Программа «ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
календарно-тематическое планирование на тему

Панова Екатерина Валентиновна

План воспитательной работы в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospit_raboty_1-11_kl.doc507.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________ Л.В. Васильева

РАССМОТРЕНО

На заседании МО классных руководителей

«____»____________2013

Протокол №_________

____________     ______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ В.Ю. Морозова

Приказ №_______ от «____»__________2013

Программа

«ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

в ______классе

на 2013/2014 учебный год

                                             

Составитель: классный руководитель________класса

__________________________________________________

                                                                 

ГБОУ СОШ №313

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

2013 год


Наименование программы: «Воспитание школьников»

Пояснительная записка

Целостный педагогический

процесс – это процесс, в котором

воедино слиты «воспитывающее

обучение» и «обучающее

воспитание».

                                       А. Дистервег.

        Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной личности необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.

       Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы «Воспитание школьника».

В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия не только со стороны школы, но и семьи, сверстников, средств массовой информации. Поэтому особая роль в осуществлении целей и задач воспитания должна быть отведена классному руководителю.
          Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Отношения должны быть основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и об окружающих.
         Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.       Приоритетным смысловым стержнем программы «Воспитание школьников» является формирование духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

          Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа предлагается для учащихся _______ класса общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательной работы. В реализации программы участвуют учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.

В основе разработки настоящей программы лежат:

  1. Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,
  2. Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
  3. Письмо Министерства образования РФ № 13-51-28/19 от 02.04.2002г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»,
  4. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века»,
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
  6. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13 апреля 2006 года N 340-р «Об утверждении Примерного положения о деятельности классного руководителя» (с изменениями - распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24 января 2007 года N 57-р);  
  7. Трудовой кодексаРФ
  8. Устав школы.

Цели и задачи программы:

Цель: - формирование у учащихся навыков самостоятельной  деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.

Задачи:

  1. Создание условий для социальной самореализации человека, наиболее полного развития его творческих, коммуникативных и индивидуальных способностей;
  2. Воспитание высоконравственных граждан, патриотов своей Родины, ориентирующихся в политической жизни страны и мира;
  3. Обеспечение исполнение Закона об образовании РФ, повышения качества и эффективности обучения, развитие интеллектуальных способностей учащихся, привитие интереса к знаниям;
  4. Формирование здорового образа жизни, развитие физических способностей, переход к индивидуальной программе развития здоровья;
  5. Трудовое воспитание учащихся, их профориентация, оказание помощи в трудоустройстве;
  6. Воспитание толерантности в связи с многонациональным составом учащихся школы;
  7. Формирование классных и школьных активов с целью развития активной жизненной позиции, воспитание лидеров, участие в районных, школьных и городских общественных организациях;
  8. Создание портфолио учащихся 1 – 11 классов как эффективного средства личностного роста учащихся.

оОсновные направления воспитательной работы в рамках программы «Воспитание школьников»: 

  1. Учебно-познавательное
  2. Художественно – эстетическое
  3. Физкультурно – оздоровительное
  4. Правовое воспитание, изучение ПДД, предупреждение ДДТТ
  5. Патриотическое  
  6. Трудовое и экологическое
  7. Профессиональное самоопределение
  8. Развитие  ученического  самоуправления
  9. Работа  с родителями.

        

Основные принципы программы «Воспитание школьников»  

Приоритетными принципами построения воспитательной  системы                        в классном коллективе являются:
 Принцип целостности в воспитании.

Необходимо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.

Принцип воспитания творческой личности.

 Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. 

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
 Принцип самостоятельности  в принятии и реализации решений для достижения цели. 

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
 Принцип сотрудничества. 

 Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Основные задачи воспитательной деятельности в 1 классе.

  1. Создание условий для успешной адаптации детей к школьным  условиям, снижению школьной тревожности.
  2. Формирование интереса к процессу и содержанию учебной деятельности.
  3. Создание условий для развития нравственных качеств личности.
  4. Формирование коммуникативных навыков, работа над созданием ученического коллектива.
  5. Формирование навыков здорового образа жизни
  6. Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Основные задачи воспитательной деятельности во 2-4 классах.

