Для родителей первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Покатаева Ирина Павловна

Первый класс - это большое испытание и для ребенка и для его родителей. Материалы, представленные в данном разделе, помогут сделать процесс адаптации к школе более комфортным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета родителей первоклассников.

  1.    Ф.И.О.   ребёнка    …………………………………………………

……………………………………………………………………………

  1. Дата рождения. ………………………………………………………

  1. Какой детский сад посещал (или указать с кем находился дома).

………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Домашний адрес, индекс (где прописан и где проживает), телефон. Жилищные условия.

…………………………………………………………………………………………….……………………

………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Телефон экстренной связи (домашний и сотовый обоих родителей):

Дом.т.

Сотов.т. мамы:

               папы:

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Дата рождения

Образование

Место работы (разборчиво!) обязательно!

Должность

Рабочий телефон

  1. Сведенья о семье:  (нужное подчеркнуть)                                                                                                                                                                                                                                                 * полная – неполная (мать-одиночка,  в разводе)                                                                                     * многодетная (указать номер удостоверения, сроки)                                                                            * обеспеченная – малообеспеченная                                                                                                        * малоимущая (только при наличии справки, указать номер справки)        
  2. Физические особенности (нужное подчеркнуть):                                                                                                                * правша – левша                                                                                                                        *состояние здоровья (нарушение зрения, слуха, осанки; избыточный вес, плоскостопие, аллергия; наблюдения у специалистов; перенесённые серьёзные заболевания и т.д. )                                    ……………………………………………………………………………………………………………
  3. Есть ли у ребёнка рабочее место………………………………………………………………………
  4. Какие кружки посещает, и какие планируете посещать.      ……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………….

  1.  Чем ребёнок любит заниматься в свободное время, его увлечения.           ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Как ребёнок ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)  …………………………………………………………………………………………………..
  3. Какие методы воспитания Вы предпочитаете (уговоры, разъяснения, строгие требования, поощрение наказание, дружеские контакты и т. д.)                                        …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  4. Кто в семье занимается воспитанием ребёнка. ……………………………………………………….
  5. В каких мероприятиях класса, поручениях  Вы сможете принять участие:

-   проведение бесед с детьми, родителями на специальные темы;                                                               -   изготовление праздничных газет, наглядных пособий;                                                                               -   помощь в культмассовой работе: организация, проведение праздников, спортивных        мероприятий, прокат праздничных костюмов;                                                                                              -   помощь в организации экскурсий походов в театр и др. (транспорт, сопровождение);                       -   ксерокопирование, видео- и фотосъёмка, печатанье материалов на компьютере;                                -   помощь в приобретении необходимых учебников, книг, хоз. материалов (машина);                               -   другая помощь …………………………………………………………………………………………………………

      15. Какие вопросы вы бы хотели задать психологу, кл. руководителю (для определения тем собрания на учебный год).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дополнительные сведения:

1. Бабушки:________________________________________________________________________

2. Телефоны бабушек:_______________________________________________________________

3.  Обратить внимание  при общении и работе с ребенком:

Дополнительные сведения:

1. Бабушки:________________________________________________________________________

2. Телефоны бабушек:_______________________________________________________________

3.  Обратить внимание  при общении и работе с ребенком:

Дополнительные сведения:

1. Бабушки:________________________________________________________________________

2. Телефоны бабушек:_______________________________________________________________

3.  Обратить внимание  при общении и работе с ребенком:

Дополнительные сведения:

1. Бабушки:________________________________________________________________________

2. Телефоны бабушек:_______________________________________________________________

3.  Обратить внимание  при общении и работе с ребенком:



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Развивая все эти качества,  

Ваш ребенок станет успешным в школе!

Организованность

- ребенок без подсказки родителей должен уметь приготовить все необходимые для прогулки, игры или труда

- убирать на место вещи, игрушки

Инициативность

- умение уйти от инструкций к самостоятельным действиям

- проявлять инициативность

Самостоятельность

- выполнение детьми постоянных обязанностей в семье

Умение жить и общаться в коллективе

- доброжелательность

- проявление внимания и заботы о других

- жизнерадостность

- проявление внимания к членам семьи, близким людям

- умение слушать собеседника, не перебивая его

- пользоваться  вежливыми словами, избегать грубости

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И УДАЧИ!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Школьные принадлежности первоклассника:

Ранец.

