Интерактивные игры
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Истомина Елена Васильевна

Многие учителя жалуются на то, что сегодня даже маленькие дети не такие вежливые и послушные, как раньше. Для многих все труднее становится взаимодействовать с одноклассниками, учителями и родителями.

     На мой взгляд, необходимо выявить причины такого поведения учащихся и организовать такие игры, которые научат следовать социальным нормам и правилам поведения.

      У современных детей, пришедших в первый класс, широко фиксируются нарушения в эмоциональной сфере: раздражительность ( капризы, обиды), чрезмерная подвижность, отрицательное отношение к людям,  бедность воображения, фантазии, трудность в вербализации собственных эмоциональных состояний. Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуационно – личностные реакции в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Однако если эти реакции наблюдаются у ученика часто, то существует опасность их закрепления как устойчивых черт характера, что требует особого внимания со стороны взрослых. В связи с этим особое значение приобретает работа по формированию эмоционально – нравственной сферы, развитие способностей детей преодолевать раздражительность, обидчивость, агрессию.

   Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна целая палитра отрицательных стремлений. Это ярость, желание сделать больно другому человеку, запугивание слабых, жадность, черствость. Если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла от близких ему людей, воспитывается в атмосфере жесткого давления, то в последующем его неудовлетворенность, как правило, находит свое выражение в агрессивных формах поведения. Глубокий эмоциональный дискомфорт побуждает ребенка избавиться от терзающих его переживаний, что он и делает через агрессивное отношение к другим людям. Незащищенность, чувство одиночества также являются причиной агрессии ребенка.

      В дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка преобладает эгоцентризм, импульсивность, ситуативность в проявлениях сострадания и сочувствия, саморегулирование находится на стадии становления. Учитывая это, воспитание правильного поведения у детей данных возрастных групп целесообразно строить в организации особой жизнедеятельности, направленной на усиление личностного начала в ребенке, она должна естественно вписаться в детский мир общения и познания, опираться на игровые ситуации, развивающие идеи ненасильственного взаимодействия.

    Можно организовать такие интерактивные игры  и упражнения, которые научат детей логически мыслить , анализировать, справляться со страхами и стрессами, открывать  и развивать в себе сильные стороны своего характера, разрешать конфликты с окружающими без агрессии, уважая точку зрения других людей, и следовать социальным нормам и правилам поведения.

      Предлагаю несколько упражнений и игр, которые можно успешно проводить в условиях целого класса в начальной школе.

1.Игра «Цветы».

    Закройте глаза, представьте, что сострадание, милосердие, любовь – это цветы. Расскажите, какого они цвета, какие у них лепестки. Если бы лепестки были волшебные, какие желания вы хотели бы загадать? 

2.Игра «Муравьишка».

    Вы превратились в маленького, беззащитного муравьишку  и ползете по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, теплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями.

3.Игра «Раскрашиваем чувства».

     С помощью простого карандаша участникам предлагается изобразить самые яркие чувства, известные им из собственного опыта. Название изображенного чувства записывается с обратной стороны рисунка .Далее картинки раскрашиваются в соответствующий цвет. Это упражнение позволяет в художественной  форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Особенно это полезно в работе с детьми, которые склонны к деструктивному поведению.

4.Игра «Добрые слова».

    Сказать как можно больше добрых слов в адрес своей мамы (бабушки, одноклассника, знакомого, соседа).

5.Игра «Закончите предложения». 

« Я могу простить другого человека, если…»

  « Мне было одиноко, когда…»

  « Я раздражаюсь, если …»

   «  Я страдаю, когда …»

6.Игра «Устное размышление».

«Отказываешься ли ты от игрушки или от развлечения в пользу своего друга?»

«Всегда ли красивый человек добрый?»

«Что важнее: сопереживать или сорадоваться?»

7.Игра «Образ человека». 

  Создай с помощью глины или пластилина образ страдающего человека. Что он мог бы рассказать нам? Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

8.Игра «Изготовление человечков».

   Каждый ученик получает вырезанные из бумаги прямоугольник и круг. Из прямоугольника надо склеить трубочку так, чтобы можно было надеть ее на палец. На круге нарисовать лицо человека и наклеить круг на трубочку. Дети надевают человечков на палец, и они «оживают» - рассказывают, как их зовут, какие они, добрые или злые; жадные или щедрые, умеют прощать или долго злятся друг на друга.

9.Игра «Прогноз погоды»

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом. Может быть, мы не выспались. У нас по каким – то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на некоторое время. Как же дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная и т.д.

