игры и упражнения по праву
классный час (3 класс) на тему

материал содержит описание игр и упражнений по изучению законодательных прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_po_pravu.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для изучения законодательных актов по правам ребенка

Упражнение «Группирование прав»

Цели:

побуждение учащихся к более глубокому изучению статей Конвенции

о правах ребенка;

анализ различных видов прав, которые в ней затрагиваются,

принятие понятий о всеобщности, неотъемлемости, неделимости прав.

Необходимые материалы:

адаптированный текст Конвенции о правах ребенка на группировочных карточках

(см. Приложение),

большой лист бумаги, ножницы, клей.

Полные тексты Конвенции должны быть даны для справок.

Время: (30 минут).

Ход проведения:

Разбить участников на 4-5 групп.

Каждой группе раздать карточки с адаптированным вариантом Конвенции.

Каждому участнику раздать лист «Что такое Конвенция о правах ребенка?».

Группы должны сгруппировать карточки по признаку, указанному в листе:

- права на выживание,

- права на защиту,

- права на развитие,

- права на участие.

Группы презентуют свою работу.

Вопросы:

• Все ли карточки «правильно и строго» сведены в одну группу?

• Было ли труднее сгруппировать одни права, чем другие? Какие именно и почему?

• Единодушно ли группа приходила к ответу?

• Есть ли права приоритетные или важны все?

Приложение

 к упражнению «Группирование прав»

 (распечатать)

      Ст. 1: Все права относятся ко всем  детям. Дети должны быть защищены от всех форм дискриминации.

      Ст. 5: Государство должно уважать права и обязанности родителей обеспечивать надзор за детьми в соответствии с их развивающимися способностями.

      Ст. 6: Каждый ребенок имеет право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка.

      Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, национальность, право знать  своих родителей и на их опеку

      Ст. 8:  Государство обязано защищать и, если необходимо, восстановить индивидуальность ребенка. Она включает имя, национальность, семейные связи.

     Ст. 9: Ребенок имеет право жить с родителями за исключением тех случаев, когда это     ему не на пользу. Ребенок имеет право поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из  них.

      Ст. 10: Дети и их родители имеют право покидать любую страну или въезжать  в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения.

      Ст. 11: Государство обязано предотвращать и наказывать за похищение детей за границей или за удержание детей за границей одним из родителей или третьей стороной.

     Ст. 12: Дети имеют право открыто высказывать свое мнение и на то, чтобы их мнение        принимали во внимание, когда это касается их непосредственно.

.    Ст. 13: Дети имеют право высказывать свою точку зрения, получать информацию, составлять свое мнение по известной информации независимо от границ.

      Ст. 14: Дети имеют право на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями

      Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, вступать в организации или создавать их.

     Ст. 16: Дети имеют право  на защиту от вмешательства в их частную жизнь, семью, дом и корреспонденцию и от посягательств на их личность или репутацию.

    Ст. 17: Дети должны иметь доступ к информации из  национальных интернациональных источников. Средства массовой информации должны предоставлять материалы, которые благотворны для детей, и оказываться от тех, что разрушающе действуют на детей.

      Ст. 18: Родители несут совместную ответственность за воспитание детей,  государство должно оказывать им в этом поддержку.

      Ст. 19: Дети должны быть защищены от насилия. Государства должны  разрабатывать программы по предотвращению насилия и защиты тех, кто пострадал от него.

      Ст. 20: Дети без семьи нуждаются в специальной защите,  альтернативной семье или уходе в специальном учреждении в соответствии с  культурой, к которой ребенок принадлежит.    

      Ст. 21: Там, где оно разрешено, усыновление должно проводиться в интересах самого ребенка, под надзором компетентных органов, предусматривая защиту ребенка.

      Ст. 22: Дети, которые являются беженцами или хотят получить статус беженцев, подлежат специальной защите.

      Ст. 23: Дети с недостатками имеют право на специальный уход, образование и подготовку, которая поможет им ощутить полноту жизни с высокой степенью самостоятельности и, насколько это возможно, социальной интеграцией.

      Ст. 24: Дети  имеют право на медицинскую помощь самого высокого стандарта, на доступ к  услугам эффективного здравоохранения      

      Ст. 25: Место, в которое ребенок помещен государством с целью ухода, защиты или психического лечения, подлежат регулярной оценке.

      Ст. 26: Дети имеют право воспользоваться преимуществом социальной защиты, включая социальное страхование.

      Ст. 27: Дети имеют право на уровень жизни, соответствующий их физическому, умственному, духовному, моральному развитию. Родители несут основную ответственность за обеспечение необходимого уровня жизни. Дело государства гарантировать, чтобы эта ответственность была реализована

      Ст. 28: Дети  имеют право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным и  обязательным. Среднее образование должно быть доступно каждому ребенку.  Высшее образование должно быть доступно всем на основе способностей.

Школьная дисциплина должна обеспечиваться с учетом прав и достоинства  ребенка.

      Ст.  29: Образование должно развивать личность ребенка, его таланты, духовные и физические способности. Детей следует готовить к активному участию в свободном обществе, учить уважать их собственную культуру и культуру других.

      Ст. 30: Дети, если они относятся к национальным меньшинствам, имеют право на жизнь в соответствии со своей культурой, религией, языком.

      Ст. 31: Дети имеют право на отдых, игру,  участие в культурной и художественной деятельности.

      Ст. 32: Дети имеют право на защиту от экономической эксплуатации, от необходимости участвовать в работе, опасной для здоровья, образования и развития. Государство устанавливает минимальный возраст для работы детей и регулирует условия их работы.

      Ст. 33: Дети имеют право на защиту от употребления наркотиков, от того, чтобы быть вовлеченными в их производство и распространение.

      Ст. 34: Детей следует защищать от сексуальной эксплуатации и насилия,  включая проституцию и порнографию.      