  1. Учебники.
  2. Подставка для книг.
  3. Папка для тетрадей.
  4. Тетрадь в клетку - 5 шт.
  5. Тетрадь в косую линейку – 5 шт.
  6. Обложки для тетрадей- 15 штук.
  7. Обложки для учебников (обязательно!)
  8. Обложка на дневник.
  9. Пенал.
  10. Шариковая ручка (синяя с тонким стержнем) – 2 шт.
  11. Простой карандаш ТМ – 2 шт.
  12. Цветные карандаши.
  13. Ластик.
  14. Линейка  20 см. – 1 шт.
  15. Фломастеры.
  16. Точилка закрытая.
  17. Краски акварельные медовые.
  18. Гуашь.
  19. Кисти белка №3,  №6,  №12   Палитра.
  20. Стакан-непроливайка.
  21. Альбом для рисования.
  22. Пластилин.
  23. Доска для работы с пластилином.
  24. Цветная бумага.
  25. Картон (цветной и белый).
  26. Клей - карандаш.
  27. Ножницы металлические с тупыми концами в чехле.
  28. Клеенка на парту – 50 х 50 см
  29. Природный материал (засушенные листья, семена, шишки, желуди и т.д.).
  30. Спортивная обувь.
  31. Спортивная форма
  32. Лыжи, палки со 2 класса.
  33. Сменная обувь и сумка для сменной обуви

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

г. Сургут

СКОРО

В

ШКОЛУ 

Картинка 17 из 86033 

Памятка для родителей

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Картинка 41 из 1799

“Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - Лев Кассиль.

Поступление ребенка в школу – большое событие в его жизни. Для него начинается новая школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности.

Правильный подход к ребенку, умелое его воспитание – основа успешного обучения.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен.

ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!

i?id=63634315-11-24

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций.
  3. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.



Предварительный просмотр:

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.

«Новые стандарты в образовании – веление времени».

                                                                             

     Уважаемые родители, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и наша школа, переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Переход на новые стандарты – это веление времени, т.к. ничто не стоит на месте, а развивается, развивается и образование.  Если раньше главной целью образования являлась передача суммы предметных знаний, и неважно было, воспользуется этими знаниями ребенок в дальнейшей жизни или нет, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

     Главное направление новых стандартов – усиление развивающей роли обучения, формирование умения учиться.

     В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

     Отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.

       Деятельностный подход - – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

         Очень точно было подмечено в древней китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».  

         По результатам диагностических исследований американских ученых Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, и 90 % того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.

         Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

         Отличительная особенность уроков по новым стандартам — формирование учебной деятельности.

Этапы учебной деятельности:

ученик сам формулирует проблему (к этому его подвел учитель);

сам находит ее решение (пошагово, в виде алгоритмов);

сам оценивает свою работу.

      Стандарты заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты.

           К примеру, если речь идет о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или не одобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом. В таком предмете как литературное чтение главной задачей будет не скорость слов в минуту (хотя и это важно), а умение осознанно читать текст, искать в нем нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придется не только сочинения и диктанты, но и sms-сообщения, и электронные письма.

      Стандарт предполагает реализацию в школе как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Сюда входят экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, и т.д.

Мифы о новой школе.

  • «Это будет школа без фундаментальных знаний»… НЕТ!

        Знания остаются в том же объеме, меняются способы преподавания, образовательный процесс становится индивидуализированным

  • «Это будет школа перезагрузки детей, дети будут платить за результаты своим здоровьем»… НЕТ!

        Разработаны специальные программы поддержки здоровья, усиливаются вопросы правильного питания, развития физической культуры и спорта. Каждое образовательное учреждение, и наша школа в том числе,  разработало свою образовательную программу.

