Памятки для родителей: "Воспитание без насилия"
консультация

Бушенкова Татьяна Васильевна

Ответственность родителей за жестокое отношение с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

- оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков.

Ответственность за жестокое

обращение с детьми

   Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения ил и наложения штрафа в размере от ста до пятисот рублей(ч. 1, ст. 5,35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а так же по ряду статей :

– за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них;

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних ( ст. 106-136 УК РФ);

- за преступление против семьи и несовершеннолетних ( ст. 150-157 УК РФ).

Согласно ст. 69 Семейного кодекса РФ за жестокое обращение родителей с детьми следует лишение родительских прав.

Телефон доверия для детей и подростков

8-800-2000-122

         

государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

     

Воспитание без насилия

2015 год

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран и увечий, сексуальные домогательства, но и унижение, словесные издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Взрослые ответственны за то, чтобы защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Детям, подвергшимся жестокому обращению, присуще следующее:

- неумение сосредоточиться;

- проблемы с памятью;

-низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе;

- плохое настроение;

- необъяснимые приступы гнева, агрессия;

- постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины;

- депрессия;

- синяки, ожоги, укусы, рубцы и др.;

- неспособность испытывать удовольствие от чего–либо , одиночество, отчужденность и др.

Как узнать, что Вы сами пересекли черту?

- Вы  не можете остановить свой гнев. Вы иногда трясете ребенка или швыряете его. Вы кричите на него и не можете остановить себя.

- Вы чувствуете эмоциональную отрешенность от своего ребенка. Вы нередко чувствуете себя настолько перегруженным, что у Вас нет никакого желания заниматься ребенком. День идет за днем, и Вы просто хотите, чтоб в доме была тишина, чтобы ребенок просто оставил Вас в покое.

- Удовлетворение повседневных потребностей Вашего ребенка кажется Вам невозможным. Если у Вас не получается ежедневно пеленать ребенка, кормить или отводить в школу – это признак того, что ситуация выходит из под контроля..

- Другие люди выражают озабоченность ситуацией в Вашей семье. Это может вызвать у Вас гнев в отношении их, вы можете считать, что это не их дело. Возможно, Вы правы. И все же, внимательно обдумайте то, что они говорят. Не являются ли их претензии справедливыми?

Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье?

- знать о том, что является жестоким обращением, и особенно иметь представление о последствиях такого обращения с детьми;

- признаться себе, что это происходит в Ваших отношениях с ребенком;

- понять: почему это происходит? Отчего?

- пробовать применять альтернативные методы, применять советы и рекомендации психологов. ---- решить свои проблемы, если они лежат в основе жестокого обращения с ребенком.

Стратегии Взаимодействия родителей с детьми без насилия и агрессии:

- не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии;

- вспоминайте о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком;

- будьте с ребенком доброжелательным, но твердым;

- будьте последовательны в своих действиях;

- предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я-высказывание;

- позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий;

- дайте ребенку возможность достичь с Вами договоренности;

- постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание;

- учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется;

- если кто – то и  жалуется на поведение Вашего ребенка, не спешите сразу наказывать его, выясните мотивы его поступков;

-развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт;



Предварительный просмотр:

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.

Телесные наказания и битьё детей, даже  если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют  детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные  повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

 В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:

* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).

* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Реакция на побои бывает у детей самой разной

  1. Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.
  2. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.
  3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным  для его развития.

Ребёнку трудно осознать, что он подвёргся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое  наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувство боли и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Человека делают человеком

светлые воспоминания детства.

Ф. М. Достоевский

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

-каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;

-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;

-уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);

-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);  

-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;

-почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);

-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

-после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;

-нельзя наказывать больного ребёнка;

-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)

-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)

- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;

-никогда  не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;

-будьте последовательны в своих требованиях.

государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

 «Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

Воспитание без насилия

  Ефремов,2015



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Почему ребенок решается на самоубийство?

  • нуждается в любви и помощи и не получает их;
  • чувствует себя никому ненужным;
  • не может сам разрешить сложную ситуацию;

-  накопилось множество нерешенных проблем;

  • боится наказания;

Что должно насторожить в поведении ребенка?

  • Утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие.
  • Пренебрежение собственным видом, неряшливость.
  • Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей.
  • Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь.
  • Внезапное снижение успеваемости и рассеянность.
  • Склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам.
  • Проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне.
  • Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было, раздает любимые вещи.
  • Шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Чего нельзя делать?

  • не читайте нотации, не спорьте;
  • не игнорируйте ребёнка, его желание получить внимание;
  • не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучшее других» и т.д.;
  • не предлагайте неоправданных утешений;
  • не смейтесь над ребёнком.

Что Вы можете сделать?

  • серьезно отнеситесь ко всем угрозам, не бойтесь просить о помощи, пусть специалист (психолог, психиатр) решает, насколько они реальны;
  • будьте внимательны к своему ребенку, умейте слушать ребенка;
  • откровенно разговаривайте с ним;
  • не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
  • предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;
  • вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;
  • привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;

Куда можно обратиться за помощью?

В случае необходимости вы и ваш ребенок всегда сможете получить профессиональную помощь, позвонив в единый общероссийский «телефон доверия» центра экстренной психологической помощи для  детей, подростков  и их родителей (бесплатно,  анонимно, круглосуточно):   8-800-2000-122

Педагог-психолог: Задонская Е.А.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для родителей "Воспитание самостоятельности"

В помощь родителям в тезисной форме рекомендациии по воспитанию самостоятельности учащихся начальной школы...

Памятка для родителей "Воспитание ненасилием"

профилактика жестокого обращения с детьми, работа с родителями...

Беседа для родителей. "Воспитание не насилием в семье"

Хороший материал в посмощь учителю при подготовке к родительскому собранию с рекомендациями....

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ НЕНАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ»

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ НЕНАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ»...

памятка для родителей"Воспитание самостоятельности"

Памятка дана в помощь родителям  для развития  самостоятельности детей младшего школьного возраста...

Урок для родителей. Воспитание детей без насилия.

Беседы для родителей. Оказание помощи детям должно проводиться в семейном контексте, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания....

Этическая беседа с родителями «Воспитание без насилия»

Этическая беседа с родителями «Воспитание без насилия»...