Воспитательная система "Дорогами Победы"
методическая разработка (3 класс) на тему

Кошеварова Людмила Юрьевна

Описание педагогического опыта по теме "Классная воспитательная система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svr_dorogami_pobedy.docx627.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 85

с углубленным изучением отдельных предметов

Сормовского района города Нижнего Новгорода

Воспитательная система

«Дорогами ПОБЕДЫ»

 Автор: Кошеварова

Людмила Юрьевна

г. Нижний Новгород

2014-2015 уч. год

Оглавление

1. Обоснование        3

2.Аналитическое обоснование        6

3. Концептуальные идеи        17

4. Цель и задачи        21

5. Механизм реализации целей и задач        

6. План реализации программы 2014-2015 учебный год        1

7. План реализации программы 2015-2016 учебный год        34

8. Управление и  мониторинг        9

9. Ожидаемые результаты        46

10. Литература        7

Приложения        50


1.Обоснование

 

«Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути»

А.С.Макаренко

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Воспитание школьников является острейшей социальной проблемой, без решения которой невозможно нормальное развитие и совершенствование нашего общества.

Президент РФ в своем Указе «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отмечает «масштабы и остроту существующих проблем в сфере детства: низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей; отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей; возникающие новые вызовы, настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты». Таким образом, проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед обществом.

 Укрепление позитивных тенденций в развитии воспитания сегодня является точкой отсчета для качественно - нового этапа в развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения процесса духовно-нравственного становления детей и молодежи. Ведущую роль в этом вопросе занимает реализация воспитательного компонента Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Важнейший период становления личности приходится на школьные годы.

В  ФГОС отмечается, что  «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника».   Склонности и способности ребенка являются ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Необходимо подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, добиться того, чтобы ребенок достиг успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его природные задатки. Существенной характеристикой индивидуальности является ее нравственная направленность. Воздействие на индивидуальность организуется опосредовано – через воздействие на класс. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.

В школьном коллективе обеспечивается всестороннее развитие личности, для этого необходимо применять многогранные виды деятельности.

Это трудовые десанты, тематические праздники, спортивные соревнования, экскурсии, походы.

Необходимо развивать коллективное и индивидуальное жизнетворчество.

Поэтому работая со всеми,  работаю с каждым. 

С учётом особенностей класса, возрастными, индивидуальными особенностями учащихся и в соответствии со школьной воспитательной системой была создана программа «Дорогами Победы». 

В её основе лежит личностно - ориентированный подход с глубоким нравственным содержанием.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России»,  являющейся методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования, сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности  «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».   В связи с приоритетными  задачами общества и государства,  основным направлением  воспитательной работы в классе является формирование индивидуальной личности ребенка. Вся программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования гармоничной личности ребенка, основное внимание следует уделить таким  характеристикам личности как нравственность  и духовность (духовно – нравственное направление).

«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни» - говорится в ФГОС.

Воспитательная система носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования.

Актуальность

Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития общества, государства. В ФГОС предлагаются в качестве базовых ценностей патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа и человечество. В связи с этим одной из главных задач воспитательной системы является развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. Эта задача неразрывно связана с главным направлением воспитательной системы класса - гражданско-патриотическим воспитанием, что отражено в направлениях и формах работы. 

Приближается великая дата в истории нашего Отечества — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.

Готовясь к знаменательному событию, необходимо, чтобы все проводимые с детьми мероприятия не стали эпизодическим сбором, беседой, походом к памятнику или в музей, а были объединены в единый комплекс. Им и станет наша воспитательная система, наше путешествие «Дорогами ПОБЕДЫ».

        

2.Аналитическое обоснование

 В 3 «Г» классе обучается 25 учащихся, из них 15 мальчиков и 10 девочек, 2004-2006 г. рождения.

 В классе 25 семей, из них полных - 23 семьи, неполных-2 семьи по причине развода родителей.11 семей воспитывают 1 ребенка,14 семей - двоих детей.

 Основной состав родителей имеет среднее - специальное и высшее образование, небольшую часть составляют родители со средним - техническим образованием.

 

        

Практически все родители работают. Небольшую часть составляют родители, занимающиеся финансово-коммерческой деятельностью. Кроме того, есть государственные служащие, инженеры, рабочие. Родители, занимающиеся культурно-просветительской деятельностью, а также временно неработающие: домохозяйки, мамы, находящиеся в декретном отпуске.

Большинство семей (по их собственным оценкам) имеют средний уровень материального достатка, 3 ученика воспитываются в малообеспеченных семьях, нуждаются в материальной поддержке.

 Возрастные категории родителей различны. Есть достаточно молодые родители (до 35 лет-14 ч.), есть семьи, возраст родителей (до 40 лет-17 ч.), есть семьи, возраст родителей (до45 лет-18 ч.)

        

 Условия жизни детей в семьях хорошие, между родителями и детьми сложились добрые, доверительные отношения. Все родители занимают активную позицию по вопросу воспитания детей. Но далеко не все родители принимают активное участие в жизни класса, школы.

       Ученики класса занимаются по программе традиционного обучения.  Ребята класса активны, внимательны, помогают друг другу, способны к волевому усилию.  Для восьми обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса. Они много читают, быстро усваивают учебный материал, наблюдательны, с удовольствием помогают одноклассникам в учебе. Основная масса учащихся - со средним уровнем обучаемости. В освоении материала трудности не испытывают. У них больше развито практическое мышление.  Все дети уравновешены, отзывчивы, с удовольствием принимают участие в делах класса, переживают друг за друга. У них достаточно развит самоконтроль, они добросовестно относятся к выполнению домашних заданий, рассудительны, соблюдают правила поведения, любят учиться и трудиться.

Состояние здоровья учащихся удовлетворительное: I физкультурную группу (основную) имеют 15 чел. (60%), II (подготовительную) — 9 чел. (36%); освобождены от физкультуры по состоянию здоровья (III группа)- 1 (4%). Соответственно на это необходимо обратить внимание при выборе методов и форм работы.

Результаты диагностики

общеучебных образовательных программ (2 класс).

        

На конец второго года обучения по итогам освоения ООП (общеучебных образовательных программ) учащиеся класса показали достаточно высокие результаты личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

По результатам проведенной диагностики мотивации учебной деятельности учащихся в 1 классе и 2 классе (анкета разработана Н. Г. Лускановой) наблюдается увеличение процента детей, имеющих познавательную мотивацию. Уменьшился процент детей с социальной мотивацией, но вместе с тем достаточно большой процент детей, имеющих эмоциональную мотивацию и мотив отметки. Поэтому необходимо продолжить работу по формированию познавательной мотивации учащихся.

Учащиеся класса активно заняты во внеурочной деятельности. Посещают музыкальные школы, школы искусств, детские клубы, спортивные школы и секции, танцы, кружки в школе.

Обозначилась группа детей, которые  активно принимают участие в делах класса и школы, являются инициаторами интересных дел, помогают друзьям. По результатам проведенной социометрии, они являются лидерами в классе.