      Ст. 35: Государство должно принять все возможные   меры по предотвращению продажи, торговли или похищения детей.

      Ст. 37: Ни один ребенок не должен быть  подвергнут пыткам, жестокому обращению, наказанию, незаконному аресту или лишению свободы. Смертные приговоры, пожизненное заключение за деяния,  осуществленные лицами, не достигшими 18 лет, запрещены. Ребенок, который  задержан, имеет право на юридическую помощь и контакт с семьей.

      Ст. 38: Дети моложе 15 лет не должны принимать прямого участия в вооруженных конфликтах. Дети, которые затронуты вооруженными конфликтами, подлежат специальной защите и опеке.

      Ст. 39: Дети, пережившие вооруженные конфликты, пытки, насилие или эксплуатацию, получают соответствующее лечение для выздоровления и социальной реинтеграции

      Ст. 40: Дети, находящиеся в конфликте с законом, имеют право на юридические гарантии, помощь и обращение, которое поддерживает в них чувство собственного достоинства и направлено на то, чтобы помочь им играть полезную роль в обществе.

 

Игра «У кого больше»

Цель:

ознакомление с текстом Конвенции о правах ребенка, принятие положения о

неотъемлемости и неделимости прав, обеспечение возможности через игру

прочувствовать состояние отсутствия прав.

Необходимые материалы:

см. упражнение «Группирование прав»,

4-5 игральных кубиков.

Время: 30 минут.

Ход проведения:

Разбить участников на группы по 5-6 человек.

Группе выдается набор карточек и игральный кубик.

Карточки раздаются на всех участников (как раздаются карточки, определяет

группа).

Группа определяет первого игрока.

Игра идет по кругу по часовой стрелке.

Первый игрок бросает кубик:

 если выпадают стороны 1,3,5 — столько карточек игрок

забирает у соседа справа (вариант: забирать у любого игрока по желанию),

если выпадают стороны 2,4,6 - столько карточек игрок отдает соседу слева.

Ход переходит к следующему игроку.

Если все карточки уходят, игрок покидает поле.

Игра заканчивается:

1. Если вышли все участники игры, кроме 2-х. Победителем считается тот, у кого

больше карточек.

2. По сигналу ведущего. Побеждает тот, у кого больше карточек.

Обсуждение:

· Всем ли хотелось победить?

· Что вы чувствовали, когда получали дополнительные карточки?

· Что вы испытывали, когда приходилось терять карточки?

· Какие права-карточки вы отдавали в первую очередь, какие хотелось сохранить?

· Что бы вы могли предложить, во избежание неприятных ощущений во время игры?

Упражнение «Стереотипы»

(упражнение на развитие восприятия)

Цель:

показать влияние стереотипов на формирование точки зрения.

Необходимые материалы:

трафаретные картинки для 4-5 групп

(изготовление трафаретных картинок: возьмите пять или шесть картинок из журнала (карточки №2 и такое же количество листов бумаги, достаточного размера для того, чтобы полностью закрыть рисунок). На каждом листе бумаги вырежьте очень маленькое окно, так, чтобы был виден лишь небольшой неопределенный фрагмент картинки.

Время: 10 минут.

Ход проведения:

Сформировать 4-5 групп.

Каждой группе выдать карточку № 1.

Предложите участникам высказаться с догадками по поводу того, что изображено на них.

Выдать группам карточки № 2. Предложить сравнить обе картинки.

Вопрос:

Почему ваши предположения не у всех оказались верными? Сделайте вывод.

Обратите внимание участников, что когда люди не имеют полной информации, они часто

ошибаются, делая окончательный вывод.

Упражнение «Нина Павлова»

Цель:

развитие восприятия, показать, как стереотипы или неточная информация могут влиять на человека.

Необходимые материалы:

карточки «Нина Павлова» (см. карточки ниже),

женский головной убор или широкий шарф.

Время: 20 минут.

Ход проведения:

Вызовите пятерых добровольцев и каждому дайте по карточке «Нина Павлова».

Положите головной убор или шарф на стул, который будет представлять собой Нину

Павлову. Объясните, что нам предстоит выслушать пять разных описаний одного и

того же человека. «Нина Павлова - учительница, ее возраст -35 лет».

Каждый доброволец по очереди становится впереди стула и рассказывает остальным,

какой он/она видит Нину, основываясь на информации, написанной на карточке.

Группа может задавать вопросы. Затем спросите группу: «Как на самом деле

выглядит Нина Павлова?».

Если группа пребывает в замешательстве после данного вопроса (помните, что это

может помешать их обучению), спросите: «Почему мы не уверены в том, как она

выглядит?»

Два ключевых ответа: (1) Все мы меняем наше поведение в зависимости от того, в

какой группе мы находимся; (2) Мы создаем себе стереотипы людей (что означает

навешивать на них ярлыки), тогда как в действительности люди многолики.

Прислушивайтесь, пытается ли группа отнести Нину к какой-то определенной расе.

Если так, вы можете спросить: «А разве что-то изменится, если бы я сказал, что

она грузинка, американка, цыганка, чернокожая?».

Карточки для упражнения «Нина Павлова»

№ 1. Нина Павлова - ваша мама.

      Вам пятнадцать лет.

      «У нас стычки. Она не хочет понимать, что девочки/мальчики хотят

      развлекаться!»

№ 2. Нина - ваша дочь.

      Вам пятьдесят восемь лет.

      «Она заботится обо мне. Нет никого добрее, внимательнее, чем моя дочь».

№ 3. Нина Павловна - ваша школьная учительница.

      Вам десять лет.

      «Она ужасно строгая, но она многому учит. Я думаю, что она мне

      нравится».

№ 4. Нина Павлова - ваш спутник по альпинизму.

      Она немного старше вас.

      «Она однажды спасла мою жизнь. Я доверяю ей больше, чем кому-либо».

