Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию младших школьников. "Я - патриот". С любовью к родному городу".
методическая разработка (2, 3, 4 класс) по теме

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с изучения истории своей малой родины. На внеклассном мероприятии продолжается работа по воспитанию нравственных качеств: любви к Родине, семье, школе, городу, друзьям. Мероприятие развивает интерес детей к окружающему миру, стремление детей активно участвовать в жизни города. На занятии формируется потребность в новых знаниях о родине, истории, краеведении, труде жителей города. В игровой форме обобщаются и уточняются знания детей о своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_vo_2.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе

«Я – патриот. С любовью к родному городу»

                                                        

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей города Климовска»

Мустафаева Елена Николаевна

Цель: формировать у обучающихся стремление больше знать о своем городе, воспитывать гордость за свой родной город, за климовчан, за свою страну; развивать речь, память, художественный вкус; воспитывать гражданственность, патриотизм.

Оборудование: презентация «С любовью к родному городу»; выставка игрушек фабрики «КЛИМО», флажки с эмблемой города Климовска, стенд с рисунками и сочинениями о своем городе; народные костюмы; книга стихов о реке Петрице, фонограмма песни А.Середы на стихи Э. Лозовской «Здравствуй, город!».        

        Ход мероприятия

        Вступительное слово учителя.

        Безграничны наши российские просторы… Но у каждого есть место, где он родился, произнес первое слово, сделал первый шаг, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.

Ученик.                Родина- улица наша и дом,

                        Где ты гуляешь с любимым котом,

                        Где твой излюбленный ящик с песком,

                        Луг, чтоб бежать босиком,

                        Речка за светлым леском,

                        Зимний денек со снежком,

                        Лед под блестящим коньком,

                        Садик и школа потом.

                                                                (Л. Линнамяги)

Учитель.                Слушая эти стихи, какая картина возникла в вашем воображении?

Дети отвечают.        Я увидел свой дом, а я – свою улицу, а я – своих маму и папу, а я – друзей.

Учитель.                Правильно, ребята. И все это – наша с вами маленькая Родина.

                        Наш классный час мы посвящаем родному городу Климовску и поговорим о том, как важно любить и беречь свой город и Родину, уважительно относиться друг к другу, к своей семье.

Учитель.                Ребята! Приходилось ли вам когда-нибудь надолго уезжать из дома?

                        Вспоминали ли вы о своем доме, когда уезжали в другие места? Почему человек скучает по дому?

Дети.                Человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему, здесь его любимые вещи, игрушки.

Учитель.                Что же такое Родина?

Дети.                Родина – место, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные, близкие, друзья.

(Звучит музыка. В класс входит волшебница.)

Волшебница.                Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут ОМИЛК. Я прилетела в ваш город из школы волшебников «Планета детства». Пролетая высоко над страной, я увидела очертания границ города в виде «бабочки». Оказалось, что это ваш город Климовск. ( На экране карта города превращается в красивую  порхающую бабочку). Вид бабочки привлек мое внимание, ведь бабочка символизирует молодость, красоту, легкость, гармонию, семейное счастье. Мне захотелось узнать о вашем городе побольше, о людях и особенно о детях. Я подумала, что дети из города-«бабочки» живут интересно, умеют весело играть, дружить, хорошо учатся, уважают старших, любят свой город. А теперь расскажите о себе.

( На экране фото из жизни класса).

Дети.                1 сентября мы стали учащимися 1-Б класса. 10 девочек и 13 мальчиков. 19 октября на празднике «Посвящение в лицеисты» нам торжественно прикололи на грудь значки лицеистов и мы теперь с гордостью носим это почетное звание – учащийся лицея. Ребята нашего класса хорошо учатся. Липина Аня стала победительницей 2-х школьных олимпиад – 1 места по математике и русскому языку, Вольнова Таня – 2 место по математике и Хрибкова Юля – 3 место по русскому языку.

Волшебница.                Молодцы, девочки! Я рада, что принимаю участие в вашем классном часе. Вижу, какие хорошие дети учатся в лицее.  Расскажите о своем городе.