  • «Это будет школа платности образовательных услуг»… НЕТ!

        В школу приходит бесплатная внеурочная деятельность, позволяющая максимально раскрыть способности ребенка.

  • «Это будет школа, где не будет квалифицированных учителей»… НЕТ!

        Прошли подготовку все педагоги, набирающие в этом году 1-е классы.  Каждое образовательное учреждение, и наша школа в том числе,  разработало свою образовательную программу.

  • Все программы ориентированы на достижение результатов, применимых в реальной жизни
  • Впервые появляются в каждом учреждении подпрограммы «Духовно-нравственного воспитания и развития», «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», «Формирования универсальных учебных действий», «Организации внеурочной деятельности»

        Это гарантирует достижение личностных результатов, освоение детьми способов деятельности, формирования опыта в различных сферах жизни

Продолжительность уроков в начальной школе:

·        в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);

·        во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

 Продолжительность учебного года:

 в 1 классе – 33 учебные недели;

 во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся    определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

·       обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;

·     внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.

Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!  Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!

Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!



Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих  первоклассников.

«Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего»

1.  Поддерживайте в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

2.   Ваш ребёнок придёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

3.   Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

4.  Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

5.  Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

6.    Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

7.     С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге.

8.   Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться:

  • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание развитию произвольности:

  • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

  • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
  • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
  • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
  • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
  • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
  • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
  • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
  • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок   не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть.  

5)Тренируйте руку ребенка:

  • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут     рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей;
  • нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
  • Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. Копируйте фигуры - это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
  • Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения.
  • Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.              

Удачи!



Предварительный просмотр:

Азбука родителя первоклассника (малышей тоже))

В новый учебный год, а для некоторых из вас, дорогие читатели, он стал первым учебным годом  в качестве родителей  первоклассника  и остро встает вопрос о том, насколько ребенок «собран» в школу?

Все ли сделано для того, чтобы обеспечить своему Первоклассному  Человеку достойный процесс обучения?  Да, с гордостью заявляют многие,  сделано практически все, собрано все возможное и даже невозможное!  «Но, что же еще? Что же еще?» - волнуются некоторые.

И их волнения не напрасны. Ведь самое главное взять с собой  - азбуку.

Азбуку успеха. Давайте с ней познакомимся. Итак

А – азарт.

Да, не удивляйтесь – азарт. Ведь учение это процесс захватывающий, постоянно раскрывающий перед человеком что-то новое, важное, необходимое. «Смотри, еще вчера не умел, а сегодня – можешь, еще  утром не знал, а к вечеру стал  осведомленным!

Не  забывайте каждый день спрашивать ребенка не об успехах (они не всегда явные), а об открытиях! Ищите их вместе, азартно и активно!

Б -  базовое принятие.

Ваш ребенок должен быть непременно уверен в том, что, чтобы с ним не произошло, какие бы неудачи он не претерпел, вы его любите не взирая на обстоятельства!  Перефразируя  рекламный слоган , скажем « Не важно, какие у тебя оценки, главное что я тебя люблю и в тебя верю!»

В – вера 

Вера в силу, самостоятельность, в трудолюбие и в успех!

Г - Гордость.

Гордитесь своим ребенком! Находите для этого повод. Замечайте даже крохотный шаг навстречу достижениям.

Д - достоинство

Достоинство заключается в том, чтобы  мудро принимать результаты своего труда. Да ошибки, и теперь благодаря им, я знаю, над чем работать, да успех – но это плод моего и только моего труда!

Е – ежедневный труд

В  процессе познания нет выходных,  нет перерывов. Этот  процесс не сводится к выполнению домашних заданий.  Ежедневно трудиться, значит настроить свое восприятие  на освоение той информации,  которая  сейчас находится в центре внимания. Этот труд должен быть радостным, естественным, в удовольствие.

Ж – желание

Желаний множество  и погулять и развлечься и пожаловаться, изобразив из себя жертву образования и реформ… Но есть желание в обретении друзей, и помощников, есть желание быть лучшим, есть желание  быть самостоятельным. Поддерживайте достойные желания, спокойно и сочувственно относитесь к иным.

