Азбука нравственности
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Горчакова Надежда Ивановна

КТП кружка для1 - 4 классов по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon azbuka_nravstvennosti.zip77.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Необходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого  необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».

        Программа курса «Азбука нравственности» разработана для учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе по нравственному развитию школьников, и способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Она предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а так же создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине.

    Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно  зрелой личности, способной следовать принятом в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, чтобы идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов,  так и во внеурочной деятельности школьников.

      Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

      Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленныестимулирующиеразвивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать  эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

      Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Актуальность программы определена еще и тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является

 освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Программа «Азбука нравственности» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений            между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Общая характеристика  программы.

     Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют занятия по воспитанию нравственности, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Главная особенность программы – сформулировать у ребенка четкую цель и помочь ему достичь ее.

Другой особенностью является то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне.

Начальный этап нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная программа предполагает в процессе реализации обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.

Школьники первого года обучения в школе отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Обучающиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Это дает возможность, использовать сензитивные возможности возраста, сформировать у ребят основы нравственных убеждений; умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение; умение пользоваться этическим знанием; определять добро; применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;

Еще одной особенностью программы является нравственное воспитание не как совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы.

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий,

    виды   деятельности.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включает в себя 137 занятий по 35 - 45 минут.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

          Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 классРазвитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 классОзнакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные  и  предметные  результаты реализации программы «Азбука нравственности».

          Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов результатов:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,    принятия образца «хорошего ученика»;
  • проявление познавательных мотивов;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные  :

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
  • воспринимать на слух  и понимать различные виды сообщений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно-                      следственных связей.

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его  собственной;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для  эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

        

Содержание программы.

       Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

        Работа по духовно-нравственному  направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Занятия кружка «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На  занятиях кружка нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это   разъяснение, объяснение и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

    Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Программа может быть использована для проведения клубных часов в группе продленного дня, во внеклассной работе, в проведении классных часов, кружковой работы и факультативных занятий.

    Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

    Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

    В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.

На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

     Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

         Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.

Тематический план содержит основные разделы программы:

№п/п

Разделы курса

Годы обучения

1кл

2кл

3кл

4кл

1

Нравственные представления школьников

7

2

2

1

2

Простые правила нравственности

7

4

2

4

3

Нравственные взаимоотношения детей

7

6

8

8

4

Азбука культурного поведения

4

8

8

8

5

Этикет и правила хорошего тона

4

8

6

5

6

Воспитание нравственных чувств

4

6

8

8

Итого

33

34

35

35

Описание деятельности обучающихся (портрет ученика)

      Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее ученика:

- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);

          - любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

         - владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;

          - любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

   -  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

         - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;                      

  - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя.

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

     Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).   Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.  Школьные перемены как время активного отдыха, игры.  Поведение в столовой, правила поведения за столом.

      Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

     Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой    практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

-Использовать в речи слова вежливости.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

-Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

-Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). 

-Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

-Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

     Универсальные учебные действия:

-Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

-Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

      Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

     Универсальные учебные действия:

-Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

-Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. –

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

-Использовать доброжелательный тон в общении.

-Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

       Методическое обеспечение программы.

    Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Тематическое планирование

1 класс – 33ч.

№п/п

Дата

               

Тема занятия

Вид деятельности

учащихся

     Кол-во часов.

План

Факт

Теория.

Практика.

Раздел № 1

Правила поведения в школе.  6 часов

1

Правила поведения на уроке и на перемене.

Участие и в выработке и  обсуждении правил  поведения на уроке и на перемене. Повторение правил поведения в школе. Работа в командах. Презентация о правилах поведения в школе.

0,5

0,5

2

Правила поведения в общественных местах.

Участие в разработке   правил поведения в общественных местах.

1

3

Правила поведения в гардеробе.

 Участие в разработке   правилами поведения в гардеробе.

0,5

0,5

4

Правила поведения в столовой.

 Участие в разработке правил поведения в столовой.

0,5

0,5

5

Правила поведения в библиотеке.

Участие в Ролевой игре «В гостях у книжек». Экскурсия в школьную библиотеку.

0,5

0,5

6

Правила поведения на школьном дворе.

 Участие в коллективных играх на школьном дворе: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

0,5

0,5

Раздел № 2

О добром отношении к людям.   10 часов

7

Что такое «добро и зло».

Участие в аукционе добрых слов

1

8

Что такое «добро и зло».

 Конкурс рисунков «Нарисуй добро»

1

9

«Ежели вы вежливы».

Умение заботиться друг о друге, сопереживать, развитие чувства эмпатии.

Чтение рассказа  Е. Пермяка «Надёжный человек».

1

10

«Ежели вы вежливы».

