Блокада Ленинграда, методическая разработка, презентация, статья
методическая разработка (2 класс)

Шканаева Наталья Анатольевна

О блокаде трудно писать и сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, именно поэтому первый урок в этом учебном году в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга стал уроком памяти о блокаде Ленинграда. Некоторые педагоги столкнулись с рядом сложностей, несмотря на обилие статей, посвященных тому, как говорить с учениками на эту важную тему. По данной причине мною было принято решение актуализировать всю имеющуюся информацию и собрать ряд рекомендаций о том, как же беседовать со школьниками о блокаде Ленинграда.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блокада города Ленинграда

Слайд 4

«Ленинград в борьбе» (1942 г.)

Слайд 6

Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе… Дорогой папа, бей фашистов! Т вой сын, рабочий завода №5. Фёдор Быков.

Слайд 7

«Нам в 43-м выдали медали И только-45-м-паспорта ..»

Слайд 8

«Ленинградские мальчишки», музыка Исаака Шварца, слова Вадима Коростылёва.

Слайд 11

«Ленинград в борьбе» (1942 г.)

Слайд 13

Салют над Ленинградом

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1. Вступительное слово (Сегодня вспомним одну из самых страшных страниц из жизни города…), (За эти годы сменил много названий..)
  2. Стихотворение Оли Берсеневой
  3. Выставка
  4. Фильм (показал несгибаемое мужество и стойкость…)
  5. Звук бомбежки
  6. Опустели цеха…
  7. Чтение письма
  8. Чтение стихотворения (в блокадных днях мы так и не узнали)

  1. Вступительное слово (Сегодня вспомним одну из самых страшных страниц из жизни города…), (За эти годы сменил много названий..)
  2. Стихотворение Оли Берсеневой
  3. Выставка
  4. Фильм (показал несгибаемое мужество и стойкость…)
  5. Звук бомбежки
  6. Опустели цеха…
  7. Чтение письма
  8. Чтение стихотворения (в блокадных днях мы так и не узнали)
  1. Организационный момент, постановка темы и цели.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц из жизни нашего города, а именно годы Блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни. Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. 74 года назад 8 сентября 1941 года началась Блокада города на Неве. В те далекие дни на долю нашего народа выпало много испытаний. 900 страшных дней и ночей длилась оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  1. Изучение нового материала

Сейчас мы послушаем стихотворение нашей современницы, Берсеневой Оли, которое она написала, когда училась в 7-м классе. Обратите внимание, то, о чём писала Оля, ученики нашей школы постарались передать в своих работах, которые представлены на нашей выставке.

*Ребенок читает стихотворение*

Блокада Ленинграда
«
Я расскажу вам, как когда-то
Уж семь десятков лет назад…»


Да, действительно, то, о чем писала Оля, мы видели лишь в кино, и сейчас мы посмотрим отрывок из военного документального фильма «Ленинград в борьбе». Фильм был снят в 1942 году и показал всему миру несгибаемое мужество и стойкость защитников и жителей города на Неве - подвиг их бессмертен.

*просмотр отрывков из документальной хроники*

Судьба нашего города в годы Вов – это настоящий пример стойкости, мужества и героизма всего населения. От мала до велика.

*звукозапись «Бомбежка города, вой сирены»*

-Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт.В городе остались старики, женщины и дети. Они рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.

  1. Чтение письма
  2. Чтение стихотворения (в блокадных днях мы так и не узнали) Песня «Ленинградские мальчишки» Исаак Шварц и Вадим Коростылёв

  1. 3% от бомбежки и 97 от голода
  2. Хлеб из Ржаной и овсяной муки
  3. Ладожское озеро – единственный дорога, связывающая Ленинград с большой землей
  4. Баржи, полуторки
  5. Фильм о Ладоге
  6. музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

*Ученик читает письмо*

«Читает стихотворение»

-В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в 43-м выдали медали

И только-45-м-паспорта.