З – забота.

Заботьтесь о своем ребенке в меру. Предлагайте помощь только тогда, когда он с чем-то не может справиться сам. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом, на шаг позади, потому что первый ход всегда за ним! Говоря шахматным языком:  «ребенок играет белыми»!

И – игра

Игра и учеба – близнецы братья. Все можно объяснить просто, экспериментировать - в игре, проверять - в игре, отрабатывать - в игре.  Играйте с ребенком в школу, пусть он станет для вас учителем, а вы учеником, задавайте ему вопросы, уточняйте «не понятое». Пусть он с вас берет образец конструктивного общения с учителем.

Можно даже хулиганить, болтать, отвлекаться, пусть  играющий роль учителя почувствует то, что ощущает настоящий учитель, имея неудобных учеников.

К - коллектив

Ребенок, пришедший в школу, осваивается не только в учебном материале, но и в  новом коммуникативном пространстве, которое формируется как правило в первую неделю сентября. Определяются ближний, средний и дальние круги общения. Появляется зона безопасности – дружественно настроенные одноклассники,  и выявляется зона опасности – безразличные и враждебные соученики.  Поэтому поддерживайте  и укрепляйте ближний  круг вашего ребенка,  учите взаимодействовать  с иными.

Л - ласка

Ласковое слово, участие, сопереживание, добро….- в любых ситуациях. И никогда – жалость!!!!

М – мудрость

Мудрость родителя в том, чтобы в любых ситуациях оставаться спокойным, имея горячее сердце и холодный ум. Ваше мудрое спокойствие поможет ребенку обращаться к фактам, контролировать чувства, находить корректный выход из сложившейся ситуации.

Н - настойчивость.

Настойчивость необходима и вам и вашему ребенку. Однако с большой ответственностью подходите к этому качеству. Очень важно понимать,  в чем и для чего вы проявляете настойчивость. Настолько ли важно то, чего вы добиваетесь, иди это всего лишь прихоть?

О - оптимизм

Что бы ни происходило, это вам для чего-то нужно. Учитесь на своих примерах. И  это здорово!

О, все будет хорошо! Пройдет и это – и первый класс, и школа, и армия….. Цените это время, оно скоротечно!

П  -  помощь

Помощники вы, ребенок – творец! Он – мастер, вы – подмастерье. Никогда не меняйтесь местами!

Р  – радость

Работа – в радость, учеба – в радость,  жизнь – в радость, друзья – в радость,  временные трудности – залог будущей радости. Ищите и находите радость!

С – сотворчество

Сотворец  - вы! Следуйте  идеям вашего ребенка. Однако, помогайте ребенку формулировать мысли, принимайте его здравые  идеи, учите выбирать лучшее, воплощайте вместе.

Т – терпение

Терпение  - это талант, особенно для родителей первоклассника. Развивайте свой талант.

У – удовольствие

Удовольствие приходит вслед за результатом. Всегда стремитесь к завершенности процессов, не откладывайте начатое дело, вымеряйте его по силам. Если процесс длителен, дробите на этапы, и  получайте удовольствие!

Ф – фантазия

Фантазируйте с ребенком смело, объемно, красочно, думайте о том, как фантазии превратить в реальность!

Х – характер

Характер вашего ребенка проявится весьма ярко. Наблюдайте за этим с любовью, спокойствием и чувством юмора. Поддерживайте и позволяйте раскрыться его сильным сторонам,   помните,  что в борьбе со слабыми – вы  проиграете!

Ц  - ценности

Ценности дружбы и помощи, обучения и саморазвития, соучастия и сопереживания и пр.  – формируйте, развивайте, укрепляйте.

Ч – честность

Честность в доверии. Честность в принятии. Честность в любви. Ребенок вырастает честным,  если во всем этом,  он не сомневается.

Ш – шутки

Шутите с ребенком чаще,  но помните, что: шутка корректная  спасает, шутка циничная разрушает. Следите за шутками.