Возьмите бумагу, карандаши, и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «светит солнце», «идет дождь» и т.п.

Эта игра научит детей считаться с настроением друг друга и улучшит психологический климат в классе.

10.Игра «Камешек в ботинке»

   Игра основана на простой, понятной детям метафоре и побуждает даже самых стеснительных поделиться своими проблемами. Слова «У меня камешек в ботинке» могут послужить сигналом к тому, что ребенок испытывает трудности, ему что – то мешает, он сердится или обижен и никак не может собраться на уроке.

Инструкция. Расскажите мне, что происходит, когда камешек попадает в ваш ботинок.

Сначала он не очень мешает, затем в ноге появляется боль, в конце концов этот камешек превращается в «обломок скалы». Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его. Но на ноге остается ранка. Так маленькое неудобство становится проблемой. Вовремя позаботившись о ноге, мы сохраним ее невредимой. Если кто – то из вас скажет нам: «У меня камешек в ботинке», мы будем знать, что  что – то мешает, сможем поговорить об этом и постараемся помочь.

Необходимо обсудить каждый «камешек», который будет назван. Эти упражнения направлены на избавление от агрессии и гнева.

11.Игра «Копилка хороших поступков»

    Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели.

Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе.  Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т. д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги. После этого похвалите себя: «Петя, ты на самом деле сделал это здорово!» Запишите и эту фразу.

Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хорошие, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.

    Итак,  интерактивная игра освобождает ученика от страха, психических нагрузок и дает ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами. В игре дети не чувствуют себя скованно и больше общаются друг с другом, с педагогом, осваивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_igry.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Интерактивные игры                              

                                                                                                                                                                                                    Многие учителя жалуются на то, что сегодня даже маленькие дети не такие вежливые и послушные, как раньше. Для многих все труднее становится взаимодействовать с одноклассниками, учителями и родителями.

     На мой взгляд, необходимо выявить причины такого поведения учащихся и организовать такие игры, которые научат следовать социальным нормам и правилам поведения.

      У современных детей, пришедших в первый класс, широко фиксируются нарушения в эмоциональной сфере: раздражительность ( капризы, обиды), чрезмерная подвижность, отрицательное отношение к людям,  бедность воображения, фантазии, трудность в вербализации собственных эмоциональных состояний. Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуационно – личностные реакции в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Однако если эти реакции наблюдаются у ученика часто, то существует опасность их закрепления как устойчивых черт характера, что требует особого внимания со стороны взрослых. В связи с этим особое значение приобретает работа по формированию эмоционально – нравственной сферы, развитие способностей детей преодолевать раздражительность, обидчивость, агрессию.

   Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна целая палитра отрицательных стремлений. Это ярость, желание сделать больно другому человеку, запугивание слабых, жадность, черствость. Если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла от близких ему людей, воспитывается в атмосфере жесткого давления, то в последующем его неудовлетворенность, как правило, находит свое выражение в агрессивных формах поведения. Глубокий эмоциональный дискомфорт побуждает ребенка избавиться от терзающих его переживаний, что он и делает через агрессивное отношение к другим людям. Незащищенность, чувство одиночества также являются причиной агрессии ребенка.

      В дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка преобладает эгоцентризм, импульсивность, ситуативность в проявлениях сострадания и сочувствия, саморегулирование находится на стадии становления. Учитывая это, воспитание правильного поведения у детей данных возрастных групп целесообразно строить в организации особой жизнедеятельности, направленной на усиление личностного начала в ребенке, она должна естественно вписаться в детский мир общения и познания, опираться на игровые ситуации, развивающие идеи ненасильственного взаимодействия.

    Можно организовать такие интерактивные игры  и упражнения, которые научат детей логически мыслить , анализировать, справляться со страхами и стрессами, открывать  и развивать в себе сильные стороны своего характера, разрешать конфликты с окружающими без агрессии, уважая точку зрения других людей, и следовать социальным нормам и правилам поведения.

      Предлагаю несколько упражнений и игр, которые можно успешно проводить в условиях целого класса в начальной школе.

1.Игра «Цветы».

    Закройте глаза, представьте, что сострадание, милосердие, любовь – это цветы. Расскажите, какого они цвета, какие у них лепестки. Если бы лепестки были волшебные, какие желания вы хотели бы загадать?

2.Игра «Муравьишка».

    Вы превратились в маленького, беззащитного муравьишку  и ползете по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, теплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями.

3.Игра «Раскрашиваем чувства».

