, пусть он остаётся с тем, кто его принёс», необходимо помнить это, чтобы не отвечать злом на зло.

Дети, уже начиная с начальной школы, могут осознать, какой человек, какую начинку имеет. «Устами младенца глаголет истина», недаром так говорят, т.к. именно дети хорошо чувствуют, каков человек на самом деле.

   Почему это очень хорошо получается у детей? Они ещё не успели засориться, как взрослые, различного рода шлаками.

  Таким образом, любой человек сможет сознательно поддерживать в хорошей физической форме своё тело, быть психически устойчивым, ориентированным на созидательный процесс, т. е. духовно- нравственным человеком.

   Предлагаемый сценарий классного часа помогает классным руководителям начать работу в данном направлении.

  Обязательным условием является здесь систематичность,  последовательность, фиксирование результатов и анализ деятельности.

   При разработке этого проекта рекомендуется наметить программу дальнего действия развития. Например, разработать воспитательную программу на 4 года в начальной школе, включая туда все необходимые мероприятия по данной теме.

Необходимо вовлекать в эту работу родителей и действовать в союзе: «Учитель, ученик, родители».

Актуальность  практико-значимой работы заключается  в формировании у учащихся УУД по созданию здоровьесберегающей среды, как во внешнем, так и во внутреннем своём физическом пространстве. При разработке сценария классного часа учитывалось логика, системность и последовательность подачи материала, направленные на укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников.

Гипотеза: если ученик научится отслеживать свои мысли, то его внутреннее и внешнее пространство станет чище, он сможет сохранить своё физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье. Окружающим людям буде комфортно находиться рядом. Эстетика, здоровье, гармония и красота спасут мир.

Цели: пробудить в учащихся желание начать внутреннюю работу по отслеживанию своих мыслей; познакомить с механизмом формирования позитивного пространства; технологией сортировки мыслей на хорошие - светлые и плохие – тёмные; учить детей чувствовать окружающий мир; вызвать стремление к созидательной деятельности для своего дальнейшего комфортного существования и реализации желаний; разбудить желание – заниматься спортом, закаливанием, с целью укрепления своего физического тела; задать направление по духовному самосовершенствованию.

 Задачи: учиться отслеживать своё внутреннее состояние;

-контролировать мысли, речь и действия;

- осуществлять моделирование своей жизни;

- прогнозировать развивающиеся события;

- создавать благоприятные условия существования.

Планируемые результаты:

Регулятивные, коммуникативные

- учащиеся смогут контролировать своё поведение;

- научатся правильному общению друг с другом;

Личностные, познавательные

- создадут позитивный микроклимат;

- осознание чистоты разговорной речи

Метапредметные

- создадут модель будущего развития общества и гармоничного пространства в нём;

- применение приобретённых знаний, умений и навыков  в повседневной жизни.

Оборудование: поднос с салфеткой и макетом языка; искусственные розы; игрушки змеи и лягушки; сухой цветок; кристаллы льда; видеофильм « Вода»; земля с водой; грамзапись «Миллион алых роз»; грамзапись классической музыки; корзина; изображения цветов, животных; драцена; книга «Энергия комнатных растений».

Сценарий классного часа «Пространство добрых мыслей»

II .Основная часть

  1. Организационный момент. Сообщение темы классного часа.

На интерактивной доске появляется слайд с темой классного часа  «Пространство добрых мыслей» и эпиграф  со словами А. П. Чехова

« В человеке всё должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  1. Вступительная беседа с учащимися.

- Как вы можете объяснить смысл  слова « пространство»?

/ Это то, что нас окружает. Его можно потрогать руками. Сейчас мы находимся в пространстве этого кабинета, которое стенами отделено от другого пространства. Если раздвинуть стены и потолки, то мы окажемся в пространстве школы, отодвинуть стены школы, то окажемся в пространстве улицы.

- А чем заполнено пространство? Что является его составными частями? / Люди, природа, животные, цветы и т.д./

Наверное, все вы часто ходите в гости. А возвращаясь из гостей, иногда с восхищением говорите: « Мама, там так здорово, такая тёплая атмосфера!» Или другой пример, возвращаетесь из школы с двойкой, показываете её отцу и чувствуете, что « В воздухе запахло грозой!»

- Что обозначает это выражение? (возникло напряжение, обстановка накаляется)

- Так от кого же зависит, каким будет окружающее нас пространство?

/ От нас самих./

Сегодня мы будем заполнять пространство этого кабинета добрыми мыслями, позитивной энергией. Постараемся создать атмосферу дружелюбия, любви, тепла. Мы все, присутствующие в этом кабинете, будем сегодня являться участниками процесса формирования пространства света и любви. И начнём мы это делать прямо сейчас. Но надо сначала понять технологию, т.е. этапы, шаги, что и как для этого необходимо делать.