1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений;

2. Создание условий для  интеллектуального развития учащихся, повышения  интереса к учебной деятельности;

3. Охрана здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни;

4. Развитие индивидуальных качеств учащихся;

5. Воспитание гражданственности и патриотизма;

6. Эстетическое воспитание, воспитание нравственной культуры учащихся;

7.  Активное педагогическое сотрудничество с учащимися и их родителями.

Основные задачи воспитательной деятельности в 5-6  классах.

1. Сплочение класса в единый, дружный коллектив.

2. Повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся, повышение дисциплинированности.

3. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.

4. Развитие самоуправления в классе.

5. Формирование навыков здорового образа жизни.

6. Активное педагогическое сотрудничество с учащимися и их родителями.

Основные задачи воспитательной деятельности в 7-8  классах.

1. Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи.

2. Через организацию коллективных дел показать значение норм, правил, традиций в жизни  класса,  школы, семьи, страны.

3. Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

4. Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность в классе, школе.

5. Развивать умение работать в коллективе, команде.

6. Развивать творческие способности.

7. Формировать навыки  здорового образа жизни.

8. Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров.

9. Развивать культуру общения.

10. Продолжить активное педагогическое сотрудничество с учащимися и их родителями.

Основные задачи воспитательной деятельности в 9 -11  классах.

1.   Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
2.  Дальнейшее развитие познавательной активности учащихся.
3.  Подготовка учащихся к самостоятельной жизни, правильному выбору будущей профессии.
4.  Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время.
5.  Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
6.  Формирование позитивного отношения к проблемам своего здоровья, совершенствование навыков здорового образа жизни.
7.  Активное педагогическое сотрудничество с учащимися и их родителями
 

Содержание деятельности классного руководителя  по реализации программы «Воспитание школьников»

Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся:

 

  1. Объединение усилий школы и семьи по снятию адаптационных проблем школьников.
  2. Контроль  за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
  3. Помощь в учебе часто болеющим детям, организация посещения на дому.
  4. Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала.
  5. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе, ведущих внеурочную деятельность.
  6. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора.
  7. Развитие индивидуальных качеств личности учащихся

Организация жизни класса во внеурочное время:

  1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
  2. Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его выполнением. Организация работы детского самоуправления
  3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.
  4. Воспитание добра и милосердия.
  5. Охрана здоровья учащихся класса. Организация работы по профилактике вредных привычек и правонарушений.
  6. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов в соответствие с планом воспитательной работы школы, района, города.

7. Организация работы с родителями.

Изучение и воспитание личности:

1.   Создание условий для формирования ценностного отношения к  труду.

2.   Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.

3.   Воспитание гражданственности.

4. Изучение личности учащихся с помощью диагностики и организации коррекционной работы с ними.

5.   Изучение механизмов адаптации первоклассников в новых для них условиях              6.     Взаимодействие с социально-психологической службой школы.

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

__________ И.А. Маслова

«30» августа 2012г.

Рассмотрено
на заседании трудового коллектива

«31» августа 2012г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №313

__________Морозова В.Ю.

                 (подпись)

Приказ №_____

«01» сентября 2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о классном руководителе ГБОУ СОШ №313

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функциональные обязанности, уровень профессионально-педагогической компетентности, формы работы и критерии эффективности воспитательной деятельности классного руководителя ГОУ СОШ №313.

1.2. Требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из:

  • Трудового кодекса РФ;
  • Закона РФ «Об образовании»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
  • Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13 апреля 2006 года N 340-р «Об утверждении Примерного положения о деятельности классного руководителя» (с изменениями - распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24 января 2007 года N 57-р);
  • Концепции воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века», утвержденной приказом Комитета по образованию от 26.06.2003 № 1017.

1.3. Классный руководитель  назначается с его согласия и освобождается от должности директором школы; подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе

1.4. Обязанности, предусмотренные данным Положением, выполняются в дополнение к основной деятельности.

1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конвенцией о правах ребёнка. Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы.  

1.6. Требования к квалификации: Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.


2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.2. Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся:

  • гражданской ответственности и правового самосознания,
  • духовности и культуры,
  • инициативности,
  • самостоятельности,
  • активной и здоровой жизненной позиции,
  • толерантности,
  • способности к успешной социализации и адаптации в обществе и на рынке труда.

