Главные вкладки

    Статья (4 класс) по теме:
    Статья "Роль проектной деятельности в формировании познавательных УУД у учащихся начальной школы".

    Шканаева Наталья Анатольевна

     

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Об этих умениях и пойдёт речь в моей статье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

        Шканаева Н.А., учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 356 Московского района

    Санкт-Петербурга

    «Роль проектной деятельности в формировании познавательных УУД у учащихся  начальной школы»

    «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно»

    Л.С.Выготский

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации [1].

    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

    В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

    Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].

    Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    Эти умения успешно развивает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.Это необходимо,поскольку именно проектность носит личностный и социальный характер и имеет определяющее значение в современной жизни во всех ее основных направлениях, связанных с творческой деятельностью человека. Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

    Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

         Очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. А при переходе детей на следующую ступень образования педагоги часто сталкиваются с такими проблемами, как низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

         Для решения этих и некоторых других проблем необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались бы в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

    Бесспорно, любой учебный проект раскрывает множество возможностей, как для ученика, так и для учителя. Для учащегося- это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;для учителя  же – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания, а универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

    В заключение скажу, что формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.А это ли не одна из важнейших задач учителя? Научить ребёнка учиться. И достигнуть этого можно, лишь приложив все усилия для создания благоприятных условий обучения в целом, и в реализации разного рода проектов, в частности.

    1. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011.
    3. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.
    4. Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД у учащихся начальной школы

    Презентация по формированию УУД у учащихся начальной школы...

    Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

    Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

    Формирование метапредметных УУД у учащихся начальной школы.

    В статье рассмотрены методы исследования метапредметных результатов на уроках русского языка....

    Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

    Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....

    Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов

    Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...

    Формирование УУД у учащихся начальной школы через игровую деятельность

    Данная статья содержит материал по формированию УУД на уроках математики через игровую деятельность...