Час общения "Слово о дружбе"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Биссараб Ольга Николаевна

Цель урока: познакомить и уточнить представления учащихся о дружбе.

 

Задачи урока:

Воспитательная: формирование нравственных качеств учащихся: дружбы и порядочности, умения дружить, беречь дружбу;

Образовательная: сформировать представления о дружбе;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации;

способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;

продолжить формирование навыков групповой работы, умение учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения.

 

Виды деятельности: проблемная беседа, устный рассказ, индивидуальная и самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, словарная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_druzhbe.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ».

Тема: «Лучшее слово о дружбе».

Цель урока: познакомить и уточнить представления учащихся о дружбе.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование нравственных качеств учащихся: дружбы и порядочности, умения дружить, беречь дружбу;

Образовательная: сформировать представления о дружбе;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации;

способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;

продолжить формирование навыков групповой работы, умение учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Виды деятельности: проблемная беседа, устный рассказ, индивидуальная и самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, словарная работа.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска).
  • слайд-шоу «Лучшее слово о дружбе»;
  • учебное пособие «Основы светской этики», 4-5 кл./ Студеникин М.Т.
  • токовый словарь /Ожегов С.И.;
  • ромашка – трансформер из ватмана.
  • отпечатанные и разрезанные пословицы.

Тип урока: Комбинированный.

План урока.

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Введение в тему. (5 минут)

3. Актуализация знаний и постановка цели урока. (5 минут)

4. Проблемная беседа. (5 минут)

5. Индивидуальная работа с текстом учебника(10 минут).

5. Составление ромашки – качеств, без которых дружба состояться не сможет. (5 минут)

6. Работа в группах – решение проблемных ситуаций. (8 минут)

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.  

-Ребята, предлагаю вам прослушать песенку Пляцковского М. и попробовать угадать тему нашего урока.

Звучит песня «Дружба крепкая не сломается…»

-Итак, тема нашего урока:… «Дружба». (Слайд 1).

  1. Актуализация знаний и постановка цели.

-Проведем упражнение «Мозговой штурм».

- Какие ассоциации у вас связаны с понятием дружба? (фиксируются на доске).

 - Из всего перечисленного я хотела бы выделить:

Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность (слайд 2)

- Какое слово получилось из первых букв по вертикали?

-Давайте сформулируем цель нашего урока.

  1. Словарная работа.

- Что же такое дружба?

- А что говорит словарь? Поиск слова дружба в словаре. (Слайд 3)

Дружба - одна их высших нравственных ценностей. Это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

  1. –Ребята, приведите примеры дружбы  литературных героев, героев фильмов, мультфильмов.

  1. Проблемная беседа.

-Каждый человек умеет быть другом?

-Прослушайте стихотворение А.Барто «Требуется друг» и скажите:

правильное ли представление о дружбе у героини стихотворения?

Все живут, не тужат, а  со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

- Выслушиваются ответы учащихся.

На доске слова: друг, приятель, товарищ. 

- Эти слова обозначают  одно и то же?

Обратимся к словарю.

  1.  Индивидуальная работа с текстом учебника. (Слайд 7)

-Прочитайте текст учебника.

-После чтения на лепестке ромашки напишите одно самое важное качество друга?

 «Друг – это тот, кто…» (честный, добрый, порядочный, трудолюбивый, понимающий, бескорыстный, не держит зла после ссоры и быстро умеет мириться).

- Ребята, давайте поместим нашу ромашку на доску.

- Прочитайте, что же у нас получилось? Без каких качеств дружба состояться не может?

 

  1. Работа в группах.

- А теперь предлагаю разбиться на группы и решить проблемные ситуации, которые запечатаны в конвертах.

-твой друг не сделал домашнее задание и требует тетрадь, чтобы его списать.

-твой друг употребляет плохие слова и выражения.

-твой друг совершает плохой поступок и о нем узнают все. В том числе и ты.

-твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним  дружить.

          -твой друг предлагает поступить тебе плохо.

-твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.

-Ребята обсудите  ситуации в течение 5 минут и потом прокомментируйте их.

9.Вопрос классу.

-Почему же распадается дружба?

-По каким причинам чаще всего?

-Ребята, на доске размещены пословицы о дружбе, но их части   перепутаны.

-Предлагаю восстановить пословицы и объяснить их смысл.

Игра: «Собери пословицу и объясни её смысл».

Не имей сто рублей, что дерево без корней.

Человек без друзей, а имей сто друзей.

Нет друга - ищи, а правдой и честью.

Дружба крепка не лестью, а нашел - береги

Дружба как стекло: и я скажу, кто ты.

Друзья познаются в беде.

Скажи мне кто твой друг, разобьешь - не сложишь.

  1.  Работа в группах.

-Сейчас мы будем работать в группах и создавать правила дружбы.

(Не ссориться, уступать, помогать друг другу, быть вежливым, честным, не злиться, не жадничать, сдерживать обещания, быть терпимее…)

  1.  Итог.

-Что нового о дружбе вы узнали на уроке?

  1.  Домашнее задание.

-Нарисовать портрет своего друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....