Праздник "Масленица"
методическая разработка по теме

Савич Наталья Викторовна

для детей 7-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема: «Масленица»

Технологическая карта мероприятия

Тема

«Масленица»

Цели

1.Формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы.

2. Способствовать развитию оперативной памяти, связной речи, произвольного внимания, творческих способностей, артистичности.

Планируемый результат

Личностные УУД

1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».

2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности

Регулятивные УУД

1.Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД

1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Основные понятия

Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни.

Межпредметные связи

Окружающий мир, , история, технология, физическая культура, изобразительное искусство, литература, музыка.

Ресурсы

Разработка мероприятия, презентация, выставка книг, выставка поделок, выставка рисунков конкурса, костюмы героев самовар с чаем и блюда масленичной недели.

Организация пространства

В зависимости от погоды мероприятие и чаепитие проводится  на улице.

Технологии

игорвая

Масленица

Участвуют: четыре скомороха, Масленица, Зима, Весна(ученики 3 класса), учащиеся первых и вторых классов.

        Выходят четыре скомороха.

        1-й.    Вьются усики гороха

                Червячками на крючке.

                Мы – четыре скомороха,

                Как горошины в стручке

        2-й.    Скоморох, скоморох,

                Выйди с дудкой за порог

                И народу от души

                Спой частушки и спляши.

        3-й.         Каждый гудочник, волынщик,

                Каждый дудочник и шут,

                И потешных дел зачинщик,

                И веселый баламут.

        4-й.        Если вдруг          кому-то плохо

                И тепла недостает,

                Позовите скомороха,

                Он вам спляшет и споет.

        1-й.        По-над речкою повисло,

                Зацепило два кольца…

                И совсем не коромысло –

                Просто – Масленица! (Хором.)

        2-й.         Масленица, масленица,

                Блинами попеканщица!

                Пришла раненько,

                Встретим мы тебя хорошенько

                Сыром, маслом и блином

                И румяным пирожком!

        3-й.        Милости просим,

                Будьте, как дома,

                Вся территория вам знакома.

                Матушку- зиму отпраздновать нужно

                И проводить, как положено, дружно!

        3-й. А что же это за такой русский праздник – масленица?

Расскажите-ка нам, добры молодцы да красны девицы.

        Сообщение классов по семи дням масленицы:

        Понедельник – встреча масленицы;

        Вторник – заигрыши;

        Среда – лакомка, сладкоежка;

        Четверг – разгул, широкий четверг;

        Пятница – тёщины вечерки;

        Суббота – золовкины посиделки;

        Воскресенье – прощеный день, проводы

 масленицы.

        4-й.        Дорогая наша гостья – Масленица,

                Авдотья Ивановна!

                Гостья важная, долгожданная,

                Коса длинная, двуполтинная,

                Платок беленький, да с горошками.

                Ноги стройные, да с сапожками,

                Бровки черные, наведенные,

                Портянки белые, набеленные.

                Солнце теплое на небе дразнится,

                Здравствуй, гостьюшка наша Масленица!

        Входит М а с л е н и ц а.

        М а с л е н и ц а.

        Здравствуйте, гости дорогие!

        Дорогие друзья- земляки!

        Имена ваши очень простые:

        Михаилы, Иваны, Петры,

        Александры, Егоры, Кириллы,

        Анны, Дарьи, Натальи, Марии,

        Пелагеи, Галины, Марины –

        Всех за праздничный стол позову,

        Веселится, плясать помогу,

        Дорогие друзья- земляки!

        Ни межи нас, ни села нас не разнят,

        И поэтому с легкой руки

        Открываю заслуженный праздник.

        Он корнями уходит в века,

        Силу, удаль людей умножая,

        Праздник, памятный издалека,

        Открывающий путь к урожаю.

        Входит З и м а.

        З и м а. Здравствуйте, люди добрые. Хочу

Загадать вам загадку.

        Была белая, да седая,

        Пришла зеленая, да молодая. Кто это?

        (зима и весна)

        Входит В е с н а.

        В е с н а. Да я это, я пришла!        А теперь отгадайте

и мои загадки. Они о моих друзьях – птицах.

        Какой город летает? ( Орел.)
        Какая птица носит женское имя? (Галка.)

        Кто шпоры носит, а верхом не ездит? (Петух.)

        Молодцы! Пора птичкам к нам прилетать.

Заждались уж совсем.

        М а с л е н и ц а. Матушка Зима! Спасибо

тебе за снежок, за снежные горки, за зимние

каникулы и праздники Нового Года и Рождест-

ва, за катание на санках и лыжах. Даже за силь-

ные морозы спасибо, на то ты и матушка Зима.

А теперь позволь нам с честью проводить тебя.

Пора нам веселиться, поугощать друг друга.

Сейчас мы послушаем ребят из села «Блиново»

(1 класс).

        Д е т и (поют песню).

        Как на масленой недели

        Из трубы блины летели.

        Уж вы блинчики мои,

        Уж блиночки мои!

        Пришла масляна неделя,

        Была у кума на блинах.

        У кума была сестрица,

        Печь блины-то мастерица!

        Напекла их кучек шесть,

        Семерым им не поесть.

        А сели четверо за стол,

        Дали душеньке простор,

        Друг на друга поглядели

        И блины-то все поели.

        Ах, какие блины у нас сочные.

        И крупитчатые, и молочные.

        Блины, блинчики с разносолами

        И ребята, какие веселые!

        М а с л е н и ц а. А теперь к нам пожаловали

ребята из поселка «Оладушки» ( 2 класс).

        Д е т и ( поют).

        Ладушки, ладушки,

        Пекла бабка оладушки,

        Маслом поливала,

        Деточкам давала:

        Тане два, Ване два,

        Маме с папой – тоже два.