Разучивание танца дружбы. Командное соревнование «Викторина о дружбе». Конкурс рисунков «Портрет друга». Игра «Мы друзья»

1

11

О любви ко всему живому

Информация для размышления «Кошка в нашем доме». Викторина о кошках.

1

12

О любви ко всему живому

Практическое занятие «Составление правил ухода за кошками»

1

13

Ты и твои родители

Участие в беседе о понятии «семья».

1

14

Ты и твои родители

Тренинг «Рисунок семьи»

1

15

Помни о других – ты не один на свете.

Чтение и обсуждение сказки В Сутеева «Мешок яблок», В Осеевой «На берегу реки»

1

16

Помни о других – ты не один на свете.

Тренинг «Листопад доброты». Акция «Помоги другу»

1

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым. 7 часов

17

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

Диспут «Что такое хорошо, и что такое плохо»

1

18

«Как быть прилежным и старательным».

Обсуждение «Как я соблюдаю режим дня»

1

19

«Как быть прилежным и старательным».

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

1

20

Наш труд в классе.

Наведение порядка в кабинете

1

21

Наш труд в классе.

Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища».

1

22

Мой труд каждый день дома.

Участие в диспуте: «Мамины помощники, папины друзья»

1

23

Мой труд каждый день дома.

Коллективная творческая работа «Помощники»

0,5

0,5

Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности. 5 часов

24

Культура внешнего вида.

Чтение  и обсуждение стихотворения А. Барто  «Лялечка».

1

25

Культура внешнего вида.

Инсценирование басни И. Демьянова

«Наташа и воротничок»

1

26

Каждой вещи своё место.

Чтение  и обсуждение рассказа О.Буцень «Чистюля».

1

27

Каждой вещи своё место.

Участие в игре-соревновании «Собери портфель»

1

28

Умейте ценить своё и чужое время.

1

Раздел №5

Правила поведения  на  улице  и  дома - 2 часа

29

Как вести себя на улице и дома.

1

30

Как вести себя на улице и дома.

1

Раздел №6

Школьный этикет - 3 часа

31

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Умение вести вежливый разговор, употреблять вежливые слова. Обсуждение правил вежливости.

1

32

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Инсценирование сказки « Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»

1

33

Чему нас научили уроки нравственности?

Коллективный проект «Уроки нравственности»

0,5

0,5

2 класс  - 34 часа

№п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

учащихся

Кол-во часов.

План

Факт

Теория.

Практика.

Раздел № 1

Культура общения - 9 часов

1

Этикет (повторение).

Уч-ся вспоминают    все термины и понятия, с которыми они познакомились раньше , принимают участие в  ситуативной  игре, читают литературные произведения соответствующей тематики.

1

2

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Творческая работа: рисование приглашения на день рождения, составление текста по образцу.

1

3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Защита своей работы. Оформление выставки.

1

4

Встреча и развлечение гостей.

Чтение литературных произведений соответствующей тематики. Знакомство с новыми играми.

1

5

Встреча и развлечение гостей.

Игровая деятельность: встреча и развлечение гостей.

1

6

Поведение в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях: этикет поведения в гостях, этикет приема гостей – разные формы. ... Разбор ситуаций.

1

7

Поведение в гостях.

Игровая деятельность: «Мы идём в гости».

1

8

Как дарить подарки.

Беседа-диспут: «Не по цене подарок дорог, а по дарящему».

1

9

Как дарить подарки.

Игра «Веселые подарки».

1

Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности - 4 часа

10

Заповеди.

Знакомство с заповедями. Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. С.Есении. «Песнь о собаке». О.Уайльд. «Счастливый принц».

 Лгать нельзя, но если..? М.Гартман. «Белое покрывао».  Всегда ли богатство – счастье? Д.Родари. «Король Мидас»

1

11

Заповеди.

Чтение и разбор произведений. Спешите делать добро. С.Есенин «Шел господь пытать людей».  А.Гиневский. «Императорская собака».  В.Астафьев. «Белогрудка».

Без труда не вытащить и рыбку из пруда. С.Г.Писахов. «Лень и Отеть».

1

12

Дал слово держи.

Просмотр презентации «Как научиться держать слово и использовать этот навык себе на пользу»

1

13

Дал слово держи.

Работа в группах . Составление памятки  «Как научиться держать слово и использовать этот навык себе на пользу»

1

Раздел № 3

Дружеские отношения -11 часов.

14

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Круглый стол. Тема: .«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

15

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Работа в парах: создание мультимедийного проекта на тему : «Мой друг».

1

16

Преданный друг.

Игра ток-шоу «Интервью о своём друге».

1

17

О доброте и бессердечие.

