Главные вкладки

    Статья на тему:
    Грубые слова. Как реагировать?

    Беседа с родителями о том, как реагировать, если в речи ребёнка появились бранные слова. Каковы причины их появления. Также в статье даны рекомендации и советы, как помочь ребёнку в сложившейся ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grubye_slova.docx16.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Грубые слова. Как реагировать?

       Сегодня хотелось поговорить о так называемых "плохих" словах, которые рано или поздно появляются в лексиконе у каждого ребёнка.  В нашей стране отношение к "нелитературной" лексике  всегда было смешанным. Кто-то считает, что ругательства — это часть русской речи, кто-то не приемлет и малейшего намека на плохие слова, кто-то, как говорится, матом не ругается, а на нём разговаривает.  Но любые родители  хотят, чтобы их дети пользовались красивой, чистой, правильной речью!

          К сожалению, существуют семьи, в которых папа, а то и мама регулярно позволяют себе сказать крепкое словцо , зачастую в присутствии ребенка . Такие семьи — один из источников «познания» для малышей. Но не единственный. Грубые слова можно услышать повсюду, не только от родных и знакомых. Если дома не ругаются, он может услышать это в обыденной жизни и воссоздать контекст, в котором оно было впервые услышано, может просто повторить его, как попугайчик.  И от адекватной реакции родителей очень сильно зависит дальнейшее отношение ребёнка к таким словам.

         Психологи по-разному советуют реагировать на услышанные от ребенка плохие слова. Их можно проигнорировать, можно расспросить, где он это услышал и объяснить, почему грамотные  люди так не говорят. Обязательно дать понять, что такие слова очень расстраивают вас. По-своему хороши все эти способы, и их применение зависит от ситуации и темперамента ребенка.

         Что ни в коем случае нельзя делать — так это отчитывать и тем более прибегать к телесным наказаниям за использование ругательств. Это непедагогичный путь — ребенок вынесет из него опыт, что грубость порождает другую грубость и насилие. Это не лучшим образом скажется на психическом развитии.  Смеяться тоже нельзя — ребенок немедленно решит, что вы в восторге от его выходки.  Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребёнком, но лучше честно сказать, что значение слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

       Каковы же основные причины, по которым дети обзывают друг друга? Это может быть:

    • агрессия (сознательное желание разозлить, обидеть сверстника);
    • желание привлечь внимание ( того, кого дразнишь);
    • игра (дразнящий воспринимает обзывания, как игру, а не как оскорбления);
    • провокация ( дразнящий понимает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, погоняться за собой)
    • шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
    • самоутверждение (дразнящий хочет утвердить лидерскую позицию);
    • не со зла (дразнящий понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих). Возможно, дома у него принято принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

     И всё таки как же реагировать на "плохие" слова? Есть несколько советов:

    - никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, "Очкарик, очкарик"- зовёт одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не замечаешь. А можно просто сказать: "Меня вобще-то Ваней зовут."

     - отреагировать нестандартно. Ведь обычно обзывающийся ребёнок хочет получить определённую реакцию. А необычное поведение может" поставить в тупик" дразнящего. Например, можно посмеяться: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего папу и дедушку...". Если родители расскажут ребёнку, как их обзывали в детстве, то ребёнку будет легче и он не будет обижаться на сверстников.

    - не поддаваться на провокацию. За мальчиком гонялись одноклассники и обзывали его. А он бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начиналось снова. Мальчику было предложено в следующий раз не бросаться на обидчиков, а повернуться спокойно и сказать : "Я устал и гоняться за вами не буду...".

    - не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен приём "брать на слабо". Наверное, из всех этих ситуаций, эта- самая непростая, потому что дети часто подвергают себя опасности. Следует обратить внимание ребёнка на то, что нужно понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

    - отговориться. В ответ на обзывание выкрикнуть отговорку- своего рода защиту. Это помогает не оставить оскорбление без ответа и пресечь конфликт. Примеры таких отговорок мы знаем: "Кто обзывается, тот так и называется!", "Дурак!"- "Приятно познакомиться, а меня Петей зовут". Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести всё к шутке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

    Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

    "Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

    Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

    Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

    Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

    Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

    Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать словоЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфемПланируемые результа...

    Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов

    В данной статье описан один из способов работы со словарными словами....


     

    Комментарии

    Рубцова Евгения Владимировна

    Ценный материал для родительских собраний, обязательно воспользуюсь! Спасибо!

    Матюшкина Галина Андреевна

    А я считаю, что мы не советы детям должны давать, как отбиться от нападок сверстников, а организовать сплоченный дружный коллектив, в котором ни у кого не возникало бы желания обзывать других.

    В начальной школе эта тема особенно актуальна и статья подсказывает как детям реагировать на обзывания сверстников более спокойно, а это и есть основа для дружного коллектива.