Экологическая игра – викторина «Звездный час»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Клевова Зоя Николаевна

Экологическая игра – викторина «Звездный час»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Птицы нашего края

Экологическая игра – викторина «Звездный час»

Цели:

- выявить лучших знатоков птиц;

- развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся;

- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оформление, оборудование и реквизит:

- таблички с цифрами от 1 до 8 (8 штук);

- зашифрованное слово;

- жетоны – звезды;

- презентация;

- призы для участников.

Предварительная подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.

Ход игры.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвященную нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. В нашем крае насчитывается около 340 видов птиц. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва! А какую еще пользу приносят птицы? (Ответы учащихся: охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, разносят семена и т.д.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну – ка, ребята, их вспомни скорей!

Задание – назвать зимующих и перелетных птиц.

Учитель: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведем отборочный тур и выберем участников. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур

Вопросы:

  1. Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
  2. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)
  3. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
  4. Как охотники называют глухарку? (Капалуха.)
  5. Какая птица наших мест может прожить до ста лет? (Ворон.)
  6. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
  7. Какая птица летает дальше всех и выше всех? (Орел.)
  8. Когда отмечается Международный день птиц? (1 апреля.)

В игре принимают участие 8 учащихся, которые первыми правильно ответили на вопросы викторины.

Учитель: Итак, у нас определились восемь участников игры – они будут бороться за победу. После каждого тура двое игроков, набравших наименьшее количество жетонов – звезд, выбывают из игры. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов. Итак, объявляю начало первого тура!

Первый тур

На слайде изображены следующие птицы:

  1. Ласточка.
  2. Снегирь.
  3. Дятел.
  4. Голубь.
  5. Кукушка.
  6. Синица.
  7. Сова.
  8. Скворец.

Учитель: Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните все, что вы о них знаете. Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.

Вопросы:

  1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? (№2. Снегирь.)

Учитель: Эти красногрудые птицы летом живут далеко на севере, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу – как красные яблоки, рассыпанные у дорог, сидят они под деревьями.

Чтец.

Ты Север знаешь и Сибирь,

Ты грудь обжег себе, снегирь.

Каким холодным зимним днем

Ты опалил ее огнем?

И стало красное пятно

В твоем роду давным – давно…

(А.А. Прокофьев)

  1. Птица – почтальон, символ мира. (№4. Голубь.)

Учитель: В далеком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

3 .Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (№3. Дятлу.)

Учитель: Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где под корой сидит гусеница. Проделает клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклевывать еловые и сосновые шишки.

  1. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и желтым брюшком. (№6. Синица.)

Учитель: Синицы не улетают на зиму в теплые страны. В лютую стужу они прилетают к домам людей подкормиться. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день до ста двадцати гусениц. Выкармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до пятисот раз в день, принося тысячу разных насекомых.

  1. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (№5. Кукушка.)

Учитель: Кукушка за лето уничтожает двести семьдесят тысяч крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она же дожидается, когда улетит какая – нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит свое яйцо в чужое гнездо.

  1. Эта птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой. (№1. Ласточка.)

Учитель: Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых – вредителей. Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

Чтец.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати – поле

Прыгает, как мяч.

(А.А. Фет)

  1. Какая птица любит кататься на спинах коров, лошадей, овец? Так она ищет себе корм – насекомых и их личинок. (№8. Скворец.)

Учитель: Семья скворцов за день уничтожает до трехсот пятидесяти гусениц, жуков, улиток, спасая от вредителей наши поля, сады и огороды.

8.Какую птицу называют «ночной кошкой»? (№7. Сова.)

Учитель: Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло. С 1964 года совы находятся под охраной. Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей – полевок, сберегая нам при этом тонну зерна! Ни одна кошка не может соперничать с совой.

Подведение итогов первого тура. Подсчет жетонов. Двое участников, набравших наименьшее количество жетонов, получают утешительные призы и покидают игру. Во второй тур выходят шесть игроков.

Физкультминутка «Птички»

Птички начали спускаться –

На поляну все садятся.

