Главные вкладки

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. .
    методическая разработка на тему

    Сорокина Татьяна Андреевна

     Выступление на РМО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Выступление253 КБ

    Предварительный просмотр:

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.

    Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.

    Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.

    Характеристика познавательных процессов

    Восприятие. Это основа познавательной деятельности.

     Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.

    · Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.

    · Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной.

    К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.

    Память.

     В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:

    · Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.

    · Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

    · Требуется подключение всех видов анализаторов.

    Воображение.

    На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

    Мышление.

    У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.

    Развитие речи.

      Речь напрямую связана с мышлением.

    · Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса

    · Более точным становится значение слов

    · Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время

    · Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух

    Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.

                                Методы активизации познавательного развития младших школьников

    К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.

    Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и воспитания, и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

    Уровни познавательной активности:

    Воспроизводящий.

     Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.

    Интерпретирующий.

     Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.

    Творческий.

     Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.

    Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:

    Дискуссии.

     Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.

    Самостоятельная работа.

     Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь.

    Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.

    Проблемное изложение.

    На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.

    Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда.

     Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

     Активизация познавательной деятельности: предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность.

    Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучения и воспитания, и использования современных образовательных технологий

    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности.

    Главная цель воспитателя группы продленного дня  - не просто помощь в подготовке домашнего задания, а создать условия для формирования всесторонне развитой личности. Для успешного достижения поставленной цели в современном мире необходимо использование ИКТ. Применение информационных технологий в работе воспитателя позволяет сделать занятия  в группе более интересными, активизировать внимание и познавательные способности учащихся.                                                                                                  В наше время использование информационных технологий вызывает у детей большой интерес. Поэтому, на наших занятиях в группе продлённого дня также возникла необходимость использования ИКТ, которые позволяют сделать и самоподготовку, и провести дополнительные занятия более продуктивно. Обучение идет легче и результаты выше. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий:

     тщательно отбирать предлагаемый материал;

     грамотно его подавать;

     обрабатывать получаемые результаты;

     учитывать их в дальнейшей работе.

    Грамотное использование современных информационных технологий способствует:

     развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей;

     усилению  мотивации учения;

     снижению дидактических затруднений у учащихся;

     развитию логического мышления, памяти, воображения, восприятия;

     повышению активности  младших школьников на уроке;

     приобщению школьников к достижениям информационного сообщества.

    Какие же достоинства у информационных технологий?

    1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

    2. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

    3. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

    4. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

    5. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

    6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

    7. Повышают качество педагогического труда.

    8. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

    На своих занятиях группы продленного дня  я пользуюсь различными программами. Такими как: MS WORD, MS POWER POINT, MS Publisher. Эти программы  применяются на разных этапах занятий. Они используются для создания наглядности, различных таблиц. Для создания дидактических   материалов применяется текстовый редактор WORD, который применяется в работе, как со слабоуспевающими учащимися, так и с сильными.  Программа  MS POWER POINT  обладает  большим потенциалом наглядно- образного  представления. На мой взгляд эта программа просто необходима в работе воспитателя. С помощью этой программы к занятиям и внеклассным мероприятиям создаются презентации, или нахожу уже готовые в Интернете. С использованием этого материала занятия проходят эмоционально, в игровой форме, что помогает более качественно усваивать материал. Бурное развитие новых информационных технологий наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

    Использование компьютера во внеурочное время, способствует развитию познавательной активности учащихся, их интереса к предметам изучения. Слайды, выведенные на большой экран, - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления мероприятия.

    Интернет является главным источником при подготовке к занятиям. Он содержит богатейший информационный потенциал. Ведь очень часто Интернет может служить  единственным источником, того, чтобы найти картину художников, портрет какого-либо писателя,  изображение редких растений и животных. Это становится  ярким  наглядным пособием  на занятиях.

     Воспитательную работу с использованием ИКТ строю в разных формах, но одной из главных форм был и остаётся клубный час. Клубные часы разрабатываются по основным направлениям:

    1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

    2. Приобщение к многонациональной культуре:

    3. Формирование культуры поведения.

    4. Знакомство с культурой семейных отношений.

    5. Формирование культуры труда.

    6. Организация здорового образа жизни

    Я считаю, что при решении задач в воспитании младших школьников по всем этим направлениям, воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение самого главного качества - интереса маленьких школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.

    Использование ИКТ на клубных часах способствует:

    развитию интереса ребенка к содержанию клубного часа;

    развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;

    эффективному управлению внимания учащихся;

    активизация познавательной деятельности;

    формированию навыков исследовательской работы;

    повышению информационной культуры;

    усилению эмоционального воздействия.

    На клубных часах я применяю различные формы использования новых информационных технологий, а именно:

    презентации;

    плакаты;

    поиск и обработка информации в сети Интернет;

    электронные ресурсы медиатека.

    Клубные часы проведенные в такой форме детям очень нравятся, они помогают им становиться активными участниками, помогают  подготовить домашнее задание.

    Каждый современный  воспитатель обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь при активном использовании компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания это  влияет на рост профессиональной компетентности воспитателя и позволяет осуществлять гибкое управление воспитательным процессом. Также применение ИКТ вызывает  у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации  личности младших школьников.

    Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Воспитателю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.

    Литература:

    1.Ш.А.Амонашвили “Активизация познавательной деятельности младших школьников”.
    под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45.


    2. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”:
    Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с. 18-27.


    3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.                                                                                                    

    4. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.

    5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть

    6. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,Н.К. Конопатова «Информатика и ИКТ», М: БИНОМ,2008год,

     

     

     

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    общая образовательная школа с. Поповка

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.

                                                             Подготовила: воспитатель группы продленного дня

                                                                                      МОУ ООШ с.Поповка

                                                                                      Сорокина Т.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности младших школьников через современные образовательные технологии

    Активизация познавательной деятельности через современные образовательные технологии...

    Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

    В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

    Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий

    Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов по теме "Активизация познавательной деятельности младших  школьниковчерез применение современных технологий"...

    "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

    Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

    Активизация познавательной деятельности младших школьников через игровые технологии

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творчество-поисковом уровне, но и будничные шаги ...

    «Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».

    laquo;Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий»....

    Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

    Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....