"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
опыты и эксперименты на тему

Уварова Вера Николаевна

 Инновационный педагогический опыт  Уваровой В. Н.    "Развитие  коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений  в ГПД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_uvarovoy_v.n.docx119.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уршельская средняя общеобразовательная школа»

Гусь-Хрустального района Владимирской области.

Развитие

коммуникативных навыков

младших школьников через систему

занятий и упражнений  в ГПД

                                           

Инновационный педагогический опыт воспитателя ГПД  I категории Уваровой В.Н.  МБОУ «Уршельская СОШ» Гусь-Хрустального района Владимирской области.

                                                         

2013 г.

Содержание:

  1. Информационный раздел.

  1. 1.1 Условия возникновения и становления опыта.
  2. 1.2 Актуальность и перспективность опыта, его практической значимости для повышения качества образовательного процесса.
  3.      1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.

  1.      1.4 Длительность опыта.

     1.5 Диапазон опыта.

     1.6 Теоретическая база опыта

     1.7 Новизна опыта

  1. Адресность опыта

2.Технология опыта.

  1.  Цели и задачи педагогической деятельности.

2.2 Организация воспитательного процесса.

2.3 Описание особенностей технологии работы.

3. Результативность опыта и его эффективность.

4. Библиографический список.

5. Приложение к опыту

Раздел I

Информация об опыте

Чем человек умнее и добрее,

 тем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль.

                           Условия возникновения и становления опыта

  

   

   Проблема воспитания человека вообще и коммуникативной культуры общения, поведения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития России.

  Сейчас многие пишут и говорят о так называемом «кризисе общения». Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистанционного общения»- всё способствует изменению форм общения, их глубины, диапазона, ставит вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры речевого поведения.

   Усвоение коммуникативных норм помогает ребёнку обогатить личный опыт, даёт возможность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, осознанно подходить к своим и чужим поступкам.

   Надо признать, что без специально созданной системы упражнений, способствующей воспитанию коммуникативных   качеств младшего школьника, навыки нравственного поведения осваиваются детьми трудно. В связи с этим осложняется процесс социализации. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить, эффективно взаимодействовать друг с другом.  Развитие и формирование   их – одно из главных дел школьной жизни.

      В начале учебного года была проведена диагностика по сформированности коммуникативных качеств личности. Критерии диагностики: любовь к родителям, уважение к старшим, уважение к одноклассникам и друзьям, интерес к школьной жизни, преобладание положительных эмоций; поведение, соответствующее нравственным нормам и нравственным знаниям:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

15.67%

34,83%

49,5%

    Результаты диагностики показывают, что у детей не сформированы нравственные убеждения и умение общаться. Это обусловлено рядом причин:

- нравственный облик ребёнка и его умение общаться формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, игре, труде, общении с окружающими;

- необходимо систематическое коммуникативное просвещение детей, вооружение их знанием норм и правил культуры общения, поведения.

             Усвоение коммуникативных навыков и  норм помогает ребёнку обогатить личный опыт, дает возможность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, осознанно подходить к своим и чужим поступкам. В связи с этим возникла необходимость использовать целостную систему, направленную на формирование и развитие полноценной личности и способствующую её нравственному выздоровлению.   Всё это в совокупности и послужило основой для написания опыта.

                                                Актуальность опыта

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Поэтому отмечается необходимость осмысления основ культуры общения, тысячелетнего    опыта

освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Вместе с тем осуществление процесса духовно-нравственного воспитания детей должно быть системным и целостным, должно стать не только частью образовательного пространства, но и частью жизни социума, в котором развивается личность.

Ведущая педагогическая идея опыта

Развитие коммуникативных навыков  личности младших школьников невозможно без формирования знаний норм и правил культуры общения, поведения, без систематического коммуникативного просвещения детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в эффективности внедрения в воспитательную работу с детьми системы знаний  и упражнений, посредством которых осуществляется воспитание и развитие коммуникативных навыков учащихся.

 

Длительность работы над опытом

Над данной проблемой работа ведётся по одному году. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня коммуникативных качеств личности младших школьников и недостаточной возможностью традиционного подхода к воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап: обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся.

Второй этап: разработка системы, способствующей развитию коммуникативных навыков младших школьников.

 Третий этап: обобщение опыта работы. Диагностика показала успешность выбранной системы для решения педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон педагогического опыта – единая воспитательная система группы. Применение средств реализуется через проведение клубных часов, режимных моментов в группе продлённого дня, бесед, праздников. Если обогатить работу в начальных классах элементами народных праздников, игр, традиций, то содержание воспитательной работы будет максимально эффективным.

Теоретическая база опыта

Обращение к опыту коммуникативного воспитания не является новым для педагогической науки.

        Родной язык - «величайший наставник»- эти слова принадлежат К. Д. Ушинскому. Действительно, язык и до школы и в школе обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа.

    Л. С. Выготский очень много сделал для развития психологии. Он считал, что воспитательный процесс лишь тогда будет эффективным, когда учитель овладеет достижениями науки о человеке как целостном существе, внутренняя психическая жизнь которого нераздельно связана с поведением. Следует напомнить, что в те времена многие педагоги и психологи не проводили существенного различия между тем, что даёт природа, и тем, что даёт культура, в виде развития речи, формирования положительных привычек, навыков, нравственных чувств.

        Вопросы воспитания детей  всегда глубоко волновали В. А. Сухомлинского. Он подчёркивал, что общественное воспитание – это семейно-школьное воспитание. Пора и родителям и учителям глубоко осознать, что ни школа без семьи, ни семья без школы не могут справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Василий Александрович составил тематику бесед родительской школы.

  Как видим, проблемой коммуникативного воспитания педагоги стали заниматься очень давно.

             Среди современных педагогов, кто занимается развитием коммуникативных навыков- Н. И. Дереклеева, Е. Н.Степанов. У них есть разработки  нравственных, личностно-ориентированных классных часов, сценарии родительских собраний.

              Развитию коммуникативных качеств уделено много внимания Г. П. Звездиной, Т. Н. Щербаковой. Они создали программу факультативного курса «Я и мир». Т. А. Ладыженская разработала программу «Речь и культура общения». Хорошим помощником в воспитании коммуникативных качеств является её учебник «Риторика».

          В основу опыта легли составные части методики групповых дел Н. Е. Щурковой. Повседневная индивидуальная деятельность ребёнка не обладает, как правило, такой силой влияния, как групповая. Очень часто соприкосновение с миром в текучей повседневности происходит по касательной, не затрагивает глубинных структур личности, а групповое дело оставляет яркий след в нравственном развитии личности.  Если участниками являются сами дети, оно обладает огромной силой влияния на опыт эмоциональных переживаний, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать и общаться с окружающими.

          Интересны методы работы Л. П. Смолевой. Она предлагает составлять ориентировочную программу всей воспитательной деятельности на весь выпуск (4 года)( если сформирована класс-группа. Все направления работы должны быть ориентированы на «Я» каждого ребёнка.

