Развитие ребенка и здоровьесберегающая деятельность в образовании
статья на тему

Здоровье-самое дорогое у человека.А в последние годы здоровье детей, поступающихв 1 класс, с каждым годом ниже.Причин достатоно много.школа занимается укреплением здоровья детей таким образом, что оно станет образом жизни....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тарасова Ольга Семеновна, методист по начальному образованию  МКУ «Управление образования» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Развитие ребенка и здоровье сберегающая

деятельность в образовании.

        Проблема сохранения и укрепления здоровья   учащихся  является актуальной, востребованной и масштабно реализуемой в системе образования. Основная миссия школы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Ведь их здоровье  находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха и  условий семейного воспитания. Мы, в своей деятельности руководствуемся определением   понятия Здоровья, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.  Вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни сегодня  крайне актуальны и требуют формирования новых технологий и подходов. Но какие бы методы учитель не применял и сколько бы, не принуждал к учению, результата добиться, можно только решая проблему комплексно, через  развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

Ученик

                                               Педагог                                        родитель

Образование будет выполнять функцию  укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.  Работа в данном направлении в целом ложится на плечи педагогов.

Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребенка в школе, а это достигается путем обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.  Например,  дошкольные образовательные учреждения превращаются в предшколы, где  вместо развития духовного, физического, интеллектуального, сажают детей за парты и учат читать, писать, решать. Ведь поддержание и управление физическим здоровьем детей напрямую связано с их двигательной активностью, которой мы их лишаем.  В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с  возрастными особенностями детского организма.

 Педагоги начальной школы давно замечают, что  с каждым годом уровень здоровья поступающих в 1 класс детей становится все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения. Ведь за последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет. Причиной резкого снижения уровня здоровья   дошкольного и младшего школьного возраста является:

- падение уровня жизни, неблагоприятная экологическая обстановка в России

-ухудшение состояние здоровья матерей

- стрессы

-дефицит двигательной активности

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

- неполноценное питание

Сотрудники школы могут использовать оценку эффективности внедрения образовательных технологий по сбережению здоровья в работу школы через:

  1. результаты проведения мониторинга здоровья учащихся
  2. желание учащихся посещать школу
  3. объем дневной учебной нагрузки на учащихся
  4. наличие или отсутствие в школе курящих
  5.  содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера от них
  6. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья
  7. Отношение к школе родителей учащихся.

  Преподаватели, учителя  не врачи, они не могут заниматься оздоровлением детей, они должны обучать, развивать, воспитывать. На мой взгляд, надо  ввести в стимулирующую часть заработной платы педагогов надбавки за формирование у школьников навыков здорового образа жизни.Необходимо уделять внимание проблеме питания школьников. Сюда входит рациональная организация работы школьной столовой, ассортимент товаров в школьном буфете, наличие горячего питания, обеспечение школы питьевой водой.  Существует масса объективных причин, когда система образования не может справиться только своими силами.

 Например, во многих школах туалеты расположены на улице, нет спортзалов, санитарно-гигиенический и тепловой режимы  не соответствуют требованиям. Не может школа сама решить данные проблемы без помощи. Для ведения оздоровительной работы в школе нет условий и прежде всего квалифицированных  работников.  В учебные планы образовательных учреждений вводятся дополнительные часы по физической культуре. Однако простое увеличение часов без совершенствования материальной базы, кадрового, учебно-методического обеспечения не дадут значительных результатов. Во всех школах и детских садах в обязательном порядке должна формироваться не только здоровьесберегающая, но и здоровьеформирующая сфера.  Здоровье сберегающие технологии являются ставной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.     Разрушительные последствия для здоровья подрастающего поколения несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение, криминальное поведение. В последние несколько лет проблеме вредных привычек и зависимостей учащихся посвящается все больше и больше работ. Возрастает число детей, подростков, молодежи, употребляющих  психоактивные вещества. Воспитательный аспект является здесь самым важным. Именно от них зависит формирование в школе среды, противодействующей распространению курения, наркотиков, употребления алкоголя. Если наука и практика, все ведомства и общественные организации  будут вместе решать проблемы здоровья в системе образования, то успех будет гарантирован.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая эффективность образования, обеспечивающего безопасность и развитие ребенка.

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее бе...

Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности

Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...

Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности

Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

Творческое развитие ребенка через проектную деятельность

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Организация внеурочной деятельности как важнейший ресурс развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школ...