Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников"
материал (1 класс) на тему

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников " предназначено для родителей первоклассников.Родительское собрание по данной теме рекомендуется провести  в сентябре. Классный руководитель познакомит родителей с основными анатомо - физиологическими и психологическими особенностями младшего школьного возраста; покажет необходимость учитывать их в семейном воспитании; обратит внимание на типичные просчёты в воспитании младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rodit.sobraniya_sentyabr.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

1 класс

сентябрь

Тема лекции: Возрастные особенности младших школьников

Цели: познакомить родителей с основными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста; показать необходимость учитывать их в семейном воспитании; обратить внимание на типичные просчёты в воспитании младшего школьника в семье

Оборудование: плакат о режиме дня младшего школьника; плакат о рекомендуемых размерах стола и стула для младшего школьника

                Ход собрания:

1.Активизация внимания слушателей.

-Что в характере вашего ребёнка вас более всего раздражает?

-С чем в его поведении вам трудно справиться?

-Многие родители сетуют на непоседливость, невнимательность, плаксивость, раздражительность детей, на неумение ребёнка сосредоточиться, доводить начатое до конца. Указанные недостатки вызваны определёнными причинами. Каковы они? Чтобы понять это, рассмотрим особенности развития младшего школьника.

2.Рассказ учителя о физиологических особенностях  младших школьников.

- В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной, поясничный. Однако окостенение скелета ещё не заканчивается, ему свойственна большая гибкость и подвижность. Поэтому чрезвычайно важно в этом возрасте следить за осанкой ребёнка (во время чтения, выполнения домашних заданий, за обеденным столом, у телевизора), те более что младший школьник немало времени проводит за партой, за столом.

(Демонстрация таблицы «Правильно сиди при письме»)

-Необходимо помнить, что портфель ребёнку нельзя носить в одной руке – это может вызвать нарушение осанки. Сейчас многие дети ходят в школу с ранцами. Проследите, чтобы ребёнок не сутулился, не наклонялся вперёд под его тяжестью. Подгоните ремни ранца в соответствии с фигурой, ростом школьника. Следите, чтобы ранец легко и плотно одевался на курточку, пальто, шубу.

-Нередко можно встретить родителей, несущих портфели вместо детей. С детства детям надо внушать мысль о необходимости заботиться о взрослых, посильно помогать им. Если у первоклассника родители забирают портфель, став постарше, он не догадывается помочь матери, бабушке или просто пожилому человеку.

-У младших школьников крепнут мышцы, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются более интенсивно. Поэтому детям свойственны сильные и размашистые движения, а с движениями, требующими точности, они справляются труднее. Дети непоседливы, подвижны, а причина этого кроется в особенностях развития их мышечной системы. Надо так организовать жизнь младшего школьника, чтобы он не страдал от недостатка движения.

-Окостенение фаланг кисти рук заканчивается к 9 – 11 годам. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным. Почему младший школьник нередко с трудом справляется с письменными заданиями, не может писать быстро и длительно, устаёт. Всегда ли родители учитывают эту возрастную особенность детей? Так ли уж редки сцены, когда взрослые возмущаются тем, что первоклассник не может написать «простой буквы»? Перегружать младших школьников, особенно первоклассников, письменными заданиями нельзя: переписывание графически плохо выполненного задания чаще всего не улучшает результатов.

-Над развитием мелких мышц и фаланги руки надо работать. Эта работа может быть достаточно разнообразной. Она развивает не только собственно мышцы, но и нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Физиологи утверждают, что это влияет на умственное развитие ребёнка.

-В младшем школьном возрасте изменяется соотношение  процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более совершенным, чем в дошкольном возрасте. Однако склонность к возбуждению  ещё очень велика, отсюда – непоседливость младших школьников. Важно понимать это и быть в меру снисходительным к ребёнку, не потакая непоседливости, не возмущаться, не обвинять ребёнка в том, в чём он не виноват. Вместе с тем, систематичность требований  со стороны взрослых, единство требований являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Отсутствие единства требований может привести к неврозу – заболеванию нервной системы.

-Подумайте, в какой мере соответствуют возрастным особенностям детей ваши требования и форма их предъявления, не оказываются ли ваши  действия причиной детского непослушания. Проанализируйте микроклимат своей семьи с точки зрения воздействия на процессы торможения и возбуждения младшего школьника.