        

По результатам проведенных диагностических исследований наблюдается положительная динамика межличностных отношений. В начале учебного года в классный коллектив пришел новый ученик, которого необходимо активно вовлекать  в совместную творческую деятельность.

 Для определения уровня развития нравственности учащихся проводилась диагностика по выявлению направленности желаний.

Результаты исследования показывают необходимость дальнейшего формирования у учащихся основ нравственности, духовности, патриотизма, коллективизма для достижения более высокого уровня развития всесторонне гармоничной личности.

 Проводимая диагностическая работа  позволила получить материал для выбора приоритетных направлений воспитательной работы.

В первом и втором  классе реализовывалась воспитательная система «Созвездие». Мы работали под девизом «Зажги свою звезду!». Благоприятным условием, заложившим основы представляемой воспитательной системы, объединившим детей и родителей в единое воспитательное пространство на этапе вхождения в новый коллектив, явилось включение родителей с первых дней знакомства  вместе с детьми в сюжетно - ролевую игру «Первые шаги» и в деятельность объединений дополнительного образования «Веселые нотки», «Книголюбы»  под руководством классного руководителя.

 Все это способствовало:

- успешной адаптации школьников к условиям новой среды;

- формированию навыков коммуникативной состоятельности;

- осознанию значимости ребёнком своего вклада в жизнь классного коллектива.

  - нормализации уровня межличностных отношений (вхождение ребенка в новый коллектив)

  - формированию коллектива единомышленников.

        Промежуточный результат        

  • Коллектив, который образовался 1 сентября 2012 года, сформирован, между членами коллектива сложились теплые дружеские отношения. В коллективе учитываются интересы детей и взрослых.
  • Родители заинтересованы в учебно-воспитательном процессе и включаются в различные виды деятельности.
  • Все члены коллектива выступают равноправными субъектами воспитания.    
  • Созданы условия для благоприятного взаимодействия детей и взрослых.
  •  В классе сформирован Совет активных родителей (САР).

Наши достижения

Как член школьного детского объединения «Страна Разноцветия» класс активно участвует во всех мероприятиях, акциях, проектах.

  • По итогам городской акции «Помоги зимующим птицам» 2013 года Мельников Кирилл занял 2 место.
  • По результатам районного конкурса рисунков антинаркотического месячника  «Мы выбираем жизнь» в 2013 году Миняев Дима занял 2 место.
  • По результатам школьного конкурса рисунков на асфальте «Любимый Нижний» завоевано 1 место в сентябре 2012 года.
  • Творческий коллектив нашего класса занял 2 место в традиционном школьном конкурсе «Чтение с увлечением» в январе 2013 года.
  • Спортивная команда коллектива заняла 2 место в школьных соревнованиях  «Мама, папа, я -  спортивная семья» осенью 2013 года.
  • По результатам школьной выставки технического творчества 2013 года, наши ребята заняли призовые места в школе. (Калмыкова Лиза, Ларионова Мария).
  • По результатам школьного конкурса «Елка-шоу-2014»  Ларионова Мария  заняла 3 место.
  • В конкурсе творческих работ «Любимой школе посвящается»  в 2013 году призерами стали: Фролов Дмитрий, Овчинникова Алина (в номинации – стихи), Тараканов Арсений, Самородова Ксения (в номинации – видеоролик), Калмыкова Елизавета, Прут Николай (в номинации – презентация).
  • Родители и дети – авторы социального проекта «Подари книгу школе».

        

Но вместе с тем существуют нерешенные проблемы и вопросы:

  1. Низкий уровень мотивации к эмоциональному освоению учащимися личных ценностей и закреплению их в практической деятельности.
  2. Достаточно высокий процент детей, имеющих отклонения в здоровье.
  3. Недостаточная  сформированность коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  4. Потребность отдельных родителей в совершенствовании навыков в воспитании детей.

Для продолжения работы и наиболее оптимального решения данных проблем была разработана воспитательная система «Дорогами Победы»,  рассчитанная на 2 года (3, 4 класс).          

Ресурсами для создания воспитательной системы  явились:

  1. Школьная воспитательная система.
  2. Успешная реализация воспитательной системы «Созвездие».
  3. Опыт работы в качестве классного руководителя (15 лет).
  4. Заинтересованность родителей в совместной коллективно-творческой деятельности.
  5. Опыт работы в летнем школьном оздоровительном лагере «Радуга» в качестве воспитателя.
  6. Взаимодействие с психолого-педагогической службой (участие родителей в работе семейного клуба «Свет семейного очага»).
  7. Взаимодействие с ЦДТ Сормовского района, с детскими подростковыми клубами « Космос», « Радуга», библиотеками, музеями, театрами, спортивными секциями г. Нижнего Новгорода.

3.Концептуальные основы.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.» - сказал  К.Д. Ушинский.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Приоритетными аспектами процесса воспитания, которые мы встречаем в воспитательных концепциях Ямбурга Е.А., Щурковой Н.Е., Караковского В.А. являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд,  Культура, Добро, Общение, которые развивают в ребенке положительные качества, высоконравственные потребности и желание совершать добрые поступки. Ценностные отношения являются  принципиально значимым  и включают  школьников не просто в деятельность, но в разнообразную деятельность «на благо других» и развитием бескорыстных мотивов участия в ней. Р.С.Гарифуллин, доказал, что участие учащихся в благотворительной социально-культурной деятельности оказывает значимое влияние на формирующиеся у них ценностные ориентации.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как  классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции рассматривают воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверх цели».  Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения. Главное в процессе воспитания  - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

При составлении воспитательной программы базовой концепцией также является воспитательная технология Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» В основе технологии лежит философическое, диалогическое и этическое воспитание.    Большого внимания от классного руководителя  требует индивидуальное развитие ребенка и его способностей. Педагог продумывает, планирует, организует и проводит множество самых разнообразных дел для выявления задатков, на основе которых можно формировать способности.  Личность каждого ребенка уникальна и неповторима, и каждый должен получить персональную возможность проявить себя. Поэтому все воспитание по технологии Щурковой Н.Е. строится на разнообразной предметной деятельности: преобразовательной, художественной, ценностно-ориентированной, познавательной, свободного общения;

и духовной деятельности:саморегуляции, самовоспитании, самоконтроле, самопознании, самоосмыслении и самосовершенствовании.

Важным при работе с детским коллективом считаю процесс  социализации. Этому вопросу уделяют большое внимание  многие ученые, такие как Рожков М.И., Байбородова Л.В., Таланчук Н.М. В своей работе «Организация воспитательного процесса в школе» они считают, что социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения личностью образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.        

Социализацию ребенка педагоги считают главным принципом воспитания  и, как предполагаемый результат они видят - умение ребенка ориентироваться в социальной среде, быть полноценной личностью социума. Становление личности происходит  в процессе совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Совместная работа способствует введению соуправления.

Исходя из анализа современных воспитательных концепций  и психолого-педагогической литературы, считаю, что ценностные основы позволяют взять за основу воспитательной программы развития школьного коллектива   личностно - ориентированную деятельность, как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории.

