Духовно-нравственное воспитание школьников.
статья по теме

Волкова Екатерина Васильевна

Л.Н. Толстой сказал: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Возникает вопрос: как открыть сердце ученика? С чего начать воспитательный процесс? Ответ тоже можно найти у Л.Н.Толстого, этого гениального знатока человеческих душ. Он говорил: «Если же мы поймём, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?». То есть воспитательный процесс начинается с совершенствования личности самого учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников.

«Прощай, - сказал Лис - Вот мой секрет, он очень прост:
                           зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»
                                                                                                                         Сент-Экзюпери


   
В этих словах содержится ключ к секретам духовно-нравственного воспитания. Учителю надо открыть сердце ученика. Об этом же говорит Л.Н. Толстой: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Возникает вопрос: как открыть сердце ученика? С чего начать воспитательный процесс? Ответ тоже можно найти у Л.Н.Толстого, этого гениального знатока человеческих душ. Он говорил: «Если же мы поймём, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?». То есть воспитательный процесс начинается с совершенствования личности самого учителя. 
     По утверждению психологов больше всего воздействует на ученика не то, что говорит учитель, а как он говорит; воздействует сама личность учителя, его характер на ученика. Примером может служить вдохновенный и творческий образ учителя в фильме «Доживём до понедельника», который сыграл талантливый актёр Вячеслав Тихонов. 
      Теперь рассмотрим личность ученика в воспитательном процессе. Учитель должен постоянно помнить, что перед ним личность, полностью не раскрывшаяся, с которой надо установить гармоничные взаимоотношения. На уроке учитель создаёт доверительную, тёплую атмосферу. Именно в такой атмосфере и может осуществляться воспитательный процесс. 
    По социально-психологическим исследованиям свыше 70% детей глубоко одиноки.

      О них не мечтали будущие родители, эти дети и сейчас не нужны своим родителям. И для большинства детей школа – единственное место, где они могут услышать доброе слово. Учитель должен понять ученика, морально поддержать, если нужно, направить. Учителю надо знать многое об ученике: какие взаимоотношения в семье, какие книги читает, какие фильмы смотрит, есть ли у него друзья. Общение учителя и ученика должно происходить в рамках интересов и потребностей ученика. 
    Какие духовные качества и способности мы должны воспитать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства. А теперь рассмотрим различные средства воспитания, которые способствуют развитию этих духовных качеств. Воспитание включается в процесс обучения. 

     Духовно-нравственным  идеалом нашего времени хотелось бы видеть человека -  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина,  принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого  в духовных и культурных традициях многонационального народа.

Что же представляет собой нравственное воспитание  в современном обществе? Нравственное воспитание согласно требованиям стандартов Образования осуществляется по пяти направлениям:

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность (культурные практики);
  • внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
  • семейное воспитание;
  • изучение культурологических основ традиционных религий.

       На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов, не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

       Внешкольные мероприятия - экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела - позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности  Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.  

      Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.


    Средствами воспитания также являются музыка и фильмы. 


     В заключении надо сказать, что духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.

Доклад учителя начальных классов

Волковой Екатерины Васильевны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...