Кружок "Вышивание"
рабочая программа (1 класс) на тему

Галкина Светлана Юрьевна

Программа "Вышивание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vyshivaniya_1_b_kl.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка       вышивания крестом        «Золотая иголочка».

                                                                                                 Автор: учитель начальных классов

         МБОУ СОШ № 9

         Галкина Светлана Юрьевна

     

                             

2014 год.

Пояснительная записка

Актуальность: Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.                                                                         В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.  В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся  к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.     Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для  школьного обучения. Происходит ориентация  на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся  с историей рукоделия.  В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися первого класса.

Цель программы: Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.

Задачи программы:

Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);  знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать  практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности;  воспитание  эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса;                                                                                  привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.    

Программа рассчитана на один год работы с учащимися первого класса.

                                     

Формы и режим занятий.

Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю. День занятий  руководитель выбирает  в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий  не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.  Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции  удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

Ожидаемые результаты.

Предполагается  осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети научатся:

- соблюдать  правила безопасного пользования ножницами и иголкой,  правила  гигиены и санитарии;                                                      

 - планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закреплять ткань в пяльцах;

- вдевать нитку в иголку;

-завязывать узелок;

- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);                                                                        

- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

- научатся экономно расходовать  материал; поддержать порядок на рабочем месте;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);                                             - использовать ручные умения в повседневной жизни  (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;                                                                      

Формы подведения итогов реализации программы:

- подготовка и проведение выставок детских  работ;

-  дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

- отбор лучших работ для портфолио;

- творческий отчет  руководителя кружка на педсовете;

Краткое описание тем.

1 -3занятие.

Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

4 – 6 занятие.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

7 - 9 занятие.

 Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

10 – 12 занятие.

Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

13 - 18 занятие.

Освоение приемов выполнения простого креста,  полукреста  на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.

19 - 22 занятие.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани.  Знакомство с правилами работы с пяльцами.  Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

23 - 26 занятие.

Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами  (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.

27 - 29 занятие.

 Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

30 - 35занятие.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

36 - 39 занятие.

Окончание вышивки. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

40 - 43 занятие.

День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .

44 - 48 занятие.

 Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

49 – 54  занятие.

Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.  

55 - 58 занятие.

Овладение технологией и способами  выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.

59 - 63 занятие.

Самостоятельная практическая работа.  Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

64 - 68 занятие.

Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

69 - 73 занятие.

Практическое освоение  выполнения креста двойного.

74 - 78 занятие.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

79 - 85 занятие.

Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

86 - 89 занятие.

Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.

90 - 97занятие.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.

98 – 99  занятие.

Выставка работ. Награждение учащихся.

Техническое оснащение и дидактический материал занятий :

1.Ткань белая «вафелька».

2. Набор цветных ниток мулине .                

3. Иглы  №2, №3.

4. Ножницы с тупыми концами.

5. Пяльца пластмассовые.

6. Карандаши простые.

7. Калька, копировальная бумага.

8. Тетрадь в клеточку.

9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).

10. Образцы рисунков для вышивания.

11. Иллюстрации вышивок в различной технике.

Тематическое планирование.

№ занятия

Тема  занятия

Дата проведения

1 - 3

Вводное занятие

4 - 6

Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях.

7 - 9

Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.)

10 - 12

 Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

13 - 18

Освоение приемов выполнения простого креста,  полукреста  на бумажной основе.

19 - 22

Пяльцы. Знакомство  с правилами работы с пяльцами.  Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

23 - 26

Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами  ( по выбору детей).

27 - 29

Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

30 - 35

Практическая работа  Вышивание изделия с использованием шва простым крестом.

36 - 39

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

40 - 43

День презентации детских работ.

44 - 48

Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме.

49 - 54

Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.  

55 - 58

Технология и способы выполнения креста косого одностороннего.

59 - 63

Практическая работа.  Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест.

64 – 68

Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

69 - 73

Технология и способы выполнения креста двойного.

74 – 78

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

79 - 85

Окончательная обработка изделий.

86 - 89

Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

90 - 97

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

98 - 99

Выставка работ. Награждение учащихся.