Внеурочная деятельность. Программа кружка по окружающему миру " Почемучка"
рабочая программа (1 класс) на тему
Воспитание любви к природе . Дети должны знать как можно больще о растениях и животных об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Чертковский район, х. Нагибин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нагибинская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Нагибинская СОШ
Приказ от ________ № ______
_____________ Чернова И.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Уровень общего образования
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
Количество часов 34 часа в год
Учитель Сисина Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе
Программы «Зелёный дом» для общеобразовательных школ
Автор : --- А. А. ПЛЕШАКОВ
КЛУБ «П О Ч Е М У Ч К А» . 1 КЛАСС
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи курса « ПОЧЕМУЧКА »
Цель: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы находящимся рядом ( экологической культуры)
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа «ПОЧЕМУЧКА», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
- Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Ростовской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Программа клуба "Почемучки” для детей 7-8-ми лет разработана на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – "Введение в экологию”.
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – "Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – "Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4 раздел – "О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – "Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.
6 раздел – "Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – "Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – "Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – "Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – "Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | практических | |||
1 | Введение в экологию | 4 | 2 | 2 |
2 | Молчаливые соседи | 3 | 1 | 2 |
3 | Пернатые друзья | 3 | 3 | |
4 | О чем шепчут деревья | 3 | 1 | 2 |
5 | Загадки животного мира | 3 | 1 | 2 |
6 | Секреты неживой природы | 2 | 1 | 1 |
7 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 |
8 | Человек – часть живой природы | 3 | 1 | 2 |
9 | Охрана природы | 1 | 1 | |
10 | Досуговые мероприятия | 7 | - | 7 |
| ИТОГО: | 32 | 9 | 23 |
Тематическое планирование занятий
№ | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов
| Из них | дата | ||
Теоретич. | Практич. | Экскурс | ||||
1. | Введение в экологию | 4 | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | .Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Веселое путешествие в природу | 1 | 5\09 | |||
1.2 | .Пр.зан. Творческая мастерская | 1 | 12\09 | |||
1.3 | Природа и искусство | 1 | 19\09 | |||
1.4 | Отношение человека к природе. Экологическая безопасность. | 1 | 26\09 | |||
2 | Молчаливые соседи | 3 | 1 | 1 | 1 | |
2.1 | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | 1 | 3\10 | |||
2.2 | . Чем питаются домашние животные? | 1 | 10\10 | |||
2.3 | Как ухаживать за своим питомцем? | 1 | 17\10 | |||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 | ||
3.1 | Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы. | 1 | 24\10 | |||
3.2 | Экологическая акция «Поможем птицам!» .Прогулка в парк. | 1 | 7\11 | |||
3.3 | Художественное слово о птицах Праздник «Птицы-наши друзья» | 1 | 14\11 | |||
4. | О чем шепчут деревья | 3 | 1 | 1 | 1 | |
4.1 | . Этажи леса. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | 1 | 21\11 | |||
4.2 | Сезонные изменения у растений. | 1 | 28\11 | |||
4.3 | Мы – художники. Загадки леса | 1 | 5\12 | |||
5. | Загадки животного мира | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5.1 | Зимовье зверей | 1 | 12\12 | |||
5.2 | Заочная экскурсия в отдел природы музея. | 1 | 19\12 | |||
5.3 | Любопытные факты о живой природе | 1 | 26\12 | |||
6 | Секреты неживой природы | 2 | 1 | 1 | ||
6.1 | Природа – наш общий дом . Веселое путешествие в природу времена года. | 1 | 16\01 | |||
6.2 | Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. | 1 | 23\01 | |||
7. | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 1 | 1 | |
7.1 | Экскурсия в школьный кабинет естествознания | 1 | 30\01 | |||
7.2 | Любители света и тени, влаги и тепла. | 1 | 6\02 | |||
7.3 | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения | 1 | 13\02 | |||
8 | Человек – часть живой природы | 4 | 1 | 2 | 1 | |
8.1 | Люди разные нужны, люди всякие важны. | 1 | 27\02 | |||
8.2 | . Выращивание лука в домашних условиях. .Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука» | 1 | 27\02 | |||
8.3 | Человек! Будь природе другом! Вредные привычки. | 1 | 6\03 | |||
8.4 | Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» | 1 | 13\03 | |||
9. | Охрана природы. | 1 | 1 | |||
9.1 | Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | 1 | 20\03 | |||
10 | Досуговые мероприятия | 7 | 7 | |||
10.1 | День Журавля | 1 | 3\04 | |||
10.2 | Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | 1 | 10\04 | |||
10.3 | Посвящение в экологи | 1 | 17\04 | |||
10.4 | «Зимняя прогулка» | 1 | 24\04 | |||
10.5 | Экологический проект «Мой цветник» | 1 | 8\05 | |||
10.6 | «Будь здоров!» | 1 | 15\05 | |||
10.7 | Праздник друзей природы | 1 | 22\05 | |||
Итого | 32 | 9 | 15 | 8 |
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Информационные ресурсы:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.