(Дети приседают.)

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут руками – «крыльями».)

Вот и юг! Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Второй тур

На слайде изображены следующие птицы:

  1. Грач.
  2. Клест.
  3. Скворец.

Вопросы:

  1. Какая птица выводит птенцов зимой? (№2. Клест.)

Учитель: Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним – вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый – нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

  1. Какие из  птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (№1. Грачи.)

Учитель: Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать – двадцать гнезд. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними через несколько дней – самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая своих подружек.

Чтец.

Отпылала заря на востоке,

И послышалось в ближних кустах,

Непролазно – густых, невысоких,

Нежно – тихое пение птах.

Налетело на птиц вдохновенье

В догорающем свете зари.

Не спугни их чудесное пенье,

И душою, и сердцем замри!

(С. Шилов)

Подведение итогов второго тура. Подсчет жетонов. Двое участников, набравших наименьшее количество жетонов, получают утешительные призы и покидают игру. В третий тур выходят четыре игрока.

Третий тур

Учитель демонстрирует игрокам репродукцию картины «Грачи прилетели».

Дальше на слайде изображены фамилии известных русских художников:

  1. В. Васнецов.
  2. А. Саврасов.
  3. И. Левитан.

Учитель: Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из теплых краев возвратились на старые гнезда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от нее исходит тихая радость, любовь к своему краю.

Внимание, вопрос. Кто из перечисленных художников написал эту картину? (№2. Саврасов.)

Подведение итогов третьего тура. Подсчет жетонов. Двое участников, набравших наименьшее количество жетонов, получают утешительные призы и покидают игру. В финал выходят два игрока.

Финал

Учитель: Вертится, стрекочет,

                 Весь день хлопочет. (Сорока.)

Задание – из букв слова «сорока» за две минуты составить как можно больше новых слов (имена существительные в именительном падеже единственного числа).

(Примеры: коса, кора, рак, сок, сор, роса, рок, оса, срок и др.)

По истечении двух минут финалисты по очереди называют составленные слова. Побеждает участник, назвавший слово последним. Вручение призов.

Учитель: А наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый открыл сегодня для себя что – но новое. А главное, усвоил, что птицы – это часть природы, наши друзья, и мы должны их беречь и охранять, подкармливать зимой.

Чтец.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(А.Я. Яшин «Покормите птиц»)

Приложение

Дополнительные вопросы

Если дети в ходе какого – либо тура набрали одинаковое количество жетонов, ведущий задает им дополнительные вопросы:

  1. Кто кукует у кукушки  - самец или самка? (Самец.)
  2. Самая маленькая птичка наших лесов. (Королек.)
  3. Какая птица имеет самый длинный язык? (Дятел.)
  4. Назовите птиц – хищников. (Сова, орел, ястреб, сокол.)
  5. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)
  6. Почему козодоя так назвали? (Охотятся на насекомых, кружится над стадом коз.)
  7. Какая птица кричит кошкой? (Иволга.)
  8. Какая птица шипит, словно змея? (Вертишейка.)

Использованная литература:

  1. Бианки В. Наши птицы.
  2. Дмитриев Ю. Лесные загадки.
  3. Сладков Н. Лесные сказки.
  4. Снегирев Г. Про птиц.
  5. Сборник стихов и загадок о природе.
  6. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра - викторина

Это мероприятие учит детей познавать окружающий мир....

презентация к Экологической игре-викторине

С помощью данной презентации дети с интересом будут участвовать в викторине, легко ориентироваться в выборе ответа на заданный вопрос....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Экологическая викторина способствует расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрытию важности рационального использования и охраны окружающей природы; воспитанию экологическ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Экологическая игра - викторина".

Расширение кругозора детей; раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей среды....

Экологическая игра-викторина

Внеклассное мероприятие...

Внеурочная деятельность. Игра - викторина "Звездный час"

Пробуждение у детей интереса к знаниям, развитие творческих, организаторских способностей....

Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"

Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.Задачи:Продо...