Щ – щедрость

Будьте щедры  на воспоминания о том, как вы были маленькими, как вы ходили в школу, как обретали друзей, какие способы изобретали, чтобы справляться с трудностями.  Щедро дарите опыт, но не настаивайте на его копировании.

Э – энергия

Энергия  - двигатель процесса, следите за тем, чтобы у ребенка было достаточно  сил, здоровья и энергии для выполнения определенных заданий. Топливо для энергии – азарт и интерес.  Как тренер борца выпускает на ринг разогретым, так и вы подогрейте интерес ребенка к процессу и  его азартному выполнению.

Ю – юмор

Запаситесь им, пестуйте в себе его – пригодится!

Я – это я!

Знайте, что есть декларация самоценности Вирджинии Сатир. В кратком пересказе, она звучит так:  « Я - это я! И нет в этом мире, такого как Я! Мне принадлежат все мои ошибки и успехи, победы и разочарования, Я принадлежу только себе, поэтому Я – строю себя сам! Я - это я! И это – замечательно!» Теперь, уважаемые родители,  Азбука в ваших руках, осваивайте ее и идите в школу с радостью!

 



Предварительный просмотр:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

  • Свое имя, отчество и фамилию;
  • Свой возраст (желательно дату рождения);
  • Свой домашний адрес;
  • Название города (населенного пункта) где он проживает и его главные достопримечательности;
  • Имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают;
  • Хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках (загадки и стихи о временах года);
  • Месяцы и дни недели;
  • Домашних животных и их детенышей;
  • Диких животных (наших лесов, жарких стран, севера), их повадки, детенышей;
  • Зимующих и перелетных птиц;
  • Различать основные виды деревьев, цветов;
  • Овощи, фрукты, садовые и лесные ягоды;
  • Транспорт наземный, воздушный, водный;
  • Различать одежду, обувь, головные уборы;
  • Ориентироваться во времени;
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т. д.);
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Ориентироваться в ближайшем социальном окружении.

Очень важно стимулировать внимание на том, что ребенок видит во время прогулок, экскурсий. Приучайте малыша рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, старайтесь получить более подробный и развернутый рассказ. Чаще читайте ребенку детские книги, водите в кино и театр, обсуждайте с ребенком прочитанное и увиденное. Расширяйте и уточняйте словарный запас малыша, разгадывая с ним кроссворды, ребусы, шарады. Если ребенок уже умеет читать сам, по слогам, можно организовать совместное чтение взрослого (ведущая роль) и ребенка (помощник). Это необходимо для того, чтобы закреплялся имеющийся навык чтения, а также повышалась внимательность. После прочтения еще раз напомните ребенку автора произведения, его название, главных героев и основные содержательные события. Попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к произведению или полюбившегося героя. Попросите ребенка объяснить, чем этот герой ему понравился или запомнился, какие из его качеств есть у малыша. Можно попросить малыша пересказать небольшой текст книги по ее иллюстрациям, или передать его от лица какого-либо героя.

  • Ребенок должен знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
  • Знать великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей;
  • Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ;
  • Составить (придумать) рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, делая логичный переход от одного момента к другому;
  • Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов;

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Это позволит ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

  • Ребенка необходимо научить быть самостоятельным - самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать, ложиться спать, завтракать, обедать, ужинать, играть, гулять, ложиться спать.
  • У детей к 6,5-7 годам должна быть сформирована произвольность (делаю не то, что хочу, а то, что надо); позиция школьника. Необходимо, чтобы дети понимали, что школа - это труд.
  • Важно, чтобы у ребенка была развита наблюдательность, умение сравнивать, умение увидеть и понять взаимосвязь и взаимозависимость явлений, делать логические выводы, доказывать правильность своего решения.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Стимулируйте у малыша во внеурочное время желание заниматься рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Обращайте его внимание на расположение предметов на листе, их размеры, пропорции, цветовую гамму.

  • Ребенок должен хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребенка к школе предполагает:

  1. Радостное ожидание начала обучения в школе;
  2. Достаточно развитые высшие чувства нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  3. Сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.)

