Главные вкладки

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.
    проект (3 класс) по теме

    Карелина Светлана Анатольевна

    Мастер- класс на тему: Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_2.docx23.64 КБ
    Office presentation icon master-klass.ppt1.38 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учить детей сегодня трудно,

    И раньше было нелегко.

    Читать, считать, писать учили:

    «Даёт корова молоко».

    Век XXI – век открытий,

    Век инноваций, новизны,

    Но  от учителя зависит,

    Какими дети быть должны.

    И я хочу, чтоб дети в моем классе

    Светились от улыбок и любви,

    Здоровья вам и творческих успехов

    В век инноваций, новизны!

     Тема моего мастер-класса

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
    на уроках математики и внеурочной деятельности.

       В соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е служащий основой для последующего обучения. Такой основой могут быть различные приемы развития внимания на уроках и внеурочной деятельности.

    В работе с младшими школьниками проблема внимания является очень актуальной. Хорошо развитые свойства внимания являются факторами определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. В своей работе я использую упражнения на развитие различных сторон внимания на уроках математики, русского языка, окружающего мира, внеклассных мероприятиях.

    Учитель в своей работе должен использовать то, что считает возможным и нужным ему. Учитель – творческая личность, заботящаяся о прочных навыках знаний своих учащихся. Своей фантазией построения и проведения урока учитель разбудит фантазию учащихся, привлечет внимание, их желание работать и добиваться успехов. Я использую различные приемы развития внимания

    1. Прием «Яркое пятно»

       Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход?

    А урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Для того, чтобы привлечь внимание, заинтересовать учащихся, я использую следующие упражнения:

    Н-р:Упражнение 1. Назовите тему урока.

    • Тема урока спрятана в цепочке букв.
    • Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги между буквами

    В и О; Ж и С.

    КЛТВУМОПМУЖНОСВЖЕОБЖНИСВЕОЛКЦ

    Упражнение 2.

    Посмотрите в течение 10 секунд на нарисованные фигуры,  запомните их порядок и
    у себя на листе воспроизведите эти фигуры.

    Упражнение 3

    Из каких геометрических фигур состоит рисунок. Нарисуйте его в тетради. Сколько треугольников использовали в рисунке.

    В конечном счете, прием «Яркое пятно» обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей,воспитание активной личности, т.е. формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

    1. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» и «с удивлением"»

    Пример 1.

    Посмотрите на слайд - Примеры одинаковые, а ответы разные! Значит, над каким вопросом подумаем?

    Вот здесь и возникает проблема «с затруднением». 
    Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

    Вижу, вы удивлены. Почему?


    Пример 2.

    Чтобы заинтриговать и захватить внимание учащихся использую следующие приемы «с затруднением»:

    «Устный счет, проверка таблицы умножения».(30 сек)

    Перед вами 3 ряда чисел.

    В первом ряду подчеркните все числа, которые делятся на 9.

    Во втором ряду – которые делятся на 4.

    В третьем ряду – которые делятся на 3.

    42  15  45  24  78  36  54  73  32  18

    44 65  74  16  52  44  21  24  12  14

    43  36  32  54  10  48  17  21  33  62

    Пример 3.

    1.Сосчитай семёрки.

    2.Найди сумму всех семёрок.

    3.Какое число надо прибавить к сумме этих семёрок, чтобы получилось 50?

    Пример 4.

    Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания.

    Пример 5

    Упражнение  «Не собьюсь»

    Считать вслух от 1 до 31, но вы не должны называть числа, включающие тройку или кратные трём. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

    5. Задание на распределение внимания.

    Упражнение направленно на выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно.

    Нужно рисовать круги в тетради и одновременно считать хлопки, которыми сопровождается рисование. Время выполнения 1 мин.

    Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

    В данных видах работ происходят формирование регулятивных УУД т.к. учащиеся принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с заданиями и условиями их реализации; осуществляют контроль способа решения. В конечном итоге от результата решения зависит момент удивления.

    Проблемные ситуации.

    Сконцентрировать внимание учащихся помогают проблемные ситуации, которые возникают на уроках и во время внеурочной деятельности.

    На уроке нам необходимо было для поросят построить дом из 10  палочек для поросят. Мы построили дом Наф-Нафу.

