День народного единства. Дети-герои Великой Отечественной войны.
классный час (3 класс) на тему

День народного единства. Объяснение значения праздника, который отмечается 4 ноября. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Рассказ о подвиге народных героев и его значение.

Урок Мужества  на тему "  Дети-герои Великой Отечественной войны." Знакомство с историей подвигов юных защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.Рассказ о подвиге Зины Портновой,Саши Колесникова, Вити Коробкова, Нины Куковеровой и др. Учащиеся узнают о тяготах Великой Отечественной войны, о неоценимом вкладе детей в победу над врагом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День народного единства

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июня 2012; проверки требуют 14 правок.

Перейти к: навигация, поиск 

День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Последний праздничный (нерабочий) день года в России.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде

Содержание

День Казанской иконы Божьей Матери

История праздника

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

Дискуссия вокруг праздника

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому

После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось[1]:

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от положения в обществе

Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября[2][3].

Также отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской властия отмечать освобождение Москвы прервалась[1][4].

Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем[5].

История установления праздник

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

В сентябре 1611 года мелкий "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч человек. Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Теги: Культурно-массовые мероприятия, Государственные п


Читайте далее:
День народного единства впервые широко отпразднуют в Подмосковье | РИА Новости 

        Классный час на тему: «Детство, опаленное войной».

Цель: познакомить уч-ся с историей подвигов юных защитников Родины в        годы Великой Отечественной войны.

Задачи:  

1.Патриотическоевоспитание учащихся.

2.Фор-ние гражданской позиции и привитие любви к Родине.

3.Знак-во с очерками о пионерах-героях, занесенных в Книгу Почета.

Оформление: выставка книг о пионерах-героях, портреты пионеров-героев.

                                    Ход классного часа.

Учитель: Дети-герои войны.До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.Учились,помогали старшим,играли,бегали,прыгали.

Их имена знали только родные,одноклассники и друзья.

      Разразилась война.Пришел час-они показали,каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

      Согласно Международной конвенции на фронте не должны находиться лица моложе призывного возраста.Но жизнь привносит свои коррективы.Так получилось и в годы Великой Отечественной войны.

     Позже этих мальчишек и девчонок назовут «сынами и дочерями полков».

По-разному попадали они на фронт.Ехали с родителями, которым не с кем было оставить ребенка. Бежали сами, так как были уверены, что они должны защищать Родину.Бывало, на пепелище солдаты подбирали голодного и заплаканного мальчишку…

     Так становились они воспитанниками фронтовиков, которые заботились о них как о родных детях.И в то же время этим детям приходилось выносить на своих плечах все тяготы фронтовой жизни.Вглядитесь в эти лица юных защитников Родины!Они внесли свой вклад в Победу!И ни на миг не дрогнули их юные сердца.О подвигах и славных делах во имя Родины написано много книг.Перелистаем их некоторые страницы.

Ученик 1.              Зина Портнова.

Война застала ленинградскую школьницу Зину Портнову в деревне Зуся, куда она приехала на каникулы.Здесь в начале войны была создана подпольная молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета.Она участвовала в дерзких операциях против врага, поджигала их склады, рапространяла листовки,вела разведку по заданиям партизанского отряда.

     Стоял декабрь 1943г.Зина возвращалась с задания.В деревне Мостище ее выдал предатель.Фашисты схватили Зину, пытали, мучили.Во время одного из допросов, выбрав момент,Зина схватила со стола фашиста пистолет и в упор выстрелила в него.Зина пыталась бежать,но фашисты настигли ее.

Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.Ей посмертно присвоено звание Героя.

Ученик 2.                            Саша Колесников.

Санька.Саня.Сан Саныч…Так называли его боевые друзья.Этот отважный подросток- а победу он встретел четырнадцатилетним!-награжден орденом Славы 3 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу» дважды, «За освобождение Варшавы», « За взятие Берлина», «За победу над Германией».

     Саше удавалось то, что оказывалось не под силу взрослым- добывал разведовательные данные буквально под носом у врага.Ему поручили выяснить,куда ведет стратегическая ветка железной дороги, та, что усиленно охранялась фашистами.Саша проследил весь ее путь, а потом, взбираясь на деревья,обозначил его кусками белой материи- с самолетов цель была видна отлично.

     Однажды разведчики получили задание взорвать мост.Саша, прихватив взрывчатку,забрался в угольный ящик под вагоном и ,когда поезд приблизился к мосту, поджег шнур.Внизу блеснула вода, Саша прыгнул- и тут же страшный взрыв сокрушил и состав и мост.Фашистский катер подобрал мальчика.Его пытали.Но разведчики отбили юного героя.Потом был госпиталь,снова родной полк и победный путь до самого Берлина.

Ученик3.                     Витя Коробков.

Витю застала война в Артеке,куда за отличную учебу его направила школа.

Родной его город Феодосия оккупирован фашистами, но действует подполье.

Вернувшись домой , 12-летний Витя становится участником освободительной борьбы.Вместе с отцом он ушел к партизанам.Их зачислили разведчиками штаба бригады.Юный разведчик так неприметен, мал ростом,что фашисты не обращают на него внимания.Он гоняет по улицам обруч, а вернувшись в отряд,рисует расположение пулеметных гнезд,танков в укрытии, сообщает где и сколько разместилось солдат.На основании данных его разведкипартизаны наносят точные , сильные удары по врагу.

      Отца и сына по доносу предателя схватили.Витю держали в одиночной камере.Ни слова не добились враги от мальчика-разведчика.И тогда в бессильной ярости фашисты расстреляли его.Было это 9 марта 1944г.Есть теперь в Феодосии улица, которая носит имя Вити Коробкова.