   Деятельность с детьми строилась на основе личностно-ориентированного подхода, так как он содействует развитию индивидуальности ребёнка и позволяет ему оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость, а это в свою очередь требует применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Новизна опыта

Научная новизна опыта состоит в создании эффективной системы занятий и упражнений, направленных на коммуникативное воспитание и развитие личности младших школьников, в творческом использовании средств ИКТ, в создании мультимедийных проектов по занятиям, в создании видеофильмовв качестве дидактического материала для внеурочной деятельности.

Для воспитателя использование ИКТ является новыми формами, средствами воспитания и воздействия на ребенка, инструментом контроля и учета. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий

( трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества.

 

Адресность опыта

Я считаю, что мой опыт работы может быть интересен и полезен учителям начальных классов, педагогам-организаторам, а так же воспитателям ГПД и дошкольных учреждений.

Раздел I I

Технология опыта

                                                        Вечно изобретать, пробовать,  

                                                        совершенствовать и совершенствоваться –

                                                        вот единственный курс учительской жизни.

                                                                                                 К. Д. Ушинский

                 Цель работы: развитие коммуникативных навыков младших школьников через различные аспекты воспитательной деятельности на основе использования системы занятий и упражнений.

                 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Образовательных

Воспитательных

Развивающих

-формирование системы знаний о нормах культуры поведения, общения, говорения, слушания;

-обучение умению общаться, взаимодействовать

-воспитание общей культуры, коммуникативной культуры общения;

-формирование мотивов, потребностей,  привычек моральной оценки поступков с позиций доброжелательности и уважения друг к другу.

-развитие навыков самоконтроля в поведении детей;

-развитие умений устанавливать доброжелательную атмосферу во взаимоотношениях;

-развитие стремления к активной позитивной деятельности;

-развитие творческих способностей воспитанников при проведении полезных дел.

Для успешной реализации цели и  задач работы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по теме исследования; изучение передового педагогического опыта, педагогические наблюдения в естественных условиях, диагностическое обследование и письменные опросы учащихся; беседы.  

      Воспитание коммуникативных навыков младшего школьника возможно при создании коммуникативно-нравственной образовательной среды, модель которой можно изобразить следующим образом:

  •  демократический стиль педагогического руководства – это учёт мнений учащихся, прислушивание к советам родителей;
  • психолого-педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
  • благоприятная здоровая атмосфера в детском коллективе – это сформированность взаимоотношений и взаимодействий;
  • диалог – внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, учёт различных точек зрения;
  • позитивный опыт коммуникативного взаимодействия – умение говорить, слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям;
  • сотрудничество – создание условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой).
  • позитивные взаимоотношения детей и взрослых – общие с родителями КТД, экскурсии, походы, психологические тренинги, практикумы;
  • благоприятная психологическая среда в педколлективе – внимание, доброжелательность, взаимопомощь между руководителями и подчинёнными.

                               Коммуникативные навыки младшего школьника развиваются у учащихся в их различной деятельности.      Используются упражнения, задания, в процессе чего у учащихся формируются представления, а затем умения.

     Такая воспитательная работа предполагает наличие следующих логических взаимосвязанных структурных компонентов:

    1 компонент - цикл воспитательных занятий « Я и мир» помогает в игровой форме группе детей осваивать основные элементы взаимодействия.    В ходе занятий развиваются потенциальные коммуникативные возможности каждого ребёнка.

    2 компонент -  « Заряд доброты»

Начиная день, необходимо выражать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны, уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникло конфликтных ситуаций.

      Высказывая напутствие, необходимо самой настраиваться на доброжелательную волну расположенности к детям, что очень важно и является основой построения коммуникативно-нравственных взаимоотношений.

      Перед тем, как дети уходят домой, анализируем прожитый день. Учимся правильно относиться к конфликтам. С помощью воспитателя пытаются разобраться, как можно было избежать конфликта, а если он произошёл, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушёл домой обиженным. Дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находят нравственные решения споров, испытывают удовлетворение от результатов общения.

    Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях.

     3-й компонент  системы - групповая деятельность коммуникативно-нравственной направленности. Это театрализованные представления- диалоги, литературно-музыкальные композиции. Представления помогают развитию общения, инициативы, творчества у каждого ребёнка.

  Каждая из форм организации воспитательного процесса стимулирует

познавательную коммуникативную деятельность учащихся:

- Самостоятельная индивидуальная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;

-  Игра формирует опыт взаимодействия, творческие способности;

- Развивающие задания способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи.

   При этом складывается система упражнений и заданий по воспитанию коммуникативно-нравственных качеств.

4-й компонент системы – цикл клубных часов «Культура общения»      

   Анализ процесса общения и его продукта-текста - позволяет вскрывать те социальные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, и их личностные особенности. Культура общения, или коммуникативная культура, определяет принципы поведения, она отражает систему ценностей, идеалы, нормы.

   

Как известно, в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, верности, трудолюбии. Поэтому для внеклассных занятий подбираю пословицы, поговорки, скороговорки с нравственным смыслом (приложение №2).   Приведу примеры некоторых из них:

- Нет друга - ищи, нашёл - береги.

- Дружба - не гриб, в лесу не найдёшь.

- Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

   Использую на клубных часах методики «Незаконченное предложение», «Недописанный тезис» (приложение №1)

  • Плохо, когда…
  • Хорошо, когда…
  • Добрый человек- это тот, кто…
  • Красота- это…
  • Счастье -  это…
  • Друг – это тот, кто…
  • Мне весело потому, что…
  • Мне грустно потому, что…

   Развитие детского творчества и одновременно воспитание  коммуникативных навыков обеспечиваю также выполнением разнообразных типов речевых задач, решение которых исходит из конкретной речевой ситуации.

   Например, определяем тему задачи: «Я хочу тебя утешить». Её условие:

«Представь себе, что ты приходишь к другу (к маме, к подруге), а друг (мама, подруга) грустит, в плохом настроении, у него (у неё) беда…»

« Какие слова, выражения ты использовал бы для достижения своей цели (утешить, облегчить, помочь)?» ( приложение № 3)

Возможны другие условия задач. Такие как:

« Что могло бы случиться, если бы ты вдруг превратился в кота (собаку)…»

« Представь себе, что однажды, когда ты готовил уроки, в дверь раздался стук. Ты открыл дверь и увидел…»

   На занятиях имеет место творческая страничка «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)

Приведу возможные примеры начала стихотворной строки:

- Кто ничего не изучает, тот вечно плачет и скучает…

- Однажды я из школы с портфелем возвращался…

           На воспитательных занятиях  дети составляют свободные тексты. 

Это маленькие сочинения, написанные в форме стихотворений, рассказов, историй.    Дети пишут акростих, не рифмуя последние слова.

К – Как ты хорошо рисуешь.

А – Ах, мы будем с тобой дружить.