№ 5. Нина Павлова - преподает в той же школе, что и вы.

      Вы одного возраста.

      «Она мне не очень нравится. Она изо всех сил старается быть на стороне

      директора».

Игра «Узнай свое яблоко»

Цель:

развитие наблюдательности,

развитие умения делиться с другими,

наблюдение над восприятием сходств и различий, понятие субъективности,

представление о стереотипах в обществе.

Ключевые тезисы для усвоения:

  1. Права основаны на справедливости.
  2. Дети имеют право на то, чтобы не голодать.

Необходимые материалы:

Конвенция о правах ребенка,

яблоки (или любые другие фрукты или овощи) для каждого участника.

Время: 30 минут.

Ход проведения:

Попросите участников разделиться на пары и сформировать маленький круг.

Попросите их охарактеризовать яблоки. Все ли они одинаковы?

Дайте по одному яблоку каждой паре.

Каждая пара рассматривает свое яблоко. Попросите их отметить цвет, бугорки,

шероховатости или какие-либо другие характерные черты, отличающие его от других

яблок.

Соберите все яблоки в сумку.

Пустите яблоки по кругу по одному. Каждая пара по очереди рассматривает каждое

яблоко. Если ученики узнают свое яблоко, они оставляют его. Когда все пары

найдут свои яблоки, их можно будет съесть.

Спросите у участников, какие выводы они могут сделать.

Огласите 2-й тезис и определите, каким образом справедливое распределение

ресурсов может обеспечить это право для всех детей.

· Кто получил свое яблоко первым/последним? Почему?

· Беспокоились ли вы, что кто-то другой взял ваше яблоко?

· Если бы ваше яблоко вообще не появилось, что бы вы почувствовали?

· Были ли яблоки одинаковыми? Что они имели общего? Какие различия?

Вариант.

Для этого задания также можно использовать камни, деревянные бруски или

любую другую группу предметов, имеющих незначительные различия.

Рассказ «Двуглазый мальчик»

Цель:

выяснить позитивную картину различий.

Ключевая идея — люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним

относились так же, как и ко всем другим людям.

Необходимые материалы:

Конвенция о правах ребенка.

Время:20 минут.

Ход проведения:

Расскажите историю. Затем задайте по ней вопросы.

     Далеко-далеко в космосе есть планета, совсем такая же, как Земля. Люди, живущие

на ней, совсем как мы, за единственным исключением — у них только один глаз. Но

это совершенно особый глаз: они могут видеть в темноте, смотреть бесконечно

далеко вдаль или сквозь стены. Так же, как и на Земле, на этой планете у женщин

рождаются дети. Однажды родился странный ребенок. У него было два глаза! Его

мать и отец очень огорчились.

Мальчик рос счастливым ребенком. Родители любили его, окружив его теплом и

заботой. Но они беспокоились, потому что он был таким необычным. Они водили его

по разным врачам, но те только качали головами и говорили, что ничего нельзя

сделать.

Ребенок подрастал, а с ним росли и его проблемы. Так как он не мог видеть в

темноте, ему нужно было носить фонарь. Когда он пошел в школу, он не мог читать

так, как читали другие дети. Его учителя должны были уделять ему больше

внимания. Он не мог видеть на большие расстояния, так что ему был нужен

специальный телескоп, и только тогда он мог видеть другие планеты, как и все

другие. Иногда, возвращаясь домой из школы, он чувствовал себя очень одиноким.

«Другие дети видят вещи, которых я не вижу, - думал он. — Наверное, и я могу

видеть вещи, которые не видят они».

И в один прекрасный день он вдруг открыл, что видел то, чего не видел никто

другой. Он видел мир не черно-белым, как все другие. Он рассказал своим

родителям о своем потрясающем открытии, о том, какими он видит окружающие его

вещи. Как они были изумлены! Как же были изумлены его друзья! Он рассказал им

чудесные истории - словами, которые они никогда раньше не слышали. Он употреблял

такие слова, как красный, желтый, оранжевый. Он говорил о зеленых деревьях и

лиловых цветах. Все хотели знать, каким он видел окружающий мир. Он рассказывал

чудесные истории о глубоких синих морях, о волнах с белыми пенистыми гребнями. С

затаенным дыханием дети слушали его сказки об удивительных драконах. Он описывал

им их кожу, глаза, их огненное дыхание.

Однажды он встретил девушку, и они полюбили друг друга. Она ничего не имела

против того, что у него было два глаза. Да и он вдруг понял, что и сам не

возражает. Он стал очень известным. Люди приезжали со всей планеты для того,

чтобы послушать его. Потом у них родился сын. Он был такой же, как и все другие

дети на этой планете. У него был только один глаз.

Вопросы для обсуждения:

· Как вы думаете, как чувствовал себя двуглазый мальчик, живя на планете

одноглазых?

· Какие у него были трудности? Почему?

· Какие другие различия имеют люди в своих способностях?

· Были бы вы «чужаками», если бы вы жили где-то в другом месте на Земле? Почему?

Как бы вы хотели, чтобы к вам относились, если бы вы были «чужаками»?

Игра «Камуфляж»

Цель:

учить детей видеть несправедливость и ставить об этом вопросы.

Эта игра, в которую можно играть в помещении или на улице.

Ключевой принцип для усвоения:

•Права основаны на справедливости.

Необходимые материалы:

Резюме прав из Конвенции о правах ребенка.

Три клубка шерсти разного цвета. Один клубок должен выделяться по цвету на фоне окружающей обстановки, например, красный, желтый, а другие - сливаться с окружающими цветами.

Время: 20 минут.

Ход проведения:

Отрежьте 20-30 ниточек шерсти каждого цвета.

Спрячьте их где-нибудь поблизости в поле или парке (или в классе, школе, если вы

проводитезанятие в помещении).

Разделите группу на три команды. Каждая команда должна искать шерстяную нить

только одного цвета.