Дети.                Мы готовились и изучали историю нашего города.

(На экране фото г. Климовска).

Ученик.                Наш отчий край,

                        Частица ты России.

                        Тебя мы любим и боготворим,

                        Цвети, расти и набирайся силы

                        Тебе слова признанья говорим.

Учитель.                Так выразила свою любовь к городу поэтесса Эмма Лозовская. Ее стихи написаны простым, искренним языком. Проникновенно автор повествует  о красоте родного города – Климовска. Послушайте эти стихи дорогие гости и уважаемая волшебница.

(На фоне музыки дети читают стихи о городе Климовске. Одновременно на большом экране появляются фото красивых мест города).

1 ученик.                Утреннее солнце осветило

                        Тихий двор и юную листву.

                        Здравствуй, город бесконечно милый,

                        Город, где с рождения живу!

2 ученик.                Здравствуйте дома и переулки,

                        Скверы, школы, детские сады.

                        Подмосковьем пахнущие булки,

                        Первые весенние цветы.

3 ученик.                Тополей задумчивых молчанье,

                        Голубых росинок перепляс.

Все.                        Здравствуйте, родные климовчане!

                        Все мы – я и город любим Вас!

4 ученик.                Будет день и солнечный и добрый.

                        Небо разольется синевой.

                        Как же я хочу, всем сердцем, чтобы

                        Ты был счастлив, Климовск – город мой!

5 ученик.                В дымке ночи город тонет.

                        Ни огней, ни суеты.

                        Сколько звезд на небосклоне!

                        Сколько в мире красоты!

                        Словно маятник качаясь,

                        Блещет медью лунный диск.

                        Не тревожась, не печалясь

                        По Мичурина пройдись.

6 ученик.                Пряный запах вьется змейкой

                        Птичий крик в ночи застыл.

                        На некрашеной скамейке

                        Горка листьев золотых.

7 ученик.                Предрассветный ветер дунул,

                        Пробежался по траве.

                        Ты, кто этот мир придумал

                        Будь навек благословен!

8 ученик.                Изогнулась дорожка кокетливо.

                        Ночь наредкость тепла и свежа.

                        В окнах свет и родной и приветливый,

                        Как глаза милых мне горожан.

9 ученик.                Поворот к остановке автобуса,

                        За аптекой опять поворот.

Все.                        Город мой обозначен на глобусе!

                        Город, где мое сердце живет!

(Волшебница подходит к стенду с сочинениями детей о своем городе. Рассматривает их)

Волшебница.                Молодцы! Вижу, что вы очень любите свой город.  В сочинениях с любовью рассказываете о городе, улицах, школе, семье). Надеюсь, что вы хорошо знаете историю города в котором родились. У меня к вам такие вопросы:

- Сколько лет вашему городу? (В июне 1940г. рабочий поселок переименован в г. Климовск).

(На экране изображение герба города).

- Что символизируют на гербе вашего города золотые челноки и раскрытая книга с золотым обрезом?

- Сколько школ в городе?

- Как называется река? Почему?

- Есть ли в городе музеи? (На экране фото из краеведческого музея).

- А живут в вашем городе волшебники?

Дети.                Конечно. На старинном предприятии, фабрике деревянных игрушек, которая сейчас называется «КЛИМО» работают настоящие волшебники! Скоро «КЛИМО» отметит свое 100-летие!)

(Рассказ об экскурсии на фабрику сопровождается слайдами).

        Экскурсия на фабрику надолго останется  в нашей памяти.

Мы познакомились с директором предприятия Виктором Михайловичем Боровковым, а Наталья Николаевна Федорова очень интересно рассказывала нам о волшебствах, которые мы  увидели своими глазами и даже попытались сами побывать  в роли волшебников.

А началось все с малого. В середине 19 века на юге Московской области, который был богат на липу и березу, стали появляться  «семейные предприятия». Обычно они насчитывали не более 5 человек. В свободное от работы время крестьяне вырезали матрешки, складочные шары (один в другом) или бирюльки, а потом разъезжали по городам и продавали их на ярмарках. Случалось, что несколько таких  «предприятий» объединялись, расширяли свою деятельность и организовывали целые артели.

