ПРАЗДНИК «Русский каравай» 2 – А ДСГШ № 95
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Голосняк Ольга Сергеевна

Разработка внеклассного мероприятия "Русский каравай" . Планируемые сроки проведения ноябрь 2015 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniik_hleba.docx37.46 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_hleb.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК

«Русский каравай»

2 – А

ДСГШ № 95

  Цели и задачи:

  1. Расширить знания учащихся о производстве хлеба, о труде хлеборобов.
  2. Развивать устную речь учащихся, имение слушать других.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.

Оформление класса :

 Рисунки, поделки детей, выставка сочинений, книжек – малышек. Каравай на подносе, колосья ржи, иллюстрации зерновых культур, карточки с пословицами, с профессиями, плакаты о бережном отношении к хлебу.

Презентации детей и учителя.

на столе - каравай на рушнике, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г

Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

Ход мероприятия.


1. Чтение учителем сказки “Что самое ценное в нашей жизни?”

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.

Мальчик: Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почётом,

Встретить щедро, от души, 

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.


Девочка: Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль и рук!


Передают хлеб-соль учителю.


Учитель: Вот он – хлебушко душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел…

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.


Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!


^ Хором: Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе!


Учитель ставит каравай хлеба на стол.
2.Беседа о хлебе.

   Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». 
   Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб. 

    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости!

Всю четверть мы готовились к празднику «Русский каравай» ! Рисовали рисунки, делали поделки, учили песни, писали сочинения, читали книги о хлебе.

Как вы думаете, почему наш праздник так называется?

  1. Выступление детей.

Дети читают стихи

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей-

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей.

Учитель:

 Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Порой мы забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки, баранки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Дети:

Если мы хоти кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Покланясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе из далека.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем!
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!

Учитель:

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба.

Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.


1.Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.


2.Они ее не покупали- 

Нашли за домом во дворе, 

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре… 

3.Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул. 

4.Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.


5.- Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол, 

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.


6.И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

7.Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

8.Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

9.В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,ты человеком быть перестал!».

  1. Хлеб – всему голова.

Учитель:

 «ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА».

         «ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА» -говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба-не может.

        Вы подумайте: о чём же здесь говорится. Пойди в магазин и купи-хлеб у нас стоит дёшево.  И редко кто из вас думает, ка много труда требуется, чтобы хлеб посеять, вырастить, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

   Ни днём, ни ночью не уходят с полей хлеборобы – механизаторы во время сева и в дни уборки урожая.  Есть у нас чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.

       Нелегка работа у хлебороба-механизатора. Нелёгкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране!

Появляются зернышки всходы.
1. Мы золотые зернышки, живем лучистым светом
Мы дружим, неразлучные, под вьюгами и ветром.
2. Мы чистые, струистые, мы зерна золотистые.
3. Мы ветерком провеяны и солнышком просвечены.
4. Выносливы, дружны – мы людям так нужны!
5. Отдельно каждый – зернышко, маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко страны своей огромной!

1 уч.: Вот он хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2 уч.: В нем здоровье наше, сила

В нем чудесное тепло

Столько рук его растило

Охраняло, берегло.

3 уч.: Золотое солнце, небо

На посевы пролилось

Чтобы больше было хлеба,

Чтобы весело жилось.

Все: Славится он первым на Земле!

Ставится он первым на столе!

Учитель:

Обласкали люди хлеб пословицами, давайте их вместе вспомним.

  1. Пословицы о хлебе.


Дети:

- У кого хлебушко – того и счастье.

- С хлебом и сила приходит.

- Хлеб – всему голова.

- Без хлеба нет обеда.

- Хлеба ни куска – так и в тереме тоска.

- Много снега – много хлеба.

- С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.

- Худ обед, когда хлеба нет.

- Не красна изба углами, красна хлебом и пирогами.

- Горька работа, да сладок хлеб.

- Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.

- Хлеб в закромах – счастье в домах.

- Хлеб плачет, когда его даром едят.

- Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.

Учитель:


Народ придумал не только пословицы, но и загадки про хлеб. Я предлагаю вам их разгадать.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. 
(хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!
(баранки и бублики)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? 
(блины)

В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(пирог)

Вырос в поле дом,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
(зерно)

Корабль – великан не по морю плывёт.
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
(комбайн)

6.Частушки о хлебе.

Частушки.(поют дети).

1.Самоваром Вас встречаем, 
Пироги на стол несем, 
Мы за чаем не скучаем, 
Говорим о том, о сём,

2.На столе у нас пирог,
Пышки и  ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.


3. Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

4.Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.

5.Хлеб и каша – хорошо 
Будешь прыгать высоко. 
А конфеты, пироги – 
Шевелят наши мозги. 

6.Предпочтенье отдаю 
Я молочной каше 
Чтобы с каждым новым днем 
Становиться краше. 

7.Ешьте кашу на здоровье 
Много в ней белка 
А еще поешьте хлеба 
И попейте молока. 

7. Хлебный хоровод


Хлебный хоровод. (Дети становятся в круг).
Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки – 
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.

8. Викторина.


1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Учитель: 

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.


2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!

9. Хлебобулочные изделия народов мира.

Учитель: 


У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В  Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

^ Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

Бисквит – западная Европа.

Брецель – Германия.

^ Бриошь – Нормандия, Франция.

Наан, чапати – Индия.

Пита – Ближний Восток.

Пицца – Италия.

Тортилья – Мексика.

Фолар – Португалия.

Багет – Франция.


10. Итог мероприятия.


7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?


     Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Хочу закончить наше мероприятие песней «Вкус хлеба» в исполнении

  Леонида  Сметанникова


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото с праздника"Русский солдат умом и силой богат"

Фото с праздника"Русский солдат умом и силой богат"...

Проект на тему:"Традиционные праздники русского народа".

В данном материале представлен заключительный этап работы над проектом....

классный час "Праздник русской березки"

"Праздник русской березки"...

Праздник русского языка в 4 классах

Этот праздник проводился в рамках предметной недели русского языка в параллели четвёртых классов....

Праздник по ОРКиСЭ "Православные праздники русского народа"

При введении в курс начальной школы прогаммы по православию, в конце учебного года  мы с ребятами подготовили познавательное и в то же время праздничное мероприятие по православным праздникам рус...

Праздник русского языка "Ты наш друг, русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям,  не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его и...

Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Праздник русского валенка» занятие – праздник

Цели и задачи: развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора, воспитание любви к Родине, родному краю, формирование интереса к истории России, развитие умения общаться в коллект...