Методическая разработка внеклассного мероприятия"Живая книга Победы"
методическая разработка (3 класс) на тему

Артамонова Елена Валентиновна

Материал рекомендован  для учителей начальных  классов.Можно  использовать для проведения  классного часа,урока  мужества ,во внеурочной  деятельности. Буду очень рада,если кому-то принесёт  пользу  в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:


Артамонова Елена Валентиновна,

учитель начальных классов, классный руководитель ,воспитатель группы продлённого дня ГБОУ СОШ №358

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

«ЖИВАЯ КНИГА ПОБЕДЫ»

Пояснительная записка

Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в Великой Отечественной войне – исторический подвиг советского народа, который  ярко показал пример стойкости, мужества и массового героизма в борьбе за свободу и независимость Родины.

В настоящее время назревает необходимость привить современному ребенку чувство патриотизма и гордость за свою Родину. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Данное методическое пособие (сценарий) поможет при подготовке и проведении классного часа, посвящённого Дню Победы.

Разработка рассчитана на учащихся начальной школы. Целью проведения данного классного часа является создание «Живой Книги Победы», которая будет содержать в себе работы учащихся по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». Работы могут быть представлены в виде разноплановых проектов по темам:

  • семейный архив;
  • герои Великой Отечественной войны;
  • война в произведениях детской литературы;
  • памятники в Московском районе, посвященные победе.

Предполагаемый результат: формирование у учащихся нравственных, эстетических взглядов по вопросам Великой Отечественной войны, памяти о ВОВ, развитие чувства любви и уважения к своей стране, создание «Живой Книги Победы».

Вступление

Предварительно была проведена исследовательская работа и составлен проект «Книга памяти», посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Время занятия: 40 – 45 минут.

Возраст: 8 – 10 лет.

Цели:

  • формирование гражданского самосознания учащихся;
  • воспитание патриотизма, гуманизма и других нравственных и культурных ценностей;
  • развитие интереса к истории, к жизни людей, к своей семье;
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • Задачи:
  • Образовательная: рассказать о жизни  и подвиге людей во время Великой Отечественной Войны.
  • Развивающая: способствовать развитию логики и внимания.
  • Воспитательная: способствовать появлению духа патриотизма и бережному отношению к ветеранам и пожилым людям.

Оснащение:

  • ноутбук с аудиосистемой;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • тексты и подлинники фронтовых писем, извещений о смерти;
  • раздаточный материал;
  • детские рисунки;
  • презентация.

Оформление зала – цветы, шары, флажки, плакаты военной тематики, выставка работ победителей конкурса рисунков, боевых листков.

Методы воспитания, используемые на мероприятии:

  • Метод-рассказ;
  • Метод-беседа;
  • Метод-поощрение;
  • Метод-наглядность.
  • Основной метод – словесно-наглядный.

Форма проведения – классный час.

Приглашенные гости – житель блокадного Ленинграда Тунгулина Тамара Ивановна, ветераны Великой Отечественной войны, родственники учащихся.

Организационный момент

Фонограмма – песня М. Матусовского «С чего начинается Родина».

На данном этапе прослушивается фонограмма с целью создания положительного настроя.

Учитель – чтение стихотворения З. Александровой «Родина»: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Фонограмма – звуки разрывов снарядов и бомб.

Вступительная часть

Фонограмма – песня В. Лебедева-Кумача «Священная война».

Введение в тему занятия.

Чтец №1 – стихотворение «Носите ордена»:

Вам, ветераны яростных сражений,

Чья закалялась молодость в бою,

Я вам дарю своё стихотворение,

А вместе с тем, признательность свою.

За то, что вы геройски воевали,

В глаза глядели тысячам смертей.

За то, что никогда не забывали

О долге перед Родиной своей.

Носите ордена и в праздники, и в будни,

На строгих кителях и модных пиджаках.

Носите ордена, чтоб видели все люди

Вас, вынесших войну на собственных плечах.

Ведущий №1:

Приближается праздник - День Победы. Это «радость со слезами на глазах» - так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Ведущий №2:

А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за восемьдесят. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.

Учитель:

Сегодня на занятии мы пролистаем страницы истории.

Фонограмма – песня Б.Окуджавы «Ах война, что ты подлая сделала».

Выходят учащиеся в пилотках. Музыкальная композиция.

Учитель:

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.

Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.

Чтец №2 – стихотворение С. Щипачева:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на занятии.

Основная часть

Самое страшное испытание двадцатого века.

Фонограмма – песня Р. Гамзатова «Журавли».

