Семья и воспитание
статья на тему

Сафонова Светлана Николаевна

Различные сферы развития детей связаны с разными прояв­лениями внутрисемейных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ



Своеобразным микроколлективом, играющим роль в воспитании личности, является семья. К ней относятся все те выводы, к которым мы пришли в результате взаимодействия коллектива и личности. Но семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спо койствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противо положность отчуждению и холодности — все эти качества лич ность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжи тельное влияние на его развитие. У тревожных матерей, напри мер, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появле нию у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой  же психологической установки у детей.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих от ношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения, авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные — особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная и система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить

внутрииутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовноности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимо понимание друг с другом. Статистика бракоразводных процес сов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предпо лагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзыв чивость, доброту.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг дру гу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положи тельное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готов ность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обяза тельств по отношению друг к другу, соответствующих их семей ным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко при чиной такого рода аномалий является неоднозначность пони мания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые суп ругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными фак торами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рас согласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармони зация личных взаимоотношений супругов. Они предполагают  принятие ими следующих основных принципов построения взаимоотношений:

1. Не ставить перед собой задачу обязательно переделать супруга на свой лад. Гораздо лучше и проще попытаться понять его как личность, встать на его точку зрения, найти разумный компромисс в том, что кажется непривычным, необычным, вызывающим протест, но не является существенным для воспита ния детей.

  1. Искать и всеми возможными способами укреплять общее во взглядах, позициях, особенно по вопросам воспитания.
  2. При возникновении различий в подходах, которые неиз бежны в силу того, что люди, вступающие в брак, это уже сфор мировавшиеся личности, прошедшие значительный жизненный путь, не доводить такие различия до конфликтов. Возникаю щие разногласия обязательно необходимо обсуждать, заранее допуская право каждого остаться при своем мнении, но вместе с тем стремясь к согласию по как можно большему числу во просов. В спорах и дискуссиях сторон должен отчетливо прояв ляться настрой на компромисс.
  3. Не стесняться открыто признавать свои ошибки, сомне ваться в собственной правоте.
  4. Прежде чем критически отнестись к своему супругу, нуж но столь же критически оценить самого себя. Для этого всегда можно найти достаточно много веских оснований.

      6.Считать вполне нормальным и не испытывать особого раз очарования, если у супруга вдруг обнаружатся некоторые не достатки, например отрицательные черты характера. Они есть у всех без исключения нормальных людей.

Для достижения воспитательных целей в семье родители об ращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. По хвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получе на от холодных и равнодушных родителей. В результате разум ного применения поощрений развитие детей как личностей мож но ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний.

Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ре бенка изменить другим способом практически невозможно. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспита тельного эффекта наказания по возможности должны следо вать непосредственно за заслуживающим их проступком. На казание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлоб ленность. Правила социального поведения, которые навязыва ются такими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за ко торый он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ре бенок быстрее идет на компромисс, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок, которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от родителей, становится эмоционально индифферентным, проявляет повышенную агрессивность.

В психологически различных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживают у себя женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более честолюбивыми и агрессивными, чем тс, у кого таких братьев нет. Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только старшие сестры.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны и больше проявляют тревожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, выросших в таких семьях, мало чем отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях.

Для всех членов семьи и особенно для детей развод является сильным потрясением, нарушающим стабильность атмосферы. Последствия развода обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Распад семьи отрицательно влияет на отношения между роди телями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В свя зи с тем что родители сами испытывают нарушения душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовле творенности супружеством как отцов, так и матерей. Супруже ский дискомфорт в свою очередь ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замед лению его когнитивного, личностного и социально-психологи ческого развития.

Снижение супружеской удовлетворенности объясняется взаи модействием следующих пяти факторов:

  1. Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, в частности представлений каждого из них о самом себе.
  2. Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределения между ними до машней работы.

3.Взаимоотношений между каждым родителем и ребенком.

  1. Связей, существующих между новой семьей и двумя ис ходными: родителями и родственниками мужа и жены.
  2. Материальных и профессиональных обстоятельств жизни семьи.