        Хороши оладушки.

        У нашей у бабушки.

        Группа детей разыгрывает инсценировку.

        Б а б у ш к а. как мы будем блины печь?

(Дети, загибая пальцы, отвечают.)

        1-й. Большаку – дрова рубить (большой палец),

        2-й. А теперь воды носить (указательный),

        3-й. А тебе печь топить (средний),

        4-й. А тебе тесто месить (безымянный),
        5-й. А тебе, малышке, песни петь,

        Песни петь, да плясать,

        Родных братьев потешать (мизинец).

        М а с л е н и ц а. А вот какую сценку про

блины приготовили нам ребята из 1 «В» класса

( с инсценировкой).

        Было у тёщи семь зятьев:

        Хомка – зять, и Пахомка – зять,

        И Гришка – зять, и Гаврюшка – зять,

         И Марка – зять, и Захарка  - зять,

        А зятюшка Ванюшка милей всех зятьев!

        И стала тёща зятьев за стол сажать:

        Хомка сел, и Пахомка сел,

        И Гришка сел, и Гаврюшка сел,

        И Макарка сел, и Захарка сел,

        Зятюшка Ванюшка,

        Поди вот туда сядь!

        Стала тёща зятьев угощать:

        Хомке – блин, и Пахомке – блин,

        Гришке – блин, и Гаврюшке – блин,

        И Макарке – блин, и Захарке – блин,

        А Ванюшке- зятюшке – два блина.

        М а с л е н и ц а. Спасибо всем ребяткам из

первых классов. А теперь послушаем вторые

классы, ребят из села «Пряничково». Чем они

нас угощать будут?

        Пряники, русские пряники,

        Прянечные избы, дома-терема,

        Часы, пастухи, паровозы,        

        Рыбы, коровы, медведи и козы,

        Петухи и чудо-птицы –

        Вот какие небылицы

        Пряники печатные,

        До того нарядные!

        Мы не сразу их съедим,

        А сначала поглядим!

        Исполняется песня «Пряники русские».

        Кто придумал тот секрет,

        Точно не известно.

        Может, бабка, может дед

        Замесили тесто.

        Из муки и патоки

        Выпекали пряники. (3 раза)

                Припев:

                Пряники русские,

                Сладкие, мятные,

                К чаю ароматному

                Угощенье знатное.

        Если холод бушевал,

        Странников усталых

        В дождь и стужу согревал

        Чай из самовара.

        Ну, а к чаю странникам

        Подавали пряники. (3 раза)

        Припев:

        Всех друзей мы в гости ждём,

        От души встречаем,

        Пирогами и блином

        С чаем угощаем.

        Из муки и патоки

        Напекли всем пряников.(3 раза.)

        М а с л е н и ц а. А теперь в деревню «Пиро-

гово» нас приглашают ученики третьего класса.

        В деревне Пирогово

        Жили скоморохи,

        Ели скоморохи

        Пироги  с горохом,

        И с капустой, и с картошкой,

        И с калиной, и с моркошкой.

        Гости, угощайтесь,

        Ешьте, не стесняйтесь.

        Ах какие пироги!

        Что за угощенье:

        И румяны, и мягки,

        Всем на удивленье.

        М а с л е н и ц а. А вы знаете, что слово «пи-

рог» обозначало праздничный хлеб? А чем хорошо

запивать блины, пряники и пироги? Правильно –

чаем. Из деревни «Чайная» нас пришли звать к себе

на праздник ребята из 4 класса.

        Хлебом, солью всех встречаем,

        Самовар на стол несём,

         Мы за чаем не скучаем,

        Говорим о том о сём.

        Наш большущий самовар

        Весь горит, как птица- жар,

        Кран- верток открывается,

        Чудо- чай наливается.

        Сверху пар, снизу пар,

        Кипит наш русский самовар.

        Милости просим на чашку чая,

        Эй, подходи, и млад, и стар –

        Всех блинами угощаем.

        Ребята из четвёртого класса разыгрывают

Инсценировку песни «У самовара я и моя Маша».

        

М а с л е н и ц а. Молодцы, ребята! Хорошую

Встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

        Я гуляла с вами, теперь села в сани,

        Пела и плясала, больно я устала.

        Кончилось весельице – беритесь за делице,

        А со мной проститеся, блинами угоститеся.

        Оставляю вам вместо меня чучело Масленицы.

выходите во двор и все вместе сожгите его,

тогда и весна быстрей к вам придёт. А пока

до свидания, до встречи в следующем году.

        С к о м о р о х.

        А теперь, гости дорогие, пейте, ешьте –

души потешьте.

         А как наедитесь, на улицу выходите,

        Масленицу сожжем да песни попоём.

        Д е т и(хором). «Гори, гори ясно, чтобы

 не погасло!»

        Все поют песню о масленице.

        Ты прощай, прощай,

        Наша Масленица,

        Ты прощай, прощай,

        Наша широкая.

        Ты не в среду-то пришла

        И не в пятницу,

        Ты пришла в воскресенье,

        Всю неделюшку веселье.

        Ты пришла с добром,

        С сыром, маслом и яйцом,

        С блинами, пирогами

        Да с оладьями.

        Блины масляные,

        Шаньги мазные,

        Мы катаемся с горы

        От зари до зари.

        А сегодня в воскресенье

        Наше кончится веселье.

        Ты прощай, прощай,

        Наша масленица!

Окончание праздника – чаепитие с блинами (блины готовят родители каждого класса»

ЛИТЕРАТУРА

Стихи к любимым праздникам. – М.: Росмэн, 2000.

Читаем, учимся, играем // Журнал- сборник для библиотекарей. – 1999. - №3. Ш м а к о в С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая книга,1997.