     С помощью простого карандаша участникам предлагается изобразить самые яркие чувства, известные им из собственного опыта. Название изображенного чувства записывается с обратной стороны рисунка .Далее картинки раскрашиваются в соответствующий цвет. Это упражнение позволяет в художественной  форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Особенно это полезно в работе с детьми, которые склонны к деструктивному поведению.

4.Игра «Добрые слова».

    Сказать как можно больше добрых слов в адрес своей мамы (бабушки, одноклассника, знакомого, соседа).

5.Игра «Закончите предложения». 

« Я могу простить другого человека, если…»

  « Мне было одиноко, когда…»

  « Я раздражаюсь, если …»

   «  Я страдаю, когда …»

6.Игра «Устное размышление».

«Отказываешься ли ты от игрушки или от развлечения в пользу своего друга?»

«Всегда ли красивый человек добрый?»

«Что важнее: сопереживать или сорадоваться?»

7.Игра «Образ человека».

  Создай с помощью глины или пластилина образ страдающего человека. Что он мог бы рассказать нам? Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

8.Игра «Изготовление человечков».

   Каждый ученик получает вырезанные из бумаги прямоугольник и круг. Из прямоугольника надо склеить трубочку так, чтобы можно было надеть ее на палец. На круге нарисовать лицо человека и наклеить круг на трубочку. Дети надевают человечков на палец, и они «оживают» - рассказывают, как их зовут, какие они, добрые или злые; жадные или щедрые, умеют прощать или долго злятся друг на друга.

9.Игра «Прогноз погоды»

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом. Может быть, мы не выспались. У нас по каким – то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на некоторое время. Как же дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная и т.д.

Возьмите бумагу, карандаши, и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «светит солнце», «идет дождь» и т.п.

Эта игра научит детей считаться с настроением друг друга и улучшит психологический климат в классе.

10.Игра «Камешек в ботинке»

   Игра основана на простой, понятной детям метафоре и побуждает даже самых стеснительных поделиться своими проблемами. Слова «У меня камешек в ботинке» могут послужить сигналом к тому, что ребенок испытывает трудности, ему что – то мешает, он сердится или обижен и никак не может собраться на уроке.

Инструкция. Расскажите мне, что происходит, когда камешек попадает в ваш ботинок.

Сначала он не очень мешает, затем в ноге появляется боль, в конце концов этот камешек превращается в «обломок скалы». Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его. Но на ноге остается ранка. Так маленькое неудобство становится проблемой. Вовремя позаботившись о ноге, мы сохраним ее невредимой. Если кто – то из вас скажет нам: «У меня камешек в ботинке», мы будем знать, что  что – то мешает, сможем поговорить об этом и постараемся помочь.

Необходимо обсудить каждый «камешек», который будет назван. Эти упражнения направлены на избавление от агрессии и гнева.

11.Игра «Копилка хороших поступков»

    Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели.

Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе.  Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т. д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги. После этого похвалите себя: «Петя, ты на самом деле сделал это здорово!» Запишите и эту фразу.

Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хорошие, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.

    Итак,  интерактивная игра освобождает ученика от страха, психических нагрузок и дает ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами. В игре дети не чувствуют себя скованно и больше общаются друг с другом, с педагогом, осваивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

5.Список использованной литературы.

1.Журнал «Воспитание школьников» №5, 2005.

2.Журнал «Начальная школа» №6.2005.

3.Журнал «Начальная школа» №6 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Игры со Смешариками"

В игре использованы макросы....

Интерактивная игра "Своя игра". ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для  родителей и обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ. Смотр знаний по изученным темам: Храм, Икона, Заповеди, Библия и Евангелие....

Интерактивная игра окружающему миру "Своя игра"

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для учащихся 3 - 4 классов. Игра проводится во внеурочное время....

Интерактивная игра ко дню именинника "Своя игра"

Игра разработана с целью развития коммуникативных  и познавательных УУД...

Шаблон интерактивной игры СВОЯ ИГРА

Хочу поделиться шаблоном дидактической игры, выполненной в PowerPoint. Несмотря на то, что уже на то, что имеется целый ряд онлайн конструкторов и шаблонов СВОЕЙ ИГРЫ, в ряде регионов России учителя о...

Интерактивная игра "Своя игра"

Интерактивная игра, состоит из 3 блоков: русский язык, математика, литературное чтение. В каждом блоке 3 вопроса, за каждый вопрос даются быллы....

Интерактивное обучение. Интерактивные игры.

Презентация отражает опыт работы педагога начальных классов и рассказывает об использовании интерктивных игр на разных этапах урока....