Обереги
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Приходько Таиса Алексеевна

В жизни калмыков важное место имели оберени. В работе рассказывается какой оберег нужно применять соответственно ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oberegi_pravilnoe.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль оберегов для детей Калмыкии.

Цель: показать обереги как основные средства охраны  младенческого

            периода и первого года жизни у калмыков в 19-20 веках, их

           семантическое значение

                В семейной обрядности любого народа отражаются традиционные  представления о жизненном цикле, верования и культы. Наиболее ярко это проявляется в  родительной  обрядности,  которая регулирует отношения между поколениями, что является  залогом  стабильности существования социума.

          Согласно представлениям калмыков, этому процессу способствуют также различные охранительные меры, основанные на народном опыте и традиционном мировоззрении, проводимые с момента рождения и в течение всей жизни.

         Амулеты и талисманы всегда играли огромную роль в жизни человека. Они существовали задолго до появления письменности. Таких понятий как амулет,  оберег не было. Была просто какая-то вещь, которая приносила удачу и оберегала  человека. Это могло быть что угодно – кусочек дерева или просто камень.

С развитием человека и его культуры начала появляться магия, начали появляться всевозможные символы, которые применялись в виде талисманов. Их предназначение – защищать человека от негативных сил.

            Большое значение придавалось амулетам, талисманам и оберегам, изготовленным  из камней, так как они обладают целебными свойствами. Камни способны оберегать  владельца от беды и приносить удачу

        В прошлом наши предки прибегали к различным охранным мерам, начиная  еще с  периода внутриутробного пребывания ребенка, поскольку, по поверью,  в этот период он уже  начинает взаимодействовать с окружающим миром. На беременную женщину налагались  различные запреты в поведении. Ей запрещалось посещать похороны, выходить на улицу с наступлением сумерек, поднимать руки высоко над головой, перешагивать через веревку, завязывать узлы – все это приравнивалось к возведению препятствий к нормальному течению  беременности.

               На пиру по случаю рождения ребенка существовал обычай дарения молодняка скота «мал заах»,   выступавшего гарантом собственного хозяйства в будущем и обеспечивавшего.

 Полноценное  вступление во взрослую жизнь. Если новорожденный – мальчик, то обязательно  варили заднюю  ножку барана. От нее отделяли большую берцовую кость, очищали от мяса и после прочтения  стариками йоряла убирали на хранение в сундук или на алтарь. С этого момента она  считалась  принадлежащей мальчику, его оберегом. Если в семье часто умирали новорожденные, то для  сохранения жизни очередного малыша проводили обряд жертвоприношения огню  «галл тяялгн» , после которого также оставляли большую берцовую кость жертвенного животного как личный  оберег ребенка.

        Ребенок, рожденный вместе с внутриутробной пленкой («в рубашке»), считался у калмыков счастливым от рождения – «кишгтя», «сян заята». «Рубашку очищали», сушили, аккуратно складывали, обворачивали тканью и изготовляли личный оберег. Особо берегли пленку с головы оворожденного, при заболевании ребенка ее использовали как лекарство. Личным оберегом также служила отпавшая пуповина.

Буддизм привнес практику наделения личным талисманом «бу», ставленным согласно астрологическим показателям. Он представлял собой исписанный молитвами листок бумаги,  обернутой тканью или кожей. Для изготовления талисмана приглашался священнослужитель.

После прочтения молитвы он совершал обряд омовения святой водой и давал ребенку амулет «бу», который должен был служить ему оберегом от всех несчастий и носился всю жизнь.

     Функцию оберегов выполняли также первородные волосы самого младенца: родители собирали  выпавшие детские волосы, укладывали в тряпичный мешочек и пришивали его на одежде ребенка у шейного позвонка. При слабости и болезненности малыша, прядь волос срезали до

проведения обряда стрижки первородных волос. Локон, обернутый в ткань, пришитую к одежде, ребенок носил до тех пор, пока не вырастал из рубашки. Затем его хранили на алтаре, или волосы в специальной ладанке носила мать. С годовалого возраста в качестве оберегов  пришивали к вороту детской верхней одежды когти хищных птиц , кусочки шкурки хорька, запястные кости зайца. Ребятам постарше делали обереги из костей, которые издавали при  ходьбе шум, отпугивающий темные силы. Существовал запрет на изготовление одежды для  детей из меха хищных животных, так как бытовало поверье, что звери могут направлять свои  острые зубы на ребенка.