2.3. Кроме того, к задачам классного руководителя относятся:

  • формирование и развитие классного коллектива
  • создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности
  • организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива
  • создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
  • защита прав и интересов обучающихся
  • организация системной работы с коллективом класса
  • гуманизация отношений между обучающимися в коллективе
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров
  • организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления
  • установление и поддерживание связи школы с родителями

3. Функции  классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие:
  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей
  • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
  • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения
  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
  1.  Коммуникативные:
  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
  1.  Аналитико-прогностические:
  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
  1.  Контрольные:
  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

4. Формы работы классного руководителя

4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

4.2. При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

5. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

5.1. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

5.2. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).


  1. Профессионально-педагогическая компетентность

6.1. Классный руководитель должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании", правовые акты по вопросам обучения и воспитания обучающихся, концепцию "Воспитание петербуржца XXI века";
  • психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста;
  • теорию и методику воспитательной работы, в т.ч. современные подходы, концепции и технологии воспитания;
  • правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6.2. Классный руководитель должен уметь:

  • планировать воспитательную работу в классном коллективе;
  • использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия;
  • стимулировать активность участия родителей в жизни класса;
  • создавать в классе благоприятную воспитывающую среду;
  • грамотно организовывать свою деятельность;
  • изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности.

6.3. Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального мастерства.

7. Документация классного руководителя

7.1. К основным документам относятся:

  • Классный журнал;
  • Дневники учащихся
  • Личные дела учащихся
  • Планы воспитательной работы
  • Документы по работе с трудными учащимися
  • Справки о трудоустройстве
  • Протоколы родительских собраний
  • Анализ работы за год
  • Характеристики учащихся, характеристика класса.
  • Отчеты по успеваемости класса (из АИСУ «ПараГраф», модуль «Анализ успеваемости»)
  • График дежурства класса.

7.2. Кроме вышеуказанных могут быть и другие документы.

8. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность за:

8.1. Жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий.

8.2. Нарушение прав и свобод обучающихся.

8.3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

8.4. Грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

8.5. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

8.6. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

8.7. Виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

9. Права

Классный руководитель имеет право:

9.1. Свободно выбирать и использовать методики воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

9.2. Повышать квалификацию

С Положением ознакомлена:        _______________________

        Дата:

Обязанности и ответственность обучающихся (из ст.43 «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года)

 Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска…

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (из ст. 44  «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (из ст.45 «Закона об образовании в РФ»     № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года)

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Характеристика класса

1. Класс…………, кл.руководитель…………………………………………………………………………...

2.Состав класса по возрасту:………………лет

3.Количество учащихся: …………………

- девочки………………
- мальчики ……………

4.Неполные семьи…………………………………………………………………………

5.Учащиеся с ослабленным здоровьем ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Учатся на «4» и «5»……………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Не успевают………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………

7.Характеристика деятельности класса:
а)Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение(подчеркните или допишите)………………………………………………………………………………….
б)Могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности……………
в)Мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………

8.Характеристика взаимоотношений:
а)Количество микрогрупп: …………………
б)Каковы основания для объединения в микрогруппы…………………………………

………………………………………………………………………………………………
в)Характер отношений между группами…………………………………………………
г)Краткая характеристика наиболее авторитетных групп(характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностных норм)………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….
д)Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив…….

……………………………………………………………………………………………….
е)Количество и краткая характеристика "отверженных" (в классе)……………………

……………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….
ж)Есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы , кружки, трудовые бригады ,другие группы (какие)………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………
з)Какие нормы ,ценности главенствуют в классе……………………………………….
и)Каковы традиции класса……………………………………………………………….  
к)Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
9.Место класса в школе:
а)Осознает ли класс себя единым целым…………………………………………………
б)В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса (кружки,секции,студии)........................................................................
в)Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные..................................

………………………………………………………………………………………………
г )Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими.....................................................................................................

………………………………………………………………………………………………
д)В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса....................................................................................................................................

Анализ воспитательной работы за 2012 – 2013 учебный год

..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Социальный паспорт___________ класса 

(2012-2013 уч. год)

Классный руководитель: ____________________________________________________

Количество учащихся

Из них мальчиков,

девочек

Год рождения детей ___________________

  1. Состав семей:

ФИО детей

Дата рождения

ФИО родителей

Дом. адрес, тел.

