Интегрированный проект «У природы нет плохой погоды».
проект на тему

 Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено , что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний , но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по- разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы. Поэтому такое важное значение имеет групповая работа. Именно работая в группе, дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный проект  « У природы нет плохой погоды».

Интегрированный проект

«У природы нет плохой погоды».

Выступление Беликовой И.Е.

на семинаре классных руководителей. 2.11.2010

 Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено , что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний , но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по- разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы. Поэтому такое важное значение имеет групповая работа. Именно работая в группе, дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.

Этапы совместной работы:

  1. Определить состав группы;
  2. Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
  3. Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений );
  4. Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
  5. Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
  6. Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
  7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
  8. Из отдельных результатов получается один большой результат.

Правила совместной работы

  1. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела , не мешать друг другу , вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
  2. Работать по плану ( сверять дела с планом ).
  3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  4. Качественно выполнять работу.
  5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.



   Для того, чтобы все эти правила заработали необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко .
   В качестве примера расскажу о работе над групповым исследовательским интегрированным проектом «У природы нет плохой погоды». Над проектом работали ученики 4 «А». Данный проект был представлен на научно - практической конференции проектно – исследовательских работ. А цели учащиеся ставили перед собой значительные: расширить систему представлений и первоначальных понятий о временах года, найти отражение сезонных изменений в произведениях русской литературы, в найденных отрывках выявить выразительные средства языка, различные тропы и фигуры речи.
   И дети не подвели, справились с поставленными задачами. Опыт нашей работы подтверждает известную истину: увлеченность, заинтересованность общей идеей, вера в конечный успех, формируют у участников проекта такие качества, как взаимовыручка, чувство ответственности.
   Тропы и фигуры речи изучаются в средней школе и то «со скрипом». Учителя литературы говорят о том, что эта тема очень сложная и старшеклассники часто путают различные тропы. Почему же ученикам начальной школы удалось овладеть этой темой довольно легко?
   Для малышей это был первый опыт самостоятельной исследовательской работы. На первом этапе они выделили сезонные изменения в природе. Затем была проделана серьёзная аналитическая работа. Ребята прочитали огромное количество стихов русских поэтов в поисках отображения сезонных изменений в природе. Детьми был собран обширный дидактический материал. На третьем этапе, вчитываясь в найденные поэтические отрывки, дети с лёгкостью научились определять выразительные средства языка. В средней школе выразительные средства языка изучаются постепенно, материал вводится дробно, не является для детей личностно значимым. В нашем же случае тропы и фигуры речи вводились целым блоком. Дети могли сравнивать, находить сходства и различия, искать взаимосвязи, обобщать .
   Таким образом, групповой исследовательский проект – это первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности. Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. Можно сделать вывод о том, что проектно – исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания образования, является устойчивой формой образовательного процесса.
   В качестве примера можно привести уроки , где дети выступили в роли юных исследователей в такой предметной области, как естествознание . Подобные уроки можно даже назвать уроками –мини –конференциями, т.к. дети приобретают на них все необходимые навыки исследования: от владения методами анализа и синтеза явления до умения правильно, с использованием научной терминологии строить свой ответ, делать выводы. Отметим и воспитательный аспект этих «мини – конференций», связанный с осознанием себя частью природы, пониманием экологических проблем, существующих в современном мире и поиском путей их разрешения.

Сезонные явления в живой природе зимой

Цитаты

Выразительные средства языка

Замедление течения древесных соков в зимний период. Период покоя в жизни растений.

«Поёт Зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка..."
С.Есенин

Олицетворение
Эпитет
Гипербола

«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…»

С.Есенин

Метафора
Олицетворение

Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»

И.Суриков

Олицетворение

«И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –

Олицетворение

Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…»

Ф.Тютчев

Метафора

Как выглядят хвойные растения зимой.

«Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега».
И.Бунин

Эпитет

«Прозрачный лес один чернеет ,
И ель сквозь иней зеленеет…»
А.Пушкин

Эпитет

Как выглядят лиственные растения зимой.

«Учись у дуба , у берёзы
Кругом зима .
Жестокая пора !
Напрасные на них застыли слёзы

И треснула , сжимаяся , кора»
А.Фет

Риторическое восклицание
Метафора

Жизнь оседлых птиц зимой.

«На полянке куропатки
Снег копают без лопатки .
И
коварному врагу
Не заметить их в снегу»
Г.Ладонщиков

Эпитет

Жизнь кочующих птиц зимой.

«И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят»
И.Бунин

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири».

З.Александрова

«Зёрен хочется синице,
Но к кормушке сесть боится».
Г.Ладонщиков

Сравнение

Недостаток пищи (голод).

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,

Прижались у окна.
Озябли пташки
малые,
Голодные , усталые,

И жмутся поплотней…»
С.Есенин

Сравнение






Эпитет

Жизнь зверей зимой

«Белка спряталась в дупло –
В нём и сухо , и тепло» .

«Под корягой в буреломе
Спит медведь , как будто в доме .
Положил он лапу в рот
И , как маленький , сосёт».

«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора».

Л Г.Ладонщиков

Сравнение

Беликова Ирина Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У природы нет плохой погоды

Конспект открытого урока во 2в классеУчитель: Свидерская И.П.  Тема: «У природы нет плохой погоды»Образовательная цель: активизация слов по теме «Времена года и Погода», закрепление ре...

Урок литературного чтения 3-4 классы "У природы нет плохой погоды"

Урок литературного чтения для 3-4 классов посвящён осени с её прекрасами и непогодой. Ребята разделились на две группы, одна из групп находит в осени прелесть и красоту, подтверждая словами из стихотв...

Проект "У природы нет плохой погоды"

Краткая аннотация проекта.Данный проект предназначен для реализации в начальной школе, в рамках учебного  предмета "Окружающий мир", внеурочной деятельности   «Мир вокруг нас».Цел...

Социально-исследовательский проект " У природы нет плохой погоды...."

Многие дети младшего школьного возраста путают природные явления, времена года, стеснябтся выступать публично....

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....