Позитивное отношение к школе, обучению формируется задолго до того, как ребенок переступает школьный порог. Чтобы учение стало радостью, родители должны подготовить ребенка к нелегкому самостоятельному труду.

При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребенку как можно больше внимания. Общайтесь с ним не в школьных, а дошкольных формах. Общение должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. Малыша нельзя ругать за нарушение правил школьной жизни, это может привести к отрицательному отношению к школе. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника), и вытекающих из него требований к поведению. Прививайте ребенку веру в свои силы, не допуская заниженной самооценки. Чаще хвалите его, и ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, чтобы улучшить результат.

Привитие эстетического вкуса обеспечивает малышу семья. Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности - укрепляет уважение и привязанности к родителям, заставляет гордиться ими, способствует созданию благоприятных отношений в семье.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира. Старшие помогают ребенку в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть очень осторожны.

  • Ребенок должен различать гласные и согласные звуки;
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно не путая последовательность чисел в натуральном ряду;
  • Выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 10, решать простые арифметические задачи в этих пределах;
  • Сравнивать предметы и группы предметов по количеству;
  • Самостоятельно составлять задачи по картинкам или по житейским материалам.

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба. Малыш должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задание учителя, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение малыша, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становиться для дошкольника не только средством общения, но и средством организации поведения.

К 6-ти годам происходит оформление основных компонентов волевого развития. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения: достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

  • Ставьте перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у малыша появится желание в ее достижении;
  • Направляйте, помогайте ребенку в достижении цели, учите его рассуждать;

Приучайте малыша не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

  • Воспитывайте стремление достижения результата своей деятельности в рисовании, играх - головоломках и т. п.
  • Задачи - шутки, головоломки помогут предостеречь ребенка не делать поспешных, необоснованных выводов, а находить существенные признаки ответа.

У    ребенка должна быть сформирована организованность.

  • Умение подготовить рабочее место, своевременно начать работу;
  • Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы;
  • Внимательно, не отвлекаясь слушать (30 - 35 минут);
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется медицинскими работниками дошкольного заведения, которое посещает ребенок, а также детским врачом по месту жительства. Вам стоит помнить, что при отклонениях в физическом развитии не стоит возлагать больших надежд на успешную учебу. Только при условии гармоничного развития малыш сможет перейти на новый этап более подготовленным. Первое, что надо сделать при подготовке к школе - объективно оценить состояние здоровья ребенка. Наиболее типичные нарушения состояния здоровья:

  • Заболевания зубов: больные зубы - это различные хронические воспалительные очаги в организме, ревматизм, болезни почек, болезни органов пищеварения.

Дети, имеющие больные зубы, быстро утомляются, рассеяны, испытывают трудности в обучении.

Вот почему необходима консультация стоматолога, а если необходимо, то и лечение.

  • Нарушение осанки: при вялой осанке голова опущена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях; при сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.

Дети с нарушением осанки, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

При первом же подозрении на нарушенную осанку необходимо обратиться к специалисту: хирургу-ортопеду или педиатру.

Профилактика нарушения осанки

  • Постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий.
  • Как можно больше двигательной активности.
  • Подвижные игры на воздухе.
  • Утренняя гимнастика
  • Закаливание.
  • Достаточное освещение (для праворуких детей слева, для леворуких - справа) и правильно подобранная мебель.
  • Специальные комплексы физических упражнений.
  • Заболевание уха, горла, носа:

Затрудненное дыхание, постоянно открытый рот, непроходящий насморк, отит, частые ангины ведут к повышению утомляемости.

  • Близорукость.

Для укрепления зрения рекомендуется упражнение:  быстрый перевод взгляда с близкого на удаленный предмет и обратно в течение 1 минуты.

  • Нарушение нервно-психического здоровья.

Дети с нарушением нервно-психического здоровья плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. В некоторых случаях наоборот  -  застенчивы до пугливости,  нерешительны, робки.