 

Ученик 4.                            Нина Куковерова.

Когда началась война, Нине было 14 лет.С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей.Все, что видела вокруг,сообщала в отряд.

   В деревне Горы расположился карательный отряд, все подступы перекрыты даже самым опытным разведчикам не пробраться.Вызвалась пойти Нина.

15 км шла она по заснеженной равнине, полем.Не обращали внимания фашисты на продрогшую усталую девочку.А она запоминала расположение их частей, где находится склад горючего, как расположены часовые.Ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром как разведчица, как проводник.Влетели в ту ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сраженные яростным огнем.

    Нину наградили медалью «Партизану Отечественной войны» 1степени.Юная героиня погибла, но память о дочери России жива.

Ученик 5.                                 Володя Казначеев.

1941-й год…Весной Володя закончил 5 класс.А осенью вступил в партизанский отряд.В отряде была «партизанская школа»- там обучались будущие минеры, подрывники.Володя на «отлично» освоил эту науку; вместе со старшими товарищами пустил под откос 8 эшелонов.Приходилось ему и прикрывать отход группы, гранатами останавливать преследователей.

    Он был связным партизан с подпольщиками, доставлял ценные сведения. Дождавшись темноты, расклеивал листовки.

     За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая,что их противник –совсем еще мальчик.

   Он сражался рядом со взрослыми до того дня,пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти.Володя Казначеев награжден орденом и медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Война- огромное горе для страны.Фашизм оставляет всюду смерть.В планах фашистов было уничтожение большей части населения.Оставшихся в живых людей они планировали сделать своими рабами.По плану Барбаросса после захвата Советского Союза территория должна была быть поделена на губернии, где был бы немецкий хозяин-губернатор и советские люди должны были на него работать.Фашисты построили лагеря смерти «Освенцим», «Треблинка», «Майданек» и др. Туда сгоняли тысячи военнопленных, а также мирных жителей и детей.В лагерях смерти людей подвергали чудовищным пыткам. Для лечения раненых немецких солдат требовалась кровь, ее выкачивали прямым переливанием у женщин и детей.

Детей забирали у матерей и угоняли в Германию.Их не щадили, заставляя работать в каменоломнях, травили собаками,душили в газовых камерах.

Все дальше от нас Великая Отечественная война.В живых остались сегодня те,кто тогда был совсем юным.Как трудно себе представить, что вместо цветущей юности, беззаботного детства им достались бомбежки, смерть отцов, полное сиротство, голод.Свой подвиг несли дети не только на фронтах среди взрослых, но и в тылу,помогая ухаживать за ранеными, поддерживая стариков,работая на заводах по производству снарядов по 10-12 часов.

Сохранение мира на земле сейчас зависит не только от взрослых, но и от молодого поколения.

Классный час на тему вывода советских войск из Афганистана.

                        «Между прошлым и будущим».

«Отец, расскажи о прошедшей войне,-

Просил меня сын мой однажды.-

Тебя из Афгана везли на броне,

Представлен ты к ордену дважды».

Достав из платочка осколки гранат,

Где я их храню постоянно,

Я сыну сказал, что есть город Герат-

Жемчужина Афганистана.

И там, защищая афганский народ,

Мы с «духами» насмерть сражались..

Мы с ним помянули погибший мой взвод

И крепко друг к другу прижались.

15 февраля 2015г. исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.Эта война оставила глубокий след в сердцах и душах людей в каждой из бывших советских республик: почти 14 с половиной тысяч погибших, около 54 тыс. раненых,более 400 человек пропало без вести или было похищено моджахедами.

   Вспоминать о службе в Афганистане тяжело, трудно.На Родину возвратились немногие.Дорого мы заплатили за этот мир.Но мы обязаны посмотреть на эту войну как на часть исторического прошлого, сделать полезные выводы.

         Нам не жалко себя, но обидно за лучших ребят,

         Нам обидно за тех, кто однажды не сядет

         За праздничный стол

         И не скажет: «А помнишь ты, мама,

         Ведь я обещал и пришел».

Много наших земляков афганцев не вернулись домой.В память о погибших афганцах построено 364 памятника.

Афганская война героическая и трагическая не только из-за обелисков, она длилась в 2 с половиной раза дольше, чем Великая Отечественная. Те, кто воевал на этой войне искренне верили, что отстаивают прежде всего, интересы своей державы, защищают ее южные рубежи.

   Сражения кончаются, а история вечна.Ушла в историю и афганская война.

Но еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых- войны не проходят бесследно.

Трудно на планете найти другое государство, которому пришлось в прошлом тысячелетии столько воевать, как России.Из 537 лет со времени Куликовской битвы до момента вывода из 1 Мировой войны наши соотечественники провели в сражениях и походах 334 года.

На войне у каждого – свой путь и своя судьба, хотя не каждому удается ее выбрать самостоятельно.Были погибшие с честью и были бесчестно убивавшие. Были победители, были побежденные.Были просто уцелевшие.

Как трудно умереть,чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает

Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Дети - герои Великой Отечественной войны.

Класный час о пионерах - героях Великой Отечественной войны. Можно проветси в день юного героя-антифашиста  -  8 февраля. Цеоь мероприятия: воспитание патриотизма, мужества на примерах жизни...

Дети герои Великой Отечественной войны

Презентация на тему:Дети  герои Великой Отечественной войны....

классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны

Классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны"...

Дети – герои Великой Отечественной Войны

РАССКАЗАТЬ ДЕТЯИ О ГЕРОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...