- Давайте посмотрим маленькую инсценировку притчи о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце.

3. Инсценировка в исполнении детей.

Автор: Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

- Всему городу известно, что у тебя есть остроумный и находчивый раб.

Купец:  Да, есть. Эй, Эзоп, подойди сюда.

Подходит Эзоп: « Да, мой повелитель».

Гость: / обращаясь к купцу/

- Отправь его на базар, пусть он нам принесёт самое прекрасное, что есть на свете.

Раб уходит и возвращается с подносом в руках, накрытым салфеткой. Её поднимают, а там лежит язык.

Гости: Эзоп, ты же принёс язык!

Эзоп: А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, любви, верности.

Гости потирают затылки: И то верно.

Через некоторое время  гости вновь обращаются к купцу:

- Пусть твой раб пойдёт и принесёт нам самое ужасное, что есть на свете.

Эзоп уходит и возвращается с тем же подносом. Под салфеткой опять лежит язык.  Удивлению гостей не было предела:

- Эзоп, ты же опять принёс язык!

Эзоп: А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну. Язык наш – враг наш.

Гости: Да, правду говорят люди, что твой раб умён и остроумен.

Учитель: Почему же именно язык может быть ужасным нашим органом и в то же время прекрасным? / Ответы детей./

  1. Работа над пословицами.

На интерактивной доске появляется второй слайд с пословицами:

Учитель: Прочитайте пословицы и постарайтесь объяснить их смысл.

- Каким бы острым не был кинжал, человеческий язык острее.

- Слово лечит, слово калечит.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

- Не ножа бойся, а языка.

- Острое словечко колет сердечко.

- Не ножа бойся, а языка.

- Одно тёплое слово, в жестокий мороз согреет.

- Доброе слово и обнажённую саблю в ножны вложит.

- Человеческое слово стрелы острее.

- Недоброе слово больше огня жжёт.

5. Инсценировка эпизода из сказки Шарля Перро « Подарки феи».

Учитель: Знаменитый, всеми любимый французский сказочник Шарль Перро написал на эту тему поучительную сказку под названием:  «Подарки феи».

Автор: Жили-были 2 девочки. Одна была добрая, а другая злая.

Добрая: Какая сегодня чудесная погода!

Злая: Отвратительный день!

Добрая: Жизнь прекрасна!

Злая: Жизнь-это мерзкая и отвратительная штука!

Автор: И однажды они встретили у колодца фею.

Фея: Не дадите ли вы мне воды напиться?

Добрая: Пейте, тётушка, на здоровье.

Злая: Неужели вы думаете, что я притащилась сюда, чтобы дать Вам воды напиться?

Автор: И фея наградила каждую по её заслугам.

  Как только добрая девушка открывала рот, чтобы сказать что-то, у неё с губ падали розы, жемчужины и алмазы.

А, когда злая девушка открывала рот, то вместо слов у неё оттуда вылетали лягушки и змеи.

Учитель: Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

6. Знакомство с механизмом сортировки слов.

  Учитель: Прежде, чем произнести слово или предложение, мы должны знать, где оно рождается.

- Кто может ответить на этот вопрос?

/ Слова рождаются в голове./

-Назовите родителей слов?

/ Родителями слов являются мысли. Если мысли чистые и светлые, то и слово будет таким же и наоборот./

- Сейчас мы перейдём к самому главному – самостоятельной, внутренней работе по отслеживанию своих мыслей и их сортировке на плохие и хорошие.

  Итак, мысли рождаются в голове, они бывают добрыми, светлыми, чистыми, не причиняющими вреда окружающим. Таким мыслям мы дадим выход через рот в пространство на радость людям.

  А мысли злые, плохие, от которых окружающим будет неуютно, мы удалим в корзину, т. е. выполним операцию, как в компьютере: «Удалить в корзину».

- Посмотрите вокруг себя, и скажите друг другу и присутствующим гостям что- то  хорошее, ласковое, нежное, от чего на сердце станет тепло и уютно.

Вывод: От добрых, тёплых слов пространство становится таким родным, как мамины руки.

- А как вы думаете, а растения реагируют на добрые слова и мысли?

Девочки подготовили для вас маленький доклад о комнатном растении – драцене, с которым учёные провели опыт.

7. Доклад учащихся о драцене. / Материал взят из книги « Энергия комнатных растений», автор Ева Катарина Хоффман, перевод с немецкого языка/.