-Особое значение имеет правильный режим ребёнка. Невыспавшийся ребёнок не в силах управлять собой: он может беспричинно подраться, поссориться до слёз, нагрубить и, разумеется, будет наказан за капризы, грубость, вертлявость, невнимательность.

(Демонстрируется таблица «Режим дня первоклассника»)

3.Рассказ учителя о развитии личности младшего школьника.

-Личность младшего школьника развивается под влиянием его ведущей деятельности – учения. Оно предъявляет к школьнику серьёзные требования, подчиняет его жизнь строгой организации. Учение существенно изменяет мотивы его поведения и открывает новые возможности развития его познавательных и нравственных сил.

- С первых же дней занятий в школе необходимо показать ребёнку отличие его новой позиции, обозначить его новые обязанности. Требование соблюдения новых правил родители не должны рассматривать как излишнюю строгость по отношению к первокласснику. Это необходимое условие воспитания  полностью отвечает собственным интересам детей. Если требования родителей расплывчаты и непоследовательны, если они расходятся с требованиями учителя, то воспитание дезориентирует школьника, не способствует формированию у него позиции ученика как условия успешного обучения.

-В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения – происходит усвоение норм и правил поведения. Семи-восьмилетние  дети психологические готовы к осмысленному соблюдению многих моральных норм. Для усвоения нравственных норм младшему школьнику необходимо не только чёткое предъявление требований, но и соответствующая организация  его деятельности, обязательный контроль, поощрение исполнительности и порицание нерадивости. Лишь при этом условии моральное поведение становится привычной нормой поведения.

-В младшем школьном возрасте происходит становление характера, и в силу этого отдельные его проявления могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. Возрастной особенностью характера является его импульсивность: склонность ребёнка подчиняться непосредственному побуждению, порой случайному сиюминутному порыву. Это объясняется слабой волевой регуляцией поведения младшего школьника, потребность в активной внешней разрядке. Возрастной особенностью является и недостаточно развитая воля, мешающая ребёнку планомерно достигать намеченной цели, преодолевать трудности на пути к её достижению.

-Родители часто сетуют на капризность и упрямство детей. Психологи считают эти недостатки характера ребёнка отражением упущений в семейном воспитании: непоследовательность требований к ребёнку, их ситуативность, удовлетворение необоснованных желаний и т. д.

-Характеру младшего школьника присущи отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Младшие школьники отличаются большой эмоциональностью. Семи-восьмилетние дети ещё не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. У них часто меняется настроение. В семейном воспитании важно опираться на ещё одну возрастную особенность детей – подражательность. Стремление детей подражать взрослым, персонажам книг, сверстникам позволяет активно использовать в семейном воспитании силу личного примера. Родителям следует учитывать и возможность подражания детей отрицательным образцам.

4.Итог

-Итак, младший школьный возраст имеет большие возможности воспитания положительных качеств характера. Под влиянием обучения происходят заметные сдвиги в психическом развитии детей, что готовит их к нормальному вступлению в подростковый период.

5.Педагогический практикум

а) ознакомление родителей с основными разделами плана воспитательной работы на год.

б) распределение между родителями поручений в соответствии с планом воспитательной работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Возрастные и индивидуальные особенности учащихся в 4 классе"

Конспект родительского собрания , проведенного в 4 классе. основные вопросы:- познакомить  родителей с понятием «темперамент»;- показать родителям необходимость индивидуального подхода обуч...

Родительское собрание "Возрастные особенности первоклассников"

Данная тема очень хорошо раскрывает возрастные и психологические особенности младших школьников, что необходимо знать родителям при поступлении их детей в школу....

Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.

На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....

Родительское собрание: « Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»

Цели: • Познакомить родителей с понятием "темперамент"; • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей; • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенно...

Родительское собрание. Возрастные особенности учащихся 2-х классов.

Возрастные особенности учащихся 2-х классов....

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4 -5 лет»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Родительское собрание "Психологические особенности младших школьников"

При поступлении в первый класс и в последствии, когда ребёнок учится в начальной школе, родители переживают за своего ребёнка. Поэтому данная тема родительского собрания всегда будет актуальна....