«Дети – герои Великой Отечественной Войны»
методическая разработка (4 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Цель: познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; закрепление и углубление исторических знаний.

Задачи:

1. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества, гордость за своих сверстников в годы войны

2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

3. Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.

4. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей.

5. Формировать умения и навыки поиска нужной информации.

Оборудование: презентация, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение. Рассказы и стихи советских писателей, доклады детей, фронтовые письма и фотографии, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан), минута молчания (Метроном).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_k_velikoy_otechestv_voyne.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Дети – герои Великой Отечественной Войны»

(разработала Комарова Екатерина Витальевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»)

Цель: познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; закрепление и углубление исторических знаний.

Задачи:

1. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества, гордость за своих сверстников в годы войны

2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

3. Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.

4. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей.

5. Формировать умения и навыки поиска нужной информации.

Оборудование: презентация, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение. Рассказы и стихи советских писателей, доклады детей, фронтовые письма и фотографии, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан), минута молчания (Метроном).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.   Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.
Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

                Первый солнца луч неторопливый,

                Запах яблок, зреющих в саду,

                Вспомним самый страшный день в году.  22 июня 1941 г.

Включаю видео с кинохроникой начала Великой Отечественной войны.

(Фоном звучит «Священная война», учитель продолжает свой рассказ.) 
Учитель:  Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, 
но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ. Что же о них знаем мы?
 

Ученик: Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.

(Дети читаю стихи) 

                                 Июнь… клонился к вечеру закат,

                                 И белой ночи разливалось море,

                                 И раздавался звонкий смех ребят,

                                 Не знающих, не ведающих горя.

Учитель: Во всех школах страны в этот летний день был выпускной вечер. В каждой школе дети-выпускники танцевали прощальный вальс. Они прощались со школой.

ВАЛЬС НА АККОРДЕОНЕ

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится он лишь в 45-м, в мае.

…Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,-

Это значит – против нас.

Из сообщения по радио страна узнала страшную весть.

ГОЛОС ЛЕВИТАНА

(звучит запись голоса Левитана – объявление начала войны)

Учитель: Началась война. И вчерашние школьники уходили на войну защищать Родину вместе с отцами

На нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.

Учитель: «Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо». А закончить эту мысль хочется так: «и тем более не детское».

Учитель: Да. Война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо  из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя  Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады.

ПЕСНЯ ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ (звучит песня, фрагмент.)

(фото, как мать провожает сыны на войну)

Ах, война, что ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Началась война. И вчерашние школьники уходили на войну защищать Родину вместе с отцами

Учитель: А дома остались старики, женщины и дети. Сразу повзрослели

дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

Дети полностью старались заменить ушедших на фронт отцов.

Они помогали на заводах, фабриках.

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.  И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Учитель: Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Учитель: В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей.

Многие из них были в партизанских отрядах, где их нередко использовали в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Дети становились юнгами на военных кораблях; в советском тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовал На фоне рассказа презентация «Дети войны».

Группа детей выстраивается в шеренгу спиной к классу, они по очереди поворачиваются и рассказывают о героях.

Ученик 1: Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями.

Ученик 2: Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине....

Ученик 3: Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны! и в гражданской обороне.

Бородулин Саша.

С первых дней войны ленинградец Саша ушёл в леса и в одиночку нападал на гитлеровцев. Вскоре он встретился с партизанским отрядом и стал полноправным его бойцом, участвуя во всех военных операциях.

Когда однажды отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа заслона погибла.

 Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.

УЧИТЕЛЬ: Вот что писал мальчик отцу на фронт.

ПИСЬМО МАЛЬЧИКА НА ФРОНТ (выходит мальчик на сцену, пишет письмо)

«Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от фашистов! Ждём тебя. «Твой сын Саша»

УЧИТЕЛЬ: Мечта была у Сашки, чтобы попали эти патроны в полк, где

служил его отец, и чтоб патроны достались именно папе.

Зенкина Валентина (рассказ девочки)

Белорусская девочка Валя, участница героической защиты Брестской крепости, где погиб ее отец, стала санитаркой медсанчасти. Днём она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость.

Вале удалось уйти из окружения и впоследствии она сражалась в партизанском отряде до самого конца войны. После войны Валентина Зенкина жила в городе Могилеве в Белоруссии

Бондаровская Юта 12 лет

Двенадцатилетняя Юта встретила войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Юта собирала разведданные, распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тылу врага. В начале 1944 года, бригада продвигалась в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжёлого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. В этом бою и погибла юная разведчица Юта Бондаровская.

Волков Валерий        12 лет

Война застала Валерия в Севастополе. Двенадцатилетний защитник города бесстрашно сражался вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, прикрывавшей отход воинских частей из Севастополя. Он погиб как герой. Подбитый им вражеский танк надолго остановил в узком ущелье танковую колонну противника.

Учитель: Девочки тоже не оставались в стороне. Они вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали они по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота.

Зина Портнова

После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированой территории и начала службу в партизанском отряде имени К.Е. Ворошилова. Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года Зина была поймана фашистами. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток расстреляна в тюрьме.

Каманин Аркаша 14 лет

В 14 лет Каманин Аркаша стал пилотом связного самолёта штурмового авиационного корпуса, действовавшего на Западной Украине.

Он неоднократно с честью выполнял ответственные задания штаба армии, за что дважды был награждён правительственными наградами.