        Именно так в деревне Бабенки Подольского уезда появилось «Потребительское складочное общество». Мастера, которые здесь работали, обладали уникальными, передававшимися из поколения в поколение секретами выточки игрушек, поэтому артель считалась одной из лучших в России.

        В 1911г. в уезде открылась гривненская фабрика деревянных игрушек – так началась история «КЛИМО». Тогда на фабрику пришло много бабенских умельцев. Они принесли с собой традиции и технологии, и это определило облик климовской игрушки.

        Производство постепенно развивалось, и к середине 40-х предприятие выпускало уже более 10тыс. изделий в месяц, а из рук мастеров теперь выходили не только традиционно бабенские матрешки и складочные шары, но еще и пирамидки, детская посуда.

        Во время Великой Отечественной войны фабрика была вынуждена перейти на валяльное производство, чтобы обеспечить армию теплой одеждой. А после войны предприятие переименовали в «Подольское производственное объединение игрушек». Теперь здесь работали уже ученики тех умельцев, которые прославили фабрику в довоенное время.

        На сегодняшний день фабрика выпускает около 30 тыс. изделий в месяц. Это и машинки на веревочке, и всевозможные каталки, и пирамидки, и игрушки качалки в виде очаровательных лошадок и жирафов – в общем от традиционных матрешек до  детских качалок, всего около 70 наименований. Игрушки не только яркие, красивые, игровые, но и содержащие в себе обучающий момент. Большая их часть может быть использована как дидактический материал. К примеру деревянные фрукты и овощи (ручной выточки) помогут обучить ребенка счету, а детская посуда, сделанная по принципу складочных шаров, - объяснить категорию объема.

        Как же рождается климовская игрушка?

        Сначала на фабрику привозят бревна, длиной 4 метра. Их отправляют на лесопильную раму, где они превращаются в доски, а затем и в брусья с необходимым сечением. Из каждого бруса может выйти до полусотни изделий! Следующие 6 дней дерево сушится до необходимых 12% влажности и подготавливается к самому главному – выделке деталей и изготовлению игрушки. Правда, перед этим древесину тщательно отбирают – из-за любого сучка или задоринки она тотчас бракуется. И только после отбора брусья попадают в святая святых – фабричные цеха.

        Здесь мастера выделывают необходимые детали. Раньше, еще в 50-60-е годы, выточка производилась с помощью так называемой «токарной бабки». Однако с 1978г. на фабрике появились немецкие станки-полуавтоматы. При работе на подобных станках производительность увеличивается в десятки раз, а качество остается хорошим. Они почти все делают сами – остается только подавать бруски и смотреть, как через несколько секунд из станка выскакивают детали игрушек.

        Затем следует галтование деталей: вертящиеся со страшным грохотом барабаны очищают все неровности, чтобы потом игрушка выглядела как полированная, была гладкая на ощупь и не оставляла заноз. После этого детали красят в необходимые цвета, сушат, собирают из них игрушку и, наконец отправляют ее на роспись.

        Это, конечно же, настоящее волшебство, самое трудоемкое – роспись вручную! Подобная работа требует квалифицированных навыков.

        Именно благодаря таланту мастеров, их умелым рукам «оживает» климовская игрушка. Каждая из девушек-росписчиц имеет собственную технику, свой стиль, вот почему изделия совершенно непохожи друг на друга. Выражения «игрушечных лиц» зависят даже от настроения художницы, так что, например, Красная Шапочка может быть и грустной и веселой. После окончания разрисовки на ступне каждой игрушки ставится подпись художницы, и работа считается авторской.

Учитель.                А вы, ребята, можете сейчас узнать своего клоуна, которого вы расписали на фабрике, ведь он похож на вас!?

(Дети подходят к выставочному стенду, узнают и показывают каждый своего клоуна)

        Со времени завоза бревен и до появления готового изделия проходит более 2-х недель.