Определите время на поиск и условьтесь о сигнале окончания поиска.

Посчитайте, сколько ниточек шерсти нашла каждая команда. Побеждает команда с

наибольшим количеством ниточек шерсти.

Команда, которая ищет ярко окрашенную нить, вероятно, выиграет, потому что ее

задача легче.

Задайте перечисленные ниже вопросы.

1. Что вы чувствовали, оказавшись в команде-победительнице?

2. Что вы чувствовали, оказавшись в проигравшей команде?

3. Какая команда нашла наибольшее количество шерстяных нитей? Почему?

4. Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы быть? Почему?

5. Справедливая ли эта игра?

6. Можно ли ее сделать справедливой?

7. Подумайте об играх, которые вы знаете. Что делает их справедливыми?

(Например, в футболе обе команды имеют одинаковое количество игроков).

Рассказ «За что обидели серого волка»

Цель:

помочь участникам осознать то, что с разных точек зрения одна и та же ситуация может выглядеть по-разному.

Принять положения:

 «Справедливость зависит от объективной или необъективной информации».

Время: 20 минут.

Ход проведения:

Группе зачитывается следующий рассказ:

«Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы

содержать его в чистоте и порядке.

Однажды летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал

шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзиной в руках,

которая спускалась вниз по тропинке. Она показалась мне подозрительной: вся

разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее

кто-нибудь узнал.

Я, конечно, знал, что нельзя судить по одежке, но она пришла в мой лес, и я

решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть

задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ,

что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Это я-то? Я

ведь как-никак вырастил целый волчий выводок в лесу. Впрочем, она вскоре

успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и несет ей обед.

Она показалась мне на вид человеком честным, на все же я решил, что неплохо бы

ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она

отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому

бабушки. Когда я познакомился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она

сразу согласилась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы

решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам ей знак, для чего она и

залезла в шкаф.

Когда девочка пришла, я был в спальне и лежал в кровати. Она вошла в спальню,

вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих

ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из

положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но

тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих «выпученных» глаз. Вы

сами понимаете, какие чувства поднялись во мне к этой девчонке, которая

старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказалась такой противной. Несмотря

на все это, я — волк воспитанный, обиды не показал, а всего лишь сказал ей, что

у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка

достигла своей цели. У меня всегда были большие трудности и неудобства из-за

моих огромных зубов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла

ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне

следовало быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из кровати и закричал,

что мои зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один

нормальный волк не станет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но

этот глупый ребенок стал вдруг носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это

только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел на

пороге здоровенного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Как

только я его увидел, так сразу и понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной

оказалось открытым, и я быстро, но с достоинством удалился.

На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле

все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи как об ужасном и

коварном создании. Я не знаю, что потом было с этой смешной девочкой в красной

шапочке, но мне с тех пор жизни нет».

 

Обсудите с участниками данную историю по вопросам:

· Чем эта история отличается от знакомой нам сказки?

· Как часто мы смотрим на вещи только с одной стороны?

· Имеет ли это значение?

Права и обязанности

Игра «Если нельзя, но очень хочется, то можно?»

Цель:

усвоение участниками основных тематических понятий - «законопослушание» и

«закон».

Участники:

Группа аналитиков

Команды участников

Время: 15 минут.

Ход проведения:

Спросите у участников, что значит: «Быть законопослушным».

Попросите их прокомментировать с точки зрения законопослушания высказывание:

«Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Для иллюстрации этих понятий проводится микроигра:

Разбейте группу на две подгруппы. Одна из них играет, другая анализирует.

На полу нарисуйте круг, достаточно большой, чтобы в него вполне комфортно могли

встать все участники игры.

Объявите правила игры:

1) Каждый игрок по счету «три» должен встать в круг.

2) Игрок не имеет права выталкивать из круга других игроков.

3) Каждый игрок должен простоять в круге пять секунд после сигнала ведущего.

Дайте сигнал к началу игры.

Группа аналитиков наблюдает, выполняются ли три правила, о которых договорились

перед игрой.

Уменьшите диаметр круга так, чтобы в нем заведомо не могли уместиться все участники игры. Проведите те же предварительные процедуры и начните игру. Попросите аналитиков пронаблюдать за игроками и сделать выводы.

Нарисуйте круг, в котором могут поместиться все игроки, если будут помогать друг

другу и договариваться друг с другом. Начните игру.

Поменяйте группы местами и повторите действия.

 

Проанализируйте с участниками итоги игры:

• Почему не возникло вопросов к правилам на первом этапе игры?

• Почему участники нарушили установленные правила, когда стало тесно?

• Почему сумели продержаться в круге в третьей попытке?

• Почему попытались (не пытались) изменить правила?

• Что такое закон?

• Когда люди начинают устанавливать законы, правила?

• Требует ли закон неукоснительного исполнения?

• Что получается, если закон не исполняется?

• Можно ли изменить закон? Кто может изменить закон?

• Что такое законопослушание?

Поблагодарите участников и проанализируйте результаты.

Упражнение «Путешествие на планету «Мобиус»

Цель:

помочь участникам понять, что там, где кончаются права одних людей и начинаются права других, могут возникнуть конфликты.

Упражнение требует от участников взаимодействия для разрешения конфликтных

ситуаций, принятие положений о том, что:

· потребности коллектива в целом могут вступать в противоречие с правами

индивида;

· для разрешения возникающих трений (как и любых других трений в обществе)

необходимо тщательное обсуждение соответствующих вопросов, чтобы найти решение,

удовлетворяющее всех.

Ключевая идея для усвоения:

· Иногда люди оказываются в таких ситуациях, в которых их права вступают в

конфликт.

· Лучший путь разрешения этих конфликтов — открытая дискуссия.

Необходимые материалы:

История «Вынужденная посадка на Мобиусе»,

игровое поле, карточки, на которых изложены проблемные ситуации (см. Приложение 1).