Листая страницы истории

Учитель:

Почему же память именно об этом дне 9 мая передается из поколения в поколение, от родителей к детям, от дедов к внукам?

Что же для нас день 9 мая? Просто ли «красный день календаря»?

Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 70 - годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Чтец №1:

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Чтец №2:

Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 гр. хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Чтец №3:

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Чтец №4:

Война… От Бреста до Москвы – 1000 км , от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.

Ведущий №1:

Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вел ожесточенный бой с огромными силами вражеских войск.

Чтец №1 – стихотворение А. Граши «Брестская легенда».

О крепости Брестской я слышал рассказ,

Легенду, прекрасней старинных…

В той крепости, вражьей ордой окружен,

Границу страны защищая,

Пожертвовал жизнью своей гарнизон,

Захватчикам путь преграждая…

Чтец №2:

Навеки останутся в памяти народной события, связанные с Блокадой Ленинграда.

Встал он навстречу фашистской грозе ,город, где были героями все…

Фонограмма – С. Рахманинов Концерт № 2.

Метроном.

Дневник Тани Савичевой (читают дети).

Учитель:

Несмотря на героизм и отвагу советских войнов, 8 сентября 1941 г. врагу удалось подойти вплотную к городу и окружить его. На защиту поднялись все. Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, обходили квартиры в поисках металлолома для изготовления снарядов. В осажденном городе работало 39 школ. Не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, но дети учились. Опасен и труден был путь обратно домой. Они умирали не только дома, на улице и прямо в классе.

Пережить эту войну было страшным испытанием. Голод, холод, ежедневные бомбежки. По несколько раз в ночь по сигналу «Воздушная тревога» спускались в бомбоубежище. Дыхание людей согревало всех: детей, стариков, взрослых. Не хотелось возвращаться в холодные квартиры. Так продолжались долгие дни, месяцы, годы…

Чтец №1 – стихотворение Ю. Воронова «В школе»:

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Учитель:

Люди умирали, поэтому как-то надо было выживать. Продавали все ценное за кусок хлеба.

Чтец №2 –стихотворение О.Берггольц «Ленинградская поэма»:

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

Фонограмма – песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа».

Учитель:

Эти события запомнятся нам:

  • разгромом немецко-фашистских войск под Москвой;
  • Сталинградская битва;
  • битва на Курской дуге;
  • действия партизан и подпольщиков на оккупированных территориях;
  • героическая работа в тылу…

Живая книга памяти

Слайд-шоу проектов.

Презентация проектов:

  • семейный архив;
  • герои Великой Отечественной войны;
  • война в произведениях детской литературы;
  • памятники в Московском районе, посвященные победе.

Заключительная часть. Великий подвиг победы.

Учитель:

В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Исторический день 9 Мая стал Днем Победы над фашистской Германией.

24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила!

В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Учитель – почтим память павших героев минутой молчания.

Минута молчания.

Ведущий №1 – стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной...»:

Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Ведущий №2 – стихотворение М. Исаковского «Неизвестный солдат»:

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Учащиеся выходят на сцену и читают отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»:

Чтец №1:

Помните!

Через века,

через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,–

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Чтец №2:

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,–

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,–

пожалуйста,

помните!

Чтец №3:

Песню свою

отправляя в полет,–

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет,–

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,–

о погибших

помните!

Чтец №4:

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,–

заклинаю,–

помните!

Рефлексия

Фонограмма – песня В. Харитонова «День победы».

Поздравление ветеранов и роспись в книге памяти

Источники информации

1. Колпакова Д. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. – СПб, ДЕТГИЗ-Лицей, 2005 – 320 с.

2. http://www.profobrazovanie.org/

3. http://www.urokiistorii.ru/

4. http://poetrylibrary.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы "Живая легенда"

     Открытое внеклассное мероприятие  «Живая легенда» проводилось  с целью воспитания чувства патриотизма у учащихся;  посвящён героям...

Внеклассное мероприятие "Живая газета"

Коллективное творческое дело. События класса, школы, страны в стихах, частушках и песнях....

Внеклассное мероприятие "Живи, планета"

Воспитание экологической культуры...

Внеклассное мероприятие "Живая классика" в начальной школе

Внеклассное мероприятие "Живая классика" в начальной школе...

Конспект внеклассного мероприятия "Живи.Твори. Мечтай"

Конспект внеклассного мероприятияНа тему «Живи. Твори. Мечтай»Цели: выявление наименее (наиболее) осознаваемых мотивов ученика; определение особенностей развития креативности у ребенка мла...