Супружеская удовлетворенность или неудовлетворенность мо гут быть обусловлены любым из этих факторов в отдельности или любым их сочетанием.

Замечено, что изменения во всех сферах семейной жизни сопровождаются снижением супружеской удовлетворенности со времени начала беременности жены до достижения ребенком 18-месячного возраста. Бездетные пары сохраняют стабильный уровень удовлетворенности в течение всего этого периода. Хо тя мужчины и женщины обнаруживают много сходных изменений в это время, все же процесс перехода к родительству у них несколько отличается. Восприятие себя в роли любимой сни жается у женщин, например, значительно быстрее, чем у муж чин. Реакция же мужчин на переход в качество родителя насту пает гораздо позднее.

Наибольшая неудовлетворенность супружеством имеет место у женщин в период, начиная с беременности и до достижения ребенком шестимесячного возраста, а для мужчины — примерно с шести месяцев после рождения ребенка и до достижения им полутора лет. Эти различия могут приводить к возникновению более или менее выраженного чувства взаимного отчуждения, что в свою очередь служит основанием для серьезных межличност ных конфликтов, которые влияют на оценку супружества и пер спектив его сохранения обоими партнерами. Чем больше разли чий возникает между супругами, начиная со времени беременно сти жены и до достижения ребенком шестимесячного возраста, в самооценках, в восприятии сложившихся взаимоотношений, в оценках родительских семей супругов, в представлениях супругов о родительстве, в оценках материальных и профессиональных ус ловий совместной жизни, тем больше конфликтов за этот период времени происходит между ними и тем большую неудовлетво ренность супружеством испытывают оба партнера. Такую же от рицательную роль могут сыграть и нереализованные ожидания партнеров, связанные с супружеством.

Низкая самооценка и низкая удовлетворенность браком в конце беременности жены нередко предвещают индивидуальный и межличностный дискомфорт, наступающий обычно двумя годами позже. У женщин депрессия обычно развивается в результате ограничения их жизни домашними делами на протяжении восемна дцати месяцев после рождения ребенка, а также из-за расхожде ний во взглядах супругов на внутрисемейное распределение  обязанностей. Риск супружеского дискомфорта значительно возрастает в том случае, когда изначально один из супругов не был достаточно уверен в том, стоило ли заводить ребенка.

Установлено, что сам по себе факт наличия или отсутствия детей у супругов гораздо меньше влияет на семейный диском форт, чем имеющиеся расхождения в оценках личностных, супружеских и внесемейных отношений. Переход к родительству лишь усиливает имевшие место различия, существовавшие раньше в индивидуальной жизни мужчины и женщины.

При изучении таких особенностей родительского стиля по ведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, было обнаружено, что они оказывают суще ственное влияние на развитие ребенка. Выявлена корреляция между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Вместе с тем не было обнаруже но никакой зависимости между удовлетворенностью супругов семейными взаимоотношениями и показателями психологиче ского развития их детей. Последние больше зависели не от то го, как родители относятся к браку, а от того, как это на прак тике преломляется в их поведении при общении с ребенком (стиль родительского поведения). Этот стиль был стабильно свя зан с познавательным и личностным развитием детей.

Матери, удовлетворенные своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, в то время как удовлетворенные браком отцы более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и большую степень авторитарности в межличностных отношениях с дочерьми.

Супружеская неудовлетворенность до рождения ребенка, как выяснилось, может привести к супружескому дискомфорту че тырьмя годами позднее, что, в свою очередь, связано с возник новением напряженности в отношениях родителей друг с дру гом и с ребенком.

Различные сферы развития детей связаны с разными прояв лениями внутрисемейных отношений. Когнитивное развитие ре бенка в наибольшей степени зависит от того, как каждый из родителей справляется с его обучением. Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родите лей в отношении друг друга.

Взаимозависимость личностных характеристик родителей, стиля родительского поведения и уровня развития ребенка яв ляется разной для отцов и сыновей, матерей и сыновей, отцов и дочерей, матерей и дочерей. Одним из наиболее интересных наблюдений, сделанных психологами, было то, что предсказать отношение отца к сыну в зависимости от удовлетворенности отца своим браком практически невозможно.