Многодетные семьи (указать всех детей в семье, дату рождения, место учёбы)

Неполные семьи (потеря одного из родителей) (родители в разводе) (матери-одиночки)

Неблагополучные семьи

Малообеспеченные семьи

 Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей

Дети из семей беженцев и

переселенцев

Дети, входящие в группу «риска», склонные к правонарушениям

        

Единственные дети в семье (количество): _______________________________________________

        Имеют братьев и сестёр: _______________________________________________________

  1. Жилищные условия проживания семей
  • Проживают в коммунальных квартирах (общежитиях): __________ семей;
  • В отдельных квартирах: _______________ семей;
  • Арендуют жильё: _____________ семей;
  • В частных домах: _____________ семей.
  1. Внешкольная деятельность учащихся:
  • Обучаются в музыкальной школе: ________
  • В спортивных секциях: ________________
  • В театральной студии: _________
  • В танцевальной студии: ________
  • В художественной школе: __________
  • Другие виды деятельности: _____________.

Дата заполнения:                                         Подпись:

Сведения о занятости учащихся во внеурочное время

№ п/п

Фамилия, имя

1 полугодие

2 полугодие


Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

Ф.И.О.

Группа здоровья по заключению врачебной комиссии

Сведения о питании


Календарно-тематическое планирование воспитательной работы

1 четверть

Направление

Сентябрь

Октябрь

Мероприятие, дата

Мероприятие, дата

Учебно-познавательное

Художественно – эстетическое

Физкультурно – оздоровительное

Правовое воспитание, изучение ПДД, предупреждение ДДТТ

Патриотическое  

Трудовое и экологическое

Профессиональное самоопределение

Развитие  ученического  самоуправления

Работа  с родителями.

2 четверть

Направление

Ноябрь

Декабрь

Мероприятие, дата

Мероприятие, дата

Учебно-познавательное

Художественно – эстетическое

Физкультурно – оздоровительное

Правовое воспитание, изучение ПДД, предупреждение ДДТТ

Патриотическое  

Трудовое и экологическое

Профессиональное самоопределение

Развитие  ученического  самоуправления

Работа  с родителями.

3  четверть

Направление

Январь

Февраль

Март

Мероприятие, дата

Мероприятие, дата

Мероприятие, дата

Учебно-познавательное

Художественно – эстетическое

Физкультурно – оздоровительное

Правовое воспитание, изучение ПДД, предупреждение ДДТТ

Патриотическое  

Трудовое и экологическое

Профессиональное самоопределение

Развитие  ученического  самоуправления

Работа  с родителями.


4 четверть

Направление

Апрель

Май

Мероприятие, дата

Мероприятие, дата

Учебно-познавательное

Художественно – эстетическое

Физкультурно – оздоровительное

Правовое воспитание, изучение ПДД, предупреждение ДДТТ

Патриотическое  

Трудовое и экологическое

Профессиональное самоопределение

Развитие  ученического  самоуправления

Работа  с родителями.

График проведения классных часов

        

Время проведения______________, день недели_____________________

Сроки проведения/Даты

(количество кл.часов соответствует  количеству учебных недель в четверти)

Тема классного часа

1 четверть:

2 четверть:

3 четверть:

4 четверть:

Деятельность органов детского самоуправления

        

№п/п

Дата

Тема сбора органа детского самоуправления

График проведения родительских собраний

Сроки проведения/Дата

Тематика родительских собраний

Количество участников

1 четверть:

____________

Присутствовали

_______чел.

2 четверть:

____________

Присутствовали

________чел.

3 четверть:

____________

Присутствовали

________чел.

4 четверть:

____________

Присутствовали

________чел.

Протоколы родительских собраний

(образец)   Протокол проведения родительского собрания в________классе

Дата:_______________

Родительское собрание № _____________

Тема родительского собрания:__________________________________________________

Присутствовали:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка дня: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внесены предложения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение собрания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель:_____________________

        Секретарь:________________________

Состав родительского комитета

Должность

Ф.И.О.

