Диагностические методики для классного руководителя начальной школы
статья (2 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка.

 2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

-содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

-диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;

-результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;

-любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

-по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

-необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.

Диагностики, проводимые в начальной школе можно разделить на 4 группы:

- диагностики изучения классного коллектива;

- диагностики изучения школьной мотивации;

- диагностики изучения личности учащихся;

- диагностика удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.

К первой группе относятся следующие диагностики.

  1. Социометрия.

Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.  

Социометрию среди учащихся начальных классов можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.

 Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».

 После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

 Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

  1. Диагностическая методика «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена - ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

  1. “Пьедестал”.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

  1. Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

  1. Мультфильм о нашем классе

   Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучивать каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?

  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?

  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)?

  4. Какие проблемы поднимает мультфильм?

6.  Методика «Мой портрет в интерьере»

        Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера ( книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т. д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включает в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

  1. Методика «Незаконченное предложение»

   Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Не совпадение точек зрения, взглядов, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

   Предложения для учащихся:

Школа для меня – это …

Класс, в котором я учусь, - это …

Учителя для меня – это люди, которые …

Мои одноклассники – это …

Уроки для меня – это …

Предметы, которые мне нравятся, – это …

Предметы, которые мне не нравятся, - это…

   Предложения для родителей:

Школа, в которой учится мой ребенок, - это …

Класс, в котором учится мой ребенок, - это …

Одноклассники моего ребенка – это …

Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …

Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это …

Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это …

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

Я радуюсь, когда …

Я огорчаюсь, когда …

Я плачу, когда …

Я злюсь, когда …

Мне нравится, когда …

Мне не нравится, когда …

Я верю, когда …

Если у меня хорошие новости, то я …

Если у меня что – то не получается, то я …

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребенок …

Я огорчаюсь, когда мой ребенок …

Я плачу, когда мой ребенок …

Я злюсь, когда ребенок …

Мне нравится, когда мой ребенок …

Мне не нравится, когда мой ребенок …

Я не верю, когда мой ребенок …

Я верю, когда говорят, что мой ребенок …

Если у моего ребенка хорошие новости, то …

Если у моего ребенка плохие новости, то …

Если у моего ребенка что – то не получается, то …

Ко второй группе относятся следующие диагностики.

  1. Краски.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

  1. Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в школе, в классе, с друзьями, с учителем с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

  1. Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

  1. Градусник.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

Русский язык - 39

Математика - 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

  1. Цветопись.

Учащиеся ежедневно в течение пяти дней отмечают любым цветом своё настроение утром, когда приходят в школу, и днём, когда уходят домой. По цветам мы определяем комфортно ребёнку в школе или нет.

  1. Обращение-инструкция: «Ребята, я предлагаю вам выполнить ответственное задание. Нужно прочитать весь список качеств коллектива. Под вопросом «Что еще?» напишите ту черту коллектива, которую вы считаете важной, но которая не вошла в предложенный перечень.

 Потом нужно выбрать самое главное качество по вашему мнению. Этому качеству присваивается первое место, рядом с ним напишите цифру 1. Затем нужно выбрать качество класса второе по важности – написать цифру 2, и так до самого последнего 13-го места.»

Главное чтобы в классе…

1. было весело и интересно

2. была деловая атмосфера и добросовестное отношение к учебе

3. все ребята занимали активную позицию, пассивных не было

4. все вопросы решались сообща

5. было ответственное отношение к поручениям

6. почти каждый мог бы быть организатором

7. все ребята были увлеченными, творческими

8. было сильное общественное мнение

9.  у всех была возможность проявить себя в классе

10. все ребята хорошо знали друг друга

11. была взаимная требовательность и принципиальность

12. была настоящая дружба между ребятами

13. Что еще…

«Теперь, когда всем качествам вы определили места, приступайте к самому главному: оцените в процентах, как проявляется каждое качество в вашем классе. Если  качество присутствует в классе все время, поставьте рядом с ним 90 или даже 100 %. Если эта черта проявляется часто, напишите 70 или 80 %. Если это похоже на ваш класс в половине случаев, пишите 50, 60 %. Если так бывает только иногда - 30, 40 %. И если совсем редко и почти не бывает такого – 10, 20 %.»

Уровень развития коллектива определяется средней по классу суммой процентных показателей по каждому качеству. При обработке методики обратите внимание на 5 характеристик коллектива, которые чаще всего называли самыми важными, а также на другие 5 характеристик, которые чаще всего оказывались на последних местах. Для определения индекса ценностно-ориентационного единства воспользуйтесь формулой:

ЦОЕ= А-В / 5N

 где А   -количество раз, когда ученики выбирали важное качество на 1-5 место

В   - количество раз, когда ученики выбирали неважное качество на 1-5 место

N  - число учеников, заполнивших методику

и умножьте индекс ЦОЕ  на 100 %.

Ценности коллективной жизнедеятельности способны выступать источником формирования ценностных ориентаций личности. Именно здесь личность через творческое участие в делах коллектива становится «автором» своего саморазвития и самоопределения.

