Программа отряда юных инспекторов движения
рабочая программа (3 класс) на тему

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_otryad_yuid_gotovyy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия № 4

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ гимназии №4

__________ В.А.Кривенко

____ сентября 2012г.

Программа

 отряда юных

инспекторов движения.

Профилактика детского

дорожно-транспортного

травматизма

Руководитель

Масликова Оксана Сергеевна

г. Сургут

2012  г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1 млн. 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. И это далеко не все факты нарушений безопасности ДД нашими школьниками.

За полгода на территории ХМАО произошло 128 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Более 130 детей пострадали и 7 погибли.

В Сургуте за последние 6 месяцев произошло более 30 ДТП, в которых 7 детей ранено, 1 – погибший.

По сравнению с результатами прошлого года, количество пострадавших возросло. Такой рост обусловлен несоблюдением правил дорожного движения детьми и подростками. Инспекторы ГИБДД УМВД России по г. Сургуту уделяют особое внимание проблеме несоблюдения, а иногда и целенаправленного нарушения правил дорожного движения детьми.

Для предотвращения нарушений пешеходами усиливается контроль на пешеходных переходах. В свою очередь и поведение водителей на дорогах бывает не предсказуемым. Следует помнить о проявлении внимательности и вежливости на дорогах по отношению к юным пешеходам.

Статистические данные о нарушении правил дорожного движения, о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют не о том, что  в школах не ведется профилактическая работа или участники движения не знают правил. Несчастные случаи на дороге  - это свидетельство того, что обучающиеся не приобщились к культуре поведения на дорогах, не осознали свою ответственность за собственную  безопасность и здоровье.

В этой связи большую актуальность приобретает деятельность, заставляющая  подростков занять  активную позицию участника дорожного движения. Такой деятельностью и является работа обучающихся в отряде юных инспекторов движения (ЮИД).

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.

 Наиболее адекватным для организации работы с детьми по воспитанию культуры сознательного поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения является проектная деятельность. Проектирование личностно ориентировано, использует множество дидактических подходов, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение  обучающимся, тем самым, стимулируя учение самих обучающихся.

Цель данной программы:

Формирование активной гражданской позиции обучающихся по законопослушному и безопасному поведению на улицах и дорогах.

Задачи программы:

  1. Привлечь внимание школьников к проблеме безопасности дорожного движения через проектную деятельность.
  2. Формирование правовой компетентности через углубленное изучение Правил дорожного движения.
  3. Создание условий для самореализации и развития творческих способностей через участие в театральной деятельности, конкурсах, соревнованиях
  4. Развитие коммуникативных навыков через групповую и коллективную работу.

Данная программа является авторской. При ее создании были использованы ряд учебников, сборников и методических пособий:

  1. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие, под общ. ред. В.Н. Кирьянова, методическое пособие, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  2. Правила дорожного движения с иллюстрациями, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  3. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. «Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества», И.И. Баннов, методическое пособие,

               г. Нефтеюганск, 2005 г.

  1.  «Как организовать проектную деятельность учащихся», Сергеев И.С., Аркти, 2006 г.
  2.  «Социальное проектирование в воспитательной работе школы», А.С.Прутченков, Л.Ю. Иванова, Практикум.-М.: Новая цивилизация, 1999 г.

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и изучению Правил дорожного движения (ПДД) лежит педагогика сотрудничества. При организации совместной деятельности, написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), педагогический коллектив школы ведет свою работу в тесном контакте с работниками государственной автоинспекции безопасности дорожного движения (ГАИБДД) и родителями, постоянно совершенствует формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

 Программа предназначена для обучающихся 6-7-ых классов общеобразовательной школы и рассчитана: на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

 В данной программе используются следующие методы обучения: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский.

Преобладающими методами являются:

деятельностный    подход    (дает    учащимся    проявлять    инициативу,

самостоятельность, избирательность способам работы);

исследовательский (проявление проблемно-творческого уровня активности

учащихся).

Основные формы проведения занятий: групповая работа, дискуссии, консультации, исследования, презентации, практикумы, судейство на соревнованиях, патрулирование на улицах, изготовление познавательных игр и памяток.

В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:

вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);

текущий (рефлексия);

периодический или рубежный (выступления на пленарных заседаниях);

итоговый (защита проекта).

Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию.

Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют:

раскрытию у обучающихся их творческого потенциала;

формированию эмоционально-ценностных отношений в личностной сфере, их адаптации в социуме, способности принимать верные стратегические и тактические решения; развитию     самосознания     с     помощью     творческой,     социальной и исследовательской активности.

        Работая в данной программе, обучающиеся получают возможность самореализации и самоопределения через общественно-полезную деятельность, которая одновременно формирует навыки безопасного поведения для самого участника.

Новизна программы состоит в том, что образовательный курс безопасного поведения на улицах и дорогах последовательно реализуется с помощью технологии социального проектирования.


Учебный план.

№ п\п

Разделы программы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Введение в программу

2                                

1

1

Вводный, текущий

2.

Практические основы работы отряда ЮИД

10

2

8

Текущий, рубежный, итоговый

3.

Изучение правил дорожного движения

8

8

0

Текущий, рубежный

4.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) средствами театрализации

10

2

8

Текущий, рубежный

5.

Социальный проект «Я и дорога»

4

2

2

итоговый

Итого:

34

15

19

Учебно - тематический план

программы

«Отряд юных инспекторов движения»

на 2012-2013 учебный год.

п\п

Краткое содержание занятия.

Время на изучение

Виды деятельности и формы

Точки контроля, виды контроля.

Дата

I.

Введение в программу

2 ч.

1.

Установка. Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма в округе и в городе.

1 ч.

Презентация

Актуальность проблемы ДДТТ.

Вводный.

Рефлексия.

2.

Структура и организация работы отрядов ЮИД

0,5 ч.

Групповая работа

Знание структуры отряда ЮИД.

Рефлексия.

3.

Разработка уставных документов

0,5 ч.

Групповая работа, исследования, дискуссия

Умение работать в группе.

Текущий контроль.

II.

Практические основы работы отряда ЮИД

10 ч.

1.

Алгоритм составления безопасного маршрута «Дом-школа-дом» для первоклассников и их родителей.

2ч.

Групповая работа.

Презентация.

Умение самостоятельно составлять схемы безопасного маршрута, умение держать монологическую речь в течение 3-5 минут.

Рефлексия.

2.

Организация и проведение  соревнований юных велосипедистов «Велоэкстрим».

3ч.

Групповая работа, судейство на конкурсе.

Знание основных разделов положения о соревнованиях.

Применение знаний судейства на практике.

Текущий контроль.

3.

Организация и проведение  конкурса знатоков ПДД «Зелёная улица».

2ч.

Групповая работа, судейство на конкурсе.

Закрепление на практике ранее полученных знаний.

Текущий контроль.

4.

Участие в акции по патрулированию прилегающей к школе территории «Зелёная улица».

2ч.

Групповая работа, патрулирование улиц

Умение предъявлять требования к нарушителям ПДД; коммуникативные навыки.

Текущий контроль.

5.

Оформление школьного информационного уголка безопасности дорожного движения и экрана работы отряда ЮИД.

0,5 ч.

Групповая работа, консультации.

Навыки экранной культуры.

Текущий контроль.

6.

Изготовление памяток по ПДД для обучающихся, учителей и родителей.

0,5 ч.

Индивидуаль-ная работа, консультации.

Умение сжато, корректно предъявить профилактическую информацию.

Текущий контроль.

III.

Изучение правил дорожного движения

8 ч.

1.

Основные понятия и термины. Общие положения.

1 ч.

Презентация,

групповая работа

Знание основных понятий и терминов дорожного движения.

Рубежный,

итоговый

2.

Требования правил дорожного движения к велосипедистам.

5 ч.

Презентация,

групповая работа

Знание требований при движении на велосипеде во дворах и по проезжей части.

Рубежный,

итоговый

3.

Дорожные знаки. Дорожная разметка и ее характеристики.

1 ч.

Презентация,

групповая работа

Различение дорожных знаков по значению и их предназначению.

Рубежный,

итоговый

4.

Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил. Действия велосипедистов при дорожно-транспортных происшествиях.

1 ч

Презентация,

групповая работа

Знание последствий нарушения ПДД несовершеннолетними.

Рубежный,

итоговый

IV.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) средствами театрализации

10 ч.

1.

Основы театрального искусства: правила поведения на сцене во время выступления.

2 ч.

Презентация,

групповая работа

Знание основных правил поведения на сцене.

Рубежный,

итоговый

2.

Театрализованные представления и игры с детьми д/с «Улыбка», «Крепыш»

4 ч.