Телефон

Председатель

Повышение педагогической культуры родителей

Дата

Название мероприятия

Количество участников

Индивидуальная работа с родителями

Дата

Фамилия, имя, отчество родителей

По какой причине проводилась индивидуальная работа

Проведенная работа

Организация совместных мероприятий с родителями

№ п/п

Дата

Тема, название мероприятия

Взаимодействие с социально-психологической службой

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Работа по профилактике вредных привычек и правонарушений

№п/п

Дата

Тема, название мероприятия.

Внеклассные тематические мероприятия

№ п/п

Дата

Тема, название мероприятия

Программа рассчитана на 1 год (2013-2014 учебный год)

Научно-методическое обеспечение программы воспитания

Библиотечка методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.

Для исследования эффективности программы воспитания  целесообразно использовать следующие критерии: 
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческий подход к любому делу.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью. 
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
1- не согласен;
0- совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Методика выявления уровня развития самоуправления 
Цель: определение уровня развития детского самоуправления.
Проведение.
Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений.
Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”.
пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка
1 5 9 13 17 21
2 6 10 14 18 22
3 7 11 15 19 23
4 8 12 16 20 24

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом.
14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой.
16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями.
18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.

Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность
( предложения 1,2,3,4);
2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);
3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе
( предложения 9,10,11,12);
4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);
5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни ( предложения 17,18,19,20);
6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24).

Микроисследование « Атмосфера в классе» 
Учащимся класса раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак ”Х”, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждым учащимся заполняется следующий бланк.

1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность
2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие
3. Удовлетворённость 5 4 3 2 1 Неудовлетворённость
4. Увлечённость 5 4 3 2 1 Равнодушие
5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность
7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки
9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука
10. Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность

Обработка результатов проходит следующим образом: складываются все значения по каждому пункту, находится среднее арифметическое значение, которое делится на количество учащихся в классе и умножается на сто процентов.

Памятка для учителя о проведении инструктажей с учащимися

Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится: перед началом всех видов деятельности, при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно-полезного и производительного труда, при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Проведение вводного инструктажа с учащимися, первичного, повторного на рабочем месте и внепланового регистрируется в журнале учета учебной работы: при проведении вводного инструктажа учитель обязан ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности; вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (учителем) в начале учебного года на первом уроке предмета повышенной опасности в виде лекций, бесед; инструктаж на рабочем месте дополняет вводный инструктаж по технике безопасности и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, назначением приспособлений и ограждений, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступать к самостоятельной работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили инструктаж. Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы (проводится перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских).

1. При организации общественно полезного, производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов и других внеклассных и внешкольных мероприятий инструктаж регистрируется в специальном журнале(журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при проведении массовых мероприятий, хранится  у заместителя директора по  АХР).

2. Проведение инструктажей для учащихся, занимающихся во внешкольных учреждениях, регистрируется в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д. (журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности, хранится у руководителя кружка, секции)

3. С целью ознакомления учащихся с правилами дорожного движения, противопожарной безопасности, электробезопасности, основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении и т.д. инструктажи проводят классные руководители и регистрируют в специальном журнале (журнал инструктажа обучающихся, хранится у классных руководителей).

 Учащиеся расписываются в журнале с 14 лет. Все журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью руководителя и печатью учреждения.

Примерный перечень тем для проведения инструктажа учащихся

№ п/п

Тема инструктажа

Периодичность проведения с записью в журнал

  1.  

Правила поведения в школе: до уроков, на переменах, на уроках, по окончании уроков.

В начале каждой четверти

  1.  

Пожарная безопасность.

1 раз в четверть

  1.  

Электробезопасность в школе, дома, на улице.

1 раз в четверть

  1.  

Безопасность на улицах и дорогах.

1 раз в четверть

  1.  

Безопасность в лесу (перед походами).

Перед каждым походом

  1.  

Правила поведения во время экскурсии (пешей, поездка и т.д.)

Перед каждой экскурсией

  1.  

Правила поведения на классном и школьном вечере, дискотеке.

Перед каждым вечером

  1.  

Правила поведения у водоёмов (у воды, в воде, на льду осенью, зимой, весной и в летний период)

1 раз в четверть и по мере необходимости

  1.  

Безопасность во время каникул (на улице и дома).

Перед каникулами

  1.  

Правила поведения во время новогодних праздничных мероприятий.