По одному экземпляру игрового поля (см. Приложение 2)  

По одному комплекту карточек для каждой группы.

Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека

Время: 25 минут.

Ход проведения:

Раздайте каждой группе по игровому полю и комплекту карточек.

Каждая проблемная ситуация должна быть на отдельной карточке.

Прочитайте правила игры.

Правила:

Перемешайте карточки и положите их на стол лицевой стороной вниз.

  1. Берите по одной карточке. Прочитайте ситуацию. Каждая проблемная ситуация имеет два варианта решения: «А» и «Б». Ваша группа должна выбрать один из этих

предложенных вариантов.По мере принятия каждого решения, закрашивайте соответствующий квадрат игровой доски, начиная снизу и продвигаясь вверх к спасательному маяку. Если вы выбираете решение «А», закрасьте ОДИН квадрат. Если вы выбираете вариант «Б», закрасьте ДВА квадрата.

  1. Переходите к следующей проблеме только тогда, когда вы закончили решение

предыдущей. Хотя вариант «Б» и дает больше очков, чем вариант «А», вы не должны

выбирать вариант «Б» просто ради того, чтобы продвигаться быстрее. Всегда

делайте то, что выбирает ваша группа, даже если это решение замедлит ваше

продвижение.Вы не должны стремиться набрать какое-то определенное число квадратов. Когда ваша группа дойдет до спасательного маяка, подсчитайте, сколько ходов вы

сделали. Внесите общее число ходов «А» и «Б» в квадрат в нижней части игровой

доски.

Участники начинают играть. Убедитесь, что все понимают правила игры, но не

вмешивайтесь за исключением случаев крайней необходимости.

Некоторые группы закончат игру быстрее других.

Когда все группы закончат игру, попросите их назвать набранное ими количество

очков и зачитайте им результат:

«Какой оказалась ваша группа?»

8-10 ходов. Ваши решения помогли всей группе быстро дойти до спасательного

маяка, но некоторые люди могли потеряться в пути.

11-13 ходов. Вы старались двигаться как можно быстрее, но, тем не менее, вы не

игнорировали нужды определенных ее членов.

14-16 ходов. Вы поставили желания отдельных членов группы над нуждами всех

остальных. Это означает, что путь к маяку занял больше времени.

История

«Вынужденная посадка на Мобиусе».

      На маршруте «Земля - планета Фанфариа» туристический космический корабль

«Войажер» попал в метеоритную бурю. Корабль получил серьезные повреждения,

отказали все системы связи, и не было возможности послать сигнал бедствия.

Пилоту удалось совершить аварийную посадку на ближайшей планете «Мобиус».

Планета эта почти не исследована, но те, кто остался в живых, знают, что она

имеет кислородную атмосферу, подобную земной, и что путешественники, побывавшие

на ней ранее, установили спасательный маяк на Северном полюсе Мобиуса. К

сожалению, «Войажер» потерпел аварию на противоположном полюсе. Путь к маяку

может занять несколько месяцев.

Вы находитесь среди большой группы уцелевших людей, которые начинают свой путь к

маяку. Вам удалось спасти кое-какие запасы продовольствия и предметов первой

необходимости, но на пути к маяку возникает ряд ситуаций, требующих вашего

совместного решения. Если эти проблемы не будут быстро разрешены, может

пострадать вся группа, и вы никогда не дойдете до маяка.

Теперь посмотрите снова на цель упражнения и задайте нижеприведенные вопросы с

целью закрепления ключевых понятий.

Вопросы:

• Трудно ли было принимать некоторые решения в вашей группе? Какие? Почему?

• Дались ли вам некоторые решения легче других? Почему? Имелись ли такие

решения, с которыми были согласны почти все члены группы? Были ли такие решения,

по которым ваша группа не могла прийти к общему согласию? Были ли в вашей группе

люди, навязывающие свое мнение? Каждый ли участник имел возможность высказать

свое мнение? Прибегали ли вы к голосованию по принятию того или иного решения?

• Все проблемы касались прав индивида и прав группы. О каких правах идет речь?

(участники могут определить это по соответствующим частям Сокращенного варианта

Всеобщей декларации прав человека).

• Многие из проблем, поставленных в игре, встречаются в реальной жизни.

Например, проблема распределения денег. Группа уцелевших в катастрофе была как

бы миникопией нашего общества. Как подобные решения принимаются в реальной

жизни? Считаете ли вы, что такой метод принятия решений справедлив? Приводит ли

он к «хорошим» решениям? Что такое «хорошее» решение? Как еще могут приниматься

решения?

Приложение 1.

Варианты проблем

      Проблема 1

      Одна женщина из вашей группы любит петь. К сожалению, она поет все время.

      Некоторые не возражают, но других это бесит. Вы

      А. Ничего не делаете и позволяете ей петь, когда она хочет?

      Б. Требуете, чтобы она не пела, когда рядом находятся другие люди?

      Проблема 2

      Несколько человек, получившие ранения во время крушения, замедляют

      продвижение вперед. Вы опасаетесь, что все запасы продовольствия будут

      потрачены, прежде чем вы сможете добраться до маяка. Вы

      А. Замедляете темп и рискуете жизнями других?

      Б. Оставляете их, возможно, на гибель?

      Проблема 3

      Возникли разногласия по поводу лидерства группы. На выслушивание мнения

      каждого члена группы теряется много времени. Вы

      А. Поддерживаете систему, позволяющую каждому высказать свое мнение?

      Б. Голосуете за одного лидера, способного принимать быстрые решения?

      Проблема 4

      Семья с ребенком-инвалидом говорит, что не может ухаживать за ним

      надлежащим образом. Ребенок страдает. Вы

      А. Предлагаете семье помощь другого человека?

      Б. Ничего не делаете. Оставляете семью решать ее собственные проблемы

      самим?