В основу  данной воспитательной системы взяты принципы по В.А.Караковскому:

  • Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.
  • Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
  • Культурологический подход обеспечивает  режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
  • Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле  семья занимает особое место и требует особого внимания.
  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе   к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.
  • Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
  • Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества

Положения Программы реализуются через:

  • работу с учащимися;
  • работу  с родителями;
  • индивидуальную работу;
  • взаимодействие с окружающим социумом.

Школа, классный руководитель, без сомнения, являются путеводителем, центром в воспитании, посредником между обществом, семьей и ребенком. Их задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».

Нами разработана система воспитательной работы «Дорогами победы», рассчитанная на 2 года (3,4 класс). В третьем классе основной формой работы является коллективно-творческая деятельность, в четвертом классе - проектная деятельность.

Все члены классного детско-родительского коллектива объединены в команду экспедиции для путешествия по «дорогам ПОБЕДЫ», продвигаясь от коллективных побед к личным победам и достижениям.


4.Целеполагание

 Цель программы: 

Создание благоприятных  условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к самореализации и гражданскому самосовершенствованию, ориентированной на базовые национальные ценности, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
  2. Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции.
  3. Развивать потребности учащихся в познании культурно-исторических национальных ценностей, стимулировать их творческую и познавательную активность, создавая условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.
  4. Развивать лидерские качества учащихся, коллективно-творческую деятельность, самостоятельность, создавая условия для самореализации личности, повышая роль самоуправления.
  5. Развивать и упрочнять связь семьи и школы как основу социальной адаптации.
  6. Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей, их компетентность в воспитании детей на основе всеобуча.

5.Механизм реализации целей и задач

Важнейшим механизмом реализации целей и задач, благодаря которому ребёнок обогатится социально ценным опытом, позволит проявить и совершенствовать в себе лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно, развиваться и «творить», станет коллективная творческая деятельность.

Наш класс «Дружный» отправляется в путешествие.

Все участники воспитательного процесса объединены сюжетно-ролевой игрой «Салют, ПОБЕДА!». Дети входят в мобильные творческие группы, в которых есть свои командиры. Командиры составляют Совет командиров. Совет командиров вместе с классным руководителем, координаторами (родителями) составляют Штаб путешествия.

ПУТЕШЕСТВИЕ осуществляется по шести дорогам (направлениям):

 П

«При солнце тепло, при матери - добро»

семейное, духовно-нравственное направления

О

«Один в поле не воин»

гражданско-патриотическое направление

Б

Без песен мир тесен»

досуговое и творческое направления

Е

«Если хочешь быть здоров»

спортивно-оздоровительное направление

Д

«Душу и сердце в работу вложи»

трудовое направление

А

«Азбука - к мудрости ступенька»

учебно-познавательное направление

В результате путешествия по «Дорогам»  каждый ученик  в процессе совместного жизнетворчества, а также собственными усилиями приобретает необходимые жизненные ценности, идет к своей победе и по окончании реализации воспитательной системы становится участником «Салюта ПОБЕДЫ».

Все блоки – «Дороги» тесно связаны друг с другом и раскрывают одну из существенных сторон духовно – нравственного развития личности гражданина России и основаны на определенной системе базовых национальных ценностей.

Воспитательная система  «Дорогами ПОБЕДЫ» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.  Она разработана по циклическому принципу и рассчитана на два года.        

Дорога  « При солнце - тепло, при матери – добро»

Ориентиры классного руководителя:

Воспитание ценностного отношения к своей семье, формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим  и младшим, представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним,  знакомство с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи; знакомство с профессиями  своих родителей.

Ценности: семейная культура, традиции, здоровая семья, уважение и забота о старших, взаимопонимание, взаимоуважение, гармония семейных отношений.

Формы работы:  классные часы, выставки семейного творчества, семейные конкурсы, презентации, ролевые игры, встречи поколений, семейный альбом, театральные постановки.

Дорога « Один в поле не воин»

Ориентиры классного руководителя: 

Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, достойного гражданина своей страны. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, с героическими страницами истории  Сормова, жизнью замечательных людей. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Формы работы: экскурсии по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевые игры, встречи с интересными людьми, театральные постановки, творческие конкурсы, уроки Мужества.

Дорога  «Без песен мир тесен»

Ориентиры классного руководителя:

Развитие творческих способностей детей; выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие креативности мышления; создание условий для самовыражения детей, проявление инициативы, самостоятельности; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться из-за чужих неудач.

Ценности: успешность, созидание, радость, труд, сострадание, готовность оказать помощь

Формы работы: творческие мастерские, занятия по интересам, спектакли, концерты, выставки поделок, конкурсы рисунков, игра.

 

Дорога « Если хочешь быть здоров»

Ориентиры классного руководителя:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни. Практическое освоение методов и форм физической культуры и здоровьесбережения.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно – психическое и социально – психологическое.

Формы работы: конкурсы плакатов и газет, сюжетно - ролевые игры, цикл бесед, спортивные соревнования, акции, театральные постановки, эко-десанты, фотоколлажи.

Дорога  «Душу и сердце в работу вложи»

Ориентиры классного руководителя:

Формирование  отношения к труду,  как к высшей ценности жизни; развитие у учащихся потребности в творческом труде; практическое освоение навыков самообслуживания; воспитание ответственности за порученное дело. Нами определены мероприятия на 2 года, обоснован выбор направления работы, ожидаемые результаты, сопоставив которые с реальными итогами работы в воспитательной системе, мы сможем судить о результативности, проводить корректировку.

Ценности:  труд, трудолюбие, творчество, ответственность, настойчивость, целеустремленность.

Формы работы: дежурство по классу, в столовой, трудовой десант, трудовые акции.

Дорога « Азбука - к мудрости ступенька»

Ориентиры классного руководителя:

Развитие познавательной активности, формирование культуры интеллектуального самосовершенствования; приобретение умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельного мышления;  формирование культуры умственного труда.

Ценности: приобретение знаний, культура умственного труда, практический интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы работы: конкурсы по развитию внимания, памяти, мышлении, интеллектуальные марафоны, олимпиады по предметам, НОУ, тематические КВНы, викторины, мозговые штурмы, предметные недели.

Приоритетные виды деятельности:

-Коллективно-творческая деятельность (праздники, мероприятия).

-Поисковая деятельность (экскурсии, поездки, путешествия, встречи с интересными людьми).

-Проектная деятельность (анализ  полученной информации, создание собственных работ, исследований, сочинений).

-Творческая  деятельность (участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях).

Таким образом, участники путешествия пройдут дорогами поиска и победы.  О результатах их деятельности  расскажет  Карта «Салют, ПОБЕДА!» Для обозначения  индивидуальных и групповых достижений детей действует знаковая система. Группы соревнуются между собой и в награду получают звездочки. Каждый ребенок  ведет «Дневник путешественника», отражающий его личное участие. У каждого направления путешествия - свой цвет, дети получают звездочки  разных цветов:

П – «При солнце - тепло, при матери – добро»         - Красный

О – «Один в поле не воин»                                 - Оранжевый

Б – «Без песен мир тесен                                 - Желтый

Е – «Если хочешь быть здоров»                         - Зеленый

Д – «Душу и сердце в работу вложи»                 - Голубой

А – «Азбука - к мудрости ступенька»                 - Синий

Собирая значки, дети ведут учет своих достижений. По окончании игры подводятся итоги. Чем больше побед - тем ярче «САЛЮТ ПОБЕДЫ».