Перед мероприятиями.
В начале декабря о пиротехнических изделиях и правилах обращения с ними.

  1.  

Правила поведения при химическом заражении.

2 раза в год

  1.  

Профилактика инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, все формы гриппа и т.п.)

Осень, зима, весна по мере необходимости

  1.  

Правила поведения при стихийных бедствиях (ураганный ветер, низкие температуры, резкое потепление и т.п.)

По мере необходимости

  1.  

Правила поведения при травмировании.

1 раз в четверть

  1.  

Поведение при эвакуации из здания школы.

1 раз в четверть

  1.  

Криминальная безопасность.

2 раза год

  1.  

Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации.

1 раз в четверть

  1.  

Экстремистские объединения

2 раза год

  1.  

Безопасность на каждый день

1 раз в четверть

  1.  

Встречи с собаками

1 раз в четверть

Краткое содержание инструктажа.

Тема инструктажа

О чём обязательно необходимо напомнить детям

Правила поведения в школе: до уроков, на переменах, на уроках, в столовой, по окончании учебных занятий.

Когда приходить в школу, о правилах поведения поведении в гардеробе, где находиться до звонка на урок и на переменах, где играть, как спускаться и подниматься по лестнице и т. д.

Пожарная безопасность.

Проверить, знают ли дети телефон пожарной охраны. Объяснить, почему нельзя приносить в школу зажигалки, спички и другие пожароопасные предметы и вещества; показать, где находятся таблицы с планом эвакуации, запасные выходы, места расположения огнетушителей и сигнальных кнопок; показать, где находятся повязки и как их правильно надевать. Напомнить о правилах эвакуации из здания.

Электробезопасность в школе, дома, на улице.

Рассказать о том, как правильно обращаться с электроприборами, розетками, выключателями, о том, какими могут быть последствия халатного обращения с электричеством; о грамотных действиях человека, пришедшего на помощь пострадавшему и т. п.

Безопасность на улицах и дорогах.

О чём необходимо помнить, выходя из подъезда дома; где можно ходить пешеходу; где и как переходить проезжую часть; о мерах предосторожности во время гололёда, о необходимости иметь световозвращающие элементы на одежде или рюкзаке в тёмное время суток и т.п.

Безопасность в лесу (перед походами).

Рассказать детям и их родителям маршрут следования, место проведения похода, время возвращения. Обговорить заранее действия в случаях «отстал от группы», «заблудился». (Одежда, обувь, продукты, колющие и режущие предметы, пожарная безопасность, аптечка, соблюдение дисциплины во время движения по маршруту следования и на месте проведения похода…)

Правила поведения во время экскурсии (пешей, поездка и т.д.)

Маршрут, продолжительность, место сбора и проведения экскурсии. ПДД, поведение в автобусе. Обговорить заранее действия в случаях «укачивает», «отстал от группы», «заблудился». Дисциплина, безопасность, алгоритм действий и т.п.

Правила поведения на классном и школьном вечере.

Время начала и окончания, где должны находиться учащиеся, о дисциплине, особенно во время проведения игр и конкурсов; о недопустимости употребления алкоголя, об осторожном обращении с ножом, горячим чайником и т. д.

Правила поведения у водоёмов (у воды, в воде, на льду осенью, зимой, весной и в летний период)

Напомнить детям об опасностях, которые могут возникнуть у водоёмов и правилах поведения при возникновении опасной ситуации (перегревание, судороги, опасные игры в воде, тонкий лёд, места, где лёд даже зимой бывает не очень прочным и т. п.)

Безопасность во время каникул (на улице и дома).

О режиме дня, о времени просмотра телепередач и работы на компьютере, электроприборы, газовая плита, острые, колющие и режущие предметы, один в квартире, игры на улице, прогулки в лес и т. д.

Правила поведения во время новогодних праздничных мероприятий.

Правила обращения с пиротехническими изделиями и о том, что нельзя приносить их в школу; об осторожности во время массовых гуляний на улице и т.д.

Правила поведения при химическом заражении.

Что такое сигнал «Внимание всем!», как он передаётся, что необходимо делать, если Вы услышали вой сирен, звонки, гудки предприятий, о правилах поведения при эвакуации…  Как обезопасить себя во время эвакуации, если вы находитесь в помещении и т. д.