      Проблема 5

      У одной из женщин в вашей группе рождается ребенок. Он болен, и, возможно,

      умрет в пути.

      Вы

      А. Задерживаете группу до тех пор, пока мать и ребенок достаточно не

      окрепнут, чтобы продолжать путь?

      Б. Продолжаете путь, надеясь, что ребенок выживет?

      Проблема 6

      Умирает старая женщина. Обнаруживается, что у нее была большая сумма

      денег, на которую претендует ее дочь. Вы

      А. Позволяете дочери взять деньги?

      Б. Заставляете ее сдать деньги, таким образом не допуская, чтобы она имела

      несправедливое преимущество при покупке еды?

      Проблема 7

      Группа находит пруд, наполненный бледно-зеленой жидкостью. Она имеет

      необычные свойства: улучшает настроение людей; но некоторые пьют слишком

      много, что делает их ленивыми. Вы

      A. Позволяете им пить эту жидкость?

      B. Запрещаете пить из пруда?

      Проблема 8

      14-летний мальчик ведет себя очень плохо и мешает продвижению всей группы.

      Его родители не справляются с ним, но отказываются позволить кому-либо

      другому попытаться призвать его к порядку. Вы

      А. Уважаете желание родителей?

      Б. Определяете мальчика в другую семью?

      Проблема 9

      Один из лидеров группы заболел и нуждается в переливании крови. Несколько

      человек имеют ту же самую группу крови, но никто не изъявляет желания дать

      кровь из боязни получить заражение крови. Вы

      А. Позволяете людям отказываться, если они хотят?

      Б. Заставляете людей сдать кровь?

      Проблема 10

      Один человек постоянно критикует стиль лидерства. Его замечания влияют на

      отношение других.

      А. Позволяете ему продолжать его критику?

      Б. Предлагаете ему замолчать и отделяете его от группы?

      Проблема 11

      Одна из женщин отказывается выполнять данные ей поручения. Она говорит,

      что это не имеет смысла, поскольку все обречены. Она в глубокой депрессии.

      Вы

      А. Оставляете ее в покое и позволяете ей делать то, что она хочет? Б.

      Угрожаете наказать ее, если она не будет работать?

      Проблема 12

      Пожилая пара, чувствуя, что они задерживают группу, предлагают, чтобы их

      оставили. Вы А. Помогаете им справляться с трудностями в пути? Б.

      Принимаете их предложение?

      Проблема 13

      Вы узнаете, что человек, которого вы назначили ответственным за запасы

      продовольствия, провел 6 месяцев в тюрьме за кражу. До сих пор он очень

      хорошо справлялся со своей работой. Вы А. Доверяете ему и позволяете ему

      продолжать работать? Б. Не рискуете и назначаете кого-то другого

      ответственным за продовольственные запасы?

      Проблема 14

      Между двумя людьми в вашей группе возник спор. Они собираются подраться

      сегодня вечером.

      А. Позволяете им устроить драку?

      Б. Не допускаете драки, чтобы не присоединились другие?

      Проблема 15

      На планете очень холодно. Некоторые люди лишились теплой одежды при

      крушении корабля. Ваши действия  

      А. Позволяете людям оставить себе всю свою одежду, так как рано или поздно

      та, в которой они ходят, начнет изнашиваться и понадобится другая?

      Б. Заставляете всех поделиться одеждой с остальными?

      Проблема 16

      Кто-то стал воровать. Одну женщину застали в тот момент, когда она брала

      деньги из сумки.

      A. Наказываете ее за одно преступление, которое она, как вы знаете,

      совершила?

      B. Наказываете ее очень сурово, дабы это послужило уроком остальным?

Приложение 2.

(к упражнению «Путешествие на планету Мобиус»)

Скачать рисунок в большом разрешении «Защита прав ребенка»

Ролевая игра «Будь стойким!»

Цель:

предоставить возможность участникам сформировать представление об обстоятельствах повседневной жизни, в которых права детей могут нуждаться в защите;

научить отстаивать свои собственные права и права других людей.

Необходимые материалы:

копии ролевых карточек «Будь стойким!» (см. Приложение).

Время: 30 минут.

Ход проведения:

Сформировать группы по 6 человек.

Закрепить за каждой группой по одному из 3-х предложенных сценариев ролевой игры.

Внутри каждой из групп одни получают для ознакомления карточку «А», а другие -

карточку «В» (из этого же сценария). Участники «А» и «В» читают свои карточки

порознь, обсуждая ситуацию и то, что описываемый персонаж мог бы сделать или

сказать.

Предложите каждой тройке выбрать по одному участнику, который мог бы исполнить

описываемую роль. Выбранный «актер» может попросить кого-либо из своей подгруппы

или обоих оставшихся участников подыграть ему, если это необходимо.

Каждый сценарий по очереди разыгрывается перед всей группой.

После проигрывания каждой роли устройте обсуждение всей группой, задавая

следующие вопросы:

• Что было простым и что сложным в вашей роли?

 (участнику, чья роль была нарушать детские права)

• Что было простым и что сложным в вашей роли?

 (участнику, чья роль была защищать детские права)

• Какие пути защиты прав детей срабатывали лучше?

• Были ли такие пути (из использованных), которые не очень срабатывали?

• Встречали ли вы подобные ситуации в своей жизни?

• Могли бы вы, в реальной жизни, выступить в защиту своих прав как в ролевой

игре?

• Что проще: защитить свои права или права другого?

Варианты: учащихся можно попросить описать ситуации, которые встречались им

в жизни. Будьте внимательны: некоторые ситуации нарушения прав, в которых

оказывались участники, могут быть слишком личными, чтобы обсуждать их в ролевой

игре перед группой (например, сексуальные насилия или издевательства).

