«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»
статья на тему

калнина анна алексеевна

В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий в работе с детьми, имеюшими ограниченные возможности здоровья в коррекционой школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

Я работаю воспитателем класса и группы продленного дня «Особый ребенок». У всех детей, с которыми я работаю, активная речь отсутствует. В силу сложности дефекта и особенностей развития мотивация к учебной деятельности отсутствует или на низком уровне. Есть дети, которые самостоятельно не едят, не просятся в туалет, не держат ручку или карандаш. В классе работа строится по учебному плану учителя поэтому в полной мере роль воспитателя может раскрыться при работе в ГПД. В классах «особый ребенок» не задают домашнего задания. Эти дети не ходят на кружки. Поэтому время их нахождения в ГПД надо заполнить занятиями, дающими возможность развить у таких детей речь, память, зрительное и слуховое внимание и восприятие, мелкую и крупную моторику, координацию движений и т.п. Достичь поставленных целей, получить желаемый результат невозможно без применения современных образовательных технологий. Их применение можно рассмотреть на примере занятия в ГПД «НЕ красна изба углами, а красна пирогами», посвященного году культуры    

 Цель занятия: ознакомить учащихся с истоками национальной культуры, народным бытом, дать представление о русской избе, предметах быта, устном народном творчестве.

 Задачи:

 образовательные: закрепление навыков чтения, расширение кругозора, пополнение словарного запаса

развивающие: развитие речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, общей и мелкой моторики,

воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, воспитание положительного отношения к труду.

  В своей работе я использую такие технологии как:                                                   -объяснительно–иллюстративные
-проблемного обучения

-здоровье сберегающие
-ИКТ
-дифференцированного обучения
-игровые                                                                                                                                  
-коррекционно-развивающие (арт-терапия)
-личностно-ориентированные
-гуманно-ориентированные
-портфолио творческих работ учащихся

При проведении занятия, представлены почти все из этих технологий.

          Занятие состоит из двух частей. В первой части учащиеся, слушая воспитателя и рассматривая слайды, ознакомились с русской избой, печью, предметами быта, Перед детьми ставилась задача представить, что мы живем в избе и нужно приготовить кашу к обеду так, как это делали в прошлом.

 В игровой форме при помощи действующих макетов дети собирали хворост, растопили печь, в которой замерцал огонь, достали из колодца воду и с помощью коромысла принесли ее в избу, а затем используя ухват, поставили чугунок в печь. Такие игры детям очень нравятся. Здесь были применены такие технологии: объяснительно-иллюстративные, дифференцированного обучения (задания подбирались с учетом особенностей и возможностей учащихся),

ИКТ часто применяю, делаю свои презентации, иногда пользуюсь готовыми из интернета. Проблемного обучения- т.к. у наших детей очень низкая мотивация к учебной деятельности приходится часто применять эту технологию. Например, к нам обратился мальчик турист с просьбой показать красивые места СПб, и мы провели заочную экскурсию по мостам.

Игровые технологии. Здесь уместен девиз - через игру к познанию.  использую различные игры ролевые (профессии, посуда), настольные (животные, транспорт), подвижные игры на переменах, организую общешкольные мероприятия – веселые старты, рыцарские турниры.

Во второй части, учащиеся знакомятся с устным народным творчеством: пословицами, народными сказками. Дети читают пословицы, разгадывают загадки, совместно с воспитателем рассказывают сказку «Колобок» говорят за героев сказки, что способствует развитию речи, совершенствованию техники чтения.

 Ученики выполняют ряд заданий: по тени определяют героев  сказок, из 4 картинок находят лишнюю и совместно с воспитателем объясняют, почему она здесь лишняя. Эти задания развивают логическое мышление, внимание. Так как у детей имеются проблемы со здоровьем, большое внимание уделяю здоровье сберегающим технологиям. В течение занятия меняются виды деятельности. Проводится гимнастика для глаз, динамическая пауза, в процессе которой повторяли сюжет сказки: по коробу поскребли, по амбару помели, тесто замесили. Кроме того провожу физкультминутки перед уроками, гпд.,

  Затем дети лепили колобков из соленого теста. Слушали песенку колобка, танцевали танец колобков, празднуя возвращение колобка домой. Это уже элементы коррекционно-развивающих технологий (арт-терапии). Известно, что искусство оказывает благотворное и оздоровительное воздействие на человека. Каждый день посвящен определенному виду деятельности. Вторник-рисуем, в среду занимаемся декоративно-прикладным творчеством. При этом использую нетрадиционные материалы: крупы, семена, макаронные изделия. В четверг – музыкальная гостиная. Дети изучают муз. инструменты, играют на них, слушают музыку, танцуют. Пятница проходит под девизом в гостях у сказки. Слушаем и смотрим сказки, играем в кукольный театр.  В нашей сказке колобок благополучно вернулся домой и прислал своего друга каравайчика с гостинцами пирожками для всех, кто хорошо работал на занятии.

На занятиях я стараюсь создать комфортные, благоприятные условия,  атмосферу внимания, сотрудничества, доброжелательности  в которых ребенок раскрывается, проявляет заинтересованность, инициативу. Это проявление личностно- и гуманно-ориентированных технологий.

Данные технологии применяю ежедневно в различных сочетаниях в зависимости от темы занятия, ситуации, состояния и настроения детей и даже от погодных условий.

Считаю возможным и нужным создание портфолио творческой деятельности учащихся. Это стимулирует их творческую активность, дает возможность родителям понять, что их дети тоже что-то могут.

 Применение современных образовательных технологий способствует положительной динамике разностороннего развития, раскрытию творческого потенциала, проявлению инициативы и интереса. Не  все наши дети научатся читать и писать. Да это и не самое главное для них. Гораздо важнее их адаптация и социализация. На это и направлена моя работа.