В противополож ность  этому неудовлетворенность супружеством мужчины вела к проявлению им меньших положительных эмоций и меньшей авторитарности в отношении дочери. Удовлетворенность бра ком со стороны женщины была достоверно связана с характе ром взаимоотношений как с сыновьями, так и с дочерьми.

Таким образом; важные показатели уровня развития ребенка определяются не столько индивидуальными качествами роди телей, сколько отношениями, сложившимися в семье в первые годы ее существования. То, как матери и отцы справляются с формированием семьи в первые 3,5—4,0 года ее существова ния, определяет готовность ребенка к обучению в школе и его последующее развитие.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Золотая хохлома»

План занятия (45 мин.)

  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций. 15 мин.
  3. Практическая часть. Выполнение тренировочных упражнений. 7  мин. Самостоятельная роспись ложки. 20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка и анализ работ «Золотая хохлома». 1 мин.

Цели занятия

  1. Познакомить участников мастер-класса с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
  2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности.
  3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность  почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование и материалы

1. Презентация к уроку.

2. Готовые изделия.

3. Художественные материалы:

  • заготовки ложек
  • гуашь 4 цветов
  • кисти №1, 2
  • альбомные листы
  • лист бумаги
  • салфетки
  • печатка-тычок
  • хохломские изделия

Ход занятия

Слайд 1 (заставка)

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе «Золотая Хохлома»,  который посвящен приближающемуся женскому празднику 8 Марта.

Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Слайд 2(Легенда)

Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.  Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.  Такова легенда.

  Слайд 3(Определение Хохломы)

   Хохломская роспись - русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым)    тонами и золотом по золотистому фону.

Слайд 4 (Из истории хохломской росписи)

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. Среди заволжских     деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.

Слайд 5 (Цвета Хохломы)

Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями  древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном  хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.

Слайд 6 (Технология производства)

 В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. Неокрашенную посуду называют «белой» или «бельём».

2. После этого мастер грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины (вапы).

3. После чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием.

4. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи.

5. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома" .

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Уважаемые гости, ответьте на вопрос: Какие цвета используют мастера? (Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки).

Вопрос: А почему именно красный и черный? (как наиболее жаростойкие цвета)

А какие узоры вы заметили на посуде? (Листики, ягодки, завитки, точечки).

 А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (У природы - веточки, листки, травка)

Ведущий: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.

 

Слайд 7 (Рисунок Хохломы)

     В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи.

Слайд 8 (Кудрина)

Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.

Слайд 9 (Зеленая хохлома)

Бывает ещё и зелёная хохлома.  Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова  Нижегородской области. Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился!

Слайд 10 (Элементы росписи)

А сейчас мы познакомимся с основными традиционными элементами хохломской  росписи.

“Осочки, травки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Завитки” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Кустик» — наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек», расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.

Слайд 11(Ягодки и листики)

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

Слайд 12 (Образец росписи ложки)

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и для начала потренируемся выполнять основные элементы на альбомных листах. А затем  распишем ложки.  

Вопрос: Согласны ли вы с этим?

Ответ: Да!

Ведущий: А если согласны, то за работу.

(Участники выполняют тренировочные упражнения на листах – по образцу на столе, а затем переходят к росписи ложки).

Слайд 13 (Современная Хохлома – видеоролик с народной музыкой)

Участники занимаются росписью  под музыку. Музыкальный фон: народная музыка в исполнении оркестра народных инструментов ВГТРК.

Подведение итогов. Вручение подарков гостям.

Посмотрите, какие чудесные получились у наших народных мастеров ложки! Сколько замечательных талантов вокруг!

Дорогие гости! Мы поздравляем вас с наступающим праздником Восьмое Марта и дарим вам на память настоящие хохломские ложки! Спасибо за участие! Было приятно с вами поработать.

            

Вставка открытки с 8 Марта с хохломой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Доклад к родительскому собранию по теме "Семейное воспитание. Роль семьи в воспитании ребенка" . Материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ. Семья- основа первичной социали...

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...