Программа деятельности "Дружная семья" летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей при МОУ "СОШ №1" г. Валуйки Белгородской области
материал на тему

Кудрявцева Евгения Николаевна

Данная программа успешно реализуется в летнем оздоровительном лагере при образовательном учреждении. Имеет 4 основных модуля. Программу отличает актуальность и доступность реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ГОРОДА  ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол

№ ____

От __________201__ г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области

________Будыкина С. А.

Приказ № ___________

 

от «_____» _______ 2015 г.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«РАДУГА»

                                     Автор программы:

Кудрявцева Евгения Николаевна,

                                                   учитель начальных классов

Валуйки 2015

Паспорт программы

  1. Номинация, в которой заявлена программа: «Лучшее оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей»
  2. Полное название программы: Программа «Дружная семья» летнего оздоровительного лагеря
  3. Место реализации программы: МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
  4. Руководитель программы: Кудрявцева Евгения Николаевна
  5. Полный юридический адрес: Россия, 309996 Белгородская область, город Валуйки, ул. Ст. Разина, 10
  6. Составители программы: Кудрявцева Евгения Николаевна, Герасимова Ольга Анатольевна
  7. Направленность деятельности: физкультурно-оздоровительная, духовно-патриотическая, художественно-эстетическая, творческая
  8. Продолжительность действия: одна лагерная смена

Адрес проектной деятельности(для кого, количество участников, география участников): Программа разработана  для  детей ( 6,5 - 12 лет) , от 200-310 человек, обучающихся  МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области,

  1. Кадры: Начальник лагеря, старшая вожатая, вожатые отрядов, воспитатели, физрук, музыкальный руководитель, хореограф, социальный педагог, школьный психолог, медицинский работник.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития российского общества на всех уровнях власти особое внимание уделяется оздоровлению подрастающего поколения. Важнейшую роль в воспитании современных юных граждан России, формировании личности играют образовательные учреждения. В течение учебного года в образовательных учреждениях целенаправленный воспитательный процесс реализуется через учебно-воспитательную  деятельность, а школьные каникулы являются продолжением воспитательного процесса, определяющим развитие личности ребёнка. С этой целью в каникулярное время организуются оздоровительные лагеря на базе общеобразовательных учреждений.

Образовательные учреждения имеют хороший потенциал и опыт по организации интересной, познавательной и полезной досуговой деятельности.

Таким образом, назначением организации школьных лагерей в каникулярное время является:

  • оздоровление и занятость детей и подростков;
  • совершенствование личностных возможностей;
  • приобщение к социокультурным и образовательным ценностям;
  • удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности;

Для совершенствования воспитательного процесса в каникулярный период, в нашей школе для оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга» была разработана программа «Дружная семья».

Семья – это разновозрастный коллектив, где дружно живут представители нескольких поколений, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования. В психологическом климате семьи у ребёнка формируется восприятие мира, людей, самого себя.

 Название программы говорит само за себя: «Мы -дружная семья, где каждый человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности»

Программа «Дружная семья» основана на деятельностном подходе, включающем гуманное отношение к личности ребенка и развитие его эмоциональной сферы через коллективную творческую деятельность.

Приоритетное направление работы – формировать нравственные качества личности, побуждать к инициативе и творчеству, расширять кругозор воспитанников, пропаганда ЗОЖ.

В процессе реализации программы ее участники получают знания, умения  и навыки работы в органах детского самоуправления, в окружающем социуме, знакомятся с культурными традициями  региона и страны, с памятниками культуры и искусства, с природой родного края.

Содержательная основа программы – развивающая коллективно-творческая деятельность, включающая совокупность мероприятий, позволяющих развить у детей нравственные ориентации, организаторские знания и умения, навыки коллективной деятельности, а также культуру поведения.

В основу программы включены основные гуманистические принципы воспитания:

ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Подразумевает «очеловечивание» системы воспитания через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

Актуализация и удовлетворение специальных творческих интересов ребенка необходима в комплексе с актуализацией всего общекультурного потенциала детей.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

Требует, чтобы содержание, формы и методы воспитания, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации. С учетом пола и возраста необходимо формировать у воспитанников установку на здоровый образ жизни.

ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ

Заключается в том, что воспитание должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Этот принцип требует приобщения воспитанников к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, духовной, религиозной, политической, нравственной.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

Только через системный подход к организации жизнедеятельности лагеря возможно обеспечение целостности становления личности воспитанника, которая сама по себе также является системой, но не существующей вне отношений с другими (подобными) системами.

ПРИНЦИП УСПЕШНОСТИ

Позитивный эмоциональный настрой каждого ребенка должен опираться не только на благоприятный климат в коллективе, но и на собственные успехи в деятельности, нравственном поведении.

ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Он становится ведущим принципом воспитания в связи с тем, что идет практическое овладение воспитанников соответствующими видами творческой деятельности существующих объединений и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности.

Создание здоровой воспитательной среды направлено на успешное удовлетворение основных потребностей ребёнка:

  • физиологических;
  • в безопасности;
  • в любви, уважении, признании и одобрении;
  • в усвоении норм и правил поведения;
  • в познании;
  • в удовлетворении права на проявление собственных интересов;
  • в труде и значимой деятельности;
  • в творческой деятельности;
  • в удовлетворении своих суждений и своей самооценки;
  • в собственном осмыслении процессов и явлений окружающего мира.

Основа успешной реализации программы –  поддержка детских начинаний, сотворчество педагогов и ребят, единство их мира. Успешность программы зависит  от культуры межличностных отношений.

Участники программы – дети и подростки от 6,5 до 12 лет. Программа реализуется в условиях функционирования оздоровительного лагеря с дневным пребыванием длительностью одна смена. 

Воспитанники объединяются в отряды по возрастам, что позволяет осуществлять дифференцированный возрастной подход в организации воспитательной деятельности, в определении форм досуга.

В итоге реализации программы, благодаря  созданным условиям повысится уровень духовно-нравственных ценностей,  улучшается и крепнет физическое и психическое здоровье детей и подростков, совершенствуются межличностные отношения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

- создать условия для формирования активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • преодолеть средствами игры разрыв между духовным и физическим развитием детей и подростков, сформировать у них стремление к развитию своих духовно-нравственных и физических возможностей;
  • с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка расширить сферу двигательной активности через подвижные игры;
  • привлечь максимально большее количество детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни;
  • привлекать детей новизной окружения, сделать отдых детей как организацию значимой досуговой деятельности, отличной от типовой школьной деятельности, используя активное общение с природой, как уникальную возможность летнего времени;
  • создать условия для разностороннего и содержательного отдыха и досуга, полноценного и безопасного оздоровления детей и подростков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Дружная семья» состоит из четырёх модулей, включающи в себя содержание работы по направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное;
  • духовно-патриотическое;
  • художественно-эстетическое;
  • творческое.

МОДУЛЬ «ЗНАЙ НАШИХ»

Главным направлением является защита, сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей и подростков. Дети не всегда уютно чувствуют себя в новой среде. Они радуются, волнуются, огорчаются. Важно научить их управлять своими чувствами, воспитывать уверенность в своих силах и желание проявлять инициативу.  

Благодаря хорошему оснащению школы, наличию необходимого спортивного инвентаря, нескольких спортивных площадок, спортивных залов и необходимого оборудования работа этого модуля реализуется с успехом. Важную роль здесь играет актив – наши спортсмены. Ребята, занимающиеся спортом систематически помогают в планировании, организации и проведении соревнований, эстафет, конкурсов. Личный пример старших ребят легко воодушевляет младших. Все мероприятия планируются в соответствии с возрастными особенностями детей.

ЦЕЛЬ: сохранение, укрепление здоровья детей и подростков, пропаганда ЗОЖ

Задачи:

- организация доступной спортивной среды для всех возрастных групп детей;

- формирование с помощью разных форм и методоу детей в работы потребности в ЗОЖ.

Работа модуля реализуется в течение всей смены. Ежедневно проводятся: утренняя зарядка, воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, лечебная прогулка по «дорожке здоровья», подвижные игры на свежем воздухе. Применяются другие формы работы: спортивно-развлекательная программа «Тропа испытаний», конкурс плакатов «В здоровом теле – здоровый дух!», спортивные речёвки, профилактические беседы на утренних линейках:
«О питьевом режиме летом», «О пользе и вреде солнца», «О пользе летних прогулок», «О закаливании организма», «О витаминах», «О пользе интересногодосуга», «О поведении на водоемах», «Берегите зрение» , встречи с медицинским персоналом, конкурс «Книга рекордов лагеря».

МОДУЛЬ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. Социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, отношений между людьми.

В работе данного модуля уделяется внимание мероприятиям и делам направленным на приобщение к культурным ценностям края, страны, формирование у детей и подростков осознания своей принадлежности к великой Родине, к её культуре.

ЦЕЛЬ: воспитание гордости за свою страну, её народ, культуру, воспитание юного патриотизма.

