конкурс "Семья и семейные ценности"
методическая разработка (3 класс) на тему

Хархавкина Марина Геннадьевна

Материал для проведения классного часа  о семейных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_semeynye_tsennosti.docx25.97 КБ
Office presentation icon na_konkurs.ppt583 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Семья и семейные ценности»

Цель: 

-  воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

- формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.

Задачи:

Раскрыть  понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.

Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.

Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Класс    празднично оформлен:

-на доске записаны пословицы;

-тест для каждого учащегося «Незаконченное предложение», ручки, карандаши;

-задания для учащихся, исполняющих роль родителей;

- лепестки цветов для конкурса «Счастливая семья»;

- игра «Весёлая чепуха» (вопросы и  ответы);

- карточки для игры «Составь слово».

Ход классного часа.

 1. Определение темы занятия. Целеполагание.

-Итак, наш первый урок в этом учебном году. (1 слайд)

Отгадайте ребус: (семья)

 – Итак, тема нашего урока: «Семья и семейные ценности». (2-3 слайды)

 Семья – словечко странное,

         Хотя не иностранное.

 – Как слово получилось,

 Не ясно нам совсем.

 Ну, «Я» – мы понимаем,

 А почему их семь?

 Не надо думать и гадать,

 А надо просто сосчитать:

 Два дедушки,

 Две бабушки,

 Плюс папа, мама, я.

 Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

-А как вы считаете, для чего человеку семья?   (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

2.Работа с пословицами. (4 слайд)

 Не случайно до наших дней дошли такие красивые пословицы. Ведь в каждой из них – народная мудрость, которая складывалась веками. Вспомните пословицы о семье, доме, родителях, об отношении в коллективе. Как вы их понимаете? (дети заканчивают пословицу и объясняют смысл пословицы)  

Где любовь да совет, там и горя …

Где мир и лад, не нужен и …

В гостях хорошо, а дома …

В своем доме и стены …

Доброе братство лучше ….

В семье разлад, так и дому не …

Вся семья вместе, так и душа …

Когда все вместе, то и душа …

 3. Тестирование учащихся.

Учитель: Каждый человек в слова: «семья», «родители» вкладывает свой смысл.

У каждого из вас сегодня есть возможность высказать своё мнение, поделиться своими мыслями. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и незаконченными предложениями.

Вы внимательно прочитайте их и допишите так,  как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.

Тест «Незаконченное предложение» ( у детей на столе) (5 слайд)

  • Семья - это….
  • Мои родители – это ….
  • Радость в моей семье – это ….
  • Горе в моей семье – это….
  • Вдали от родного дома я буду вспоминать …

(желающие дети читают свои предложения)

4. Ученик читает стихотворение.

В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

         В семейном кругу все корни твои,

         И в жизнь ты входишь из семьи.

         В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

На улице дождь непрерывный,

 А дома тепло и светло.

 И можно на бурые ливни

         Спокойно смотреть сквозь стекло.

 Тут можно укрыться от зноя,

 Спастись от морозного дня.

 В хорошее место родное -

 Домой так и тянет меня.

5. Работа по теме .

- Люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

 Диспут «Родители глазами детей».

      Учитель: Я думаю, что  у каждого в жизни были такие ситуации:

-  когда дети считают, что родители их не поняли в какой-то момент,

- не правильно  оценили их действия,

-  «ни за что» наказали и многое другое  

Может быть,  когда – то,  вы подумали, что своих детей вы не будете наказывать, или своим детям не будете запрещать что-то делать.

Так вот сегодня у вас ребята есть возможность встать на место своих  родителей.

Мы начинаем диспут «Родители глазами детей»

    Учитель:

У меня в руках 3 конверта, в которых по 1  ситуации.

Сейчас мы  образуем 3 команды.

 Каждая команда  будет представлять себя на месте своих родителей.

Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию.

От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос.    

Все вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы - наши «родители».

Задания для детей: (3 конверта с заданиями).

1.Вы открыли дневник и увидели, что  у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.

2.Ребёнок пришёл из школы  без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.

3.Ваш ребёнок пробовал курить, о чём вам сказали соседи. Ваша реакция.

Учитель:

Решая эти ситуации,  каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.

Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.

6.Легенда « Как появилась дружная семья».  (6 слайд)

 -Я хочу прочитать вам одну легенду « Как появилась дружная семья».  

   Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 На доске таблички со словами:        

   Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду.

- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье? (7 слайд)
(
Любовь, ласка, добро, уважение, понимание, доверие, забота)

- Это необходимо только вам? (Нет, любовь нужна всей семье).

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

7.Конкурс «Составь слово» (8 слайд)

Учитель:«Составь слово».

На интерактивной доске написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным».

Слова:

  1. Матушка – ушматак
  2. Родители – диролите
  3. Дом – мод
  4. Сынок - коныс

8. Рассказ учителем  истории,  которая произошла с одним мальчиком. (9 слайд)

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?

- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь?- спросил старик.

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.

- Посмотри!- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

9. Конкурс «Счастливая семья»

(На доске лепестки цветов с положительными качествами и отрицательными. В середине жёлтый кружок.)

- Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

 - Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета? (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть, злость, враньё).

10.Рефлексия. (10 слайд)

Учитель:

- Вот и подошёл к концу наш классный час «Семья и семейные ценности».

- Что же такое семья? А почему 7 я?  (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).

-  Без чего не может быть семья?

-А чем же скреплена она?

  11. Итог урока.  (11 слайд)

-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её!

Берегите!

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...

Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"

Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...