Однажды, пролетая над передовой, Аркаша заметил на нейтральной полосе подбитый краснозвёздный «ИЛ-2» с тяжелораненым лётчиком. Посадив самолёт, Каманин перетащил пилота под непрерывным огнём противника в свой самолёт и на глазах немцев улетел к своим.

Умер Аркаша уже после войны от тяжёлой болезни.

Ковалёв Саша 12 лет

Двенадцатилетний Саша после гибели отца на фронте попал в юнги Северного Военно-Морского Флота. Пройдя специальный курс обучения, Саша был назначен мотористом на торпедный катер, охранявший воды Баренцева моря.

В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный бой с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед потопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробит, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушёл от врага.

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ»

(звучит музыка, дети поют песню) слова В. Агатова, музыка Н. Богословского из кинофильма «Два бойца»

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила...

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою:

Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось...

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи...

Вот и сейчас надо мною она кружится.

Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

УЧИТЕЛЬ: Дома семьям было очень тяжело. Было холодно, голодно. Из продуктов мало что можно было купить. Хлеб давали по карточкам, их потерять было нельзя. На каждого ребёнка по 125 граммов. В состав хлеба входили: мука, жмых – семечки вместе с кожурой, целлюлоза, перемолотые, соль, вода, дрожжи иногда, формы смазывали машинным маслом. Голодали все. Одну историю поведал нам тот, кому довелось это испытать.

История 2 детей, которые ждут маму.

СЦЕНКА

(брат и сестра)

Сестра: Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку где отыскать.

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное, фашисты далеко.

Да и кому в стране легко?

Сестра: А помнишь, блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней,

Дай отдохнуть сначала ей.

 Показ слайдов с фотографиями памятников

Учитель: Вспоминаем ту войну. Для того, чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны.  

Памятник Марату Казею в г. Минске (Беларусь)

Памятник пионерам-героям, погибшим в Великой Отечественной Войне, Москва, ВДНХ

Памятник пионерам-героям, погибшим в Великой Отечественной Войне, Санкт-Петербург, Таврический сад

Есть такие памятники и в нашем городе и поселке.

Учитель: Про подвиги героев вы можете узнать  из книг и еще могу  рассказать сами герои этой войны, живые свидетели и участники, то есть те, кто пережил ее и внес свой вклад в Победу. Их, к сожалению, немного осталось среди нас. И вы – последнее поколение, которое может поговорить с участниками Великой Отечественной войны. У тех, кто родится после вас, уже не будет такой возможности. Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле. Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, пусть и региональных.

Что бы вы пожелали людям, живущим на нашей планете?  

Викторина: «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной Войны».

  1. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
  2. Где находится памятник Неизвестному солдату?
  3. Какие песни о войне вы знаете?
  4. Какие вы читали книги о войне?
  5. Какие памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, есть в городах нашей области?
  6. Мамаев курган. Почему именно на этом месте построен памятник- ансамбль в Волгограде?
  7. Сколько городов- героев? Какие города- героев вы знаете?
  8. Как повлияла война на судьбы детей?
  9. Как справлялись с тяжелыми испытаниями дети во время Великой Отечественной Войны?
  10. Каким образом они помогли приблизить Победу?
  11. Задание классам: Выполните эскиз композиции на одну из предложенных тем:

                                            "Портреты детей войны”,

                     "Сюжеты войны с участием детей”. Для оформления выставки.

ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова, (звучит аудиозапись, дети поют песню)

Один рассвет для всех горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

ПРИПЕВ Не отнимайте солнце у детей

И жизнь земли вовеки не прервётся,

Чтоб над землёй, звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет солнце.

Мы вырастим и всё поможем вам исправить.

И крест ваш понесём, и не порушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб улыбались дети.

Учитель: Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

(Минута молчания) Неугасима память поколений

(дети читают стихи)

И память тех, кого такс свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

 Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

Источники информации

http://www.vahtubinske.ru/news/urok_muzhestva_i_pust_pokolenija_znajut/2011-06-20-1142

http://www. world-art. ru/lyric/lyric. php? id=14675

http://www.9maya.

http://musiclist. ********/song/321439.html

http://festival.1september. ru/articles/522673/

http://samlib. ru/t/tulxchinskij_a_p/pisxmasfronta. shtml

http://www. karaoke. ru/song/1236.htm

http://festival.1september. ru/articles/565384/

http://warface. narod. ru/dnevnik2.htm

http://mediv. blog. ru/favorites? page=2

http://paul86.h1.ru/

http://www. ********/tours/belarus/1excursions/hatyn. html

http://music. yandex. ru/#!/track/2222624/album/220933

http://rnns. ru/progon/60525-blogi-runeta-georgievskaya-lentochka-licemernyj. html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Дети - герои Великой Отечественной войны.

Класный час о пионерах - героях Великой Отечественной войны. Можно проветси в день юного героя-антифашиста  -  8 февраля. Цеоь мероприятия: воспитание патриотизма, мужества на примерах жизни...

Дети герои Великой Отечественной войны

Презентация на тему:Дети  герои Великой Отечественной войны....

классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны

Классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны"...

Дети – герои Великой Отечественной Войны

РАССКАЗАТЬ ДЕТЯИ О ГЕРОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ...

Викторина "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.   Малень...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....