  Обобщение: Наше пространство формируется из наших слов и мыслей. Если мы выпускаем в пространство мысли добрые и светлые, то и пространство будет для нас дружелюбным. Мы можем его сами создавать у себя дома, в классе, на улице. На доброе, тёплое отношение реагирует всё живое: растения, животные, вода, атмосфера.

8. Опыт с сухим растением – СЕЛАГИНЕЛЛОЙ.

  Учитель: В русских народных сказках часто упоминается живая и мёртвая вода, которая творила чудеса и оживляла умирающих.

- У меня в руке цветок СЕЛАГИНЕЛЛА. Он приехал из Египта, он сухой. В таком состоянии он может находиться год и более, пока не попадёт во влажную среду. Сейчас мы его начнём оживлять. Для этого вам необходимо сказать этому цветку, как живому существу хорошие слова.

 А я в это время буду заливать его живой родниковой водой, и делать мы всё это будем под красивую музыку.

Учитель: Ты хороший, ты живой, ты красивый, ты сейчас раскроешься перед нами, откроешь свою цветочную душу. И порадуешь нас своим воскрешением. Через 15 минут ты оживёшь.

/ Цветок ставится на стол жюри./

9. Правило для запоминания.

Учитель: А теперь внимание, правило для запоминания.

У меня в руках  земля, я сейчас смешаю её с водой, что получится?

Мутная, слякотная лужа.  Кто хочет в ней искупаться? Никто, вы все сейчас такие красивые, никто не хочет пачкаться.  Молодцы, вы все хотите оставаться красивыми.  Так вот, запомните, каждый раз, когда вы допускаете в своей голове плохую мысль к выходу, вы тем самым засоряете своё пространство, пачкаетесь, загрязняете себя изнутри.

- Нет  желания замараться? Так следите за ходом своих мыслей. Иначе можно себя самим уничтожить, способствовать развитию различных болезней. Наш организм на 80% состоит из воды, излучая мысли, мы можем продлить себе жизнь в радостном существовании, или наоборот убить в себе всё живое. Не зря говорят, что пищу надо готовить в хорошем настроении, с добрыми мыслями.

10.  Просмотр эпизодов из видеофильма  «Вода».

11.  Демонстрация кусочков льда с красивыми узорами.

Учитель: Я провела опыт в домашних условиях. Сказала воде слова: любовь, благодарность, спасибо. Посмотрите без микроскопа, что получилось.

  1. Заключение.

Рефлексия.

Учитель: Как сформировать пространство дружелюбия, тепла?

- От чего это зависит?

- Назовите родителей слов?

- Что необходимо делать с мыслями?

-Давайте сейчас перейдём к заключительному этапу формирования пространства добрых мыслей.

-Я вам раздам лучики солнца. А вы на них напишите хорошие слова друг для друга, для гостей, для окружающего мира.

/ Дети пишут под музыку/.

-Зачитайте то, что написали. / Дети зачитывают написанное/.

Учитель: Получилась у нас работа по формированию пространства добрых мыслей? От кого это зависит?

- И в качестве подарка мне хотелось бы исполнить песню, слова которой на интерактивной доске.

Сделай лучистым пространство своё,

Пусть чистотой засияет оно,

Будешь ты в нём постоянно купаться,

Телом своим и душой наслаждаться.

Будут шедевры в пространстве рождаться,

Будут таланты твои открываться,

Будешь ты самым счастливым на свете

И добротою поможешь планете.

. Инсценированный танец под музыку « Миллион алых роз».

Учитель: Мы сегодня произнесли много добрых слов и у нас тоже появились розы. Давайте посмотрим красивый поступок во имя любви.

 

Литература

  1. Ева-Катарина Хофманн. Энергия комнатных растений.-М:Нить Ариадны,2004.
  2. Вода. Документальный фильм.
  3. Ронда Берн. Тайна. – М.:Эксмо, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам"

Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам", построен так, что поговорив о добрых делах и отношении друг к другу, переходим к делу. Через два месяца, был подведен итог "добрых дел" и 15 реб...

Урок этической грамматики для 4 класса "Добрые мысли и поступки"

Занятие по этической грамматике для 4 класса...

Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.

На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...

Тема урока: От доброй мысли к доброму делу.

Урок  итоговый в рамках проекта " Добро и зло" В уроке формируются  нравственное понятие  добра. Применяла различные формы работы детей  с целью создания ощущения у детей успешно з...

Презентация к уроку по ОРКСЭ " От добрых мыслей к добрым делам"

Слайды помогают восприятию сложной темы "Добро и зло"...

Классный час "Добрые мысли, добрые слова"

Классный час для детей 9-11 лет...