Приложение

Ролевой сценарий № 1

Компьютерный класс

      Роль А. Вы — директор молодежной группы, которая осуществляет программы

      для мальчиков и девочек. Вы решили повести группу молодежи в местный

      колледж на курсы из 6 занятий по использованию компьютера.

      Каждый участник вашей молодежной группы очень заинтересован и хочет пойти

      на курсы. В колледже предоставляют только 5 компьютеров. Вы должны решить,

      кого отобрать.

      Вы чувствуете, что преимущество должны иметь мальчики. В вашей общине

      немного подростков мужского пола имеют работу. Мальчики, посещающие вашу

      группу, нуждаются в умениях, которые дадут возможность им найти работу.

      Эти курсы помогут им обрести и умения, и самоуважение.

      Вы знаете, что некоторые девочки также хотят изучать компьютер. Но девочки

      в вашей общине часто выходят замуж еще в подростковом возрасте и работают

      по дому. Кроме того, некоторые родители могут посчитать, что пользование

      компьютером - эта не та работа, которая подходит девочке. Может быть, в

      будущем вы и смогли бы организовать компьютерные курсы для девочек.

      Роль В. Вы — участник молодежной группы мальчиков и девочек. Пятеро

      участников группы смогут получить шанс учиться на компьютерных курсах в

      местном колледже. Все очень хотят пойти на эти курсы. В вашем городе

      подростку сложно найти работу. Приобретение специальных знаний может очень

      помочь в этом.

      Вы только что узнали, что директор курсов собирается вначале записать на

      курсы мальчиков. Вы считаете, что это нечестно. Как мальчики, так и

      девочки нуждаются в навыках для работы, чтобы материально поддерживать

      себя и свои семьи. Хотя большинство из тех, кто работает на компьютерах в

      вашей общине — мужчины, все больше и больше женщин выполняют эту работу.

      Пока девочки не будут получать такое же образование, как мальчики, они

      никогда не будут иметь равных возможностей получить хорошо оплачиваемую

      работу.

      Внимание! Роль В. может исполняться как от лица девочки, так и от лица

      мальчика.

Ролевой сценарий N 2

Различия

      Роль А. Вы - ученик средней школы. Недавно в вашу школу были приняты

      несколько учеников, которые приехали из другой страны. Они говорят на

      языке, который отличается от вашего. У них другая религия, и иногда они

      пропускают уроки из-за своих религиозных праздников.

      Вам не нравятся эти ученики. Их традиции кажутся вам странными. Вы

      считаете, что если они хотят жить в вашей стране, то они должны стараться

      быть такими же, как и все другие в этой стране.

      Особенно вам не нравится, когда они вместе садятся обедать и говорят на

      своем языке. Вы не понимаете их и думаете, что, может быть, они говорят о

      вас.

      Вы просите своих друзей, чтобы они заставили этих иностранцев сидеть во

      время обеда отдельно от всех; вы хотите, чтобы ваши друзья присоединились

      к вам и издевались над иностранцами, говоря, чтобы те убирались туда,

      откуда пришли.

      Роль В. Вы — ученик средней школы. Недавно несколько учеников из другой

      страны поступили в вашу школу. Они говорят на другом языке, который

      отличается от языка вашей страны. У них другая религия, иногда они

      отсутствуют в школе из-за своих религиозных праздников.

      Вы хотели бы поближе познакомиться с этими учениками, побольше узнать об

      их стране, и, может быть, даже узнать несколько слов из чужого языка. Но

      один из ваших приятелей хочет, чтобы вы участвовали в издевательствах над

      иностранцами, мешая им во время обеда и говоря, чтобы они уезжали из вашей

      страны.

      Вы хотите остановить своего друга. Вы не хотите портить с ним дружеские

      отношения, но чувствуете, что издевательства - это нечестно. Вы считаете

      интересным учиться вместе с иностранцами и хотели бы подружиться с ними.

Ролевой сценарий N 3

Торговля наркотиками

      Роль А. Вы - торговец наркотиками. Вы пытаетесь убедить подростка

      продавать наркотики для вас. Вы объясняете, что будете давать ему

      ежедневно какое-то количество наркотиков для продажи, а в конце дня он

      будет приносить вам деньги и получать процент от прибыли. Вы также будете

      время от времени давать ему наркотики для потребления.

      Скажите, что вы считаете его честным человеком и верите, что он не убежит

      с вашими деньгами. Напомните, как трудно в вашем бедном районе получить

      работу. Сумма, которую он получит, значительно больше той, что он может

      заработать на низкооплачиваемой работе, даже если он ее и найдет.

      Предложите ему представить, что он сможет купить на заработанные деньги, и

      как он поможет семье, продавая наркотики.

      Пообещайте подростку, что вы защитите его от других дилеров в вашем

      районе, а также от полиции.

      Роль В. Вам 16 лет. Продавец наркотиков (дилер) пытается убедить вас

      работать на него, продавая наркотики молодым людям вашего района. Вам

      нужны деньги, но вы не хотите начинать потреблять наркотики или продавать

      их. Вы знаете, как это опасно для здоровья. Вы также знаете о людях,

      которые были убиты при разборках наркотических дилеров.

      Вы хотите сказать «нет» этому дилеру и уйти от него как можно скорее. Но

      вы также боитесь его реакции на ваш отказ. Вы боитесь, что он может

      разозлиться, угрожать вам, как-то отомстить сейчас или позже.

      Вы также беспокоитесь, как отреагируют ваши друзья, если вы откажетесь

      продавать наркотики. Некоторые из них уже работают на этого дилера. Даже

      если сейчас вы выпутаетесь из этой ситуации, вы боитесь, что в будущем вам

      потребуется защита.

Упражнение «Что главное?»

Цель:

помочь молодым людям настроить себя на активную общественную деятельность,

побудить защищать свои права и права других людей.

Необходимые материалы:

 копии групповых карточек (см. карточки игры «Группирование прав»),

 клей,

большой лист бумаги для каждой группы.