    Но домик поросенка Ниф-Нифаиз 10 палочекнужно повернуть другой стороной. Что нужно сделать? Выслушивается мнение каждого ребенка.  (Переложить всего две палочки) –

    Или: Выложите на столе в ряд четыре палочки. Не убирая ни одной палочки, сделать так, чтобы осталось три.

    Нужно выложить четырьмя спичками цифру «3».    

    Проблемные ситуации способствуют формированию познавательных и коммуникативных УУД т. е. осуществляется поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;

    4.Уникальный инструмент для выявления и решения многих творческих  проблем, для развития внимания используется логически – поисковые задания - Технология ТРИЗ

    (технология решения изобретательских задач)

    1. Расставь числа от 0 до 9 в кружки так, чтобы стрелка всегда была направлена от кружка с большим числом к кружку с меньшим.

    2.  Сережа шел по лестнице. Шагая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре…» Когда ему нужно было сказать «пять», то оказалось, что осталась еще одна ступенька. Сосчитай, сколько всего ступенек на лестнице?

    1. «Сколько ребят в твоем классе? – спросил Гриша у Марины. Марина, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число ребят в моем классе».

    (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а следовательно, и успешность обучения младших школьников.

    Эти приёмыоказывают положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности, на качество их учения, на формирование познавательных, практических умений и компетенций.

    Закончить свое выступление мне хотелось бы словами притчи. « Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец,подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

    А в  наших руках возможность формировать личность:

    1. любознательную

    2. умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности.

    3. уважающую и принимающую ценности семьи и общества.

    4. доброжелательную, уважающую своё и чужое мнение.

    5. готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

    Настало время  учить детей не бояться жизни!

                            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 3

    Упражнение 1 Назовите тему урока. Тема урока спрятана в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги между буквами В и О; Ж и С. КЛТВ УМ ОПМУЖ НО СВ ЖЕ ОБЖ НИ СВ Е ОЛКЦ

    Слайд 4

    Упражнение 2

    Слайд 7

    Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Упражнение 1

    Слайд 8

    Упражнение 2 «Устный счет, проверка таблицы умножения». Перед вами 3 ряда чисел. В первом ряду подчеркните все числа которые делятся на 9. Во втором ряду – которые делятся на 4 . В третьем ряду – которые делятся на 3 . (30 сек.) 42 15 45 24 78 36 54 73 32 18 44 65 74 16 52 44 21 24 12 14 43 36 32 54 10 48 17 21 33 62

    Слайд 9

    Упражнение3 1.Сосчитай семёрки. 2.Найди сумму всех семёрок. 3.Какое число надо прибавить к сумме этих семёрок, чтобы получилось 50?

    Слайд 10

    Упражнение 4«Не собьюсь» Считать вслух от 1 до 31, но вы не должны называть числа, включающие тройку или кратные трём. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

    Слайд 11

    Упражнение 5 Нужно рисовать круги в тетради и одновременно считать хлопки, которыми сопровождается рисование. Время выполнения 1 мин. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

    Слайд 12

    Проблемные ситуации

    Слайд 13

    ФОКУС СО СПИЧКАМИ

    Слайд 14

    СЕКРЕТ ФОКУСА: ДО: ПОСЛЕ: Переложив всего 2 спички.

    Слайд 15

    ТРИ ИЗ ЧЕТЫРЕХ Выложите на столе в ряд четыре спички. Не убирая ни одной спички, сделать так, чтобы осталось три.

    Слайд 16

    СЕКРЕТ ФОКУСА: Нужно выложить четырьмя спичками цифру «3».

    Слайд 17

    Технология ТРИЗ

    Слайд 18

    6 5 4 3 1 9 8 5 7

    Слайд 19

    Сережа шел по лестнице. Шагая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре…» Когда ему нужно было сказать «пять», то оказалось, что осталась еще одна ступенька. Сосчитай, сколько всего ступенек на лестнице?

    Слайд 20

    «Сколько ребят в твоем классе? – спросил Гриша у Марины. Марина, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число ребят в моем классе».

    Слайд 21

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

    Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

    Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

    Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста Упражнение «Мой любимый фрукт»Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, р...

    Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»

    Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...

    Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности

    Работа по самообразованию. Развитие познавательных  способностей у детей  младшего  школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....

    "Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования

    quot;Развитие познавательных способностей у детей  младшего  школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...