В ходе совместной творческой деятельности реализуются принципы:

  • активное участие всех участников в коллективном деле;
  • взаимопомощь, взаимовыручка;
  • принятие и уважение мнения каждого.

В соответствии с ФГОС в результате реализации программы воспитания должно обеспечиваться достижение детьми:

  • воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений – знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний;  опыта ценностного постижения, присвоения ценности);
  • воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов – формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности.)

Планируемые результаты по ФГОС:

Модель выпускника начальной школы:

Ценностный потенциал:

  • Восприятие ценности семьи в своей жизни.
  • Понимание ценности дружбы со сверстниками.
  • Авторитет педагога.
  • Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Оптимизм.
  • Аккуратность.

Познавательный потенциал:

  • Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
  • Забота о здоровье.
  • Умение быстро и осознанно читать.
  • Навыки этикета.
  • Внимание.
  • Воображение.

Творческий потенциал:

  • Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.

Коммуникативный потенциал:

  • Умение слушать и слышать других.
  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Художественный потенциал:

  • Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально – песенном, декоративно – прикладном, танцевальном)

Показатели  результативности

  1. Оптимальный уровень  обученности  и воспитанности учащихся.
  2. Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских конкурсах.
  3. Активное участие во внеклассной работе.
  4. Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках по интересам.
  5. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
  6. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Этапы реализации воспитательной системы

1 этап.

Разработка  модели воспитательной системы  (2 полугодие 2класс).

  • анализ существующей воспитывающей среды в школе, классе, семье;
  • диагностирование семей учащихся в классном коллективе;
  • определение содержания и методов процесса взаимодействия с семьей и классного руководителя, создание инициативной группы (Совет Активных Родителей) для разработки совместной программы;
  • выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской ответственности;
  • создание системы работы  психолого – педагогической службы поддержки в  классе;

Ожидаемые результаты:

На основе изученных интересов и потребностей, выявленных проблем, ставятся цели и задачи, создается проект воспитательной системы класса, определяются направления работы.

2 этап.

Реализация  воспитательной системы  «Дорогами победы»(3-4 класс)

  • Сохранение лучших традиций по развитию  общего семейно – классного коллектива, определение приоритетных видов взаимодействия семьи и класса;
  • организация и продолжение работы по выбранным направлениям;
  • промежуточная диагностика результатов деятельности;
  • определение приоритетных видов взаимодействия: « Педагог – Ребенок», « Педагог – Родитель», « Родитель – Ребенок»;
  • корректировка воспитательной системы для конкретных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

Формирование воспитательной системы класса, продуктивная работа как части воспитательной системы школы. Установление партнерских отношений между всеми субъектами воспитания.

3 этап.

Подведение итогов. Анализ работы (2 полугодие 4 класса)

Нами определены мероприятия на 2 года, обоснован выбор направления работы, ожидаемые результаты, сопоставив которые с реальными итогами работы в воспитательной системе, мы сможем судить о результативности, проводить корректировку.                                


План реализации программы 2014-2015 учебный год

п/п

Название

Сроки

Ответственные

Дорога « Азбука - к мудрости ступенька»

1.

Праздник  «Мы – третьеклассники! »

Сентябрь

Классный руководитель,

родительский комитет

2.

Конкурсная программа

«Хочу все знать».

Октябрь

Классный руководитель,

родители

3.

Система классных часов «Учиться - всегда пригодится»

В течение года

Классный руководитель

4.

Викторина «Я познаю мир»

Ноябрь

Родительский комитет

5.

Предметные недели

Декабрь

Январь

Классный руководитель

6.

Участие в предметных олимпиадах

Март

Классный руководитель,

Родители

7.

Игра «Путешествие по стране знаний»

Апрель

Классный руководитель

8.

Час вопросов и ответов

«Чему научились?»

Май

Психолог,

Классный руководитель

Дорога « Один в поле не воин»

1.

 Конкурс рисунков «Каким я вижу город свой»

Сентябрь

Родительский комитет

2.

Экскурсия «Изучаем родной край»

Октябрь

Классный руководитель

3.

Классный час «День народного единства»

Ноябрь

Классный руководитель

4.

«Традиции семьи – история России»

Проектная деятельность

Январь

Классный руководитель, родители

5.

Уроки мужества.

«Встреча с интересным человеком»

Февраль

Классный руководитель, родители

6.

Конкурс «Зарничка»

Февраль

Классный руководитель

7.

Общественно- политическое  КТД «Неделя памяти»

Апрель

Классный руководитель, родители

8.

Акция «Цветы ветерану»

Май

Классный руководитель

9.

 Праздник «С Днём великой Победы!»

Май

Классный руководитель,

Родительский комитет

Дорога « Если хочешь быть здоров»

1.

Семейный клуб «Мы выбираем ЗОЖ»

В течение года

Классный руководитель, родители

2.

Акция «Наши лучшие друзья – солнце, воздух и вода!»

Сентябрь

Классный руководитель,

родители

3.

Классный час. «Разговор о правильном питании»

Октябрь

Школьный врач

4.

Деловая игра «Береги здоровье смолоду»

Январь

Классный руководитель

5.

Большой семейный поход «Жить здорово!»

Май

Родительский комитет

Дорога  «Без песен мир тесен»

1.

Конкурс плакатов и рисунков

«Ярмарка чудес»

Сентябрь

Классный руководитель, руководитель кружка

2.

Сюжетно – ролевая игра

«Мир моих увлечений»

Октябрь

Руководитель кружка,

родители

3.

Конкурс

«Чтение с увлечением»

Январь

Классный руководитель

4.

«Красота родной природы»

Фотовыставка

Февраль

Классный руководитель, родители

5.

Экскурсия в художественный музей

Апрель

Родительский комитет

6.

 Посещение концертов        филармонии

В течение года

Классный руководитель

7.

Творческий отчет «Я умею, я могу, я хочу»

Май

Классный руководитель

Дорога «При солнце - тепло, при матери – добро»

1.

Создание коллекции творческих работ

«Профессии наших родителей»

В течение года

Классный руководитель,

родители

2.

Конкурс рисунков

«Милой мамочки портрет»

Ноябрь

Классный руководитель

3.

Семейный праздник

«Семья-это семь Я»

Ноябрь

Классный руководитель,

родители

4.

Психологический тренинг

«Мой дом от всех невзгод спасёт меня!»

Декабрь

Психолог

5.

Новогодняя сказка

Декабрь

Классный руководитель,

родители

6.

Устный журнал  о наших бабушках и дедушках

Февраль

Классный руководитель

родители

7.

Народные и религиозные праздники. Игры наших бабушек.«Русская Масленица».