Задачи:

- формирование патриотических чувств;

- воспитание личности гражданина, достойного и способного встать на защиту государственных интересов страны

В рамках работы модуля используются формы работы: торжественная линейка посвященная Дню России, конкурсы рисунков «Я люблю тебя, Россия!»,  «Мой милый край родной», викторина «Символы государства Российского», экскурсии в историко-художественный музей города, экскурсионные поездки в Свято-Николаевский собор г. Валуйки, встречи и беседы с писателями земляками.

МОДУЛЬ «МИР КРАСОТОЙ СПАСЕТСЯ»

Создавая этот модуль мы исходили из концепции, что современный воспитанный человек – это человек, умеющий не только наслаждаться красотой, но и стремящийся строить окружающую жизнь «по законам красоты». Человек – творец прекрасного, боец с безобразным, для которого духовное совершенствование становится потребностью.

Красоту жизни дети познают с помощью взрослых. В процессе жизни, общаясь с окружающим миром у них обнаруживается эстетическое отношение, способность реагировать на красоту.

Значительно труднее почувствовать красоту поступка, поэтому важно развивать и совершенствовать его эмоциональную сферу. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать и себя и других, необходимо каждому показать радость и красоту мира.

ЦЕЛЬ: развивать в детях чувство красоты: видеть, чувствовать, стремиться понять и беречь.

   Задачи:    

- дать детям представление   о целостности мира, о единстве человека, общества, природы;

- способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы общения;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру в творчестве, как источнике самореализации и радости.

Для успешной работы модуля с первых дней смены формируется актив «Художники», куда входят ребята, умеющие хорошо рисовать и занимающиеся в кружках и школе искусств, а также юные краеведы. С помощью взрослых они организуют работу с отрядами: проводят конкурсы и выставки рисунков, посвящённых памятным датам в истории страны, государственным праздникам, детству; проводят мастер-классы «В гостях у Акварельки»; ежедневно выпускают листовки «Будни лагеря», где подчёркивают общие и индивидуальные достижения дня.

Организуются коллективные походы в театр, просмотр киноновинок, с последующим анализом.

Любители музыки и танцев разного возраста объединяются и организуют флеш-моб разного направления. Благодарные зрители – дети, педагоги и другие сотрудники лагеря поощряют аплодисментами и отзывами юных талантов.

Школьный психолог и социальный педагог школы проводят тренинги по развитию у детей рефлексивных умений для самоопределения и взаимодествия с другими в социуме.

МОДУЛЬ «СОДРУЖЕСТВО»

В работе данного модуля осуществляется организация общения и взаимоотношения в системах «педагог-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-педагог». Посредством коллективно-творческих дел, а таковыми являются все общелагерные мероприятия, передаётся опыт старшего поколения младшему.

В тесном сотрудничестве по достижению общей цели рядом трудятся, придумывают и творят взрослые и дети. Тем ярче и важнее результат труда ребёнка, чем важнее он для взрослых. Здесь взрослым очень важно в ходе всех этапов дела быть неподдельно заинтересованными в конечном результате. Форма работы может быть разнообразной, главное её содержание, творческая обстановка.

ЦЕЛЬ:  обучить совместной творческой деятельности через КТД

Задачи:

- расширять представления о нормах культурной  жизни и приобщать к этим нормам;

- вовлекать детей в работу детского самоуправления;

- воспитывать активную жизненную позицию, ответственность за порученное дело, умение сопереживать, делиться положительными эмоциями с товарищами.    

Формы работы используемые в данном модуле обширны. Они могут захватывать как небольшой коллектив (отряд, часть актива, вожатых), так и весь лагерь:

-операция «Уют» (оформление отрядного уголка, места, комнаты) и операция «Нас тут не было!» (наведение порядка после дела или по окончанию лагерной смены)

-игры на знакомство и сплочение коллектива;

- деловая игра «Выборы лидера лагеря»;

- костюмированные представления «Принц и Золушка Радужной страны», «День индейца»;

- интеллектуальные предметные дни «Встречаем королеву Англии», «В гостях у Царицы наук»;

- игры-путешествия;

-конкурсная программа «Звездопад»;

- концерты и шоу-программы.

При создании перспективного планирования педагоги, основываясь на опыте прошлых лагерных смен, продумывают тематику основных мероприятий. Но во время работы смены, благодаря непосредственному участию детей в подготовке, оформлении и проведении дел, каждое мероприятие приобретает неповторимость и значимость. Радость побед, анализ неудач, совместные пути решения поставленных задач – объединяет, сплачивает коллектив.