И в этом нет беды

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того,

Что мы не будем ни старше,

Ни взрослее, чем тогда.

А сейчас мы послушаем песню, посвященную детям, которые остались в блокадном Ленинграде и всеми силами помогали выстоять родному городу. «Ленинградские мальчишки, музыка Исаака Шварца, слова Вадима Коростылёва».

*Исполнение песни Ленинградские мальчишки под фонограмму*

В городе свирепствовал голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. Людям выдавались карточки, по которым они получали хлеб. Посмотрите, какой маленький кусочек выдавался людям на целый день. Потеря «хлебных» карточек могла стоить человеку жизни. Хлеб делался из овсяной и ржаной муки с добавлением сололда и жмыха. Он был совсем чёрный и горький на вкус.

Единственным путем, по которому муку доставляли в город, было Ладожское озеро, по льду которого проложили дорогу, связывающую Ленинград с Большой землей. Эта дорога была названА Дорогой Жизни.

12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. До  поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз. Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики.

Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой.

*Просмотр видеохроники о Ладожском озере*

  1. Блокада снята
  2. Стихотворение Юрия Воронова (За залпом-  залп)
  3. Заключение: что помогало бороться и выстоять в эти страшные дни?
  4. - Что запомнилось и что произвело на вас наибольшее впечатление?

  1. Блокада снята
  2. Стихотворение Юрия Воронова (За залпом-  залп)
  3. Заключение: что помогало бороться и выстоять в эти страшные дни?
  4. - Что запомнилось и что произвело на вас наибольшее впечатление?

Стихотворение (Он встал как страж на сумрачном заливе)…Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. И вот наступил этот долгожданный день. Блокада полностью снята 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Закончились эти старшие, суровые дни для нашего города. Но до окончательной победы оставалось больше года.

*Выступление подготовленного ученика*

Вот как описал в своём стихотворении это радостное событие со слезами на глазах поэт Юрий Воронов.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут…

3. Закрепление

- Сегодня мы вспомнили о тех далеких суровых днях из жизни нашего города, увидели, как трудно было ленинградцам во время блокады. Как вы думаете, что помогало бороться и выстоять в эти страшные дни?

 Воспитатель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос, воспитатель наводящими вопросами просит вспомнить, что мы увидели о жизни блокадного Ленинграда.

  1. Стихотворение Юрия Воронова (За залпом-  залп)
  2. Заключение: что помогало бороться и выстоять в эти страшные дни?
  3. - Что запомнилось и что произвело на вас наибольшее впечатление?

4. Подведение итогов, рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что запомнилось и что произвело на вас наибольшее впечатление?

*Выступление подготовленного ученика*

-Он встал как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и красивей,        

Есть и спокойней,но прекрасней-…нет!

Пожалуйста, любите, наш город, интересуйтесь им, ходите по его замечательным улицам, сохраняйте его красоту.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Как говорить с учениками младших классов о блокаде Ленинграда

О блокаде трудно писать и сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, именно поэтому первый урок в этом учебном году в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга стал уроком памяти о блокаде Ленинграда. Некоторые педагоги столкнулись с рядом сложностей, несмотря на обилие статей, посвященных тому, как говорить с учениками на эту важную тему. По данной причине мною было принято решение актуализировать всю имеющуюся информацию и собрать ряд рекомендаций о том, как же беседовать со школьниками о блокаде Ленинграда.

Основные идеи, которые необходимо донести учащихся:

  1. Одержимость и ненависть могут привести к войне;
  2. духовные ценности сильнее телесно-материальных трудностей; сострадание, милосердие и взаимопомощь помогают выживать в самых страшных условиях;
  3. только объединяясь, люди могут противостоять врагу.

В младшем школьном возрасте у детей происходит активное усвоение нравственных и моральных норм. Ребенок начинает более точно понимать правила поведения в различных ситуациях. Младший школьник учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, в собственных поступках. По данной причине ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками - формирование первоначальных убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, справедливости и пр.

