Сценарий классного часа: "Толерантность-что это?"
классный час (4 класс) на тему

Елисеева Наталья Михайловна

Цели классного часа

- создание доброжелательной обстановке в классе

- ознакомление  с понятием «толерантность»

- стимулирование воображения в поисках собственного понимания толерантности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

        МАОУ Заборьевская средняя общеобразовательная школа

                                      Классный час

   « ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?»

                       3 «Б» КЛАСС

                КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :

       ЕЛИСЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

                         

                                      2013 Г.

Цели :

- создание доброжелательной обстановке в классе

- ознакомление  с понятием «толерантность»

- стимулирование воображения в поисках собственного понимания толерантности

Вводная часть:

Задача: введение в проблему

Процедура проведения: принимаются правила коллективной работы. Учитель рассказывает учащимся о том, что такое толерантность и интолерантность ( или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости.

 

Разминка.

Задача:

- создание непринужденной обстановки

- самовыражение

Упражнение «Чем мы похожи?»:

Процедура проведения:

Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому, что у нас с тобой одинаковый цвет волос ( или мы одного роста и т.д.)» света выходить вкруг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Материал: мяч.

Процедура проведения:

Ведущий предлагает участникам придумать комилименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент,  например : «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хрчет сказать свой комплимент, и т.д. важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Основное содержание .

Упражнение «Что такое толерантность?»

Задача:

- предоставление участникам возможности сформулировать научное понятие толерантности

Материалы: определения толерантности, написанные на листах бумаги, доска.

Процедура проведения:

Ведущий делит участников группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Следует попросить участников включить в это определение то, что по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

   После окончания обсуждения в группах каждое определение записывается на доске.

    После того, как группы представят свои определения, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к слушателям. Участники получают возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

   Вопросы для обсуждения:

- Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что объединяет некоторые из предложенных определений?

- Какое определение наиболее удачное?

- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность» ?

( следует обратить внимание, что понятие «толерантность» имеет множество сторон и каждое определение выявляет какую-то одну грань толерантности)

Рефлексия:

- многие из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

- Представляется ли вам тема толерантности нужной, и если да, то почему?

        МАОУ Заборьевская средняя общеобразовательная школа

                                     

     «Я В МИРЕ… МИР ВО МНЕ.. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ»

                       3 «Б» КЛАСС

                КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :

       ЕЛИСЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

                                     2013 Г.

Форма проведения : проектная деятельность.

Тема проекта: « Я в мире…мир во мне…»

Подтема проекта: « Толерантность – путь к миру» или « Бережное отношение к внутреннему миру человека»

Оборудование:

- проектор

- экран для проецирования

- плакаты по толерантности

- карандаши, клей, пластилин, бумага

- фотографии

- разрезные карточки

  1. Замысел проекта.

На основе просмотренного видеоролика, предполагается вывести учащихся на тему «Толерантность – путь к миру»

          2. Задачи проекта:

  1. Выбор качеств толерантного человека
  2. На основании выбранных качеств будут выстраиваться дальнейшие шаги проекта:

 Изучение качества «милосердие».

 Выявление этого качества у себя. Поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. Представление результатов.

  1. Форма представления проекта:

  1. Свод правил поведения с людьми
  2. Альбом с рисунками
  3. Книга

Ход проведения:

  1. Вступительное слово учителя.

Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг меня. Как интересен и противоречив мир во мне. Сегодня мы рассмотрим еще одну грань внутреннего мира каждого из нас.

    Ребята, посмотрите притчу о толпе, которая не помнит своей истории, не знает , и не хочет ее знать.

  1. Просмотр видеоролика.

  1. Обмен впечатлениями.

- Объясните причины того, что никто не любил белого ворона, и он стал предметом нападок со стороны других?

- Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

- Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

- Вспомните известные случаи жестокого несправедливого отношения.

( «Гадкий утенок», «Чучело», « Волк и ягненок» и т.д.)