Т – Ты всех радуешь.

Я – Яркая как солнышко.

Стихотворение «Я» пишется от лица какого-то героя после прочтения книги, участия в  игре. Предлагаю детям представить себя  одним из героев рассказа и написать конец этого рассказа. ( приложение №4)

   Одним из видов свободных текстов является рассказ. Это рассказ по данному началу. Даются начала предложений к рассказам, которые что-либо сообщают о ребёнке.

  • Я бы хотел сказать что-то хорошее о…
  • Мне нравится в моих родителях…
  • Если бы я был учителем, я бы…
  • Если бы я имел много денег…

   Эту работу можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Для коллективной работы вывешивается большой плакат, на котором написано начало. Например: « Я радуюсь, когда…» Каждый ребенок пишет о себе на листочке  (все листы имеют разную форму - треугольную, квадратную, овальную и т. д.) и приклеивает его. Затем большой плакат вывешивается на обозрение.

   Считаю, что воспитательные возможности таких занятий велики: дети осознают важность переписки, овладевают речевым этикетом, культурой выражения чувств, развивают свои творческие способности, коммуникативные качества.

   Опираясь на знания детей, характерные для их возраста. помогаю им понять, что свои чувства, желания, интересы можно выражать письменно: приветствие, прощание, обращение, другие этикетные выражения.

   Интересно детям учиться писать письма родным, подписывать поздравительные открытки, сделанные своими руками на предыдущем занятии .

     Для младших школьников письменное поздравление - наиболее интересный вид работы.   Прежде всего, знакомимся с особенностями поздравительного письма, затем учимся его писать.

  • Когда люди поздравляют друг друга? (По праздникам… Когда в жизни человека происходит что-то радостное, семейный праздник (день рождения, свадьба) или общенародное празднование – Новый год, 8 Марта, День Победы.)
  • Что в таких случаях желают друг другу? (здоровья, счастья, успехов в труде, очень разное - кому что.)
  • Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека?

(Если он рядом, то подарить цветы или рисунок, или то, что ты сделал своими руками, сказать что-то приятное. А если человек находиться далеко, то послать ему поздравительное письмо.)

   

В коммуникативном  воспитании можно выделить две стороны:

  • коммуникативно-нравственное сознание;
  • коммуникативно-нравственное поведение;

Воспитание коммуникативно-нравственного сознания происходит  на уроках, воспитательных мероприятиях, где для этого создаются условия. А коммуникативно-нравственное поведение складывается с годами не столько на уроке, сколько во внеклассной, внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.

  5- й компонент- цикл занятий - «Речь и культура общения». Автор данного курса Т. А. Ладыженская.

      Большое воспитательное значение имеет обсуждение и разыгрывание различных ситуаций.

   Дети работают в группах. На группы можно поделить детей с помощью цветной бумаги разных цветов или с помощью считалки. Каждой группе предлагается обсудить и разыграть ситуацию. Ситуации лежат в конвертах, которые вручаются детям ( приложение №4)

       Задание « Рисуем вместе»

   У каждой пары будет только один лист бумаги. (Раздаю каждой паре по листу белой бумаги.) Рисовать надо вдвоём, вместе держась за один карандаш. (Приглашаю одного из детей и показываю, как можно рисовать, держась вдвоём за один карандаш.) Нарисуйте вдвоём картинку на любую тему, но на этой картинке должны быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы ещё нарисуете на своей картине, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Всем понятно задание? (Время выполнения задания около 5 минут. По окончании выполнения задания спрашиваю, кто хотел  бы показать классу то, что получилось, рассказать о рисунке. По очереди к доске выходят несколько пар, которые коротко рассказывают о своём рисунке и показывают его классу. Каждый раз называю детей по имени и благодарю за работу.)

   

      Главным системообразующим фактором служит групповая деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

   Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:

 «Мы снова вместе» или « Знакомство» (в 1 классе) в День знаний, осенний поход, новогодний праздник, « Праздник пап», «Праздник мам», дни именинников, « До свидания 1-й класс (2,3,4) , «Неделя доброты» и другие.

      При планировании воспитательной работы направляю педагогические средства на изучение группы, вовлечение детей, родителей в процесс коллективного планирования.

   Для этого использую методику анкетирования (приложение №5) Полученные данные о родителях использую при заполнении журнала.    

                Важную коммуникативную задачу решают ситуации, при разрешении которых требуется  совместная продуктивная деятельность.  Данный вид  работы  обеспечивает формирование коммуникативно-нравственного потенциала.    Таким педагогическим инструментом влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности являются игровые ситуации, различные формы групповых дел ( приложение № 1, 7,8)  

                Использую в своей работе различные формы групповых дел: « Волшебный стул», « Три желания», « Дискуссионные качели» и другие. Организация и подготовка таких игр очень проста. Детям не нужно долго готовиться. Они в силу своей высокой эмоциональности очень быстро увлекаются делом.

Результативность опыта

   Анализируя работу по развитию коммуникативных навыков младшего школьника через систему упражнений и занятий в ГПД, можно отметить перемены в воспитанниках. Дети стали более внимательными к своим сверстникам. Многие конфликтные ситуации воспитанники разрешают спокойно и обдуманно.

   Родители отмечают, что ребята стали более доброжелательными, внимательными друг к другу, к окружающим.

    Были проведены наблюдения, диагностика, анкетирование.

   Об эффективности сложившейся системы упражнений и занятий свидетельствуют методики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью, изучение личностного развития (отношение к школе, себе, другим), уровня воспитанности учащихся, основных ценностных ориентиров. В целях изучения уровня коммуникативности была использована диагностика с применением метода наблюдения. Данное исследование проводилось дважды: в начале года и в конце.

           Критерии диагностики:

 - любовь к родителям

 - уважение к старшим 

 - уважение к одноклассникам и друзьям

 - интерес к школьной жизни

 -преобладание положительных эмоций, устойчивость проявления характера;

 - поведение, соответствующее нравственным знаниям;

 - поведение, соответствующее нравственным убеждениям.

   Результаты изучения уровня воспитанности проводились над 20  учащимися группы и  показали, что воспитанность детей составила 4 балла.   У 19 детей преобладают положительные эмоции; для 16 учеников  основными ценностными ориентирами, очень значимыми, являются: семья, друзья, здоровье, инициативность,

Сравнительный анализ полученных за год  данных позволил проследить динамику уровня воспитанности . Результаты показаны в таблице :

Класс

Любовь к родителям

Полож. эмоции

Уважение к старшим

Уважение к друзьям и одноклассникам

Поведение

Отношение к школьной жизни

Начало года

100%

84%

70%

72%

65%

71%

Конец года

100%

100%

94,4%

83,3%

67%

77,7%

В ходе наблюдения было выявлено, что самого высокого уровня по-прежнему достигает такое качество, как любовь к родителям (100%).; увеличилось количество детей, уважительно относящихся к старшим – на 24,4%. Уважение к друзьям и одноклассникам выросло на 11,3%; улучшилось отношение к школе – на  6,7%. Изменилось поведение - на 2%

Таким образом, использование системы занятий и упражнений в ГПД способствовало:

- формированию у детей системы знаний о нормах культуры поведения, общения, говорения, слушания;

     - обучению умению общаться, взаимодействовать друг с другом;

     - раскрытию индивидуальных качеств личности каждого ребёнка через систему воспитательных мероприятий;

    - повышению уровня нравственной воспитанности учащихся по данным диагностики;

- воспитанию общей культуры, коммуникативной культуры общения.

