Мастер-класс "Мы-мудрецы"
план-конспект на тему

Сидорова Альбина Сергеевна

Уточнение знания учащихся о языковых афоризмах как о средстве образной и выразительной литературной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассная работа44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер - класса на тему «Интеллект и духовность – формула возрождения России»

Цели урока: 1. Уточнить знания учащихся о языковых афоризмах как о средстве образной и выразительной литературной речи.

2.  Развитие умения логически размышлять, анализировать.

3. Способствовать воздействию через образы пословиц на развитие души, установок характера и совести ребёнка, осознанию нравственной ценности своих поступков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего урока «Мы - мудрецы». Именами своих мудрецов, философов прославилась Древняя Греция. Мы сегодня с вами тоже будем мудрецами. Силой мысли и воображения мы перенесёмся в Древнюю Грецию.

На экране м/м картинки с видами Древней Греции.

Картина 1.

На сцене образуется Парк Академус, на траве рассаживаются мыслители.

Учитель: - Представьте, Древняя Греция, парк Академус – Парк Мудрецов. Там каждый день собираются мыслители, ведь Академия объединяет самых мудрых людей. Сократ размышляет, А Платон записывает. А так как Сократа уже нет, и Платона нет, то мудрецы – это вы. Выберите себе имя мудреца.

Сцена замирает.

На м/м экране появляются имена древнегреческих философов.

Фалес

Аристотель

Платон

Сократ

Диоген

Учитель: - Выберите себе имя мудреца. Может быть вы – Фалес, который учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги.

- А может быть вы - Аристотель, который,  усвоив философию Платона, своего учителя, и, увидев, что тот ошибается, покинул учителя со словами: «Платон мне друг, но истина дороже».

- А может быть вы Платон, которого накануне перед смертью спросили: «Будут ли тебя вспоминать потомки?» На что он ответил: «Было бы доброе имя, а записки будут».

-А может быть вы выберете себе имя Сократа, смеявшегося над теми, кто заботится только о своих материальных потребностях. «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть», - говорил он.

- И, наконец, может быть вы будете Диогеном, который чтобы показать афинянам, что он не считает их достойными называться людьми, средь бела дня ходил с зажженным фонарём по городу и говорил: «Ищу человека».

3. Работа над крылатыми выражениями.

Учитель: - Ну вот, теперь вы – мудрецы, у вас есть имена, и я, обращаясь к вам могу называть вас по имени. Мы – мудрецы, и мы будем размышлять над мудрыми изречениями.

- Уже в начале урока вы слышали такие изречения древнегреческих философов. «Ищу человека», «Платон мне друг, но истина дороже» - всё это крылатые выражения. Они вошли в нашу речь из литературных или других источников, и имеют автора. Мы используем их в своей речи для подкрепления собственной мысли, чтобы сделать мысль значительно точнее, эмоциональнее.

-Многие изречения древнегреческих философов стали крылатыми выражениями. Например, всем известны знаменитые изречения Фалеса.

Картинка 2.

Мыслители по очереди спрашивают у Фалеса:

-Что больше всего на свете?

Фалес: - Больше всего на свете пространство.

- Что быстрее всего?

Фалес: -  Быстрее всего необходимость.

- Что сильнее всего?

Фалес: - Сильнее всего необходимость.

- Что мудрее всего?

Фалес: - Мудрее всего время.

- Что легче всего?

Фалес: - Легче всего дать совет другим.

- А что тогда труднее всего, Учитель?

Сцена замирает.

Учитель: - А как вы думаете, что труднее всего? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Зал отвечает на поставленный вопрос.

-Давайте сейчас послушаем, как ответил на этот вопрос древнегреческий философ Фалес.

Картинка 3.

-А что тогда труднее всего, Учитель?

Фалес: - Труднее всего – познать самого себя.

Сцена замирает.

4. Работа над пословицами.

Учитель: - Труднее всего – познать самого себя. Сейчас мы с вами попытаемся познать себя с помощью пословиц. Пословицы – это тоже краткие изречения, но в отличие от крылатых выражений не имеющие автора. В основе пословицы лежит суждение о свойствах людей или явлений, даётся их оценка (то хорошо, а это плохо) или предписывает образ действий (следует и ли не следует поступать так-то). Нередко пословица имеет характер предписания или совета.

-Итак, познаем себя через пословицу.  Прежде, чем вставить нужные слова в пословицы, послушайте своё сердце, ведь каждый поймёт их по-своему. Познайте самого себя,

На м/м установке появляются пословицы.

Солнце всех солнц есть …  .

Твоя … есть твоя известность.

Живи по … -  минуешь горести.

Кто ищет трудность, находит …  .

-Итак, начнём. Что, по-вашему,  есть «солнце всех солнц»? (Сердце).

-Действительно, это сердце, твердыня всех чувств и престол сознания.

- А что же может сделать человека известным? ( Честность).

- Да, можно быть честным человеком и не будучи великим, но нельзя быть великим человеком, не будучи честным.

- Как жить, минуя горести? Что для этого необходимо? (Совесть).

- Это верно. Совесть – это правильный суд доброго человека. Без совести и при большом уме не проживёшь.

-И, наконец, что находим мы через трудность? (Мудрость).

- Мудрость. Вот вы и познали себя. Я рада, что ваши суждения совпадают с суждениями народной мудрости.

- Пословицы – это отголоски опытности и мудрости. Платон говорил: «…Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше и мудрее его самого». Давайте и мы опять вернёмся в наш парк, побудем около мудрецов.

- Мы знаем, что Сократ жил в Афинах. Он ходил по базарам и задавал людям, казалось бы простые вопросы: что есть добро, а что зло, что такое полезное, а что такое прекрасное?

Картинка 4.

Сократ: - Дождь это добро?

-Да, ведь без дождя мы не сможем вырастить хороший урожай.

Сократ: - А когда дождь идёт во время уборки?

- Тогда он зло.

Сократ: - Так что же такое дождь – добро или зло?

Сократ: - А что прекраснее – глиняный горшок или статуя знаменитого скульптора?

- Конечно, статуя!

- А если вам не в чем сварить обед, что вы предпочтёте – статую или горшок?

Сцена замирает.

Учитель: - Мы ежедневно оказываемся перед выбором: добро или зло, любовь или ненависть. Мы будто стоим на распутье перед камнем судьбы, который предоставляет нам право выбора. «Прямо ехать – убитому быть! Налево ехать – женатому быть! Направо ехать – богатому быть! Всё судьбой сие предписано».

-Послушаем народную мудрость.

Картинка 5.

Мудрецы озвучивают пословицы.

Жизнь пройти – не поле перейти.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Сердце умнее.

Спеши творить добро.

Мы - мудрецы, и мы стоим с вами перед камнями. Камни не простые.

-Краеугольный камень

- Камень преткновения –

- Философский камень –

- Волшебный камень –

- Расставьте данные пословицы по значению на нужный камень.

Даётся время на работу зала.

Учитель: -Итак, давайте проверим.

На м/м экране слайд.

         Крауегольный камень – «Жизнь прожить – не поле перейти»

               Камень преткновения – «Что посеешь, то и пожнёшь»

              Философский камень – «Сердце умнее»

              Волшебный камень – «Спеши творить добро»

6. Творческая работа.

Учитель: - Как мы сказали, крылатое выражение имеет своего автора. Вы, мудрецы, и вы тоже можете составить собственное изречение. А кто знает, может быть и оно станет крылатым, и послужит многим людям.

-Вам предлагаются слова .

На м/м – ручей

              радость

             гора

            забота

7. Чтение составленных изречений.

- За мудрость и за смелость мы принимаем в ряды мудрецов и водружаем  Лавровый венок.

Картинка 6.

Мудрецы водружают на голову победителя венок из лавра.

8. Итог урока.

Учитель: - Видите, как много мудрых изречений мы сегодня вспомнили, а может быть какие-то из них услышали впервые. Почему же они живут веками? (В них отражена мудрость народа, его опыт).

-Величайшее богатство народа – язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть,  ни в одной из форм языкового творчества, как в народной мудрости, так не проявляется ум, национальная история и мировоззрение.