Февраль - март

Классный руководитель ,

родители

8.

Семейный День здоровья

«Веселые старты»

Май

Классный руководитель,

родители

Дорога  «Душу и сердце в работу вложи»

1.

Озеленение кабинета

В течение года

Классный руководитель, родители

2.

Сбор макулатуры «Сбереги дерево»

Сентябрь

Классный руководитель,

родители

3.

Экскурсия на Сормовский хлебозавод

Октябрь

 Родители

4.

Экскурсия на фабрику елочных игрушек

Декабрь

Классный руководитель

5.

«Книжки-самоделки» в подарок первоклассникам

Апрель

Родительский комитет

        


План реализации программы 2015-2016 учебный год

п/п

Название

Сроки

Ответственные

Дорога «Азбука - к мудрости ступенька»

1.

 Праздник  «Снова в школу мы идем!»

Сентябрь

Классный руководитель,

родители

2.

Классный час  «Как готовить домашнее задание?»

Октябрь

Классный руководитель

3.

Турнир  смекалистых.

Ноябрь

Руководитель кружка,

родители

4.

Предметные недели

Декабрь

Классный руководитель,

родители

5.

Участие в НОУ

Март

Классный руководитель,

родители

6.

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».

Апрель

Классный руководитель

Дорога « Один в поле не воин»

1.

Игра-путешествие «Край ты мой, Земля Нижегородская»

Октябрь

Классный руководитель

2.

Экскурсия в исторический музей

Ноябрь

Родительский комитет

3.

«Аты–баты, шли солдаты»

Литературная гостиная

Февраль

Классный руководитель

4.

Встреча с участниками боевых действий

Февраль

Классный руководитель,

родители

5.

Классный час «Народные промыслы России и земли нижегородской»

Апрель

Классный руководитель

6.

Утренник. «Подвигу народа жить в веках»

Май

Классный руководитель

7.

Акция «Салют ветеранам»

Май

Классный руководитель

Дорога « Если хочешь быть здоров»

1.

Беседа.

«Мой режим дня»

сентябрь

Школьный врач

2.

Акция

«Азбука здоровья»

Ноябрь-декабрь

Руководитель кружка, родители

3.

Сюжетно – ролевая игра

«Я и мое здоровье»

Январь

Руководитель кружка, родители

4.

Спортивный конкурс среди мальчиков «Выше, дальше, быстрее»

Февраль

Классный руководитель

5.

Викторина «Полезные привычки»

Март

Классный руководитель

6.

Семейный фотоколлаж «Спорт-альтернатива вредным привычкам»

Апрель

Классный руководитель,

родители

Дорога  «Без песен мир тесен»

1.

Праздник « Наполним музыкой сердца»

Сентябрь

Классный руководитель, родители

2.

Конкурс рисунков, плакатов

«Мы в ответе за тех, кого приручили »

Ноябрь

Классный руководитель

3.

Новогоднее представление «Цирк, цирк…»

Декабрь

Классный руководитель, родители

4.

Спортивно - интеллектуальная игра «Дослужись до генерала»»

Февраль

Классный руководитель

5.

Игровая программа «А ну-ка, подружки!»

Март

Классный руководитель

6.

Экологический КВН

Октябрь

Классный руководитель

7.

Сюжетно- ролевая игра «По лесным тропинкам»

Апрель

Классный руководитель,

родители

8.

Посещение концертов филармонии

В течение года

Классный руководитель

Дорога« При солнце - тепло, при матери – добро»

1.

Мини проект

«Мир дому твоему»

Сентябрь

Классный руководитель

родители

2.

Классный час «Семейные реликвии»

Октябрь

Классный руководитель

родители

3.

«Новогодний карнавал»

Декабрь

Классный руководитель,

Родители

4.

Концерт для мам и бабушек

Март

Классный руководитель

5.

Цикл классных часов «Наши семейные профессии»

В течение года

Родительский комитет

6.

«Слова благодарности нашим мамам» акция

Февраль

Классный руководитель

7.

Литературная викторина «Мудрые страницы»

Апрель

Библиотекарь,
классный руководитель

8.

«Начальная школа, прощай!» праздник

Май

Классный руководитель, родители

Дорога «Душу и сердце в работу вложи»

1.

Цикл классных часов «Кем быть?»

В течение года

Классный руководитель, родители

2.

Диспут «Мои трудовые обязанности в семье»

Октябрь

Классный руководитель,

Родители

3.

Экскурсия на Сормовскую кондитерскую фабрику

Декабрь

 Классный руководитель

4.

Экскурсия  в пожарную часть

Март

Классный руководитель

5.

Ремонт детских книг

Апрель

Кл.руководитель

        


Ожидаемые результаты

  1. Усвоение учащимися моральных норм и правил нравственного поведения через усвоение опыта нравственных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
  2. Сформированность истоков ценностного отношения к России, своему народу, своему краю. Осознание ценности семьи и отношение к семье как основе российского общества, знание традиций своей семьи и бережное отношение к ним, формирование уважительного отношения к родителям. Осознанное ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
  3. Приобретение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, сформированность познавательной активности, потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
  4. Сформированность предпосылок для проявления детской инициативы и самоуправления.
  5. Понимание родителями своей роли и ответственности за воспитание детей и включенность всех родителей учащихся в жизнедеятельность классного коллектива.
  6. Развитие психолого – педагогической культуры родителей учащихся.


Перспективы развития программы

Эффективность воспитательной деятельности определяется качественными изменениями в развитии детей, педагогов, родителей, их личностном росте. Познавая «Дороги», каждый ребенок создает свой Мир нравственных ценностей, где формируется ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; где развивается некий нравственный стержень, позволяющий ребенку осознать значение для него Родины, познать чувства преданности, здорового самолюбия и нравственной чистоты, причастности ко всему созидательному.

Таким образом, воспитательная система класса позволяет выстроить процесс развития ребенка, что является, несомненно, центральным показателем результативности работы педагога (воспитателя). Реализуя воспитательную систему, нам было важно уже на первом этапе создать такую учебно-воспитательную среду, в которой каждый ребенок, родитель, учитель чувствовал бы себя комфортно. Поэтому каждого участника нашей программы – детей, родителей, педагогов – мы считаем проводниками наших идей, которые реализуют воспитательные задачи федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

                               Управление и мониторинг

Актуальность проблемы повышения педагогической культуры родителей обусловлена тем, что семья и школа должны выступать как активно взаимодействующие партнеры, с единой позицией в отношении ребенка. Воспитательная система не будет функционировать эффективно, если не будет управляема. Дети учатся в управлении.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские собрания

тематические консультации

 родительские университеты        

 конференции

индивидуальные консультации

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел

семейные чтения

родительские клубы

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

3 класс

сентябрь

Роль семьи в формировании у ребёнка духовно-нравственных, патриотических и гражданских мировоззрений.

учитель

ноябрь

Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.

учитель

январь

Влияние правильно организованной внеурочной деятельности ребёнка на формирование всесторонне-развитой личности.

учитель

март

май

 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

Эстетическое воспитание ребёнка в семье средствами художественной литературы и искусства (совместно с детьми).

