Внеурочная деятельность. Программа кружка по окружающему миру " Почемучка"
рабочая программа (1 класс) на тему

Сисина Татьяна Николаевна

Воспитание  любви  к  природе . Дети  должны  знать как  можно  больще  о  растениях  и  животных  об  окружающем  мире.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemuchka.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                                                       

                                                        Ростовская область, Чертковский район, х. Нагибин

                                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                          Нагибинская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                      « Утверждаю»

                                                                                                                                                Директор  МБОУ Нагибинская СОШ

                                                                                                                                                                       Приказ от ________   № ______                    

                                                                                                                                                _____________    Чернова И.М.

                                                               

                                                                     РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 По  курсу     ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

Уровень общего образования

НАЧАЛЬНОГО    ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ     1  класс

Количество часов   34  часа  в  год

Учитель   Сисина  Татьяна  Николаевна

Программа разработана на основе

Программы  «Зелёный  дом»  для  общеобразовательных  школ

Автор : ---   А. А. ПЛЕШАКОВ

                                                                                                                                                                                                                                     

         

                  КЛУБ     «П О Ч Е М У Ч К А»  .  1  КЛАСС

                       

               


Пояснительная записка

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших  школьников.

 Цель и задачи курса «   ПОЧЕМУЧКА »

        Цель: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Формирование  осознанного  правильного  отношения   к  объектам  природы  находящимся  рядом ( экологической  культуры)

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

       Программа «ПОЧЕМУЧКА», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

        Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

        Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

 Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

  1. Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России,   Ростовской  области;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  1. Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Программа клуба "Почемучки” для детей 7-8-ми лет разработана на основе авторской программы Алексеевой  С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе

Задачи программы:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – "Введение в экологию”.

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – "Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – "Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц,

часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как

свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

4 раздел – "О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – "Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.

6 раздел – "Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – "Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – "Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – "Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – "Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

4

2

2

2

Молчаливые соседи

3

1

2

3

Пернатые друзья

3

3

4

О чем шепчут деревья

3

1

2

5

Загадки животного мира

3

1

2

6

Секреты неживой природы

2

1

1

7

Оранжерея на окне

3

1

2

8

Человек – часть живой природы

3

1

2

9

Охрана природы

1

1

10

Досуговые мероприятия

7

-

7

 

ИТОГО:

32

9

23

Тематическое планирование занятий

Раздел. Тема занятия

Кол-во

 часов

 

Из них

дата

Теоретич.

Практич.

Экскурс

1.

Введение в экологию

4

2

1

1

1.1

.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                                

Веселое путешествие в природу

1

5\09

1.2

.Пр.зан. Творческая мастерская

1

12\09

1.3

Природа и искусство

1

19\09

1.4

Отношение человека к природе. Экологическая безопасность.

1

26\09

2

Молчаливые соседи

3

1

1

1

2.1

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

1

3\10

2.2

. Чем питаются домашние животные?

1

10\10

2.3

Как ухаживать за своим питомцем?

1

17\10

3

Пернатые друзья

3

1

2

3.1

Прогулка  «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.

1

24\10

3.2

Экологическая акция «Поможем птицам!»

.Прогулка в парк.

1

7\11

3.3

Художественное слово о птицах

Праздник «Птицы-наши друзья»

1

14\11

4.

О чем шепчут деревья

3

1

1

1

4.1

. Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

1

21\11

4.2

Сезонные изменения у растений.

1

28\11

4.3

Мы – художники. Загадки леса

1

5\12

5.

Загадки животного мира

3

1

1

1

5.1

Зимовье зверей

1

12\12

5.2

Заочная экскурсия в отдел природы музея.

1

19\12

5.3

Любопытные факты о живой природе

1

26\12

6

Секреты неживой природы

2

1

1

6.1

Природа – наш общий дом

. Веселое путешествие в природу времена года.

1

16\01

6.2

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

1

23\01

7.

Оранжерея на окне

3

1

1

1

7.1

Экскурсия в школьный кабинет естествознания

1

30\01

7.2

Любители света и тени, влаги и тепла.

1

6\02

7.3

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения

1

13\02

8

Человек – часть живой природы

4

1

2

1

8.1

Люди разные нужны, люди всякие важны.

1

27\02

8.2

. Выращивание лука в домашних условиях.

.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1

27\02

8.3

Человек! Будь природе другом! Вредные привычки.

1

6\03

8.4

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

1

13\03

9.

Охрана природы.

1

1

9.1

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1

20\03

10

Досуговые мероприятия

7

7

10.1

День Журавля

1

3\04

10.2

Акция «Всемирные  дни наблюдения птиц»

1

10\04

10.3

Посвящение в экологи

1

17\04

10.4

«Зимняя прогулка»

1

24\04

10.5

Экологический проект «Мой цветник»

1

8\05

10.6

«Будь здоров!»

1

15\05

10.7

Праздник друзей природы

1

22\05

Итого

32

9

15

8

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать: 

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь: 

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Информационные ресурсы:

Для педагога:

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”

Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.

Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.

Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.