Библиографический список:

  1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Заметки журналиста. – 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – 313 с.
  3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
  4. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  5. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания /под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979. – 461 с.
  6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 Т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1998. – 255 c.
  7.  Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1998. – 235 с.

10. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя.- «Вако»

     Москва 2004.

11. Щуркова Н. Е.Собрание пёстрых дел- Москва « Новая школа» 1994.

12. Обухова Л. А. Школа докторов природы- Москва « Вако»2009.

13. Звездина Г. П. Классные часы в начальной школе – Творческий центр

      Сфера Москва 2003.

14. Степанов Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе –

      Творческий центр Сфера Москва 2010.

15. Амонашвили Ш. А. Единство цели –Москва « Просвещение» 1987.

16. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной

    мотивации учащихся - «ВАКО» Москва 2004.

17. Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация

    работы от А до Я. -  Педагогическое общество России Москва 2004.

 18. Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности –

       Творческий центр СФЕРА Москва 2010.

 19. Дереклеева Н. И. Родительские собрания – «ВАКО» Москва 2004.

                                                                     Приложение №1

Игра-путешествие

«Джунгли»

Цели:

  1. оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов;
  2. способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества;
  3. организовывать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии.

Подготовительная работа.

  1. Дети выполняют дома рисунки на тему «Джунгли».
  2. Учащиеся вместе с классным руководителем на занятиях изготавливают из бумаги фигурки животных, обитающих в джунглях.
  3. Готовится место для выставки рисунков и поделок.
  4. Проводится с детьми тщательная словарная работа по теме «Джунгли».
  5. Изготавливаются из бумаги связки бананов и других субтропических фруктов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для самоопределения: «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю…».
  6. Готовятся опорные таблицы растений и животных джунглей, схема-опора «Кто я?».
  7. Повторяется с детьми танец с песней «Улыбка». (Ю. Энтин)

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка рисунков и поделок детей на тему «Джунгли»;

б) на левой стороне классной доски прикрепляется схема-опора для участников самопредставления, а на правой стороне - пишутся пары слов для составления в ходе классного часа законов (правил) жизни в классе.

Ход проведения.

  1. Эмоциональный заряд на предстоящую игру-путешествие.

- Ребята, вы, конечно, любите путешествовать. И сегодня мы отправляемся в необычное и интересное путешествие. Всё, что встретится нам на пути, мы должны запомнить и, вернувшись, домой, рассказать обо всём родителям.

   Любое путешествие- это не только приключения, но и испытания. Возможно, нам придётся пробираться сквозь заросли, подниматься на скалы, спускаться в ущелья, первыми проторять тропы. Разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группа, которой нужна твоя помощь и твоя крепкая рука?

   Нам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Пожалуйста, возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки. Улыбнитесь.

   Только сила дружбы, огромное желание каждого помочь друг другу позволит нам преодолеть все преграды на пути.

   Итак, отправляемся в путь. А вы не забыли взять с собой фантазию, выдумку, хорошее настроение?

   Представьте себе, мы с вами оказались в джунглях.

Джунгли- это вечно зелёные тропические влажные леса, населённые дикими зверями. Они произрастают в жарких странах. В этих местах круглый год стоит жаркая погода. Это дремучие леса с деревьями, перевитыми огромными лианами, это бамбуковые заросли, это лесные болота. В этих лесах обитает гораздо больше животных и растений, чем в любой другой части нашей планеты. Там почти каждый день идёт дождь, и все деревья, кусты, бамбук, мох и листья растений, проснувшись после дождя, пускаются в рост с шумом, который можно слышать. В тропических лесах (джунглях) из-за постоянных дождей вырастают огромные деревья. Под ними царит тень, но на вершинах всегда светло и солнечно. Там, высоко над землёй, ветви переплетаются вместе, образуя полог, в котором цветут цветы и зреют плоды.

2. Выбор каждым участником игры-путешествия образа обитателя джунглей.

  • А сейчас, дорогие друзья, выполните первое задание. Забудьте, что вы ученики, забудьте, что вы девочки и мальчики. Сейчас вам предстоит проявить фантазию и изобретательность. Каждому необходимо решить, кем из обитателей тропического леса хотел бы быть, а затем выступить в избранной роли. Предоставляю полную свободу вашему воображению. Можно быть животным, растением или горой, лужей, облаком…

   В течение одной минуты каждому ученику надо придумать образ избираемого обитателя тропиков. Учитель помогает, поддерживает, подбадривает своих воспитанников.

  • А теперь прикройте глаза ладошками… Сейчас произойдёт чудо. Только надо, чтобы мы все этого очень-очень захотели. Итак, наша

классная комната превращается в Страну джунглей, а все мы- в обитателей джунглей… Крибле - крабле – бумс!

   Дети продолжают подготовку к представлению избранного образа обитателя джунглей, а педагог оказывает им помощь в этом. Разрешается работать в парах и пользоваться схемой-опорой:

  1. Кто я такой?
  2. Какой я (большой или маленький, холодный или тёплый)?
  3. Какого я цвета?
  4. Добрый или злой?
  5. Что я слышу сейчас?
  6. Что я люблю?
  7. Что я чувствую?
  8. Что я умею делать?

   Можно использовать заготовленные детьми бумажные фигурки животных, а также сделанные из бумаги связки бананов и других субтропических фруктов, на которых написаны незаконченные фразы – подсказки для участников самопредставления.

  • Друзья, время на подготовку истекло. Продемонстрируйте, пожалуйста, что вы приготовили.

   Происходит показ. Первым начинает учитель. Он заканчивает представление образа избранного обитателя джунглей следующими словами:

           В жарких джунглях, густых, непролазных,

                                   Много жителей водится разных:

                                  Кто играет, кто ест, кто смеётся,

  Каждый вслух пусть сейчас назовётся.

  • Кто следующий?

   Дети по одному или в парах демонстрируют персонажей Страны джунглей.

  • А как вы думаете, что самое интересное мы сейчас узнали? – Что все мы очень разные. Правда? Все мы и наши друзья не похожи друг на друга. Есть весельчаки и плаксы, непоседы и зануды, трудяги и ленивцы, смельчаки и осторожные. И это хорошо, что все мы такие разные, иначе было бы нам скучновато.

3. Динамическая пауза.

   Дети танцуют и поют песню «Улыбка».

 4. Выбор образа жизни.