учитель, психолог

учитель, родители

4 класс

сентябрь

Роль семьи и школы в формировании у ребёнка познавательной мотивации (совместно с детьми).

учитель, родители

декабрь

 Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Соблюдение культуры поведения и общения.

учитель

февраль

Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника.

учитель

май

Модель выпускника начальной школы

учитель, родители


СХЕМА СОУПРАВЛЕНИЯ

        

        

        

Соуправление

Опираясь, на учения А.С.Макаренко этапах развития детского коллектива, приходим к выводу о важности развития соуправления в начальной школе как первоначальной ступени детского самоуправления.

В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию.

Принципы работы органов соуправления:

- Открытость и доступность

- Добровольность и творчество

- Равенство и сотрудничество

- Непрерывность и перспективность.

Высший орган классного соуправления – Общий сбор путешественников.

Командиры мобильных творческих групп являются непосредственными помощниками классного руководителя и входят в Совет командиров.

Совет командиров ведет учет достижений каждого ребенка на карте «Салют ПОБЕДЫ». Дежурный командир координирует деятельность членов Совета командиров и входит в состав школьного самоуправления.

Координаторы организуют и проводят познавательные дела в классном коллективе и ведут учет достижений на общей карте «Салют ПОБЕДЫ».

Мониторинг

Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. По итогам работы  можно проследить эффективность воспитательной системы и выявить критерии результативности.

  1. Отслеживание духовно-нравственного уровня развития школьников;
  2. Изучение межличностных отношений;
  3. Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
  4. Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.

Диагностический блок.

Основные формы изучения:

  1. Наблюдения.
  2. Беседы с учениками, родителями.
  3. Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
  4. Изучение отношения к проводимым мероприятиям.
  5. Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
  6. Изучение эффективности ВСК

Критерии

1 этап

2 этап

3 этап

Воспитанность учащихся

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»

Методика выявления коммуникабельности, педагогические наблюдение.

Защищенность и комфортность ребенка в школе

Игра «Узнай свое поручение», Мастерская Общения «Давайте познакомимся»

Игра «Лидер»,«Киностудия», педагогическое наблюдение

«Арбузник», «Волшебный стул» (Н.Е. Щуркова «Собрание пестрых дел»)

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреев

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов)

Методика Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельности в образовательном учреждении

Сформированность классного коллектива

социометрия конкурс рисунков «Я в моем классе»

Методика «Наши отношения» (Составлена по книге Фридман Л.М.)

Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Проявление индивидуальности («лица») классной общности

Методика «Цветик-семицветик»

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым и др.)

Игра «Магазин» (подготовлена О.В. Соловьевым)

Цель: изучение эффективности воспитательной системы класса

Показатель

Цель диагности-ки

Диагностические средства

Субъект изучения, периодичность проведения

1.Уровень изучения мотивационной сферы, интересов, познавательной активности

Изучение мотивации к учению, интересов, склонностей и познавательного потенциала

-проективная методика Н.Г. Лускановой;

-методика Т.А Пушкиной « Тройные сравнения»;

-проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» по Н.Г Лускановой;

-наблюденя за поведением учащихся, инициативностью, отношением к окружающему, заполнение листа наблюдений.

-

Школьный психолог, классный руководитель

2 раза в год

1 раз в год

2.Уровень развития коллектива, сформированность межличностных отношений, психологическая атмосфера в коллективе.

Изучение коммуникативного потенциала личности, положение ребенка в межличностных отношениях

-методика А. Н Лутошкина;

-диагностика для родителей по шкале Дж. Тейлор;

-проективная методика «Кактус» М. Панфилова;

-методика «Рисунок класса»

-методика «Неоконченные предложения:

-анкетирование детей и родителей -

Классный руководитель, психолог

1 раз в год

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

3 Уровень развития нравственных чувств и этического сознания

Изучение личного ценност-ного отношения к чертам характера, выявление ценностных ориентаций и идеалов в отношении человека

- Методика Л.С. Колмагоровой «Анализ ситуации»;

-Методика Л.С.Колмагоровой «Определение нравственных понятий»;

-Методика «Идеальный человек» (по Л.С. Колмагоровой)

Классный руководитель, психолог

2 раза в год

4 Уровень сформированности ценностных ориентиров, усвоение духовно –нравственных ценностей.

Изучение личностного развития ребенка и степени продвиже-ния каждого учащегося в  его развитии

Методика Л.М. Фридман «Изучение процесса личностного развития ученика»;

-методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;

-диагностическая игра «Выбор»;

-методика «Идеальный человек».

-анкетирование детей, родителей;

-написание сочинений;

Классный руководитель, психолог

1 раз в год

5.Культура семейных отношений

Изучение семейной ситуации; изучение отношений ребенка к близкому окружению

-Написание сочинений;

-беседы с детьми и родителями;

-анкетирование учащихся и родителей;

-методика «Незаконченные предложения»;

-проективный рисунок «Моя семья» (по Р.Ф. Беляускайте)

Классный руководитель

1 раз в год

Механизм отслеживания результатов деятельности по программе

Воспитательная система «Дорогами победы» рассчитана на 2 года, в течение которых отслеживается результативность проводимой работы всего коллектива.

Наш класс «Дружный» принимает участие в конкурсах различных уровней: школьного, районного,  городского, мы уже имеем некоторые победы.

Для отслеживания достижений каждой творческой группы на карте «Салют, ПОБЕДА!» прикрепляются символы наших направлений. Можно наблюдать за тем, как на каждой «Дороге» зажигаются разноцветные «Звезды». (См. Приложение №1 ).

У каждого ребенка имеется «Дневник путешественника», в котором  отмечен маршрут. Благодаря чему можно легко определить интересы ребенка, его активность, внести определенные коррективы  в воспитательной работе (См. Приложение № 2).

При прохождении  по  « Дорогам  Победы»     символы разного цвета -  «Звездочки»  дети получают  на классном часе, при подведении итогов в конце недели.

«Дорога Отечества» - Звезды оранжевые

Критерии оценки: вручается за гражданскую позицию, знание истории своей страны, своего города, района, бережное отношение к природе.

«Дорога труда» - Звезды  голубого цвета

Критерии оценки: вручается за участие в трудовых десантах, акциях, дежурство по классу, дежурство в столовой.

«Дорога знаний» - Звезды синие

Критерии оценки: прилежное отношение к учебе, помощь товарищам в учении, умение учиться, умение определять область своего знания и незнания.

«Дорога здоровья и спорта» - Звезды  зеленого цвета

Критерии оценки: вручается за соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, участие в спортивных соревнованиях.  

«Дорога творчества» - Звезды  желтые

Критерии оценки: вручается за выполнение творческих работ, за активное участие в КТД , за участие в конкурсах различного уровня.

«Дорога Семьи» - Звезды красного цвета

Критерии оценки: вручается за ценностное отношение к своей семье, её традициям, обычаям, законам.