Презентация, групповая работа

Выполнение правил коллективной работы.

Итоговый

3.

Театрализованные представления и игры с детьми лагеря площадки МОУ «СОШ № 4»

4 ч.

Презентация, групповая работа

Выполнение правил коллективной работы.

Итоговый

V.

Социальный проект «Я и дорога»

4 ч.

1.

Введение в социальное проектирование. Освоение понятий явление, проблема.

2 ч.

Практико-ориентированный семинар для 6 кл., дискуссии.

Понятия явления, проблемы.

Рефлексия.

2.

Подготовка социального  проекта к защите: творческой и слайдовой презентации. Пробная защита.

2 ч.

Презентация, групповая работа

Социальный проект.

Рубежный контроль.

Содержание программы.

(34 часа)

  1. Введение в программу – 2 ч.

        Теория (1 ч.)  Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма в округе и в городе. Актуализация проблемы нарушения ПДД школьниками.

        Практика (1 ч.) Сочинение в парах «Записки человека Невидимки». Работа в группах по изучению структуры и направленности работы отрядов ЮИД из периодических изданий. Составление и утверждение Устава и  Положения об отряде ЮИД. Выборы в штаб отряда ЮИД.

  1. Практические основы работы отряда ЮИД – 10 ч.

        Теория (2 ч.)  Понятие о безопасном маршруте из дома в школу и из

школы домой. Основы составления схем маршрутов. Основные разделы положений о соревнованиях и конкурсах. Правила судейства соревнований по ПДД. Правила оформления наглядной агитации.

Практика (8 ч.) Работа в группах по составлению вступительной речи

на родительском собрании. Составление собственных безопасных маршрутов «Дом – школа – дом». Презентации на родительских собраниях в 1-ых классах..  

Групповая работа по составлению Положения о соревнованиях юных велосипедистов и конкурса знатоков ПДД. Организация и судейство соревнований.

Оформление школьного информационного уголка безопасности

дорожного движения и экрана работы отряда ЮИД. Изготовление памяток по ПДД для обучающихся, учителей и родителей.

  1. Изучение правил дорожного движения 8 ч.

        Теория (8 ч.) Основные понятия и термины. Общие положения:

Транспортные средства и участники дорожного движения. Дороги и их элементы. Требования к техническому состоянию велосипедов. Требования по технике управления велосипедами, перевозке пассажиров и буксировке. Возрастной ценз для водителей велосипедов. Экипировка водителей велосипедов. Зачёт по пройденному материалу.

        Требования правил дорожного движения к велосипедистам: Движение

во дворах и жилых зонах. Места, где запрещено движение на велосипедах. Расположение велосипедов на проезжей части. Предупредительные сигналы. Начало движения, перестроение, повороты и развороты. Дистанция и интервал. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. Пересечение с велосипедной дорожкой. Пешеходные переходы и места остановки маршрутных транспортных средств. Приоритет транспортных средств. Внешние световые приборы велосипедов. Зачёт по пройденному материалу.

        Дорожные знаки: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие,

предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Дорожная разметка и ее характеристики: горизонтальная, вертикальная разметка. Зачёт по пройденному материалу.

        Ответственность участников дорожного движения за нарушение

правил: административная, уголовная, гражданская ответственность. Действия велосипедистов при дорожно-транспортных происшествиях. Зачёт по пройденному материалу.                                

        

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) средствами театрализации 10 ч.

Теория (2 ч.) Основы театрального искусства: Цели и задачи

выступления, правила поведения и расположения на сцене во время театральных представлений. Тренаж мышц лица, отработка жестов и передвижений по сцене.

Практика (8 ч.) Работа в группе на репетициях. Театрализованные

представления: «Весёлый светофор Винни Пуха»,  «Коза и семеро козлят на новый лад» для младшей группы д/с «Улыбка» и для детей  лагеря площадки МОУ «СОШ № 4».

  1. Социальный проект «Я и дорога».

Теория (2 ч.) Социальное проектирование как механизм построения

гражданского общества. Введение в социальное проектирование. Самоопределение участников проектирования. Уточнение целей проектирования.

Практика (2 ч.) Выявление несовершенства социальной ситуации в

соблюдении правил дорожного движения. Определение целей, их согласование. Разработка концептуального проекта: средства и способы решения проблемы. Создание портфолио проекта и слайдпрезентации. Защита проекта на школьной научно-практической конференции.