 - Что записано на доске? Что можно составить из этих слов?

вражда

дружба

зло

добро

скука

веселье

печаль

радость

ссора

мир

ложь

честность

грубость

вежливость

лень

трудолюбие

жадность

щедрость

мешать

помогать

обижать

защищать

жить в одиночку

жить вместе

  • Ребята, вы, наверное, слышали выражение «Законы джунглей». Как вы думаете, законы джунглей – это законы кого и для кого? А давайте мы напишем свои законы – правила жизни в нашем классе. Подумаем вместе и решим, какие же законы важно соблюдать каждый день, чтобы всем нам в классе было комфортно и приятно, чтобы ни у кого не портилось настроение. Запишем правила, помогающие всем быть друзьями. А для этого внимательно всмотритесь в таблицу. Давайте подумаем, какие из записанных на доске законов не подходят для жизни людей, для жизни в нашем классе.

   Участники игры высказывают своё мнение. В результате слова – законы, расположенные в левой части таблицы, стираются с доски.

  • Вот мы и составили правила (законы) на каждый день. Эти правила, я надеюсь, помогут нам быть друзьями, жить дружно, в мире и согласии. Давайте прочитаем правила ещё раз все вместе хором. Как видите, это очень простые, но и очень важные правила. Давайте будем в жизни нашего класса руководствоваться этими правилами.

5. Возвращение домой.

Вот и заканчивается наше путешествие. Вы ничего не чувствуете? А мне кажется, что мы немного изменились – стали чуть-чуть добрее. Разве нет?! А теперь возвращаемся обратно в класс. Для этого надо выполнить ритуал прощания – рукопожатие в кругу.

   Дети изображают солнечный лучик, который идёт по кругу (жестом, улыбкой и т. п.).

6. Рефлексия.

  1. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, отвечайте на вопросы:
  1. Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе?
  2. Что расскажете дома об игре-путешествии?
  3. А что было самым главным? Почему?
  4. Что вы запомнили важного и интересного для себя?
  5. Что могло бы пригодиться вам в жизни?
  6. А за что вы можете поблагодарить своих одноклассников (одного, нескольких, всех)?

7.   Этический заряд доброты.

   Выражаю детям свою уверенность в том, что они будут всегда доброжелательными, внимательными, уступчивыми, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало конфликтных ситуаций.

                                                                         

                                                                         Приложение №2

Воспитательное занятие

« Лучшее слово о дружбе»

Цели: развивать умения учащихся вести рассуждения;

            формировать умения аргументировать свою точку зрения;

             воспитывать нравственные качества учащихся- умения дружить,

             беречь дружбу.

Оборудование: ромашка, белые листы бумаги, скотч, цветная бумага, конверты с ситуациями, магнитофон.

Ход занятия

Звучит песня о дружбе. Дети подпевают.

I. Вступительная беседа.

Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Как вы догадались?

II. Игра « Продолжи предложение»

На доске запись «Друг- это тот, кто …»

Дети по цепочке говорят, кого они называют другом.

Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать  о своём. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, которое дарит нам прекрасное общение с другом. Друг- это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней. Друг- это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту, друг- это школьный учитель, который поможет заглянуть в тайны знаний. Друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда будет плохо.

Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Дружба - не гриб, в лесу не найдёшь. Нет друга -  ищи, а найдёшь - береги.

Слушание стихотворения А. Л. Барто « Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружишь

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной- стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу «Дружи со мной!» Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать.

А девчонка на дыбы! Говорит: молчала бы.

Не вставать же на колени, уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг»

  • Почему девочка не найдёт себе подруг?
  • Чтобы вы ей посоветовали?

Обсуждение вопроса: какими качествами должен обладать  настоящий друг?

Даю детям большой цветок ромашку, и на каждом лепестке они пишут по одному самому главному качеству, без которого дружба состояться не может. Дети работают в парах. Лепестки с надписями крепятся на доску.

III. Физкультминутка.

Дети танцуют под музыку «Улыбка»

IV. Игра «Кто с кем дружит?

Забавные бурундучки Чип и …

Добрая Белоснежка и …

Забавный Винни Пух и …

Добрый Малыш и …

Доверчивый Буратино и …

Зелёный крокодил Гена и …

V. Работа по группам.

Дети выбирают жетоны (синие, красные) из цветной бумаги, т. о. Делятся на группы.

1)Обсуждение ситуаций. Ситуации в конверте.

1.- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

2.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит свою команду.

3.Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4.Твой друг употребляет плохие слова и выражения

  1. Создание в группе правил дружбы:

Например:

Помогай другу, если умеешь что-то делать, научи его.

Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с другом.

Останови друга, если он делает что-то плохое, умей порадоваться успехам друга.

Умей спокойно принять советы, помощь от друга.

VI. Игра «Дружеское рукопожатие»

2 ученика с завязанными глазами стоят у доски. Делают 3 шага вперёд, 5- в разные стороны, 5- навстречу друг другу и жмут друг другу руки.

VII. Сувенир на память для друга.

Варежка с пожеланием. С одной стороны дети раскрашивают варежку, а с другой стороны пишут пожелание ( играет спокойная весёлая музыка) Дети вручают друг другу сувениры и говорят пожелания вслух.

VIII. Рефлексия.

Что понравилось на занятии?

Пригодится ли вам это в жизни?

Давайте в честь нашей дружбы устроим салют.

Возьмёмся за руки. Чувствуете, как через наши руки бежит ручеёк дружбы. Какой он? Все поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. (Салют из аплодисментов в честь нашей дружбы)

                                                               

                                                            Приложение №3

Внеклассное    мероприятие

«Улыбка и смех   приятны для всех»

 Цели:

1) способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, формированию у них положительной Я - концепции, коммуникативной культуры;

2)  обеспечивать введение «волшебных слов» в речевой обиход учащихся как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения;

3) способствовать поддержанию мажорного настроения в жизнедеятельности классного коллектива.

                                                             Ход проведения

I. Вступительное слово: Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто – то  может быть огорчен. Давайте отвлечемся. Нам поможет в этом «зонтик настроения».

Учитель проносит над детьми красочный зонтик так, чтобы каждый из них побывал под ним несколько секунд.

II: Теперь у всех прекрасное настроение. Попробуем пронести его через все занятие. И в этом нам поможет наше солнышко. Оно имеет свой шифр. Отгадав его, мы узнаем тему нашего занятия. А поможет нам мудрец, на плаще которого размещены карточки с вопросами для вас.

Желающие подходят к доске, снимают первые три карточки, читают вопросы, затем записывают ответы. В этих карточках детям предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Ответ: здравствуйте.)

2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Ответ: пожалуйста.)

3. Как называют человека, делающего много хорошего для других людей ? (Ответ: добрый.)

Учитель благодарит учеников и предлагает в качестве награды за их правильные ответы прочитать интересную сказку.