        Сегодня на фабрике трудится около 100 человек, в основном женщины. Причем некоторые из них настолько любят свою профессию, что работают здесь уже несколько десятков лет Так, Нина Павловна Казакова пришла работать на фабрику 60 лет назад.

        Сотрудники КЛИМО – наследники тех бабенских мастеров, которые более полувека назад покинули родные места, дабы работать на гривненской фабрике.

        Развивалось производство, рос ассортимент, менялись станки, но удивительно! – неизменными с давних пор остаются образы бабенской игрушки. Значит, тот опыт, умение и радость, что веками накапливались в небольшой деревушке, необходимы и сегодня в нашей с вами жизни.

Учитель.                Побывав на фабрике мы узнали, что  обладаем огромным наследием. Что наша «Токарная игрушка Подольского края» занимает почетное место среди народных промыслов Подмосковья.

(Безбородова Полина зачитывает отрывок из своего сочинения о впечатлениях  от посещения фабрики игрушек «КЛИМО». Рассказ сопровождается показом слайдов и видеоролика с экскурсии по фабрике игрушек и мастер-класса по росписи игрушек)

(На экране расписные матрешки).

Ученик.                А сейчас наши матрешки оживут.

                        Русские Матрешеньки

                        Девицы белешеньки.

                        Все с аленькими щечками

                        Покрытые платочками.

Группа девочек исполняет танец «Матрешек».

Волшебница.                Как красиво! Какие вы талантливые дети!

-А знаете ли вы, ребята, кто создатель первой русской матрешки? (Первую русскую матрешку выточил на токарном станке наш земляк из Подмосковья Василий Петрович Звездочкин из деревни Шубино, род. 1876г.)

-А расписал? (Ходожник С.В.Малютин).

                Ребята, я помогу вам побывать в г. Сергиев-Посад в Музее деревянной игрушки, где вы сможете увидеть первую русскую матрешку Звездочкина. Она 4-х цветная (желтый, зеленый, черный, красный), 4-х местная: русская женщина, в ней девочка, в девочке – мальчик, а в последней – спеленутый малыш – СЕМЬЯ – ведь матрешка – это символ семьи.

Учитель.                Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Расскажите о своей семье. (Дети зачитывают отрывки из своих сочинений – Афанасьев М., Чубатюк Н.,Хрибкова Ю.).

Волшебница.         А есть в вашем классе  большие семьи, где детей много?

Дети.                Конечно – целых 4. Аня Липина, Мичурин Денис, Михайлов Юра рассказывают о своих многодетных семьях.

        Юра…Я всегда буду ощущать, что моя семья – это тот чудесный островок любви и взаимопонимания, который согреет меня и поддержит в трудную минуту. Я очень люблю свою семью, а строчки девиза нашего семейного корабля всегда живут в моем сердце:

                        

                        Всюду тянет нас домой,

                        Быть с любимою семьей,

                        Где все свято, справедливо,

                        И живется так счастливо.

                        Все в семье у нас на лад,

                        Детьми и счастьем дом богат,

                        Заботой, нежностью, теплом –

                        И наша вся заслуга в том!

Голанов Алеша рассказывает о своей семье (4 детей)

Учитель.                Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Давайте посмотрим какая традиция живет в семье Алеши Г. (Видеоролик – мама Алеши Голанова, Ольга Витальевна рассказывает  о семейных традиционных праздниках).

Игра  «Карусель» (Волшебница: Все быстрее, все быстрее

                                                        Завертимся в карусели.

                                                        А теперь еще быстрей

                                                        И дружней, и веселей.(3 р.)

Волшебница.                Какие же вы счастливые, ребята! У вас такие хорошие семьи, есть замечательные игрушки, вы умеете играть, а что вам нравится в лицее?

Дети.                Что мне нравится в лицее? Нравится учиться и общаться с друзьями. Нравиться ходить и ездить на экскурсии с нашей учительницей. Нравиться гулять на школьном дворе. Вот только домашние задания не всегда нравится делать. Мы уже начали изучать информатику с 1 класса.