Профилактика инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, грипп и т. п.)

Самые распространённые кишечные инфекции, как они передаются, какие правила гигиены необходимо соблюдать, чтобы не заболеть, каковы симптомы заболеваний, как вести себя при первых признаках болезни…

Правила поведения при стихийных бедствиях (ураганный ветер, низкие температуры, резкое потепление и т. п.)

Рассказать о мерах предосторожности во время стихийных бедствий, как одеваться, как вести себя, где можно спрятаться, укрыться, куда бежать, что обязательно взять с собой, как вести себя, если вы находитесь в доме (на улице)…

Правила поведения при травмировании.

Как должен вести себя пострадавший и тот, кто оказался рядом с ним, к кому необходимо обращаться за помощью, где в школе находится медпункт, в каких кабинетах есть аптечки.

Эвакуация из здания школы.

Где находятся планы эвакуации из здания, запасные выходы; маршрут следования к запасным выходам, дисциплина при эвакуации, место сбора на улице и действия каждого ученика…

Криминальная безопасность.

Рассказать детям о возможных опасностях криминального характера, о поведении при встрече с незнакомыми людьми, о зонах повышенной опасности (местах массового скопления людей), о правилах поведения в толпе. Путь домой, тёмные дворы, подъезды, лифты, лес и т. п. Обязательно проверить знание детьми номера телефона доверия.

Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации.

О действиях при обнаружении брошенного пакета, сумки, коробки, в которых, возможно, находится взрывное устройство; как вести себя, если оказались заложником, если началась стрельба, если увидели подозрительных людей…

Экстремистские объединения

Формировать негативное мнение по отношению к экстремистским проявлениям в детской и подростковой среде, информировать о том, какие группировки существуют, чем опасны они для общества. Как вести себя, если ты или твои друзья попали в такую группировку, куда обращаться и т. п.

Безопасность каждый день

Постоянно быть предельно внимательным и осторожным (дома, на улице, в школе). Следить за здоровьем, не переутомляться, вести здоровый образ жизни, быть внимательным при знакомствах и выборе друзей и т. п. Знать и помнить формулу безопасности: Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости – действовать решительно, чётко. Бороться до последнего. Активно просить о помощи и самому её оказывать.

Встречи с собаками

Об осторожности при встрече с собаками. Как вести себя, если заметили одну собаку или целую стаю издалека, если собака ведёт себя агрессивно и готова напасть, если вас укусила собака и т. п.

Каждый ребёнок должен владеть информацией о том, к кому он может обратиться за помощью в любой сложный момент своей жизни. Об этом необходимо постоянно напоминать и проверять знание детьми номеров телефонов вызова экстренных служб, телефона доверия и телефонов других специалистов, способных помочь ребёнку.

Использованная литература для педагога:

  1. Ананьев Ю.П. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.
  2. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. -М.: Вако,2006.
  3. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  1. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

  1. Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

  1. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 1992. №3 -4.
  2. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 200

  1. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова.– М.: ВЛАДОС, 2001.

  1. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.
  3. Организация внешкольного досуга.  Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.

  1. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Владос, 2001.
  2. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2001.

  1. Сидоров, С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе / С.В. Сидоров.– Шадринск: ШГПИ, 2004.

  1. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

  1. ФопельК. Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- М.,2000

  1. Федоренко Л.Г..Секреты общения.-СПб.,2003.

  1. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

  1. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.

  1. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания школьников "Семь Я"

Данная программа предполагает участие всех школьников с 1-го по 11-й классы, педагогов, классных руководителей, родителей и расчитана на 5 лет.  Программа принята на педагогическом совете МОУ «ПР...

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

Программа воспитания младших школьников "Планета Здоровья"

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. ...

Программа воспитания младших школьников.

Программа воспитания составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности нражданина России и полностью соответствует требованиям ФГОС. Идея составления данной программы...

Программа воспитания младших школьников в ГПД "Становление"

Данная программа дает возможность развивать, контролировать и анализировать работу детей и воспитателя группы продленного дня....

Программа воспитания младших школьников

Программа воспитания и социализации младших школьников рассчитана на 4 года, составлена с воответствии с фгос второго поколения....

Комплексная программа воспитания младших школьников

Программа  воспитания младшего школьника, план воспитательной работы учителя....