Ожидаемые результаты

  1. Сформированность единой классной семьи, включающей классного руководителя, учащихся и членов их семей.
  2. Сформированность  истоков духовно-нравственного потенциала у каждого ребенка.
  3. Развитие творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса, сформированность их познавательной активности.
  4. Наличие у детей навыков нравственности, чувства гражданственности, ценностного отношения к Родине и своему народу.
  5. Понимание и принятие детьми норм, культуры общения, установление дружеских «семейных» межличностных отношений, создание  благоприятной психологической атмосферы в классной семье.
  6. Активная коллективная творческая деятельность учащихся, их организаторских способностей, сформированность предпосылок для проявления детской инициативы и самоуправления.
  7. Понимание родителями своей роли и ответственности за воспитание детей и необходимости их психолого-педагогической культуры.
  8. Сформированность у детей ценности учения и целостного представления о мире.


Список литературы

1. .Абрамова Г.С. Возрастная психология.Учебное пособие для студентов вузов.-М-:Академический проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000.

2.Белоусова.О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие, М.:2009.

3.Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно- методическое пособие для учителей, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва-Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2004.

4. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования .Под редакцией В.А. Караковского-Москва.1992г.

5.Воспитание…Ценности и цели. Научно-методический сборник.- Н Новгород, 2004.

6..Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации . Под редакцией Е.Н. Степанова.-М.: ТЦ «Сфера», 2001. 11.

7.Воспитание продуктивно, если оно системно. Научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2005.

8.Дереклеева.Н. И. Справочник классного руководителя.1-4классы Москва «ВАКО» 2008.

9.Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов .Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2005.

 10.Колмагорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. Пособие для шк. Психологов .-ВЛАДОС-ПРЕСС- 2002.

11.Коробкова В.В. Подготовка будущих педагогов к работе с родителями с использованием СМИ с целью развития воспитательного потенциала семьи. Социально-педагогические аспекты профессиональной подготовки современных педагогических кадров: Всерос. заочная научно-практическая конференция. Пермь, 2006.

 12.Классные часы. Копилка классного руководителя .Н.И.Еременко.- Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. 13.Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие.- 20е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000г.

14.Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2005-2010.

15.Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели.- М.: 2005.

16.Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.Под редакцией Е.Н. Степанова.- Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

17.Педагогический энциклопедический словарь М.: 2005. 18.Родительский лекторий: 5-11 классы. Сост. Л.В. Бударникова и др.- Волгоград: Учитель 2007.

19.Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва: П. 2010.

20.Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Под редакцией Д. В. Григорьева., П.В.Степанова. Москва, 2010.

21.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г Асмолова. М,,2010.

22.Семья-родина ребенка. ДТЮ им. Чкалова. Нижний Новгород, 2001.

23.Современные технологии воспитательной деятельности в образовательном процессе педагогических колледжей. –Н Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.

24.Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: 2003.

25.Ушинский К.Д. О направленном элементе в русском воспитании. Педагогические сочинения в 6т., М.: 1998., т.2. 26.Учитель в профессиональном конкурсе: Учебно- методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2006.

27.Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград. Учитель, 2005.

28.Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм работы. Авторы-составители Т.Н Федосова, Ю.С. Скворцова, Н.А. Селезнева, Е.А. Волгоград: Учитель, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Социокультурная среда

        

        


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Карта «САЛЮТ, ПОБЕДА!»

САЛЮТ, ПОБЕДА!

        Звездами на карте отмечены  КТД по направлениям.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА  «ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ»

Дети самостоятельно отмечают  личные достижения в «Дневнике путешественника»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ГОТОВЯТСЯ К ЮБИЛЕЮ ПОБЕДЫ

Темы социальных проектов:

1.        Кто из работников школы — участник Великой Отечественной войны?

2.        Я горжусь своими бабушкой и дедушкой.

3.        Неделя искусства «В те грозные годы».

4.        Мужество людей в тылу.

5.        Дети и война.

6.        Подвиг защитников и жителей блокадного Ленинграда.

7.        «Никто не забыт, ничто не забыто» (выпуск стенгазет).

8.        Женщины в годы Великой Отечественной войны.

9.        Стихи и песни военных лет.

10.        Что рассказал музей Вооруженных Сил.

11.        «Военная техника времен войны» (выставка детского творчества).

12.        Пишем тем, кого любим и помним (неделя письма).

13.        День поминовения (памяти погибших).

14.        Преемственность поколений.

15.        9 Мая — празднование 70-летия Великой Победы.

Сценарий классного часа

«Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Цель классного часа: Способствовать формированию патриотических чувств, через историческое прошлое нашей страны.

Задачи классного часа:

• познакомить учащихся с историческими событиями Великой Отечественной войны;

• расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

• сохранять историческую память о героях – земляках • развивать любознательность, патриотические чувства;

• воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Ребята знакомятся с основными этапами Великой Отечественной войны, с битвами и сражениями Великой Отечественной войны: наступление врага на Москву, оборона Брестской крепости, Сталинградская битва, Курская битва и битва под Берлином.

 В ходе изучения данных сражений просматриваются видеозаписи, иллюстрации, слушаются звукозаписи военных лет, дети читают стихи, слушают записи песен военных лет.

В результате поисковой работы детей, создаются: презентация о пионерах – героях, буклеты о наградах, знаках отличия. А также ребята готовят рассказы о своих родственниках, которые защищали нашу страну от врага (1941 – 1945г.г.) на фронтах и в тылу.

 Результатами классного часа должны быть исторические знания прошлого нашей страны (1941 – 1945г.г.):

• названия основных битв Великой Отечественной войны и их даты;

• основные цифры и факты военного времени;

• знания стихотворений и песен военных лет;

• выполненные поисковые работы на тему: «Мои родственники – участники войны»;

• знания героев родного края, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка:

1. Провести анкетирование «Что я знаю о ВОВ?»

2. Познакомить детей со стартовой презентацией, цель которой,

актуализировать имеющиеся у детей знания о ВОВ, её героях,  наградах.

3. Распределить задания по группам:

 Подготовить рассказы о пионерах – героях

 Подготовить буклет о наградах

 Написать мини-сочинение «Мой прадед – герой ВОВ», «Мои родные в годы войны».

4.Выучить стихи для чтения наизусть на классном часе

5. Провести конкурс рисунков «Великая Отечественная война 1941 -1945 г. глазами детей».

План классного часа:

1. Вступительное слово

2. Основные этапы Великой Отечественной войны (рассказ старшеклассников)

3. Информационный блок «Пионеры - герои» выступают представители от каждой группы класса.

4. «Награды находят героев – герои не ищут наград…», представление буклетов, рассказ об орденах и медалях.

5. Герои - земляки.

6. Минута молчания.

7. Подведение итогов (рефлексия)

Содержательная часть

1.Вступительное слово

Звучит фонограмма песни из кинофильма «Офицеры»

От героев былых времён,

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их,

Поселилась в сердцах живых,

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской

Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

1 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец:

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

3 чтец:

Казалось, было холодно цветам ,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

Звучит запись Левитан «О начале войны»

Учитель:

22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали,

фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолётами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить города и сёла,

убивать мирный наш народ, сжигать дома. Так началась Великая Отечественная война.