III. Учащиеся читают сказку братьев Гримм «Звездные талеры».

Учитель объясняет значение слова «талер»-  (старинная немецкая серебряная монета).

IV. Анализ прочитанного:

Ребята, почему у этой сказки такой прекрасный конец? Вспомните случаи из своей

жизни, когда вы проявили свою доброту, и запишите их на листочках бумаги.

Учащиеся записывают на листочках свои примеры и складывают их в «мешочек добрых дел».

V. Снимаем карточки с плаща

Посмотрите, какой тяжелый мешочек!  Я рада, что у меня такие добрые дети. Продолжим снимать карточки с плаща волшебника.

Учащиеся снимают две карточки и выполняют предлагаемые в них задания:

/. Продолжите, пожалуйста, предложение: за добрые дела люди обычно говорят... (Ответ: спасибо.)

2. Назовите, пожалуйста, слово, которое можно использовать для завершения следующей фразы: и чувство радости рождает... (Ответ: улыбку.) ,

"После выполнения второго задания на солнышко прикрепляется слово «улыбка», а учащиеся исполняют песню В. Шаинского «Улыбка».

VI.  Вот мы с вами и улыбаемся. Значит, нам хорошо. Верно? А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Какое у нас настроение?

Учащиеся вслед за учителем улыбаются друг другу. Затем один из учеников читает стихотворение:

Улыбкой дверь отворите в пути.

 Улыбку нельзя удержать взаперти.

Улыбка — цветок, расцветет на устах.

 Улыбка прогонит и злобу, и страх

Улыбка как дождик веселый, как мяч,

 Его не догонишь — отправимся вскачь.

 Улыбка, как сон, и она, как мечта.

 Улыбка поутру по-детски чиста.

VII: Игра «Внимание, пожалуйста»

Продолжаем улыбаться, как же без улыбки во время игры, Игра называется «Внимание, пожалуйста». Я буду обращаться к вам с просьбами, но вам нужно выполнять только те, где звучит слово «пожалуйста». Во время игры будьте, пожалуйста, внимательны.

Обращаюсь к ученикам со следующими просьба-
ми:.

— поднимите правую руку ...

— поднимите левую руку, пожалуйста ...

— прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста-..

— закройте глазки...

— пожалуйста, улыбнитесь ....

VIII. «Математические задачи»

" Ребята, понравилась вам игра? А теперь давайте отправимся к сказочным героям,

которые предложат нам интересные математические задачи.

Учитель прикрепляет к доске изображения Красной Шапочки, Царевны-лягушки, Дюймовочки, Снежной королевы и зачитывает условия задачи:

    Идет по лесу Красная Шапочка. Вдруг на тропинке появилась Царевна-Лягушка. Она улыбнулась Красной Шапочке шесть раз. Здесь же в лесу повстречала Красная Шапочка Дюймовочку, которая улыбнулась ей четыре раза. Но вдруг подул северный ветер, и показалась Снежная королева. Она потянутой сухо улыбнулась Красной Шапочке два раза.

Сколько приятных и добрых улыбок останется в памяти Красной Шапочки?

IX. Физкультминутка

Красная Шапочка встретилась и с Царевной-лягушкой, о которой я предлагаю вспомнить во время физкультминутки.

Провожу с учащимися физкультминутку.

Вот проснулись две подружки:

Две зеленые лягушки.

Улыбнулись: «С добрым утром!

 Мы желаем вам добра.

Выходите на зарядку,

 Побыстрее — ква-ква-ква!

Ножками потопали,

 Лапками похлопали,

Приседаем — раз, два, три,

Веселей на всех смотри.

Вправо-влево наклонись!

Всем соседям улыбнись!

 Вот здоровья в чем секрет!

 Здравствуй, Солнце! Всем привет!»

X. Подведение итогов

Я рада вашему веселью и улыбкам. Но наше занятие подходит к концу. Давайте заполним «листок настроения» — нарисуйте на нем вашу улыбку.

Учащиеся рисуют на «листочках настроения» свои улыбки и прикрепляют их с помощью магнитов вокруг солнышка.

- Посмотрите, ребята, как весело отвечает на ваши улыбки солнышко! Давайте постараемся его сберечь!

                                                               Приложение №4

Час общения

«Поведение и культура»

Цели:

  • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и

способностях;              

  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать    активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Структура занятия:

  1. Экскурсия по галерее «Достоинства человека». Ребята представляют различные варианты достоинств человека.

Вопросы учащимся:

1). Понравилось ли у вас выполнять это задание?

2). Кого ещё мы можем познакомить с нашей выставкой Достоинств человека?

Вопросы учащимся:

  1. Понравилось ли вам выполнять это задание?
  2. Кого ещё мы можем познакомить с нашей выставкой Достоинств человека?
  1. Решение проблемного вопроса:

1. Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным человеком?

2. Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение и культура»?

Культурное поведение - это:

- поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество;

- определенные способы общения, которые подсказывают правила поведения в той или иной ситуации.

Эти способы общения учат нас правильно вести себя:

- за столом;

- быть вежливыми и предупредительными со старшими;

- уметь вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе;

- уметь вести себя во время учения;

- с друзьями.

Культурный человек - это человек убежденный в правоте своего поведения. В

моделях своего поведения в различных ситуациях он опирается не на необходимость соблюдать внешние приличия, а на свою совесть - мерило культурности человека.

III.  Работа в парах.

Учащиеся работают в парах. Им предлагается придумать и разыграть ситуации. Роли для ситуаций заклеены в конвертах. Ребята вытягивают конверты, определяют свои роли в ситуации и в течение 5 минут готовятся к показу.

Весь класс оценивает реплики и поведение ребят в ситуации.

Для оценки сыгранных ролей используются флажки.

Красный флажок - человек поступает опасно.

Зеленый флажок - человек поступает верно.

Желтый флажок - человек поступает справедливо.

Роли ситуации 1.

Продавец и покупатель,

Роли ситуации 2.

Родители и ребенок.

Роли ситуации 3.

Учитель и ученик.

Роли ситуации 4.

Прохожий и ученик.

Роли ситуации 5.

Пассажир и контролер.

Роли ситуации 6.

Официант и посетитель.

Роли ситуации 7.

Двое друзей.

В записную книжку ученика.

«О друзьях, у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома». (А. Моруа.)

«Завидовать другим, жаловаться на свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а если человек не пойдет на откровенность, из злобы чернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, - как это мерзко!». (Сэй - Сенагон.)

Вопросы учащимся:

1. Как понимать оба высказывания?

2. Что в них общего и в чем разница?

IV. Творческое задание.

Учащимся предлагаются для прочтения нравственные задачи, написанные Эзоповым языком. Им предлагается объяснить, как понимать выражение «Эзопов язык», выбрать одну из нравственных задач и дать ее толкование.

Ребята работают в группах по 3-4 человека.

Свое объяснение они могут представить не только словесно, но и в виде рисунка.

ЗАДАЧА 1. Стрелка-советчик.

Умный Степа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти или что взять, он клал ее перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это». Когда Степу спрашивали: «Почему? - он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка» - кивали ему и соглашались все.

ЗАДАЧА 2. Прошина удочка.

Завелась у Проши особая удочка. С нею можно было у любого человека, что хочешь выудить. Человек сам на крючок вешал, что Проше хотелось, только тяни. Правда, на вещах, которые Проша выудил, дырочки от крючка оставались. Любой ветерок так свистел в эти дырочки, словно смеялся над Прошей^Т-ак что Проша потом и от удочки избавился, и от улова.

ЗАДАЧА 3. Цветок на клене.

Вырос однажды на клене прекрасный цветок, один-единственный. «Какое чудо!» - радовался клен. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесешь семена, от них цветущие клёны пойдут», шептал клен цветку. «Вот еще, - фыркнул однажды цветок – я  и так хорош». И улетел с осенним ветром. С тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок.

ЗАДАЧА 4. Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А еще лучше - досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлекся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живет он теперь безвылазно.

ЗАДАЧА 5. Разговоры с кукушкой.

Испортились часы с кукушкой: то спешат, то отстают. А кукушка из своего окошечка утешала хозяина. «Разве время важнее всего? - говорила она. - Есть вещи поинтереснее. Расскажи мне лучше о своих друзьях, о своих любимых занятиях». Разговорится человек с кукушкой и забудет про время. И так хорошо у него на душе становилось, что он ни за что не хотел менять часы на исправные.

ЗАДАЧА 6. Кипарис-детка.

На аллее, что вела к морю, между больших кипарисов стоял кипарис-детка. Он разглядывал людей и хныкал: «Почему они ходят туда-сюда, а мы нет?» Взрослые кипарисы молчали. Только один прошелестел: «Смотри вверх!» Посмотрел малютка в небо, стал тянуться к нему и про людей уже не думал. Бродят туда-сюда, ну и что?

ЗАДАЧА 7. Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу

выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня»... Дольше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяка.V. Самоанализ и самооценка.

Учащимся предлагается перечень нравственных качеств. Они должны отметить степень выраженности этих качеств у самих себя. Оценивание идет следующим образом:

В (высокая степень выраженности);

С (средняя степень выраженности);

Н (низкая степень выраженности);

  • (отсутствие  данного признака).

нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

1. Человечность

  1. Благодарность
  2. Великодушие
  3. Вежливость
  4. Доброжелательность
  5. Доброта
  6. Сострадание
  7. Милосердие
  8. Любовь к людям
  9. Забота о ближних
  10. Послушание
  11. Щедрость
  12. Умение прощать
  13. Внимание, внимательность

                                                                                                                                  

                                                                 Приложение №5                                                      

Анкеты

Анкеты для родителей учащихся-первоклассников

Цель: получить необходимую информацию об учащихся и их родителях в организационный период.

Оборудование: бланки анкет N 1, 2, 3.

Ход проведения.

Родителям первоклассников во время первых родительских собраний и групповых бесед с учителем предлагаю заполнить следующие анкеты:

Анкета для родителей N 1.

Фамилия, имя ребёнка________________________________________

Дата рождения

Вопросы

Ответы отца

Ответы матери

1.Фамилия, имя, отчество

2.Домашний адрес, телефон

3. Образование

4. Возраст

5. Место работы, должность, телефон

6. Состав семьи

7. Жилищные условия

8. Что читаете по вопросам воспитания?

9.На какие темы хотели бы послушать беседы?

10. В какое время Вам удобно посещать школу?

11. Чем можете помочь классу                              ( благоустройство, организация бесед, экскурсий)

Дата заполнения анкеты ________________________

Анкета для родителей № 2.

Фамилия, имя ребёнка_______________________________________

Дата рождения    __________________

  1. Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?_______________________________________________________
  2. Какие игры предпочитает?______________________________________
  3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?_______________________________________________________
  4. С кем чаще играет? ( с мальчиками или девочками)?______________
  5. Как ведёт себя в детском коллективе ( активен, пассивен, застенчив)____________________________________________________
  6. Какие обязанности ( постоянные, эпизодические)

 имеет дома?_____________________________________________________

  1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка?______________________________________________________
  2. Что вас больше всего затрудняет в воспитании ребёнка?______________________________________________________
  3. Какие методы воспитания вы предпочитаете ( уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения)________________________

Дата заполнения анкеты___

                                      Анкета для родителей № 3.

Фамилия, имя ребёнка___________________________

Дата рождения __________________

                    Вопросы

да

нет

Трудно сказать

Легко ли рассмешить вашего ребёнка?

Как часто он капризничает?

Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет?

Часто ли он выходит из себя?

Можете ли вы оставить его одного дома?

Хорошо ли ведёт себя со сверстниками?

Легко ли вступает в контакт с незнакомыми детьми?

Теряется ли в присутствии незнакомых взрослых?

Драчлив ли ваш ребёнок?

Стремиться ли ваш ребёнок к уединению?

Дата заполнения анкеты______________________________

                                                         

                                                                 Приложение №6

Диагностика

Диагностическая методика «ПОДАРКИ»

   Прошу  учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

   Таня – книга

   Лена – ручка и т. д.

  Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому  смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

Диагностическая методика «АУКЦИОН»

  Учащимся класса раздаю листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята  должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, могу объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если ребята выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что мне, как классному руководителю, есть над чем работать с детским коллективом.

Диагностическая методика - 10 моих «Я»

 Учащимся предлагаю листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

  Например: я – умный

                      я – красивый и т. д.

  Обращаю внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Диагностическая методика «ЧТО У МЕНЯ НА СЕРДЦЕ»

 Учащимся класса раздаю вырезанные из бумаги сердечки, даю следующее объяснение заданию: «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

  Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Например, для определения уровня самооценки гуманных чувств – «доброты», «вежливости», «ответственности»:

  1. Дай свое определение
  • доброты
  • вежливости
  • ответственности.
  1. Оцени себя:
  • добр ли ты?
  • Вежлив ли ты?
  • Ответственен ли ты?
  1. Назови знакомых, друзей, родных – кто из них:
  • добр
  • вежлив
  • ответственен
  1. Нужно ли делать что-нибудь особенное, чтобы человека считали:
  • добрым
  • вежливым
  • ответственным.

ОБРАБОТКА. Берутся 2 уровня. «Высокий» - полно, четко определяет понятия, дает себе адекватную оценку, намечает программу действий.  «Низкий» - в понятиях путается, оценивает себя не адекватно, не может найти выход из положения.

                                                       

                                     

                                                                           Приложение №7

Игра – экспромт

«Какой мы коллектив»

Цель:  выявить характер взаимоотношений в коллективе.

Подготовительная работа:

Решаю, в каком составе класс будет участвовать в игре-экспромте. Если в классе существует четкое неформальное деление на группировки, можно оставить их в качестве играющих команд, если это не враждующие стороны. В классе могут быть явные лидеры - можно предложить им возглавить команды. Наконец, если класс небольшой (до 20 человек), то делить его на команды не стоит.

Игра проводится по одной из известных схем: «Воздушный шар» или «Кораблекрушение». Необходимо подготовить бланки для каждого участника.

Содержание занятия:

Учитель: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вашей команде удалось спастись. Вы все — в одной лодке посреди океана. В лодке оказались 15 предметов, из которых вам надо выбрать необходимые для вашего спасения. Тем более что может сложиться ситуация, когда придется избавиться от ненужных предметов, ведь лодка перегружена.

Перед каждым из вас бланк с перечнем предметов. Сейчас каждый самостоятельно, ни с кем не совещаясь, расставит в первой графе номера по порядку важности предметов. Для этого стоит представить, что вам может понадобиться для спасения и выживания. Время работы — 5—7 минут.

Предметы в лодке

В лодке

Эксперты

Ошибки

Лидерство

один

все

одного

всех

Секстант

Лупа

Канистра с пресной водой

Москитная сетка

Ящик с  аварийным  запасом продуктов

Карта Тихого океана

Надувная подушка

Канистра с горючим (8 литров мазута)

Транзисторный приемник

Светонепроницаемый   пластмассовый лист

Литр медицинского спирта

10м нейлонового шнура

Коробка шоколада

Рыболовные снасти

Средство    для    отпугивания акул

Итого:

Теперь попробуйте прийти к общему решению в вашей команде. Во второй графе проставьте номера по важности предметов в соответствии с мнением большинства. У вас 10-12 минут.

         В ходе обсуждения интересно наблюдать, при помощи каких аргументов участники пытаются убедить друг друга, какое мнение побеждает, предложен ли верный вариант и сумел ли ученик отстоять его. Когда команды закончат, необходимо выслушать их версии, затем объявить мнение экспертов, чтобы они проставили его в соответствующей графе. По мнению компетентных людей, в подобной ситуации надо действовать следующим образом. В первую очередь попытаться сообщить о себе. Для этого можно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой навести солнечный луч на пятно мазута, отчего он загорится. Поскольку столб черного дыма может быть виден на расстоянии 40-50 км, можно рассчитывать, что придет помощь. Для выживания потребуется пресная вода, продукты. Таким образом, предметы первой необходимости: канистра с горючим, лупа, канистра с пресной водой, аварийный запас продуктов. Менее важные: коробка шоколада, светонепроницаемый   лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт. Бесполезные: надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник, средство для отпугивания акул, секстант.

Подсчитайте разницу (из большего вычитается меньшее):

  • между вашими личными номерами и мнением экспертов;
  • между коллективным решением и экспертной оценкой.

Подсчитайте итоговые суммы. Если итоговая сумма не превысила 60 баллов, то вы спаслись.

Теперь оценим ваши лидерские качества. Для этого надо вычислить разницу между «ошибками всех» и «ошибками одного», внести это в последнюю графу и подсчитать итог:

  • меньше 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;
  • 20—30 баллов: у вас высокий уровень лидерства; 
  • 30—40 баллов: задатки лидера есть, но вы не стремитесь их проявлять;
  • больше 40 баллов: вы конформист.

Анализ игры: Возвращаюсь к тому, как шло обсуждение. Почему верное решение не было принято? Всегда ли лидер был прав? Если лидеры спорили между собой, какое мнение победило, почему? Хорошо ли, когда в команде много лидеров? Какими качествами должен обладать настоящий лидер? В каждом классе найдутся свои проблемы, которые волнуют больше всего. В игре они проявляются в большей степени. Кроме того, игра позволяет участникам оценить самих себя.

                                                         Приложение №8

Час откровенного     разговора

               «Мой сосед по парте»

Цель: предоставить возможность учащимся поближе узнать своих одноклассников; развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга; воспитывать коммуникативную культуру.

       

                Оформление класса:  букет цветов,  шары, рисунки с дружескими шаржами. На доске - пожелание ребятам быть дружными, добрыми, чуткими и справедливыми по отношению друг к другу; пословицы и поговорки о дружбе и человеколюбии .

Уважайте в себе и других

человеческую личность!

 Д. И. Писарев

Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает добра в людях!

Б. Паскаль

            В течение года приходится несколько раз пересаживать учеников с одного места на другое, и каждому из них приходится сидеть то с мальчиком, то с девочкой. Иногда появление нового соседа по парте (столу) вызывает негодование, слезы или скрытое недовольство. Причины здесь самые разные. Чтобы избежать подобной реакции, нужно помочь ребятам лучше узнать, понять и оценить друг друга по достоинству. С этой целью можно  предложить учащимся составить портрет своего соседа по парте, используя свои наблюдения, применяя вопросы, на которые тот по желанию ответит и т.д.

I.Вступительное слово воспитателя

 Cоздаю  хорошее настроение, настраиваю  ребят на откровенный разговор и предлагаю им в течение 4-5 минут в дружеской форме, интересно, не обижая и не унижая, рассказать о своем соседе по парте.

Примерные вопросы для составления портрета

Его имя и что оно означает в переводе на русский язык?

  • Год, месяц и день рождения (знак зодиака, под которым он родился, и какие великие люди родились под этим знаком).
  • Есть ли у него братья, сестры (их имена и возраст)?
  • Какие домашние животные живут у него дома (их клички, повадки, привычки)? (Можно показать их фотографии, если они имеются.)
  • Чем он увлекается в свободное время?
  • Что умеет делать лучше своих одноклассников?
  • В какие игры любит играть?
  • Какие кружки, секции, студии посещает?
  • Какие школьные предметы ему нравятся и почему, а какие не нравятся и почему?
  • Любит ли он читать, если да, то какие книги?
  • Какие телепередачи смотрит чаще всего?
  • Есть ли у него друзья в классе? Что он ценит в людях и в друзьях?
  • Как он относится к своим одноклассникам?
  • Есть ли у него чувство юмора?
  • Можно ли на него положиться в трудную минуту? Может ли он прийти на помощь, если его попросить об этом?
  • Какие его поступки заслуживают уважения, а какие нет?
  • Что можно посоветовать ему исправить в своем поведении, привычках?

II. Рассказы детей о соседе по парте.

   После того как сидящие за одной партой (столом) ученики рассказали друг о друге, им предлагается провести с классом заранее подготовленное совместное дело (игру, мини - викторину, небольшой конкурс и т.д.).

Потом слово предоставляется другой паре. Если времени не хватит, то можно продолжить на следующем классном часе.

В заключение  обращаю внимание ребят на то, что все они очень разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Кроме того, следует посоветовать им поработать над своим характером, привычками и исправить то, что мешает иметь друзей и пользоваться уважением одноклассников . III.  «Дарим друг другу подарки»

 Каждый ученик приготовил своему соседу по парте небольшой подарок (закладку, наклейку, календарик или что-то еще), сделанный своими руками.