- Как вы думаете, о чем можно поговорить нам сегодня?

( О бережном отношении к внутреннему миру человека)

Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность». Как вы его понимаете?

( ребята объясняют)

Учитель: Описать толерантность довольно трудно, возможно из-за того, что в разных языках она определяется по –разному. В английском языке толерантность- «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском – «уважение свободы другого, его образа мыслей», в арабском – толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание и терпение» , в персидском – «готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

  1. Смысловая поддержка.

Учитель : Ребята, сейчас вы разойдетесь по группам. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них?

а) «Не делай другому того, от чего больно тебе»

б) «Во всем , как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

в) «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»

г) «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся  к самим себе»

- Передайте эти мысли своими словами.

- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Ученики: люди должны быть снисходительны друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Учитель: Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть толерантность? Давайте попробуем составить образ толерантности.

  1. Образ толерантности. ( работа в группах)

Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать маски, фотографии, мягкие игрушки.

  После выполнения задания, идет защита своего образа толерантности ( работы вывешиваются на стенде)

Учитель: Посмотрите на представленные плакаты. Как вы их понимаете?        ( ученики рассматривают плакаты, высказывают свои мнения: « ..на земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, .. они должны уметь договариваться между собой»)

Учитель: Образ толерантности мы составили. Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

  1. Качества толерантности. ( работа в группах)

Учитель:

- Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые , по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

  В каждом конверте по 10 -12 слов.

Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт №4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Ребята выбирают пять слов – качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на доске под образом толерантности. Все подводят итог.

 

 Учитель: Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как ( называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят) :

- уважение

- милосердие

- миролюбие

- великодушие

- сострадание

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли могут спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

( ребята говорят о том, что бывает так, что ссорятся, не могут выслушать друг друга до конца, не уступают в играх товарищам)

 Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим? Как мы это можем сделать? Когда мы это будем делать и кто будет участником?

  1. Работа в группах.

У каждой группы на столах лежат вопросы, на которые они должны ответить:

А) Необходимые действия:

- Что мы можем сделать?

- Как представить результат?

Б) Когда сделать?

В) Кто будет участником?

(Ученики предлагают изучить качества личности: уважение, милосердие, миролюбие, великодушие, сострадание., посмотреть, а есть ли в ребятах нашего класса эти качества, выработать действия по воспитанию этих качеств)

Учитель: А зачем мы будем это с вами делать? Какой результат мы ожидаем?

Учащиеся : Может мы изменимся сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу. Мир станет светлее и добрее. Мы можем созданную книгу оставить себе на память, подарить другим классам, выступить перед другими ребятами.

   Учитель благодарит ребят за хорошие идеи, дает домашнее задание:

- узнать, что означает слово милосердие, нарисовать рисунки по теме, написать эссе, принести вырезки из газет.

  1. Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»

Учитель: Ребята, встаньте в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем – комплимент. Например, спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг.

Мне нравится , когда ты смеешься и шутишь.

Ты здорово помогаешь другим.

 Пусть все снимут свои листы и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы сомневаетесь в себе. А я хочу подарить вам стихотворение А.Усачева «Удивительный гномик»

Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Презентация к классному часу"Толерантность" 2 класс

Самоанализ открытого классного часа Классный руководитель: Эгго А.Л. Тема « Что такое толерантность?» Форма проведения: « круглый стол» с сюжетно - ролевыми задачами, проблемными вопросами. Класс 2 «А...

Конспект классного часа "Толерантность - что это?"

Классный час для учащихся 3-4 класса. Учащиеся знакомятся в игровой форме с новым понятием....

Презентация к классному часу "Толерантность"

Работа поможет при подготовке к классному часу на тему Добро....

Конспект классного часа Толерантность - путь к миру и согласию.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путем....

Сценарий классного часа "Толерантность- путь к миру"

Сценарий классного часа "Толерантность- путь к миру"...