        

        

Планируемые результаты (модель выпускника).

        Результатом работы с программой обучающихся 6-7-ых классов становится  освоение новых понятий, новых представлений о безопасном поведении, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь, достижение гармонии личных и общественных отношений.

        Работа по программе формирует в ребенке важные для современного человека компетентности:

делиться мнением и полученной информацией;

презентировать и понимать информацию;

владеть компьютерными технологиями;

демонстрировать культуру и соответствующий внешний вид; поддерживать сотруднические отношения;

работать в группе;

следовать демократическому стилю общения и взаимодействия; проявлять ответственность и усердие в выполнении задания;

обладать и демонстрировать активную гражданскую позицию; проявлять инициативность;

адекватно себя оценивать.

Освоив программу курса обучающийся должен знать: структуру и направление работы отряда юных инспекторов дорожного движения, алгоритм составления схемы безопасных маршрутов «Дом-школа-дом»; основные разделы положения о соревнованиях, правила судейства на соревнованиях, основные понятия и термины ПДД, требования ПДД к велосипедистам; последствия нарушения ПДД несовершеннолетними участниками дорожного движения, основные правила поведения на сцене; значение основных понятий социального проектирования:  явление, проблема, социальный проект, правила работы в группе, основные разделы портфолио социального проекта.

        Обучающийся должен уметь: самостоятельно составить схему безопасного маршрута «Дом-школа-дом», держать монологическую речь 3-5 минут, работать в группе, предъявлять требования к участникам дорожного движения, сжато и корректно предъявлять профилактическую информацию, различать дорожные знаки по значению и по предназначению, определять проблемное явление, формулировать проблему, находить причины возникновения проблемы, находить средства решения проблемы, планировать работу по социальному проекту, создавать  компьютерные презентации, анализировать результаты работы, создавать портфолио о проекте.

        Формы контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:

вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);

текущий (рефлексия);

периодический или рубежный (выступления на репетициях, на заседаниях);

итоговый (сдача зачётов, выступление на сцене, защита проекта).

        Освоение программы имеет зачетную систему оценивания. Зачет получают обучающиеся, которые выполняют 50 и более процентов программных требований. Обучающиеся, освоившие программу курса, получают сертификат.

Методическое обеспечение учебного процесса.

В данной программе используются следующие методы обучения: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский.

Преобладающими методами являются:

- деятельностный подход, который дает обучающимся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность способам работы,

- проектный метод, который позволяет формировать и демонстрировать активную жизненную позицию обучающихся.

Основные формы проведения занятий: групповая работа, дискуссии, консультации, презентации, патрулирование улиц, соревнования, конкурсы, спектакли.

Организация учебного процесса.

Обучающиеся в процессе освоения программы используют следующие учебные пособия:

  1. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу/ В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2008.

Для эффективного проведения занятий необходимы:

  1. Канцелярские товары:

- ватман

- маркеры

- фломастеры

- дискеты

- бумага для принтера

- цветная бумага

  1. Призовой фонд: грамоты, мелкие призы.
  2. Доска, мел
  3. Слайдпроектор
  4. Ноутбук.

Список использованной литературы.

  1. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие, под общ. ред. В.Н. Кирьянова, методическое пособие, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  2. Правила дорожного движения с иллюстрациями, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  3. Правила дорожного движения для велосипедистов и водителей скутеров и мопедов/ Леонтьев А.Н. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. «Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества», И.И. Баннов, методическое пособие,

     г. Нефтеюганск, 2005 г.

  1. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Сергеев  

     И.С., Аркти, 2006 г.

  1. «Социальные творческие проекты в школе», Белобородов Н.В., м, Аркти, 2006 г.
  2.  «Социальное проектирование в воспитательной работе школы», А.С.Прутченков, Л.Ю. Иванова, Практикум.-М.: Новая цивилизация, 1999 г.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа отряда юных инспекторов движения

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Отряд юных инспекторов движения»

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в...

Презентация отряда юных инспекторов движения. Руководитель Оськина Н.Г.

Презентация отряда юных инспекторов движения. Руководитель Оськина Н.Г....

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) «Зелёный огонёк» на 2016-2017 гг.

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)«Зелёный огонёк»                              ...

Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334 Невского района Санкт-Петербурга

Цель статьи: привлечение внимания к работе отрядов ЮИД в школе, популяризация данного направления работы....

Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»

Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»...