Природосообразное или экологическое воспитание младших школьников от Песталоцци до наших дней.
статья на тему

Емельянова  Татьяна Владимировна

Статья о том как важно воспитывать в детях любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

 

Емельянова Т.В.

Природосообразное  или  экологическое  воспитание  младших

 школьников  от  Песталоцци  до  наших  дней.

             История человечества неразрывно связана с историей природы. Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что всё осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований.

           Огромный интерес общества к этим проблемам убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека в отдельности. В силу этого экологическое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

          В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - дать не только знания, но сформировать правильное отношение к поведению в природе. Начинать экологическое воспитание желательно как можно раньше, чтобы было больше времени для «запуска» процесса преобразования знаний в прочные убеждения. Детям необходимо помочь осознать значимость природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту и самоценность живого существа.

             Великий швейцарский педагог Генрих Песталоцци впервые сформулировал  положение о том, что воспитание должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с детской природой. В своей работе « Лингард и Гертруда» он писал, что главная цель воспитания - развивать природные силы ребёнка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной  принцип  его воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, он считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. Ребёнок сам по себе не является совершенным, и только соответствующее воспитание «делает человека человеком», то есть подавляет в нём низменные, животные инстинкты и развивает подлинно человеческие начала.

            Таким образом, проблемой экологического воспитания, педагоги стали заниматься ещё в 17-18 веках, хотя  в то время не было  экологии как науки и, разумеется, не было термина «экологическое воспитание».

             Чтобы человек научился понимать природу, видеть её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего детства. Сухомлинский писал о том, что  добрые чувства человека должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира (Сухомлинский В.А., 1958    )

          Мы считаем, что экологическое воспитание – это важная составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием подразумевается единство экологического сознания и соответствующего поведения,  созвучного, гармонизированного с природой.

         Природосообразное воспитание рассматривается  как прикладная область экологических знаний, как широкая практическая деятельность человека и как ценность общества (Педагогическая энциклопедия,1998). Учитель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка, то есть учитывать возрастные особенности детей.

          Экологические представления начинают формироваться на уроках окружающего мира.  Содержание именно этих уроков способствует созданию основ формирования экологического сознания. А экологически сообразное поведение формируется с годами, и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Цель экологического воспитания достигается по мере решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.

           Экологически образованный ученик, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Тогда в последующем нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание и станут убеждениями этого человека.

  Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Взрослые, разрешая ребёнку сорвать цветок, не понимают, что от детской экологической вседозволенности до взрослой (вырубить леса, извести море, «повернуть реки») дорога очень короткая,  особенно если она накатана. Но дальше… А дальше дорога обрывается пропастью. И эта дорога потребительского отношения очень коварна, так как ребёнок, а затем и взрослый человек не может остановиться. И поэтому каждый ребёнок должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей.

          В настоящее время младшие школьники на уроке окружающего мира и из учебников получают множество экологической информации, но в этом объёме очень мало уделяется внимания нравственно-экологическому аспекту, который должен формировать нормы нравственного отношения к природе, а они в свою очередь должны становиться внутренней потребностью человека.

          Молодое подрастающее поколение олицетворяет ближайшее и отдалённое будущее и именно поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего.