Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"
статья (1 класс) на тему

Смирнова Наталия Викторовна

Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_zanimatelnyy_material_na_urokakh_matematiki.docx74.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательного материала на уроках математики

в 1-м классе

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно- ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.

Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями я широко использую иллюстрации к сказкам «Терем-теремок», «Колобок», «Три медведя», «Репка».

«Репка»:

«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка»,вспомним сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию и одновременно отвечают на вопросы:

который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом.

В процессе игры дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, повторяют понятия «форма», «цвет», «размер». Здесь я применяю такие дидактические игры, как «Геометрическая мозаика», «Составим узор», «Танграм».

Для сознательного, уверенного овладения операций счёта дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период я использую, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяю различные игры.

«Составим поезд»

Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путём прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путём вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры предлагаю считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить, ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

«Займи своё место»

Детям раздаю карточки с числами от одного до десяти, они должны построить числовой ряд либо в порядке возрастания, либо в порядке убывания. После этого даю различные задания:

-Какое число следует при счёте за числом 4, 7, 9?

-Какое число следует при счёте перед числом 3, 5, 8?

-Какие числа являются «соседями» чисел 2, 6, 9?

-Какое число на 1 меньше ( больше ), чем 3, 7, 9? И т.д.

( дети должны поднять карточку с ответом или сделать шаг вперёд)

При изучении чисел первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала провожу игры:

«Угадай» (дети должны угадать из каких двух слагаемых состоит, например, число 7). На каждое число заготовлена карточка:

http://festival.1september.ru/articles/570564/img1.jpg

«Заселяем домики»

Детям предлагается «заселить жильцов» в домик (на каждое число заготовлен свой домик):

http://festival.1september.ru/articles/570564/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/570564/img3.jpg

«Найди пару»

Учащиеся находят пару числу, в результате сложения которых получается заданное учителем число. Например, учителем задано число 9, и варианты чисел, из которых нужно составить пары:

  

1

3

5

7

2

6

8

4

9

7

8

3

2

5

4

6

1

«Арифметический лабиринт»

Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме число 10 ( 9, 8, и т.д.).

Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10 , я применяю игры в следующей последовательности.

На этапе объяснения нового материала использую игру «Лесенка». На наглядной основе дети осмысливают приём прибавления и вычитания 2, 3, 4. В игре «Счёт цепочкой» учащиеся проговаривают приём прибавления и вычитания чисел на примерах.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: «Кто быстрее?», «Почтальоны», «Забей в ворота мяч», «Поезд», «Наряди ёлочку», «Собери снеговика (солнышко, машину, ракету и др.)», «Чей букет лучше?» и др.

«Почтальоны»

На доске укрепляются 10 домиков, на каждом порядковый номер от 1 до 10, в каждом домике свой жилец( лисичка, зайчик, ёжик, петушок и т. д.) Учитель раскладывает примеры-письма и говорит, что ребята выступят в роли почтальонов: нужно выйти к доске, выбрать пример-письмо, решить пример и узнать, кому адресовано письмо, и отнести ( положить в кармашек) адресату.

«Наряди ёлочку»

На доске – плакат с изображением новогодней ёлки. Дети должны нарядить ёлку красивыми новогодними игрушками, на обратной стороне которых написаны примеры. Ученики выходят к доске, берут ёлочную игрушку, решают пример и украшают новогоднюю ёлку.

«Собери снеговика»

У учителя заготовлены части снеговика: три круга-комка разной величины, ведро, нос-морковка, два круга-руки, метла, два круга-ноги. На каждой части с обратной стороны закреплены примеры. Дети решают примеры и составляют из частей снеговика.

Основное содержание курса математики для 1 класса связано с вычислениями. Поэтому на уроках стараюсь оживить и сделать интересной традиционную скучную работу по отработке вычислительных навыков. Девиз моей работы в 1 классе – учить играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Например, задание решить примеры вида 3+5, 7-2, 6+4, 9-3 у большинства детей особого интереса не вызывает. Они почувствуют интерес, если я скажу, что Смешарики- Копатыч, Бараш, Нюша и Лосяш учились считать. Они решили эти примеры так:

3+5=8

   7-2=4

6+4=2

   9-3=6

Что мы можем сказать каждому из них? Кого похвалим, а чьей работой мы останемся недовольны и почему, как исправить ошибки?

Ученики- первоклассники с желанием решают задачи, где математическое содержание подаётся в стихотворной форме.

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает.
Сколько их теперь играет? (5-1=4)

Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка?(5+1=6)

Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

Как бы не любили дети игры, на каждом уроке необходима самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы тоже требует творческого подхода. Детям, например, нравится работать с перфокартами (примеры на карточках с вырезанными окошками). Проверить правильность выполнения перфокарты может как учитель, так и сами ученики (взаимопроверка).

Очень интересно проходят математические диктанты с использованием индивидуальных карточек с цифрами. Учитель читает или показывает пример , дети быстро показывают ответ.

Это только часть игр, которые я провожу на уроках. Дети любят помогать разным сказочным героям, составлять букеты для мам и бабушек, быть конструкторами (составление машин, паровозов, самолётов из различных геометрических фигур), водителями автобусов, продавцами и покупателями.

Значение игры на уроке математики трудно переоценить. Здесь развивается сообразительность, логическое мышление, кругозор ребёнка. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных, знакомятся с профессией, с культурой обслуживания, с волшебными словами. Но главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

Занимательный материал на уроках математики в 1 классе

Занимательный материал на уроках математики в 1 классе...

"Развитие познавательных способностей учащихся, лучшего усвоения школьной программы, используя занимательный материал на уроках математики"

Важнейшим средством формированияпознавательного интереса младших школьников  на уроках математики являются занимательные задания....

Подборка занимательного материала для уроков математики в начальной школе

quot;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окто, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - э...

Подборка занимательного материала для уроков математики в начальной школе

Игровой материал поможет учителю повысить интрес к урокам математики, доступно объяснить матемариал на занимательных примерах, научит логическому мышлению младшего школьника, поможет развивитию любозн...