Просмотр презентации «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью»

1

18

О доброте и бессердечие.

Составление устного рассказа на тему: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь»

1

19

Об уважительном отношении к старшим.

Участие в беседе на тему: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой».                                                                                                       Творческое задание. (работа в группах)   Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

1

20

О зависти и скромности.

Участие в беседе на тему добра, отзывчивости и скромности. Разбор  стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:

1

21

О зависти и скромности.

Составление памятки «Правила нравственного поведения»

1

22

О доброте и жестокосердии.

Игра: Сказочный герой – добрый или злой?” Работа в группах рисунки на тему «Планета добра»,  выставка рисунков. Тест “Добрый ли, я”

1

23

В мире мудрых мыслей.

Творческая игра : «В мире мудрых мыслей.»

1

24

В мире мудрых мыслей.

Составление буклета «В мире мудрых мыслей.»

1

Раздел №4

Понять другого- 10 часов.

25

Золотые правила.

Участие в беседе на тему : «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Научиться давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

1

26

Золотые правила.

Творческое задание

- Расспроси своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, применяют ли они золотое правило.

1

27

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Знакомство с понятием - настроение и его влияние на психическое здоровье человека.

1

28

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Практическая работа. Цветопись.

1

29

О тактичном и бестактном поведении.

Знакомство с правилами тактичности. Как не стать бестактным человеком?

1

 30

О тактичном и бестактном поведении.

Работа в группах . Составление памятки «Правила тактичности»

1

31

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Разминка-игра «Свет мой зеркальце , скажи…». Тренинговые упражнения: комплемент, пожелание соседу, я знаю, что мой друг лучше всех умеет…

1

32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Наблюдение - способности моих одноклассников…

1

33

В мире мудрых мыслей.

Проект.

1

34

Обзор курса этики за год.

Представление презентации о проделанной работе.

1

3 класс - 34 часа

п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

(деятельность учащихся)

Количество

План

Факт

Теорет.

Практич

Раздел №1

Культура общения.—9 ч.

1

Этикет разговора.

Участие в познавательной беседе  и инсценировании. Умение работать в группах. Привитие норм  разговора.

1

2

Обращение к разным людям.

Умение применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации. Составление «Памятки».

1

3

Обращение к разным людям.

Викторина«Обращение»

Умение выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила  обращения к разным людям, к одноклассникам, друзьям, взрослым.

1

4

Вежливый отказ, несогласие.

 Беседа «Отказ и несогласие». Употребление в своей речи в различных ситуациях слова вежливости (отказ, несогласие).

Работа в группах.

1

5

Этикетные ситуации.

 Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

через участие в совместной деятельности

1

6

 

Этикетные ситуации.

Создание проекта «Этикетные ситуации. »

1

7

Афоризмы.

Умение находить  в тексте афоризмы, использовать свой жизненный опыт и различную информацию

1

8

Разговор по телефону.

   Участие в инсценировании. Привитие правил норм  

разговора. Умение работать в группах.

1

9

Играем роль воспитанного человека.

Участие в творческой деятельности.

1

Раздел № 2

Самовоспитание- 7 часов.

10

Что значит быть вежливым?

  Умение выделять главное из рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился», работать в группах по инсценированию  стихов А. Л. Барто, С. Михалкова «Лапуся»

1

11

Мои достоинства и недостатки.

Тренинг «Учимся  исключать недостатки». Учиться составлять правила в группах.

1

12

Мои достоинства и недостатки.

Участие в творческой деятельности.

1

13

 

Большое значение маленьких радостей.

Беседа «Мои маленькие радости». Умение употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова.

1

14

О хороших и дурных привычках.

 Использовать  правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

1

15

О хороших и дурных привычках.

Подготовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности. Работа в группах.

1

16

Афоризмы о самовоспитании.

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия.

1

Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности -10 часов.

17

Заповеди: как мы их исполняем.

Беседа «Наши заповеди». Учиться понимать смысл заповедей, соотносить поступки и соответствующие заповеди, строить речевое высказывание в устной форме.

1

18

О сострадании и жестокосердии.

Понимать и использовать понятия: добро и зло, определять мотивы добрых поступков; выявлять истинно добрые поступки.

1

19

О сострадании и жестокосердии.

Уметь слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Работать в группах.

1

20

Лгать нельзя, но если...?

Уметь слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию

1

21

Лгать нельзя, но если...?

Ролевая игра «Лгать нельзя, но если...?»

1

22

Всегда ли богатство счастье?

Понимать и использовать слова:  счастье

1

23

Всегда ли богатство счастье?

Уметь приводить примеры   своего счастья и счастья  героев м/ф и книг.