Темой для обсуждения с учащимися начальных классов становятся проявления жителями осажденного города таких качеств как отзывчивость, сострадание, забота о ближнем, взаимовыручка, честность, мужественность.

Кроме того, в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляются познавательные потребности. Детям интересно узнавать все новое, необычное, неизведанное. Особенно их интересуют вопросы устройства мира и отдельных предметов, вещей. Вопрос «Как это было?» – один из главных вопросов, который могут задавать себе младшие школьники в связи с изучением темы блокады Ленинграда. Вместе с тем историческое сознание детей начальной школы еще не сформировано. Ученикам младших классов сложно представить ход истории, у них не развито чувство исторического времени (все оценивается в относительных категориях – «давно», «очень давно», «в прошлом», «когда я еще не родился», «когда жила моя прабабушка»). В связи с этим содержание занятий с учащимися данной возрастной группы заключается в расширении у детей представлений об отдельных фактах повседневной жизни блокадников и защитников города. Педагог может помочь детям представить будничную (каждодневную) реальность блокады с помощью различных документальных источников и опоры на житейский опыт школьников.

В нашем конспекте занятия, а также в презентации представлены фото и видео документальных источников, которые можно использовать в своей работе с учащимися начальной школы.

Важно помнить, что разговор о блокаде Ленинграда с учащимися младшего школьного возраста должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Ведь когда мы говорим о событиях 1941-1944 гг., то мы неизбежно упоминаем о лишениях, страданиях и смерти людей. Неумелый рассказ воспитывающего взрослого о человеческих трагедиях может нанести ребенку психологическую травму. Душевное равновесие школьника может расстроить любая вещь, например, фотография военных лет с изображением погибших ленинградцев. Не все дети и подростки владеют механизмами психологической защиты, и результатом непродуманной беседы о блокадных днях могут стать фобии, депрессии и другие нервные расстройства. Педагогической задачей должно стать не запугивание и пассивное смирение перед катастрофой, а мотивация к дальнейшему изучению этой темы, к самостоятельным исследованиям, к поискам информации.

Также нужно стараться не побуждать школьников, особенно учеников младших классов, отождествлять себя с жителями и защитниками Ленинграда. Не предлагайте им «переноситься в прошлое» и представлять «как падают бомбы», «как на вас направлено оружие» или «как вы живете в детском доме, одни, без мам, которые работают на военном заводе». Подобные приемы работы опасны для психического здоровья детей.  Также лучше воздержаться от игровых форм работы, которые создают у детей тривиальное представление о блокаде.

Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способными к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.

Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города, оперируйте точными фактами и достоверными источниками, переводите статистику в конкретные факты и судьбы. А, главное, не ограничивайтесь только своим рассказом. Вовлекайте учащихся в разговор о блокаде. Используйте коммуникативные (диалоговые, дискуссионные) практики, основанные на исследовании различных текстов культуры.

Полезные ссылки

Библиографический список для рекомендации детям

1. Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / Худ. Н.Андреев. – М: Дрофа, 2003. – 80 с. – (Серия «Честь и отвага»)

3. Алмазов Б. Посмотрите – я расту / Ил.А.Десницкой. – М: Самокат,2014. – 144с.

4.  Богданов Н. Бессмертный горнист / Худ. В. Гольдяев. – М: Советская Россия, 1971. – 32 с.

5. Воскобойников В. Девятьсот дней мужества/ Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1984 (Серия «Дедушкины медали»)

6. Воскобойников В. Время войны и блокады // В кн: Воскобойников В. Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей. – СПб: Золотой век; Норинт, 2002. – с: 138-149

7. Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть / Худ. О.Фадеева. – СПб, М: Речь, 2013. – 96 с. (Серия «Вот как это было»)

8. Гоппе Г. Взвод моего детства: Поэма / Рис. О.Титова. – Л: Детская литература, 1973. – 46 с.