В ходе совместной деятельности формируется коммуникативная культура детей, приходит осознание каждым ребёнком личностного смысла общения, воспитывается положительное отношение к обществу, природе, совместному творчеству, и, в конечном итоге, к самому себе.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы «Дружная семья» образовательное учреждение обладает необходимой материально-технической базой (12 кабинетов для отрядных комнат, 3 спортивных зала укомплектованных необходимым спортивным оборудованием и инвентарём, актовый зал с аудио, видеоаппаратурой, озвучиванием, библиотечный центр, 2 компьютерных класса, музыкальная студия, хореографический зал, столовая с достаточным количеством посадочных мест, футбольная площадка, волейбольная площадка, легкоатлетическая оборудованная площадка, дорожка «здоровья», зелёный класс, беседки, расположенные в тени деревьев) высококвалифицированными педагогическими кадрами (все педагогические работники, работающие в оздоровительном лагере имеют первую и высшую категорию, обладают опытом работы в оздоровительном лагере  не менее трёх лет), методическим обеспечением (методический кабинет оснащён интерактивной доской, проектором, постоянным доступом в интернет, педагогическая копилка методических разработок для оздоровительного лагеря, библиотечный информационный центр).

В работе лагеря участвуют социальный педагог образовательного учреждения и школьный психолог.

Таким образом для успешной реализации программы необходимо:

  •  психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  •  обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами;
  •  сотрудничество с родителями;
  •  взаимодействие с различными социальными структурами города;
  •  соответствующее материально-техническое оснащение.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Механизм реализации программы – внутренний. В основе - использования собственного потенциала образовательного учреждения.

Этап

Вид деятельности

Дата

1

Организационный

- Педагогический совет «Организация оздоровительного лагеря на базе образовательного учреждения».

- Подготовка и проверка оборудования игровых комнат, учебных кабинетов, спортивных залов и площадок.

- Составление штатных ведомостей работников лагеря.

- Совещание работников лагеря, знакомство с программой деятельности «Дружная семья», должностными обязанностями.

- Подготовка документации

2

Основной

- Реализация программы «Дружная семья» по модулям

- Анкетирование

- Учёба актива

- Организация КТД

- Организация экскурсий, разработка и организация выездных экскурсионных маршрутов,

- Сотрудничество с учреждениями культуры города

3

Аналитический

- Анализ мониторинга «Будни лагеря»

- Совещание «Итоги работы лагеря»

СИСТЕМА

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПООЩРЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Ребятам предлагаются виды деятельности: познавательная, игровая, организаторская, предметно-трудовая, досуговая, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая. Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами, попадает в позицию организатора, участника, автора дела.

При проведении мероприятий, соревнований, конкурсов проводилась церемония награждения отрядов-победителей.

По итогам лагерной смены участникам программы выдаются грамоты, весёлые дипломы, благодарности, памятные сувениры, медали, заносятся рекорды в «Книгу рекордов лагеря».

       ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В итоге реализации программы, благодаря  созданным условиям повысится уровень сформированности активной жизненной позиции и здорового образа жизни, улучшится и окрепнет физическое и психическое здоровье детей и подростков, дети приобретут опыт межличностных отношений.

Участие в реализации программы поможет воспитаннику:

  • преодолеть средствами игры разрыв между духовным и физическим развитием детей и подростков, сформирует у них стремление к развитию своих духовно-нравственных и физических возможностей;
  •  расширить сферу двигательной активности через подвижные игры;
  • привлечет детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни;
  • увлечёт детей новизной окружения, покажет важность активного общения с природой, как уникальную возможность летнего времени;
  • создать условия для разностороннего и содержательного отдыха и досуга, полноценного и безопасного оздоровления;
  • передать приобретённые знания, умения и навыки своим сверстникам для реализации творческого потенциала каждого участника смены.  

 С помощью вовлечения детей в различные формы работы повышается самооценка, раскрываются новые стороны характера, выявляются творческие и организаторские способности. Активная жизненная позиция становится неотъемлемой частью личности юного гражданина России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» М.:2005.
  2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России. 2002.
  3. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Серия «Работаем по новым стандартам» М: «Просвещение», 2011
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей».  ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
  5. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2014
  6. Концепция ООН о правах ребёнка. М.: Кнорус, 2013
  7. Минаева Н.А. : Вспомогайка -10. Сборник материалов в помощь организаторам внеклассной работы и внешкольной деятельности детей и подростков. Курск, 2007
  8. http://www.upo-fco.ru/programms
  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya-yugoriya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа деятельности детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Ромашка»

Летние каникулы – лучшее время для развития творческого потенциала и совершенствования возможностей ребёнка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и ...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015

Июль 2015 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна В последнее время общество осознало необходимост...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016

Июнь 2016 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна Родной край – частица нашей огромной страны. Обр...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015

В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних л...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016

Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человечес...

Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Воспитательная программа  летнего оздоровительного лагерядневного пребывания детей «Радуга» 2019 года...