Кодекс чести для учителя.
консультация на тему

Артюшенко Надежда Александровна

Учитель должен соблюдать  правила обращения с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx55.7 КБ

Предварительный просмотр:

Этический кодекс школы

Данный этический кодекс распространяется на всех субъектов педагогического процесса школы: учителей, учащихся и их родителей.

Главной целью этого документа является установление этических взаимоотношений в системах «Учитель - ученик», «Учитель - родитель», «Учитель – учитель», «Учитель – администрация».

Кодекс составлен в соответствии с Конституцией РФ, Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. В соответствии с Уставом ОУ.

Содержание кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей – на родительских собраниях, детей – на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

Основу норм Этического кодекса составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

Общие положения

  • Этический кодекс - совокупность публично провозглашенных принципов нравственного поведения и взаимоотношений в организации
  • Цель создания кодекса ОУ – консолидация усилий участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) для достижения целей ОУ.

Основные этические принципы педагогов в системе: «УЧИТЕЛЬ – АДМИНИСТРАЦИЯ»

  • Администрация допускает к работе профессионально-компетентных работников, информирует общественность о профессиональном уровне педагога (образование, категория, стаж). Педагог

   

  • должен знать нормативно-правовую базу педагогической деятельности.
  • Администрация не ставит интересы учреждения выше личных интересов персонала. Персонал соблюдет субординацию по отношению к руководителю учреждения и его заместителям. Отношения между администрацией и персоналом  ОУ строятся на взаимном доверии  и уважении.
  • Педагог проявляет высокие профессиональные качества в работе, способствуя повышению престижа учреждения, формированию его имиджа. Администрация формирует педагогическую команду, предоставляет возможность каждому педагогу реализовать себя.
  • Педагог и администрация соблюдают такт, порядочность, профессиональную тайну, корректность в отношениях  на любом уровне.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»

Цель: Установление и сохранение этических норм и правил поведения учителя и ученика в данном ОУ.

Учитель:

  • Учитель должен строить свои отношения с учеником на основе уважения к личности
  • Учитель обеспечивает ученику высокое качество и комфортность обучения
  • Учитель осуществляет индивидуальный подход к ученику с учетом его психосоматических особенностей
  • Учитель должен нести ответственность за охрану жизни  и здоровья ученика, защищать его от всех форм физического и психического насилия
  • Является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем

  •    своим ученикам.
  • Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной
  • Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
  • Учитель должен терпимо относиться к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников.
  • Учитель должен работать над собой и повышать свой профессиональный уровень
  • Учитель должен стараться быть в хорошем настроении, иметь чувство юмора и ценить его у учеников
  • Воспитывать в ученике чувство гражданской ответственности, трудолюбия, любви к семье и окружающей природе

Ученик должен:

• Быть трудолюбивым, любить семью, школу, окружающую природу и Родину

• Беречь свое здоровье и здоровье окружающих тебя людей

• Уважать достоинство учителя

• Пользоваться правом на доступ к информации, способствующей своему развитию

• Участвовать в создании имиджа школы

• Беречь и ценить имущество школы

• Быть положительным примером в поведении для других

• Прислушиваться к советам и рекомендациям учителя

• Уметь корректно выражать свое мнение и мысли

• Следить за своим внешним видом, быть опрятным и аккуратным

   Основные этические принципы деятельности учителя в системе «УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ»

Цель: Сотрудничество семьи и школы в воспитании, образовании, развитии детей, при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип приоритета школы в обучении детей.

2. Принцип ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся в рамках педагогического процесса. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия.

3. Принцип выявления и устранения причин противоречий между учителем и родителями учащихся.

4. Принцип адекватного поведения учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.

• Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

• Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей.

• Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей.

• Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.

• Готовность учителя к прямым контактам с родителями в определенное внеурочное время по четко определенному заранее кругу вопросов.

•Недопустимость негативного обсуждения учителем отсутствующих детей и их родителей.

   •Желание учителя познакомиться с психологическим климатом в семье учащихся для уточнения психолого-педагогической характеристики класса.

• Обеспечение учителем полноты, качества и своевременности предоставляемой информации о жизни класса и школы. Вовлечение родителей в проводимые совместные мероприятия для мам и пап и их детей.

Основные этические принципы педагогов в системе «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»

Цель: Укрепление престижа учителя в глазах социального окружения

  • Педагоги  поддерживают имидж компетентного, доброго, любящего детей специалиста.
  • Педагоги создают  деловой стиль взаимоотношений в педагогической среде.
  • Педагоги придерживаются единства требований к основным показателям образовательного процесса
  • Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
  • Поддерживают инициативу и профессиональное творчество коллег
  • Для педагога характерно постоянное самообразование и самосовершенствование
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной.
  • Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

МОУ СОШ №11

F:\шаблоны r ghtptynfwbb ghjtrn\618fa2b8e67a5dda335c15deb6186f09.gif

«Только  личность может действовать

 на развитие и определение личности,

 только характером можно

образовать характер».