           Имя человека, по представлениям калмыков, определяло всю его дальнейшую жизнь. Если  ребенок заболевал, то причиной считалось несоответствие имени и судьбы, и во  избежание смерти его необходимо было сменить. Если дети в семье часто умирали, то  родители давали новорожденному имя-оберег, который лишь иносказательно указывал на носителя либо имело отрицательное значение, являлось названием животного и т.д. Это было связано с желанием родителей ввести в заблуждение злых духов, чтобы малыш не был ими замечен.
         Новорожденного укладывали в колыбель после проведения обряда имя наречения или  по достижении им месячного возраста. Там он находился до тех пор, пока не начинал ходить,  что обусловило расположение оберегов непосредственно на колыбели. Кнут отца,  подвешенный сверху, должен был оберегать от любого приближения нечистых сил.

 Такую функцию выполняли острые предметы: нож, ножницы.

      Амулеты делали из серебряных монет, которые носили на шее или на кистях рук,  поскольку серебро, по представлениям калмыков, обладает способностью охранять от нечистой силы. При этом большое значение имело достоинство монет. Обычно ребенку дарили серебряный рубль или 20 копеек серебром. (согласно калмыцкому счету 20 копеек соответствует  70 деньгам», символизировавших возрастной рубеж в 70 лет, считавшийся у калмыков  глубокой старостью. Одаривание монетой «означало пожеланием долгой жизни».

       В современной обрядности многие обереги не потеряли своего значения, отмечается   заимствование форм и видов оберегов у соседних народов. Калмыки продолжают  практиковать ношение детьми «бу», большей частью из серебра. Вот только листочек с  молитвами теперь заворачивают не в ткань и не в кожу, а помещают в серебряный медальон с красивой резьбой. Точно также в амулеты и красивые медальоны вкладывают прядь первых волос или кусочек высушенной пуповины. К ребенку в кровать под матрас кладут ножницы или  маленький нож, пристегивают с внутренней стороны одежды булавки от злого сглаза;  носят обереги, изготовленные знахарками других национальностей; меняют имя при заболеваниях.

        Помимо всех этих оберегов и талисманов, растущее дерево (урhа модын) символ жизни Движения, плодородия. Поэтому понятно включение дерева в предметный ход калмыцкого  летнего праздника Урюс. Дерево является объектом почитания и жертвопроношения с помощью ленточек(залма). Дерево считается также оберегом. Например, из таволги делали ручки плети

 и кнута. Палочки таволги клали в кровать. Существуют определенные запреты в отношении  дерева.

         Земля также считалась оберегом. У калмыков в прошлом бытовал обычай «прятанья» срезанных с пальцев ног  ногтей в землю. Срезанные ногти нельзя оставлять открыто.

Выкапывалась ямка, в нее прятались ногти, засыпали землей и произносили заговор- заклинание.

            Таким образом, у калмыков обереги в зависимости от тех или иных

составных компонентов несут в себе различную символику определенной

направленности. Часть оберегов указывает на существование в прошлом

зоолатрических культов, имевших различные истоки. Использование берцовой кости и символики змеи в качестве оберегов продиктовано верой в магическую способность наделения жизненной силой и чадородием. Изделия металлические,  острые или из  серебра, согласно представлениям, обладают защитными силами, что определяет их действие  как оберегов, а числовая символика кодифицирует долголетие.

       В настоящее время многие носят талисманы и обереги и свято верят, что они их защищают и приносят удачу. На самом деле это очень хорошо, нельзя отнять у человека бороться и надеется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материнские обереги.

Праздник к Дню Матери....

Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"

Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...

проектная работа по теме "ОБЕРЕГИ и СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ"

проектная работв учащихся 4 класса рассказывает о различных оберегах и солярных знаках, сопровождающих нас в жизни, раскрывает их суть и предназначение (с презентацией)...

Оберег на Старый Новый год

Изготовление поделки-оберега. презентация разделена на 2 части...

Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»

Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...

Славянские обереги

Конспект внеклассного мероприятия по приобщению детей к традициям народной культуры....

Обереги наших предков

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по приобщению детей к традициям наших предков....