В лицее мне нравится бегать на переменах со своими друзьями. Русский язык у меня хромает, но я пытаюсь преодолеть эти трудности. Мне в этом помогают мама и моя старшая сестра, которая тоже учится в нашем лицее.

Учиться мне очень интересно. Я стараюсь учиться на «отлично», люблю выполнять задания со* по математике. Моя школа самая красивая. Больше всего я люблю рисовать

Волшебница.                Вам еще долго подниматься по школьной лестнице, сидеть за партой, открывать сияющие новизной тетрадки! И не огорчайтесь, если у вас не все сразу будет получаться. Не робейте! Учеба – это труд. Увлекательный и благодарный. Помните, что в любой сложной ситуации вам обязательно помогут и учителя, и родители, и школьные друзья.

Дети рассказывают о том, как интересно жить в лицее. Фото на экране (праздники, поездки, экскурсии)

Волшебница.                 Молодцы, ребята! Интересно вы живете в лицее, много повидали! А давайте помечтаем! Какой бы вы хотели видеть вашу школу в будущем?

(Пристройку с бассейном, автомат с мороженым в каждом классе, зимний сад – ухаживать за цветами, украшать школу, игровые комнаты для мл. школьников с обязательным набором разных игрушек, учителя в костюмах сказочных героев – напр. Смешариков, фонтаны – разноцветные, мыльные фонтаны, футбольное поле – с мастер-классами известных футболистов,  посадка деревьев, увеличить перемены на 30 мин, неделю учимся – неделю каникулы и т.д.)

Мечтать вы тоже умеете, а осуществляется ли эти мечты – будет зависеть от вас.

Сколько интересного, ребята, придется узнать вам за годы учебы: и в каких странах растет бамбук, и кто такой был Пифагор, и как устроен атом… Узнаете вы и о том, как жили люди на Земле в далекие века: каменный и железный. И о том, что происходит в мире сейчас, в настоящее время. А вот какой будет жизнь на Земле в будущем, зависит во многом от вас. Стране нужны образованные, думающие, творческие, целеустремленные  и здоровые.

Ученик.                 Я гражданин!

                        А этим много сказано.

                        Я с ранних лет учился Родину любить.

                        Вся жизнь страны в моих руках находится…

                        Я – будущее Родины,

                        Ее любимый сын!

(Группа мальчиков под музыку исполняют спортивный этюд )

Волшебница.                Теперь я вижу, вы настоящие патриоты – любите свой город и будете его беречь и защищать. Помните, чтобы «бабочка» оставалась красивой, каждый должен стараться быть волшебником.

На память о нашей встрече мне хочется увезти расписных клоунов.

(Роспись больших клоунов двумя командами по 7 человек)

По сигналу Волшебницы к клоунам бегут первые 2 чел., один из первой колонны, другой из второй. Берут кисточку и раскрашивают клоуна в таком порядке: 1 – рисует лицо, 2 – раскрашивает колпак, 3 – туловище, 4 -  руку, 5 – руку, 6 – ногу, 7 – ногу).

Дети.         Мы хотим, чтобы у гостей остались на память игрушки нашей фабрики «КЛИМО» (Дарят игрушки гостям).

Финальный танец с флажками. Звучит мелодия песни «Здравствуй, город!»(сл. Э. Лозовской, муз. Выпускника нашего лицея А.Середы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"

Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...

Внеклассное мероприятие "Патриотическое воспитание младших школьников"

Духовно-нравственное воспитание патриотических ценностей....

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

Программа для патриотического воспитания младших школьников "Патриот".

Программа "Патриот"  определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания младших школьников,направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.Э...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Патриот"

Патриотическое воспитание молодого поколения является            первостепенной функцией каждого современного общества....

Конспект открытого внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников на тему: "Угроза исчезновения животных.Создание Красной книги".

Знакомство учащихся с редкими животными, занесенными в Красную книгу; Учащиеся учатся правилам поведения в природе, бережному отношению к животным.Развивает наблюдательность, интерес ко всему живому....

Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников " Мы - патриоты Великой страны!" 1 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Составитель воспитатель ГПД Матвиенко Алла Ивановна....