"Мы внуки войны, победившей фвшизм"
классный час (4 класс) на тему

Сценарий классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_bochkina.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа:

«Мы внуки страны, победившей фашизм».

Цель: содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважения к государственным праздникам России.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни.

 

Задачи:  -  развивать у школьников чувства гордости за любимую Родину, за её многонациональный народ, являющийся победителем во второй мировой войне, спасшим Европу от фашизма;

- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;

- закрепить знания  учащихся о важном историческом событии в жизни.

- вызвать чувство гордости за юных земляков-героев, желание быть похожими на них, воспитывать активную жизненную позицию.

 

Оборудование: портреты героев, фотографии памятников.

Слайд №1

Памяти юных мальчиков и девочек,

кто боролся и умирал за свободу

 и счастье людей, посвящается…

Слайд №2

Ученик:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

                                 Роберт Рождественский

Учитель:

      Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.

Наше Отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

      Эта война стала тяжелым испытанием для народа нашей страны. Решался вопрос о жизни и смерти не только Советского Союза, но и всей тысячелетней российской государственности.

    Поэтому с первых дней войны советский народ проявил небывалый героизм, защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков.

     Вслед за первым июньским днем последовало еще 1418 дней войны. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчета лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.

Слайд №3

Ученик:

Ранним солнечным утром в июне,

                В час, когда пробуждалась страна,

                Прозвучало впервые для юных

                Это страшное слово « война».

                Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

                 Сквозь лишения, боль и беду,

                 Уходили из детства ребята

                 В сорок первом году.

Учитель:  Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии. На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно- жить. Но…

Слайд №4

Ученик:

Роса еще дремала на лафете,

Когда под громом дрогнул Измаил:

Трубач полка-

У штаба-

На рассвете

В холодный горн тревогу затрубил.

Набата звук,

Кинжальный, резкий, плотный,

Летел Троянов Вал,

Как будто он не гарнизон пехотный,

А всю Россию к бою поднимал!

                                        А. Недогонов

Звучит «Священная война» (муз. А. Александрова)

Учитель:  Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Слайд №5

Ученик:

Чёрным было небо над Кубанью,

Нефть клубила адскую пургу.

Мальчики без воинского званья

Бились на кубанском берегу.

Не надев солдатских гимнастёрок,

Пареньки из краснодарских школ

По- солдатски  вплавились в пригорок,

Как велели честь и комсомол.

Слайды №6-10

Учитель:  Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай  их  даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах  ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Слайды 11-17

Звучит песня Война бывает детская

Слайд 18

Ученик:   Его я узнал не из книжки-

                  Жестокое слово- война!

                  Прожекторов яростной вспышкой

                  К нам в детство врывалась она.

                  Смертельными тоннами стали,

                  Сиреной тревоги ночной.

                  В те дни мы в войну не играли-

                  Мы просто дышали войной.

                  В читальнях, притихших и тесных,

                  На отмелях книжных морей

                  При свете коптилок железных

                  Шуршали листы букварей.

                                                               (А. Иоффе)

Учитель:

Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.

        В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.

       

       В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.

 

Ученик:

Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети,

Строили планы, влюблялись беспечно,

Жизнь им казалась такой бесконечной!

Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Все изменилось в станице родной,

Даже цветы вдруг запахли войной.

Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

Звучит «Пионеры герои Кубани»

Слайды № 19-31

      Учитель:  Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.

Слайд №32

(Рассказы учеников о юных героях)

ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.

                  А что было дальше?

                  Гестапо, тюрьма.

                  Пытки,

                             Допросы,

                                           Расправа.

                  А что было дальше?

                  Холодная тьма

                  И юная

                              Вечная слава.

Слайд №33

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО.  Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

        Завгородний Алексей Иванович посвятил  подвигу Лени Объедко стихотворение:

                Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.

                В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,

                Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:

                -Я хочу быть пилотом, летать научиться!

                Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,

                Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.

                Он хотел быть похожим на наших отцов,

                Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.

                Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,

                Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.

                Вдруг … Война! Всех сплотила она,-

                Что ни дом, то огромное горькое горе.

                Вербы косы склонили над рекою вдали.

                Немцы Леню схватили, на допрос повели.

                Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)

-Лёня  Литвиненко  учился  в  Зассовской  школе  Лабинского  района. Началась  Великая  Отечественная война,  и  отец  Лёни  ушёл  на  фронт. В  августе 1942  года  станицу  оккупировали  немцы. Юный  патриот  вместе  со  взрослыми ушёл  в  партизанский  отряд,  который  базировался  в  горной  части  за  станицей  Ахметовской.  Он  стал  связным. Не  вызывал  подозрения,  Лёня  проникал  в  расположения  вражеских  частей,  добывая ценные  сведения.