9. Гоппе Г. Воробей блокадный: Сказка-быль//Вкн: Гоппе Г. Воробей, Пингвин и Рыжик. – Л: Детская литература, 1984. – с.:5-29

10. Дубровин В. Мальчишки в сорок первом / Рис. В.Вальцефера. – Л: Детская дитература,1973. – 128 с.

11. Жуковская Е. Школа меняет адрес: Рассказы/ Рис. В.Челинцовой. – М: Детская литература, 1984. – 62 с.

12. Карасёва В. Маленькие ленинградцы. Рассказы/ Рис. А.Кирилло.  – М: Детская литература, 1969. – 64 с.

13. Карасева В. Юрка: Рассказ / Рис. Р.Саенко. – Киев: Издательство детской литературы «Веселка», 1974. – 31 с.

14. Лободин М. За оборону Ленинграда /Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1976 (сер.«Дедушкины медали»)

15. Пантелеев Л. Маринка; Главный инженер: Рассказы //В кн.: Пантелеев Л. Честное слово. Рассказы, стихи, сказки. – М: Детская литература, 2006. – с:104-131

16. Суслов В.Н. Красные облака / Н.Кошелькова. – Л: Детская литература, 1970. – 95 с.

17. Суслов В.Н. «Я помню город мой другим…»: Стихи // Вкн: Суслов В. Три тетради. Гл.Ленинградская тетрадь. – Л: Детская литература, 1986. – с:108-121

18. Туричин И. Мария Васильевна и четыре краски: Рассказ / Рис. В. Бескаравайного и М.Лихачевой. -  Л:Детская литература, 1973. – 49 с.

19. Фонякова Э. Хлеб той зимы: Повесть / Худ. Л. Пипченко. – СПб, М: Речь, 2015. – 223 с.

Подборка художественных фильмов о блокадном Ленинграде

«САДИСЬ РЯДОМ, МИШКА!» 1977 г. СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького,  режиссер Яков Базелян.  6+

Литературная основа: сценарий Алексея Германа и Светланы Кармалита по повести Ю. Германа «Вот как это было».

Сюжетные линии: история о четырех друзьях семи лет, детство которых пришлось на дни блокады. Первая треть фильма происходит на фоне мирной жизни Ленинграда сороковых, две другие трети затрагивают тему голода, разрушенного дома, воюющих на фронте отцов и казарменного положения матерей, о потере карточек и  близости смерти. Пытаясь «заработать» на еду и не умереть с голоду, дети организуют концертные выступления в блокадных госпиталях. Нравственной основой фильма становиться понятие дружбы и поддержки друг друга ради выживания.

«ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА», 1944 г. Режиссёр Виктор Эйсымонт 6+

Сюжетные линии: две маленькие девочки выживают в блокаду. Мама десятилетней Настеньки умирает на глазах у дочери, мама четырехлетней Кати вынуждена нести службу весь день. Ощущение правдивости происходящего не покидает зрителя весь фильм. «Эйсымонт открыл в ней (Нине Ивановой) не только актрису, но актрису со своей темой: твердости и достоинства… Четырехлетняя исполнительница (Наташа Защипина) рушила стереотипы, играя по-настоящему, как большая… Да, Эйсымонт умел работать с детьми. Как замечательно работает у него этот дуэт! При том, что каждая девочка уверенно ведет свою партию, свою тему: Нина — суровую, драматическую, Наташа — комедийную, характерную. И обе сходятся в непобедимо — вопреки войне — жизнеутверждающем, детском мировосприятии».

Соответствие исторической действительности: съемки велись в еще блокадном Ленинграде. Сквозь арку Главного штаба видны танки на Дворцовой площади, замаскированную Александрийскую колонну и потемневший Зимний дворец. По свидетельству  Бориса Нежданова[1] «На Большой Подьяческой недалеко от Фонтанки была выстроена декорация разрушенного дома. Неподалеку стояли занесенные снегом бутафорские трамваи (фильм снимался зимой). Такие же бутафорские троллейбусы видел и на набережной Невы рядом со Стрелкой Васильевского острова. Тогда я не знал, что за фильм снимается».