Стандартная оценка такого поведения - избалованность, капризы, непослушание, невоспитанность. Не понимая истинных причин, родители не всегда верно выбирают тактику воздействия на ребенка, что может привести серьезному срыву здоровья, к усилению невротических проявлений и к целому комплексу школьных проблем. Здесь необходима помощь детского психиатра.

  • Речь ребенка.

Речь к 4-5 годам должна быть чистой, ребенок должен правильно произносить все звуки. Если есть проблемы в звукопроизношении, необходимо их устранить до школы. Для этого следует обратиться к логопеду.

  • Рука должна быть готова к письму с развитой кистью и мелкой моторикой руки. С этой целью организовывать досуг детей рисованием, работой с пластилином, конструированием из металлических конструкторов.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ДЕЛАЙТЕ:

  • Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно,  не перебивая.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действия с ними. Объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Будьте терпеливы.
  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравиться делать (коллекционировать, рисовать и пр.).
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Чем-то занимайтесь всей семьей,
  • Помогите ребенку выучить свои: фамилию, имя, адрес.

СТОИТ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ ВОПРОСЫ

  • Какое впечатление я произвожу на ребенка?
  • Могу ли я поговорить с ребенком на любые темы?
  • Удается ли мне убедить ребенка или я чаще приказываю?
  • Бывают ли ситуации, когда ребенок неохотно общается со мной?

НЕ   ДЕЛАЙТЕ:

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать - другими словами, не давайте ему заподозрить, что вас мало интересует, то о чем он говорит.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
  • Не стоит говорить: «Нет, она красная», лучше сказать «Она синяя».
  • Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестает обращать на них внимание.
  • Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.
  • При сомнении как поступить, не торопитесь.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?

  • Все ли Вам нравится в вашем ребенке?
  • Слышите ли Вы, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
  • Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли Вы речь малыша?
  • Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли Вы малыша?
  • Смеетесь ли вместе с ним?
  • Отводите ли каждый день время для чтения ребенку?
  • Часто ли Вы обнимаете ребенка?
  • Играете ли вместе?
  • Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
  • Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  • Знаете ли Вы любимую сказку, книгу, спектакль Вашего малыша?
  • Ходите ли Вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
  • Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  • Беседуете ли Вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  • Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  • Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки?
  • Есть ли у Вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

 КЛЮЧ. Варианты ответов:

«Да, почти всегда» - 4 балла

 «Иногда, может быть» - 2 балла

 «Нет, никогда» - 0 баллов

КОЛИЧЕСТВО ВАШИХ БАЛЛОВ.

От 80 до 60   Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у Вас очень хорошие взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе.

От 60 до 30   Очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша.

Меньше 30   Вам стоит задуматься и уделять немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и Вас счастливее.

СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ ДЛЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Ранец (не тяжелый)

2. Сменная        обувь в мешке

3. Пенал        мягкий:

  • Ручка шариковая - 2 шт.
  • Карандаши  (твердый, мягкий) - 2 шт.
  • Резинка
  • Линейка (15 см.)
  • Цветные карандаши (6 цветов)
  • Ножницы с закругленными концами в чехле

4. Тетради        12, 18 листов с четкой разметкой:

-10 в клетку

  • 5 в линию (с косой разметкой)

5. Обложки:

  • для тетрадей
  • для учебников с фиксированной закладкой

6. Дневник        в обложке

7. Краски        акварельные медовые, гуашь (6 цветов, включая белый)

8. Кисти        №3,  №5,  №8  (белка, колонок)

9. Альбом        А-4  (листы А-3)

10. Цветной        картон

11. Белый        картон

12. Цветная  бумага

13. Клей        ПВА с кисточкой или карандаш (для бумаги)

14. Пластилин        (7 цветов)

15. Доска для работы с пластилином

16. Физкультурная        форма для зала и улицы (уточнить у учителя), спортивная обувь

17. Лыжи        (по размеру) без палок

18. Ткань,        иголка (в игольнице), нитки

19. Тряпка,         стаканчик для воды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке, отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!

Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!

Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...