2.Выступление старшеклассников.

 1 Вожатый: Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и

страшная война в истории человечества.

2.Вожатый: История Великой Отечественной Войны делится на три этапа:

 Первый этап

От нападения Германии на СССР до начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.

3.Вожатый: Германская армия, насчитавшая около 5,5 млн. человек и состоявшая из представителей 12 стран Западной Европы перешла советскую государственную границу.

Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.

К концу сентября враг стоял уже под Москвой.

Оборона Брестской крепости – одно из первых сражений ВОВ.

4 Вожатый: Оборона Брестской крепости – одно из первых сражений ВОВ. Несколько недель защитники Брестской крепости стояли насмерть, сдерживая во много раз превосходящие силы противника, который с бешеной злобой рвался на восток, к сердцу нашей Родины - Москве. Это был массовый подвиг многонационального гарнизона, в котором мужественно сражались до последнего патрона, гранаты, штыкового удара

русские и украинцы, белорусы и грузины, узбеки и казахи, армяне и азербайджанцы,  адыгейцы и черкесы, татары и башкиры. Советское правительство высоко оценили исключительный героизм защитников крепости. Звание Героя Советского Союза присвоено майору Гаврилову и лейтенанту Кижеватову. Около 200 участников обороны

награждены орденами и медалями. 08.05.1965 года крепости присвоено почетное звание "Крепость-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Битва под Москвой

1 Вожатый: Битва под Москвой особое место в истории войны Германии против СССР.

Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров. К осени 1941 года военное положение Советского Союза было сложным и опасным. Блокирование Ленинграда и успехи, достигнутые на Правобережной Украине, создали, как считало верховное командование Германии, благоприятные условия для наступления

группы армий "Центр" на Москву. С середины октября до начала ноября шли упорные бои на Можайском рубеже. Советские войска оказывали упорное сопротивление отборным соединениям вермахта и задержали их на рубеже рек Лама, Руза и Нара. Тяжелые бои шли и в районе Калинина. Однако немецкие войска оказались неподготовленными к успешным действиям в распутицу и при понижении температуры. Потери группы армий "Центр" только с 1 по 17 октября составили 50 тысяч человек. План операции "Тайфун" не был выполнен. Группа армий "Центр" не смогла прорваться к Москве ни на одном из участков фронта. С 16 ноября по 5 декабря в ходе второго этапа наступления на Москву немцы потеряли свыше 153 тысяч убитыми, ранеными и обмороженными. Разгром немецких войск под Москвой развенчал перед всем миром миф о "непобедимости" вермахта, подорвал моральный дух немецкой армии, поколебал ее веру в победу в войне. Победа советских войск под Москвой означала начало поворота в

Великой Отечественной войне.

2 Вожатый: Второй этап

2) 17 ноября 1942 – декабрь 1943 года – коренной перелом в ходе ВОВ и Второй Мировой войны, переход стратегической инициативы к Советской Армии завершился форсированием Днепра и освобождением Киева. Основными событиями военной истории стали победы советских войск под Сталинградом, Курском, Орлом и Киевом. Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей -с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне.

В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось ихизгнание с территории Советского Союза.

3 Вожатый: Третий этап

3)1944 год - 9 мая 1945 года полное изгнание захватчиков с территории СССР,

освобождение Советской Армией стран Центральной и Юго-Восточной Европы,

окончательный разгром и капитуляция фашистской Германии.

Штурм Берлина — завершающая часть Берлинской наступательной операции 1945 года, в ходе которой Красная Армия завладела столицей нацистской Германии и победоносно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась с 25 апреля по 2 мая.

Звучит запись Левитан «О капитуляции Германии»

На завершающем этапе ВОВ советские войска уже к лету вышли на рубежи границ СССР и начали победоносное шествие по Европе.

3. Пионеры – герои.

Учитель: На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Дети исполняют «Песню о пионерах героях”.

Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры – герои

Навечно остались в строю!

Припев:

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

“У нас один, один лишь путь – к победе!

И нету других дорог!”

Шагают они на параде,

Равняя невидимый ряд,

Правофланговыми в каждом отряде

Ребята – герои стоят!

Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом,  мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь

То, сними свою шляпу, товарищ!

Ученики рассказывают о пионерах – героях.

1 ученик: Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию.Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Леониду

Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

2 ученик. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет….

Но, жёлтая, как воск, она молчала.

Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

3 ученик. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов …

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев/

Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

4 ученик. Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Мы вспомним о болях тех давних.

В них совершен был подвиг не один.

Вошёл в семью героев наших славных

Отважный мальчик Котик Валентин

Он, как при жизни, утверждает смело

“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

4. «Награды находят героев – герои не ищут наград…»

Учитель: Боевые награды — ярчайшие памятники нашей военной истории,

напоминающие о славных страницах борьбы с врагами Отечества

(дети представляют буклеты, рассказывают об орденах и медалях).

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник - Советскому солдату,

С девочкой, спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Звучит фонограмма песни из кинофильма «Офицеры»

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Дети зачитывают отрывки сочинений «Мой прадед – герой ВОВ»,

 «Мои родные в годы войны».

Низкий поклон вам, за Родину вставшие,

Солнце вернувшие отчим полям.

Мир отстоявшие, жизнь даровавшие

И внукам своим, и своим сыновьям…

Учитель: У времени есть своя память – история.

Мы не имеем забыть ужасы войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

6. Минута молчания.

Помните!

Через века, через года –

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните!

Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –

Помните!

(Р. Рождественский)

Классный руководитель.

Издавна существует традиция поминать павших минутой молчания. Мы поддержим эту традицию.

Учитель: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

(Звучит фонограмма песни «Журавли». Дети встают.)

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

Программа нашего классного часа выполнена. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии.

Какие чувства вызвал у вас классный час?

Примерные ответы учащихся (чувство гордости за свой народ, за его славную историю;

восхищение мужеством советских воинов; жалость к погибшим, их матерям, женам,детям).

Как вы считаете, нужно ли знать о боевых заслугах наших предков?

Примерные ответы учащихся (нужно гордиться своими предками; нужно знать, за что давались награды, какой ценой было заплачено за эти ордена и медали; нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный час к Дню Победы

Цели::расширить знания школьников о Великой Отечествен ной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; расска...

Воспитательное мероприятие. 9 Мая - День Победы. 2 класс

Конспект внеклассного мероприятия...

Методическая разработка воспитательного занятия «Символы Победы»

Методическая разработка воспитательного занятия "Символя Победы"...

Сценарий воспитательного мероприятия к Дню Победы

Сценарий воспитательного мероприятия для детей младшего школьного возвраста, приуроченого к празднованию Дня Победы в форме конкурса стихов....

Сценарий воспитательного мероприятия "Спортивно - патриотический турнир, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне"

Спортивно-патриотический турнир проводится в игровой деятельности, которая является самым эффективным средством формирования у обучающихся младших классов нравственных, патриотических и гражданских ка...

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

Воспитательный проект «По следам ушедшей войны и навстречу Победе», посвященный 75-летию Великой Победы

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу ...