Сценарий классного часа: «день победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса
классный час на тему

«день победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тэндра» (1790г.)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

внеклассного мероприятия

«день победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса

Тэндра» (1790г.)»

 

УЧЕБНЫЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ЦЕЛИ:

1) ознакомить учеников  с героическими страницами истории России;

2) способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность Родине;

3) воспитывать уважение к истории своей страны;

4) помогать ученикамв социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 

        Конспект;

  • Раздаточный материал.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступление.

 Ребята,   наш первый классный час посвящен великим победам русского народа.

На доске написаны тема « день победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса

                   тэндра» (1790г.)»» и эпиграф:

 

Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца…

 О событиях, которые должен помнить каждый россиянин, мы и будем говорить.

Вступительное слово

( На фоне песни « От героев былых времен» звучит стихотворение «Не ходите на Русь»)

«Не ходите на Русь!»-

Мономах обращался к соседям.

«Кто с мечом к нам придет,

От меча и погибнет!»-

Сказал храбрый князь Александр.

 И в немеркнущей вечно победе

Правоту своих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?

Сколько ж лучших сынов

Отдала ты кровавым врагам?

 « Не ходите на Русь!»-

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

« Не ходите на Русь!»-

Но враги наступали кроваво,

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружьем

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена…

У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие исторических предков.  В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в которых российские войска снискали почет, уважение и славу.

2. Историческая справка.

Морское сражение у мыса Тендра

Морское сражение у мыса Тендра произошло 28 - 29 августа (8 - 9 сентября) 1790 года в ходе русско-турецкой войны у песчаного острова Тендра (ныне Тендровская коса) в северо-западной части Черного моря.

В ходе кампании 1790 года командующий турецким флотом капудан-паша Хусейн (Хюсейн) предпринял попытку высадить десант в Крыму и при поддержке крымских татар захватить и сжечь Севастополь. Однако при подходе к Крыму турки были встречены русской эскадрой под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. 8 июля 1790 года "против устья Еникальского пролива и реки Кубани", как обозначил это место сам Ушаков, произошел пятичасовой бой между русской и турецкой эскадрой, закончившийся бегством неприятеля, которому удалось увести с собой свои поврежденные суда. Эта победа ликвидировала угрозу высадки турок в Крыму и нападения на Севастополь, явилась непосредственной предшественницей морского сражения у мыса Тендра.

После неудачного для него столкновения с русской эскадрой капудан-паша Хусейн решил придерживаться выжидательной тактики и перешел со своим флотом в район Очакова. Турецкая эскадра, состоящая из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судов и насчитывающая около 1400 орудий, значительно превосходила эскадру Ушакова, что давало Хусейну надежду на успех в новом сражении.

Русская эскадра в составе 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирского корабля и 20 вспомогательных судов, насчитывающая около 830 орудии, вышла 25 августа из Севастополя в поисках турецкого флота. Следуя в направлении Очакова, Ушаков обнаружил 28 августа у Тендры турецкие корабли эскадры Хусейна, стоявшие на якоре. Русский флотоводец решил немедленно атаковать противника, не перестраивая своей эскадры из походного порядка в боевой. Застигнутые врасплох, турецкие корабли в беспорядке стали отходить к устью Дуная. Русская эскадра тремя колоннами атаковала арьергард турецкого флота, стремясь отрезать его от главных сил. Это заставило капудан-пашу, выстроив передние корабли в боевую линию, повернуть на обратный курс, чтобы прикрыть отставшую часть своего флота.

В 15 часов русские корабли, сблизившись с противником на дистанцию картечного выстрела, решительно атаковали его.

Не выдержав атаки, турецкие корабли отступили и, пользуясь превосходством в скорости, около 20 часов скрылись в темноте. Особенно пострадали корабли турецких флагманов. С наступлением темноты погоня была прекращена, и Ушаков ввиду признаков наступления штормовой погоды приказал стать на ночь на якорь.

На рассвете 29 августа русская эскадра вновь обнаружила турецкие корабли и атаковала их. Обрубая якорные канаты, турки в панике стремились оторваться от противника. Во время погони был настигнут, зажжен и взят в плен адмиральский корабль "Капитание" и уничтожены два линейных корабля. Кроме того, 29 - 30 августа в ходе преследования русская эскадра захватила три и уничтожила несколько малых турецких судов. Потери турок составили более двух тысяч человек, в том числе более 700 -пленными. Был взят в плен советник капудан-паши Хусейна адмирал Саид-бей. Русский флот потерь в кораблях не имел; погиб 21 человек и 25 были ранены.

Победа в морском сражении у мыс Тендра обеспечила прочное господство русского флота на Черном море в кампании 1790 года, создала благоприятны условия для активных наступательны действий русской армии и гребной флотилии на Дунае. Она была достигнута благодаря выдающимся флотоводчески; способностям адмирала Ф. Ф. Ушакова мастерству и отваге офицеров и матросов русского флота. В сражении у Тендры наиболее ярко проявились черты передовой маневренной тактики морского

боя, творцом которой был Ф. Ф. Ушаков: применение единого походно-боевого порядка, сближение с противником на короткую дистанцию без перераспределения походного строя в боевой, сосредоточение огня на решающем объекте и вывод из строя в первую очередь флагманских кораблей противника, ведение боя на дистанции картечного выстрела и преследование противника для завершения полного его разгрома или взятия в плен. За разгром турецкого флота у Тендры Ф. Ф. Ушаков был награжден орденом св. Георгия II степени.

   3.Проверка знаний. Викторина.

 А сейчас мы проведем викторину, в которой каждый из вас сможет себя проверить, насколько хорошо он знает страницы нашей истории.

1 этап. Великие полководцы

 

Задание: назвать имя полководца и сообщить, с каким днем воинской славы оно связано:

  • Маршал. Трижды герой Советского Союза.

Ответ. Жуков Георгий Константинович, 1896-1974г. – День Победы;

  • Он решил встретить врага в поле. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царем русским.

Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 г. – Куликовская битва;

  • В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Разработал учебник « Наука побеждать».

Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 г.- День взятия крепости Измаил;

  • Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был послом России в Константинополе и Берлине.

Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г.- Бородинское сражение;

  • Художник Л. Д. Корин написал картину, С. С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов - поэму, С. М. Эзенштейн – фильм. О нем говорили : «Это враг опасный и сильный, умный и смелый».

Ответ. Князь Александр Невский , 18 апреля 1242 г.- победа на Чудском озере;

 

2 этап. Историческое событие

 Задание: ответить, какому событию посвящены строки.

1. Москва, Москва,

Священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя – по долгу, и по праву,

И по любви - мы бьемся за тебя!

Ответ: 5.12.1941г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

 

2. За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

 А ленинградцы тихо плачут.

Их радость велика.

 Но боль Заговорила и прорвалась;

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

Ответ. 27 января 1944г. – день снятия блокады г. Ленинграда.

 

3. На рубежах весны четвертой,

В награду за года тревог,

 В дыму и прахе распростертый

Берлин лежит у наших ног …

Ответ. 9 мая 1945 г.- День Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 гг.

 

4. Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый,

По грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад,

 Он защищал Сталинград.

Ответ. 2 февраля 1943г. - день разгрома немецко - фашистских войск в Сталинградской битве.

 

3 этап.

 Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдаленного по времени события;

а. Бородинское сражение(4)

б. Куликовская битва(2)

в. Ледовое побоище(1)

г. Штурм Измаила(5)

д. Полтавская битва(3)

          е. Сталинградская битва (6)

Соотнесите эти события с полководцами, которые участвовали в них: А.Суворов, Д. Донской, А.Невский, М.Кутузов, Г.Жуков, Петр 1.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать великим полководцем, победителем? (Служение Родине, настойчивость в достижении целей, целеустремленность, сила воли, физическая выносливость, умение побороть в себе страх, умение взять на себя ответственность, чувство собственного достоинства, чувство долга).

 

4 этап. Историческая мозаика

 

1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.

Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари-крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро-венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.

 

2. Кому принадлежат слова: « Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва»? Ответ: Политруку В. Г. Клочкову, возглавившему 28 героев- панфиловцев, которые в Московской битве 16 ноября 1941 г. в бою у Дубосекова подбили 18 танков врага, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.

 

3. В каком году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

Ответ. В 1995 г. Принят Госдумой 10. 02,подписан Президентом России 13 марта того же года.