  1. Я и коллектив

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция. Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами а, б или в. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

Анкета

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а — знает больше, чем я;

б — все вопросы стремится решать сообща;

в — не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а — используют индивидуальный подход;

б — создают условия для помощи со стороны других;

в — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

а — знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

в — помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а — некому помогать;

б — не мешают при выполнении задачи;

в — остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а — я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

б — мои усилия достаточно вознаграждены;

в — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

а — каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б — каждый занят своим делом и не мешает другим;

в — каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

а — создают дух соперничества между учениками;

б — не уделяют им достаточного внимания;

в — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8.  Больше всего удовлетворение в жизни дает:

а — возможность работы, когда тебе никто не мешает;

б — возможность получения новой информации от других людей;

в — возможность сделать полезное другим людям.

9.  Основная роль преподавателя должна заключаться:

а — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

в — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

а — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

в — стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

а — имел ко мне индивидуальный подход;

б — создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

в — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12 . .Нет ничего хуже того случая, когда:

а — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

б — чувствуешь себя ненужным в группе;

в — тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

а — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

в — успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

а —  работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

б — работать индивидуально с преподавателем;

в — работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка и интерпретация результатов

На основании ответов испытуемых с помощью ключа (табл. 3) производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» — «П», «коллективистический» — «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

аИ+вП+сК, где а — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; в — «прагматическому»; с — «коллективистическому», например: 4И+6П+4К

Таблица 3.

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический

10Б

10В

10А

11А

11В

11Б

12А

12Б

12В

13В

13Б

13А

14В

14А

14В

  1. Вопросы для социометрии

Кого бы ты пригласил на свой День рождения?

Кого бы ты оставил?

( неформальные отношения)

С кем бы ты хотел сидеть на контрольной работе?

С кем бы не хотел

( лидеры в обучении)

Кого бы ты назначил командиром отряда?

Кого бы не назначил?

(деловые качества)

К третьей группе относятся следующие диагностики.

  1. Десять моих "Я"

 Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я - умный

Я - красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

  1. Что у меня на сердце.

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: "Ребята, иногда взрослые говорят, что у них "легко на сердце" или " тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

  1. Диагностика «Выявление уровня самооценки учащихся».
  2. Диагностика изучения уровня воспитанности учащихся.

К четвёртой группе относятся диагностики  удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.

К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.

Диагностические методики изучения классного коллектива

1-й класс

Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

Диагностическая методика №2. «Солнце, тучка, дождик».

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, с друзьями, дома с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Диагностическая методика №3. «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

2 класс

Диагностическая методика №1. « Пьедестал».

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 2. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Диагностическая методика № 3. «Социометрия »

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания

Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

3 класс

Диагностическая методика №1. «Круги на воде».

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.

Диагностическая методика №2. «Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку).

Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)

4.Какие проблемы поднимает мультфильм.

Диагностическая методика № 3. «Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

4 класс

Диагностическая методика № 1. «Самые памятные события из жизни моего класса»

Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

Диагностическая проективная методика № 2.

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

1.  Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это____________________

2.  Ребята, с которыми я не дружу в классе, это________________________

3.  Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это_____________

4.  Ребята, с которыми я, не общаюсь после уроков, это_________________

5.  Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это ___________

6.  Ребята, без которых мне было бы трудно, это_______________________

 

Диагностическая методика № 3. «Необитаемый остров»

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

Диагностическая методика № 4. «Портретная галерея нашего класса».

Классный руководитель обращается к учащимся со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете 4 класс, а я ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами, словесными или рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный портрет нашего класса, рассказывая о себе в виде небольшого сочинения». Таким образом, учащиеся пишут свою характеристику и рисуют свой автопортрет.

Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в 4 классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной самохарактеристике, на определении своей роли в классе

Мнение о классе

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1.

Мнение о дружбе и приемлемости в классе

1.   Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.   Наш класс дружный.

3.   В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.   В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5.   Наш класс недружный, возникают ссоры.

6.   Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2

Мнение о взаимопомощи в классе

1.   В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда  просят об этом.

4.   В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3.

Мнение о взаимной ответственности в классе

1.  У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2.   В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3.   Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4.  Мы стараемся  не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6.  В нашем классе нет взаимной ответственности.

 

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать  выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.

И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.

В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют студенту практиканту (учителю, классному руководителю) сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики сформированности рефлексии в начальной школе

Дается описание диагностических методик и интерпретация результатов...

Сборник диагностических методик для классного руководителя начальных классов

В сборнике собраны методики изучения школьной мотивации, личности учащегося и классного коллектива....

подборка диагностических методик по адаптации в начальной школе.

Подборка диагносических методик по адаптации  направлена на  выявление трудностей детей в адаптационный период в начальной школе. А также  даёт возможность помочь ребенку справиться с н...

Программа деятельности классного руководителя начальной школы «Школа успеха»

Создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями...

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы...

Сборник методик классного руководителя начальной школы

Сборник методик классного руководителя начальной школы...