Время: 30 минут.

Ход проведения:

Сформируйте 5 групп и дайте каждой группе по набору материалов.

Попросите участников назвать наиболее типичные случаи нарушения прав ребенка,

которые, по их мнению, наиболее актуальны и важны.

Запишите все предложенные варианты на доске.

Попросите группу построить «ромбический ряд» с помощью девяти карточек. При

объяснении группе, что такое «ромбический ряд», нарисуйте или вывесите такую

справочную таблицу:

          1            Самое важное

        2  2          Очень важное

      3  3  3        Средне важное

        4  4          Менее важное

          5            Наименее важное

Участники помещают карточку с самым важным вопросом в верхней части листа на

вершине ромба. Под ним помещают две карточки, которые, по их мнению, менее

важны, но все же значительны. Затем три карточки средней важности и две - менее

важные. Внизу ромба - самые незначительные.

Когда участники придут к согласию относительно ранжирования, они могут приклеить

карточки к листу бумаги.

Пусть один участник от каждой подгруппы объяснит остальным, почему сделан именно

такой выбор в распределении карточек.

Цель ранжирования состоит в том, чтобы помочь участникам понять их собственные

предпочтения. Чтобы способствовать этому процессу, тренер должен:

дать участникам определенное время для обсуждения;

способствовать переговорам участников по поводу ранжирования и оценки разных

вариантов распределения карточек, а не стремиться, чтобы все было сделано сразу

и быстро; напомнить участникам, что единственно правильного ответа не

существует.

Варианты: 

для упрощения ранжирования разложить карточки на листе по вертикали,

установить наиболее важную наверху, а наименее важную - внизу.

Игра «Консенсус и конфронтация»

Цель:

содействие развитию у участников умения логически и критически мыслить,

умения достигать компромисса; пониманию понятий, связанных с проблемами прав

человека/прав ребенка.

Необходимые материалы:

таблички с утверждениями (см. Приложение)

Время: 30 минут.

Ход проведения:

1. Ведение игры

Задача данного этапа:

доказать верность того или иного утверждения с целью привлечения оппонента на свою сторону.

Правила.

Участникам последовательно предъявляются таблички с утверждениями. Им

предлагается принять или не принять то или иное утверждение. Те, кто принимают

утверждение, становятся по одну сторону, те, кто не принимают - по другую. Таким

образом, образуются 2 группы (одна из групп принимает утверждение и доказывает

его верность, другая является оппонентом).

Задача каждой группы - привлечь на свою сторону наибольшее количество игроков из другой группы.

Время работы с каждым из утверждений - от 5 до 7 мин.

2. Анализ

Задача данного этапа: проанализировать свое состояние во время проведения игры,

ответить на вопросы:

• Трудно ли было соблюдать условия игры?

• Что вы чувствовали во время выполнения данной игры?

• Удовлетворены ли вы результатами дискуссии?

• Что мешало или что помогало в достижении результата?

3. Знакомство и принятие правил конструктивного спора

Техника конструктивного спора по С. Кратохвилу.

Конструктивный спор характеризуется:

· конкретностью,

т.е. обсуждением конкретного предмета спора, отсутствием обобщений и т.п.

· активностью обеих сторон, их вовлеченностью в ситуацию, заинтересованностью

 в разговоре,

· чётким, открытым изложением своих позиций и вниманием к позиции и доводам

оппонента,

· соблюдением этических принципов поведения сторон по отношению друг к другу,

использованием только деловых аргументов, избегая всего того, что задевает личность другого.

Взаимодействие должно быть динамичным, дабы у собеседника не возникло чувство

усталости, заканчиваться на позитивной ноте с обязательным подчёркиванием

достигнутого в обсуждении.

Результаты спора необходимо проанализировать и оценить, считая его удачным,

если:

· партнёры получили новую информацию, что-то уточнили в своём видении ситуации

или позициях друг друга;

· смогли хотя бы частично снять напряжённость во взаимоотношениях;

· пришли к большему взаимопониманию и сближению своих позиций;

· смогли разрешить проблему, устранить противоречия.

4. Работа в парах по достижению консенсуса

Задача данного этапа: достижение соглашения между сторонниками какого-либо

утверждения и их оппонентами.

Правила:

*Участникам предлагается выбрать некоторое утверждение. Пары должны

сформироваться таким образом, чтобы один участник в паре был сторонником данного

утверждения, другой - противником. В итоге должно сформироваться определенное

количество пар.

*В течение 10 мин. пары, используя, например, навыки ведения конструктивного

спора, должны достигнуть консенсуса.

Приложение

Утверждения

Права ребенка никогда не будут в достаточной мере защищены.

Знание и защита своих прав - хлопотное дело.

Взрослые никогда не смогут принять утверждение «Ребенок имеет право на личную

жизнь».

Защищая свои права, так или иначе вступаешь в конфликт.

Защищая свои права, я могу оправдать любые методы.

Для ребенка гораздо важнее знать свои права. Об ответственности ему напомнят взрослые.

Всегда мои права ограничивают права другого человека.

Право всегда предполагает ответственность.

Только взрослые могут защитить права ребенка.

Каждый человек имеет право менять свои взгляды.

Права взрослых ограничивают права детей.

Кто сильнее, тот и прав.

Мужчины и женщины никогда не будут равны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по обучению чтению

Мною предложена система упражнений, направленная на совершенствование техники чтения.Продукт предназначен для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ...

Игры и упражнения.

Перечень игр и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей младших школьников....

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Психологический комфорт. Игры и упражнения.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфо...

Игры и упражнения по теме "Фрукты и ягоды"

Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха....

Фонетические упражнения и правила чтения по английскому языку

Материал представляет собой перечень основных правил чтения английского языка с наглядными примерами, а также правила чтения различных буквосочетаний, исключений в английском языке с конкретными приме...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...