 

4. Кому принадлежат слова: « непобедимые господа шведы, хребет показали». Шведы, кичившиеся своей непобедимостью, были «яко скот гнаны и биты». Ответ: Петр 1 «Истории Свейской войны». 30 июня 1709 г.

 

4. Подведение итогов.

Итак, наш классный час подошел к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Своими знаниями вы показали, что память об этих событиях жива. А.Суворов сказал: «Мы русские, мы все одолеем». Он страстно верил в Россию, в силу русского духа, в силу русского характера.  А сейчас, в наше время, можно стать героем, совершить подвиг?

Великие победы способен совершить тот народ, у которого не черствая душа, который способен протянуть руку помощи в беде. Наша Родина сейчас переживает нелегкое время, и слова великого полководца вселяют надежду на то, что Россия выстоит и все одолеет. А вы, юные россияне, я думаю, достойны своих предков. Но кроме чувства гордости  у вас должно быть еще и стремление к достижению чего-то нового, лучшего, неизведанного, желание быть достойными тех людей, которые прославили родину. Будьте патриотами, приумножайте богатство своего Отечества, а, если понадобиться, встаньте на его защиту.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ !!!

Проверка знаний. Викторина.

 А сейчас мы проведем викторину, в которой каждый из вас сможет себя проверить, насколько хорошо он знает страницы нашей истории.

1 этап. Великие полководцы

 

Задание: назвать имя полководца и сообщить, с каким днем воинской славы оно связано:

  • Маршал. Трижды герой Советского Союза.

Ответ. _____________________________________________________________________________

  • Он решил встретить врага в поле. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царем русским.

Ответ. ______________________________________________________________________________

  • В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Разработал учебник « Наука побеждать».

Ответ. _______________________________________________________________________________

  • Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был послом России в Константинополе и Берлине.

Ответ. _______________________________________________________________________________

  • Художник Л. Д. Корин написал картину, С. С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов - поэму, С. М. Эзенштейн – фильм. О нем говорили : «Это враг опасный и сильный, умный и смелый».

Ответ. ______________________________________________________________________________

 

2 этап. Историческое событие

 Задание: ответить, какому событию посвящены строки.

1. Москва, Москва,

Священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя – по долгу, и по праву,

И по любви - мы бьемся за тебя!

Ответ: ________________________________________________________

 

2. За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

 А ленинградцы тихо плачут.

Их радость велика.

 Но боль Заговорила и прорвалась;

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

Ответ. _________________________________________________________

 

3. На рубежах весны четвертой,

В награду за года тревог,

 В дыму и прахе распростертый

Берлин лежит у наших ног …

Ответ. _________________________________________________________

 

4. Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый,

По грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад,

 Он защищал Сталинград.

Ответ. _________________________________________________________________________

3 этап.

 Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдаленного по времени события;

а. Бородинское сражение(  )

б. Куликовская битва(  )

в. Ледовое побоище(  )

г. Штурм Измаила(  )

д. Полтавская битва(  )

          е. Сталинградская битва (  )

Соотнесите эти события с полководцами, которые участвовали в них: _____________________________________________________________________________________

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать великим полководцем, победителем? (_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________).

 

4 этап. Историческая мозаика

 

1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.

Ответ. _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

2. Кому принадлежат слова: « Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва»?

Ответ: ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

3. В каком году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

Ответ. ________________________________________________________________________________

 

4. Кому принадлежат слова: « непобедимые господа шведы, хребет показали». Шведы, кичившиеся своей непобедимостью, были «яко скот гнаны и биты».

Ответ: _______________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «День Победы»

Сценарий классного часа «День Победы»...

Сценарий классного часа "День Победы"

Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.Воспитывать чу...

Проект классного часа "День Победы"

Разработка поможет классным руководителям 1-4 классов провести мероприятие по патриотическому воспитанию младших школьников....

Разработка классного часа «День Победы» (2 класс).

Разработка классного часа «День Победы» (2 класс)....

Конспект классного часа. День Победы.

Конспект классного часа. День Победы....

сценарий классного часа День победы

Сценарий проведения классного часа по теме День Победы...

Сценарий Классного часа "День Победы"

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной Войне...