«ЗИМНЕЕ УТРО»,  1967 г. Режиссёр: Николай Лебедев. 8+

Литературная основа:  сценарий  Сократ Кара и Тамары Цинберг по мотивам повести Тамары Сергеевны Цинберг  «Седьмая симфония».

Сюжетные линии: «забота о жизни другого нужна для собственного выживания», - так говорит девочка, главная героиня фильма, которая спасает маленького мальчика, заменяя ему родителей. Катя (Таня Солдатенкова) самоотверженно защищает ребенка от бомбежки, голода, недобрых словом  людей. Она словно «притягивает» к себе людей хороших, делая их искреннее, доброжелательнее, отзывчивее. Этот фильм – демонстрации тех нравственных качеств человека, которые должны быть присущи всегда, а не только в дни испытаний. Непоколебимая вера в ценность жизни – вот на чем построен зрительский катарсис. Героиня воплощает в себе портрет идеального человека, давая моральные установки не только идеологические, но и вневременные. Судьба главной героини повторяет вечные сюжеты (сказки «Золушка», например), главная идея которой заключается в награде за труд и терпение. История военной сироты Кати заканчивается чудесным обретением отца в лице папы спасенного ею мальчика (Николай Тимофеев  в роли капитана Воронова). Экранная судьба оправдывает действия войны по отношению к неожиданно ставшими взрослыми детей. На экране режиссер вправе не показывать подлинную историю детей. Он преобразовывает поступки взрослых, ломающих и уничтожающих детство; пусть хотя бы кино дарит детям (и нам, зрителям) счастье, надежду и прощение.  

«ДВА БОЙЦА», 1943 год, СССР,  Ташкентская киностудия, новая редакция киностудии им. Горького, режиссер Леонид Луков. 8+

Литературная основа: сценарий Е. Габриловича по повести по повести Льва Славина «Мои земляки».

Сюжетные линии: фронтовая судьба свела корабельного сварщика из Одессы Аркадия Дзюбина (Марк Бернес) и простого рабочего парня с уральского завода Александра Свинцова («Саша с Уралмаша» – Борис Андреев). В 1941 они ведут бои на Ленинградском фронте.

Соответствие исторической действительности: фильм снимался в условиях эвакуации, куда почти не доходила достоверная информация о положении дел в блокадном Ленинграде. В условия ведения боев бойцы на трамвае, подходившем к линии фронта, приезжают в город, чтобы увидеть девушку Саши. Дружба фронтовых товарищей проверяется подвигом, поддержкой и выручкой. После премьеры фильма "Два бойца" его режиссер Леонид Луков писал: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг. И поэтому в картине "Два бойца" главное — не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне. Здесь важно все: как они дерутся, как тоскуют по дому, как любят чудесную женщину, как мечтают о будущем… Хотелось в вое мин и взрывах снарядов услышать стук простого человеческого сердца, подслушать солдатские думы, хотелось говорить с экрана языком простых людей, петь их песни, показать то высокое и честное чувство советского патриота, которое ведет нас к бессмертной победе над врагом».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка+презентация классного часа"Первый раз в 1класс"

Сценарий праздника+ презентация для первоклассников ко Дню Знаний "Первый раз в 1 класс". В празднике принимают участие дети, родители, сказочные персонажи....

Методическая разработка.Презентация к дню "Семьи и школы".

Я предлагаю вам презентацию о том, чем мы занимались с ребятишками моего класса во внеурочное время....

Методическая разработка - презентация "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: поэма А.С. Пушкина "Руслан  и  Людмила"...

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация.

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация....

«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД

«Дети блокадного Ленинграда»«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направле...

«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка

«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....

"Дети блокадного Ленинграда". Методическая разработка.

laquo;Дети блокадного Ленинграда», «Вам, мальчики и девочки блокады…» (Литературно-музыкальная композиция)...