Внеклассное занятие "Огонь - друг или враг?"
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

Олина Ирина Борисовна

Внеклассное занятие, способствующее ознакломлению детей с тем. какую пользу или вред может принести огонь человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Огонь - друг или враг

Цели: Ознакомление детей с тем, какую пользу и вред может принести огонь человеку.

  1.  Научить детей использовать полученные знания в жизни

2.   Выучить правила противопожарной безопасности                                                            3.   Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Оборудование: картинки с правилами пожарной безопасности, памятки, иллюстрации профессий, стихи.

 

        Ход занятия:

1.

Всем-всем добрый день, прочь с дороги нашей, лень!

2.

Сегодня вы вспомните очень важную для нас всех тему. А вот какую попробуйте определить сами. Я вам буду задавать вопросы, и если вы так поступаете, то отвечайте: « Это я, это я, это все мои друзья», а если вы так не поступаете, то молчите.

                Кто, задорный и весёлый,

                Верность правилам храня,

                Бережёт родную школу

                От коварного огня?

                Кто поджёг траву у дома,

                Подпалил ненужный сор,

                А сгорел гараж знакомых

                 И строительный забор?

        Кто соседской детворе

                 Объясняет во дворе,

                 Что игра с огнём недаром

                 Завершается пожаром?

        Кто украдкой в уголке

                 Жёг свечу на чердаке?

                 Загорелся старый стол,

                 Еле сам живой ушёл!

        Кто пожарным помогает,

                  Правила не нарушает,

                  Кто пример для всех ребят?

Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.

3.

Вот сегодня мы и поговорим на тему:

Огонь – друг или враг человека ?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос, но сначала послушайте стих – е

ДОБРЫЙ ОГОНЬ

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

4.

С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилище, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

- А какую помощь он оказывает?

            Согревает нас (картинка)

            Помогает готовить пищу (картинка)

- А кто знает, где еще человек использует полезные свойства огня? Сталевар, кузнец, пекарь, сварщик (картинки)

СТАЛЕВАР         КУЗНЕЦ

Он в куртке жесткой, как броня        Молоток и слиток стали

Весь день проводит у огня.        Взял кузнец умело,

Он варит сталь –        И по кузне от металла

Недаром         Пламя полетело.

Зовется сталеваром !                                                      По болванке молот бьется,

В огромной печи сталь кипит        И металл послушно

И пышит жаром жгучим.        Разгибается и гнется

Она сверкает и слепит,        Так, как парню нужно.

Как солнце из-за тучи!

А сталевар следит в « глазок»,

В особое оконце:

Когда наступит нужный срок –        СВАРЩИК

Он выпускает солнце!

И вот из печи сталь бежит        Опустил щиток парнишка,

Струей живой и быстрой,        Рукавицы натянул,

Она пылает ишипит,         Электрической дугою,

И рассыпает искры!        Будто солнцем, полыхнул.

Но мастер огненной реки        Два бруса стальных навечно

Нисколько не боится:        Сшил, сварил – не разорвать.

Глядит сквозь темные очки        Этой балке поперечной

И машет рукавицей –        Сотни лет теперь лежать.

Рекою управляет,        Пляшет пламя, шов ровняя,

Сталь в формы направляет.        Брызжут искры вдаль и ввысь…

Когда остынет в формах сталь –        От его работы звезды

Любую делайте деталь!        Восхищением зажглись.

- Многие из вас любовались украшениями, сделанными из бисера. Оказывается,  эти стеклянные бусинки появились на свет тоже благодаря огню.

 Послушайте легенду:

В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был неблизкий, застала их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки. Речка течёт, песенку поёт, речной песочек под ногами поскрипывает. Развели купцы костер, уху сварили, поели да спать улеглись. Огонь догорел, кострище пеплом покрылось. Лишь один уголек схоронился да в сторону откатился. Скучно ему одному лежать, вот он и завел разговор с речными песчинками. Стали они спорить, кто из них краше. Песчинки скрипят: « Мы водой выточены, ветром высушены, солнышком выкрашены. Мы красивее тебя». А уголек шипит: « Я от дерева рожден, огнем накален. Нет никого на свете меня краше!» Спорили они, спорили. Никто уступать не хочет. Рассердился уголек и обжег песчинки.

Проснулись купцы, видят – рядом с потухшим костром уголек лежит, а вокруг стеклянные бусинки рассыпаны. Назвали эти бусинки бисером, а девушки стали им сарафаны расшивать, пояски, в косы русые вплетать. Сила у друга-огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям.

Послушайте небольшое стих-е:

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

5.

Самый ужасный, самый опасный огонь – это, конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Когда это происходит? Когда начинается пожар

-Ребята! Слово « пожар» приходится слышать часто. Может, некоторым из вас приходилось его наблюдать или видеть его последствия? Где видели? (ответы детей)

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок. Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

Послушайте историю, которая произошла с мальчиком Жорой из деревни Трехгорка:

На даче в Трехгорке

Жил маленький Жора,

Лишь чиркнул он спичкой-

И вспыхнула штора.

Хотел он в пожар

Поиграть понарошку-

Осталась от дома

Одна головешка.

У многих привычка-

Зажженные спички,

Шагая, бросать тут и там.

Кто делает это,

Тому два-три шага

До самой страшнейшей из драм.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты: она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Вот, что происходит из-за баловства со спичками.