К.Д.Ушинский

Разработала: учитель начальных классов

Артюшенко Н. А.

Станица Георгиевская

2012 год

Взаимоотношения учителя с учениками:

1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

2. Учитель в своей работе не должен прямо или косвенно унижать честь и достоинство ученика.

3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной без резких и некорректных сравнений и замечаний.

5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

7. Учитель не вправе выспрашивать ученика о его жизнедеятельности вне школы, о жилищных условиях, о материальном положении родителей и т. п.

Исключение составляют темы для обсуждения внеклассных увлечений ученика, посещений кружков и секций, занятий, которые положительным образом влияют на уровень развития и подготовки ребенка.

8. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.

9. Учитель справедливо оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу.

ВЫССКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ УМОВ

«Воспитатель сам должен быть воспитан»

К. Маркс

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»

В. Вильсоне

«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт»

А. Дистервег

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»

Ж.-Ж. Руссо

«Сделайте трудное привычным, привычное станет легким, а легкое станет приятным»

Аристотель

«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику»

Р. Эмерсон

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»

 А. Апшерони

«Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего её заслуживает»

Э.Бомбек

«Говори, что знаешь, делай, что умеешь,

при этом помни, что знать и уметь больше –

никому не вредно».

пословица

МОУ СОШ №11

Богом дан счастливый дар –

умение общаться.

А нам педагогам, этот дар просто необходим – мы общаемся с детьми.

Советы и рекомендации учителям

Станица Георгиевская

2012 год

Законы этики учителя:

1.    Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.

2.    Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.

3.    Будьте тактичны, никогда не подчеркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.

4.    В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать; разумное оптимальное решение.

5.    Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.

6.    Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.

7.    Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.

8.    Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.

9.    Ничего не начинайте во гневе.

10.   В любой жизненной ситуации помните: вы — педагог, с вас строже спрос за поведение, образ мыслей.

11    Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.

Взаимоотношения учителя

с родителями учеников

1. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

2. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и знаний ученика.

4. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Личность учителя

1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2. Учитель должен стремиться стать авторитетом для своих учеников.

3. Учитель должен дорожить своей репутацией.

4. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

5. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

6. Учитель должен соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

7. Учитель должен быть честным человеком.

8. Учитель не может сплетничать и обсуждать вопросы с другими учителями и родителями других учеников, касающиеся взаимоотношений с учеником, его успеваемости, поведения и прочего, что может сформировать заведомо отрицательное предвзятое отношение к обсуждаемому ученику.

 «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»

Цель: Укрепление престижа учителя в глазах социального окружения.

•           Педагоги  поддерживают имидж компетентного, доброго, любящего детей специалиста. Прививают любовь и уважение к культурному наследию и богатой истории  петербургской школы.

•           Педагоги работают над созданием высококлассного имиджа учреждения, используя максимум творческого и интеллектуального потенциала.

•           Педагоги качественно реализуют Государственный стандарт образования.

•           Педагоги создают  деловой стиль взаимоотношений в педагогической среде.

•           Педагоги придерживаются единства требований к основным показателям

образовательного процесса.

•           Поддерживают инициативу и профессиональное творчество коллег.

•           Для педагога характерно постоянное самообразование и самосовершенствование.

10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

  1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
  2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае  своей оплошности.
  3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
  4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
  5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
  6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
  7. Неумение выразить веру в ученика.
  8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
  9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.

10.  Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

                                                       «Взрослый должен опираться на

                                                                 положительные качества в подростке,

                                                          а не бороться с его недостатками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодекс чести учителя

Принципы отношения к ребенку, сформулированные Г.Л. Лэндгрет, которые мне помогают в работе....

Классный час во 2 «Г» классе на тему: «Кодекс чести младшего школьника».

Конспект занятия классного часа во 2 «Г» классе на тему: «Кодекс чести младшего школьника». К данному занятию есть презентация  "Кодекс чести младшего школьника"....

Кодекс чести активиста

Данный материал наглядно показывает каким должен быть активист школы....

Кодекс чести

.  Данная  подпрограмма  рассчитана  на  учащихся  младшего  школьного  возраста. Она  ставит  целью  ознакомление  в  доступной  ...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Кодексы чести разных профессий".

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю Светская этика....

Кодекс кадетской чести

Описывавются нормы поведения кадет и воспитанников кадетской шкоолы....