Так  было  и  в  тот  холодный  декабрьский  день.  Он  и ещё  двое  партизан,  Щербина и  Цирюльников,  пришли  в  станицу Зассовскую. Но  их  выследили и  схватили  полицаи.

  Двое  суток партизан  пытали  и избивали.  А  на  третий  день,  ранним  утром  12  декабря  1942  года,  на  берегу  Лабы  прогремели выстрелы.

Слайд №34

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.

Слайд №35

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

Юные  безусые  герои,
Юными  остались  вы  навек.
Перед  вашим  вдруг  ожившим  строем
Мы  стоим,  не  поднимая  век.
Боль  и  гнев  сейчас  тому  причиной.
Благодарность  вечная  вам  всем,
Маленькие  стойкие  мужчины,
Девочки,  достойные   поэм.

Слайд №36

ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

Слайд №37

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

Слайд №38

ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

Дети войны-и веет холодом,
Дети войны-и пахнет голодом,
Дети войны- и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

Л.М.Голодяевская.

Слайд №39

ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

Слайд №40

ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.

Слайд №41

НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года.

Слайд №42

ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Слайд №43

ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.

                     

Эта новость летела как птица,

                      Отступала угрюмо тоска:

                      Оставляют фашисты станицу,

                      Наступают родные войска.

                      Ждали жители наших

                                                     Советских,

                      Ждали, словно любимых своих,

                      Ждал свободы народ

                                                      В Брюховецкой,

                      Ждал прихода бойцов дорогих.

                      Ждали этого Лена и Витя.

                      День февральский был долгий ,

                                                        Как год.

                      Вдруг из дома напротив-

                                                         Смотрите-

                      В щель немецкий глядит пулемет.

                      Их пронзила догадка: засада!

                      Непонятная слышалась речь…

                      « нам спасти наших воинов надо,

                      Нужно наших бойцов уберечь».

                      Стали строгими юные лица,

                      На раздумье -секунды ушли…

                      А бойцов- принимала

                                                      Станица,

                      Вот они показались в вдали.

                      И все ближе родные шинели

                      И счастливые лица солдат…

                    « Стойте! Сто-о-ой…»,-

                                                Голоса зазвенели,

                      Но прервал их чужой автомат.

                      Нет для памяти нашей

                                                         Преграды,

                      Наступил он, торжественный

                                                        Миг:

                      Вижу сверстников ясные

                                                     Взгляды

                      И не в камне, не в бронзе-

                                                            Живых.

Слайд №44

ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

Слайд №45

ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года.

Слайд №46

КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.

Слайд №47

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…                           

Никак забыть я не могу

                            Тот город Краснодар.

                            Лежала скрипка на снегу,

                            Над ней закат пылал.

                            Он так потешиться хотел,

                            Фашистский генерал.

                             Но мальчик пел, он только пел

                            « Интернационал»!

Звучит мелодия скрипки.

Слайд №48

Краснодар, площадь у Кубанского Государственного Технологического университета. Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Университета, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Авторы: А.Кибальников, А.Жолтиков, В.Протоков, 1985г.

Минута молчания

       

  Учитель:          

        Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…

         Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.

                                               

   Вела на подвиги страна,

                                               И в жизни быстротечной

                                               Их не забудут имена,

                                               И точно так же, как весна,

                                               Их юность будет вечной.

 

                Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы.

            Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их

повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

                                                                                                                 

Слайд №49

Ученик:

Над нами небо голубое,

Нам жизнь счастливая дана,

И мы обязаны с тобою

Запомнить эти имена.

Герои наши – просто дети,

Чью жизнь оборвала война.

И мы должны запомнить эти,

Запомнить эти имена!

Принять их к сердцу близко-близко,

Их подвиг оценить сполна.

И, поклонившись обелискам,

Запомнить эти имена!

Запомнить навсегда и свято

И пронести сквозь времена.

Во имя Родины, ребята,

Запомним эти имена!

                 

Минута молчания

Ученик:

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

 (Р.Рождественский)

Звучит песня «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Мы, внуки твои, Победа!"

Литературно-музыкальная композиция, победитель районного конкурса, финалист городского конкурса....

Урок мужества «Мы внуки страны, победившей фашизм».

Урок, посвященный 70 -й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Ценностные ориентиры: формирование основ гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:- чувства с...

"Мы внуки страны, победившей фашизм"

Классный час к 70 летию Великой Победы. "Герои -пионеры"...

урок победы "Мы внуки страны, победившей войну"

Презентация для проведения урока ,посвященного  детям -героям ВОВ....

Урок Победы «Мы внуки страны, победившей фашизм».

Сценарий урока Победы про пиоенров-героев ВОВ ....

Мы внуки твои Победа

Литературно-музыкальная композиция...

Классный час "Мы внуки твои, победа!"

сценарий классного часа...