- Давайте послушаем, что о себе расскажут нам спички:

        СЦЕНКА

Спичкой все зовут меня,

А без спичек нет огня…

И без нас, как без воды,

И ни туды, и ни сюды.

Я зажечь сумею газ!

Разожгу костер для вас…

Если только захочу,

Любое дело по плечу!

Людям мы всегда нужны,

Это помнить мы должны.

Всем готовы угодить,

Но просим с нами не шалить!

Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками. (картинка)

ФИЗМИНУТКА

Тили – бом, тили – бом,

Загорелся Кошкин дом,

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит заинька с ведром

Заливать Кошкин дом.

- Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. Это нужно делать только в присутствии взрослых и обязательно на улице. А почему?

Всем известно, что у елки

Есть зеленые иголки.

Но не всем ребятам ясно,

Что они горят опасно!        (картинка)

Также очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лаки, краски, газовые баллоны. Почему?

Бензин – может, кто-то со мной не согласен?-

Не только опасен, он взрывоопасен.

Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. (картинка)

Ребята, а отчего же еще может возникнуть пожар? Давайте послушаем ребят.

Бывает семья уезжает на юг,

Забыв, что не выключен в доме утюг.

А вслед -  телеграмма, подобная грому:

« Пожар - ничего не осталось от дома!»

В квартире оставлять нельзя

Прибор, включенный в сеть.

В противном случае, друзья,

Вам синим пламенем гореть!

Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник. (картинка)

Я знаю, что многие из вас помогают своим родным в домашних делах, умеют приготовить обед. Но и здесь надо помнить о пожарной безопасности.

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена-

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол.

Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме – не пытайтесь растопить печь.

- А где еще бывают пожары? В лесу. Почему?

А теперь скажу я проще,

Я на слово не остер.

Вдруг увидели вы в роще

Непогашенный костер.

Лесу он грозит бедою,

Вспыхнет – не остановить…

Вы правы! Скорей водою

Надо тот костер залить!

В лесу не разжигайте костер без взрослых. (картинка)

- Обязательно ли разводить костер в лесу? А если все же нужно развести костер, чтобы согреется или приготовить пищу, то какие правила нужно соблюдать?

- не разводить без необходимости

- на месте старого костра или аккуратно убрать дерн, положить в сторону

- не разжигать вблизи деревьев, следить за ветром

- перед тем как уйти затоптать, прикрыть дерном

- убедится, что ничего не горит, можно покинуть место.

А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: « А нужно ли сжигать сухую траву?»

- Сожженный участок леса восстанавливается от 20 до 50 лет. Говорят поджигать траву полезно. А ,оказывается, нет, так как трава потом растёт редкая, не все растения отрастают и сгорает верхний самый плодородный слой земли.

Дети получают памятки

-Давайте ещё раз вспомним правила пожарной безопасности:

1.  не балуйся со спичками и зажигалками

2. уходя из дома, не забывай выключать электроприборы

3. ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома

4. не подходи к печке, когда она топится, не открывай печную дверцу

5. не играй с горючими жидкостями

6. не разводи костер в лесу

_ ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, здоровье и жизнь людей

-А если все таки возник пожар, кто нам помогает с ним справится?

6.

ПОЖАРНЫЕ

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным.

Поверьте! Не хочу себя хвалить,

Но струсишь – и огонь не победить.

Знает весь честной народ,

Что пожар – такой же фронт…

Против огненной лавины

Вместе с нами в свой черед

В бой – пожарные машины,

Катера и вертолет…

Вы не верьте анекдотам:

Мол, легко пожарным жить,

Дескать, вся-то их работа

На пожаре воду лить.

Шутка есть и будет шуткой,

Спор решиться сам собой-

Посмотреть бы вам минутку,

Как ведет с огнем он бой.

Как горит, но не сгорает,

Задыхается в дыму.

И как пламя умирает,

Покоряется ему.

И тогда вам ясно станет,

Как опасен этот труд!

- В нашей стране много героев-пожарных. Рискуя своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями « За отвагу на пожаре».

7.

Объявляю конкурс « Отгадай загадку»

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой)

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те …(отнять)

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли,

Быстро все …(убрали)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?  (пожар)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два,

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.  ( огонь)

8.

Вы хорошо потрудились. Сейчас время ответить на вопрос, поставленный в начале занятия: огонь – друг или враг?

Все зависит от того, как мы с ним обращаемся

Пусть огонь всегда будет только нашим другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Давай пожмём друг другу руки"

Это воспитательное мероприятие было проведено в рамках программы "Все цвета, кроме чёрного"....

Урок внеклассного чтения "Друг познаётся в беде".Сказки о животных.

Урок построен на материале русской народной сказки «Петушок – Золотой гребешок» в обработке Л.Н.Толстого. Дети работают с книжками – коллективками. На уроке используется Презентация «Сказки о жи...

Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности

Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности

Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 3 классов "Мы легко понимаем друг-друга"

Данная разработка внеклассного мероприятия ориентирована на повторение лексики по темам "Дни недели", « Числительные», «Продукты питания», «Глаголы», тренировку умений рассказывать стихи , тренировку ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ДРУГУ ТЫ ОТДАТЬ СУМЕЙ ВСЁ ТЕПЛО ДУШИ СВОЕЙ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«ДРУГУ ТЫ ОТДАТЬ СУМЕЙ ВСЁ ТЕПЛО ДУШИ СВОЕЙ»Цель: Расширение понятия о толерантности. Формирование установок толерантного сознания. Развитие коммуникативных навыков:...