1

24

Спешите делать добро.

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

1

25

Спешите делать добро.

Учиться составлять памятки «Спешите делать добро».

1

26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Уметь практически применять правила коллективных игр.

1

 

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? -8 часов.

27

«Как сердцу высказать себя?»

 Придерживаться правил этикета;

строить диалог;

разыгрывать ситуации разговоров.

1

28

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Придерживаться правил этикета.

1

29

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Учиться строить диалог;

разыгрывать ситуации разговоров.

1

30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

Уметь строить речевое высказывание в устной форме.

1

31

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

Ориентироваться  в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

1

32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Беседа «Хорошие манеры». Учиться  понимать и использовать слова: добро, добрые поступки,  приводить примеры по теме из м/ф и книг.

1

33

Афоризмы.

Беседа «Афоризмы» Учиться строить высказывание в устной форме; планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками в определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли.

1

34

Чему мы научились на уроках этики.

Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

через участие в совместной деятельности . Оформить проект «Добрые дела для моего класса».

0,5

0,5

4 класс - 34 часа.

п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

Количество часов

План

Факт

Теорит.

Практич.

Раздел №1

Культура общения- 9 часов.

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Беседа «Семья. Семейные традиции» Конкурс рисунков «Семейные традиции»

0,5

0,5

2

Культура общения в  современной семье.

 Диспут «Родительский дом-начало начал»

1

3

Культура общения в  современной семье.

Репетиции отдельных сюжетов

1

4

О терпимости к ближним

Операция «ДЛД» (делай людям добро»)

0,5

0,5

5

О терпимости к ближним.

Акция «Сделал сам, помоги ближнему»

1

6

Культура спора.

Репетиции отдельных речевых ситуаций

1

7

Этикетные ситуации.

Практическая игра «Учимся правильно общаться»

1

8

В мире мудрых мыслей

Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней»

1

9

В мире мудрых мыслей

Создание проекта «Мудрые мысли».

1

Раздел №2

Самовоспитание - 7 часов

10

«Познай самого себя».

Тест «Какой ты человек?»

1

11

Самовоспитание.

Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

1

12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

Составление плана самовоспитания на неделю.

1

13

Как я работаю над собой.

Репетиции отдельных проблемных ситуаций

1

14

О терпении.

Беседа «Как контролировать свои поступки?»

1

15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Практическая игра «Учимся правильно составлять план действий»

1

16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Выставка творческих работ «Это дело наших рук»

1

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности - 10 часов

17

Об источниках наших нравственных знаний.

Создание проекта «Источники наших нравственных знаний»

1

18

Совесть - основа нравственности.

Беседа «Что такое совесть?»

1

19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

Акция милосердия «Спешите делать добро»

1

20

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Поэтический час «Только честь и доблесть живет вечно»

1

21

Заветы предков.

Создание проектов «Заветы наших предков»

1

22

Россияне о любви к Родине.

Поэтический час «Наша Родина»

1

23

Твоя малая родина.

Игра-путешествие «Мой родной Тюкалинск»

1

24

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить»

1

25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

Создание проектов «Афоризмы осовести,о родине, одружбе»

1

26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Репетиции отдельных сюжетов

1

Раздел №4.

Искусство и нравственность - 8 часов.

27

Нравственное содержание  древних мифов.

Игра-путешествие «Любимые герои древних мифов»

1

28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

По следам русских богатырей «Встреча с защитниками земли Русской»

1

29

Положительные герои в былинах и сказках.

 Викторина «Парад сказочных  героев»

1

30

Отрицательные герои в литературных произведениях.

Конкурс рисунков «Отрицательные герои в литературных произведениях»

1

31

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

Викторина «Герои сказок»

1

32

Искусство и нравственность.

Конкурс рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

33

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Сочинения на тему «Твой друг»

1

34

Обзор курса этикета.

Создание и защита проектов «Нравственность»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы

Для учителя                                                                                                                                      

  1. Программа Азбука нравственного воспитания / Под редакцией И.Карпова.М.: Просвещение, 2010г.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов – Москва «Просвещение» 2008г.
  3. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. (Методическое пособие). – А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.  Блокнот для учителя. (Методическое пособие). – А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.

Для обучающихся

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов.  Книга моих размышлений. 1-4 класс. (Пособие для учащихся) - А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.

Планируемые результаты

реализации программы «Азбука нравственности» ориентированы на достижение первого уровня воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня (нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе).

Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание в устной форме; подключаться в творческую деятельность под руководством учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся имеют представления: о семейных традициях, об особенностях семейных отношений; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; знакомы с историей и культурой своей страны; умеют беречь и поддерживать красоту; проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; стремятся к добру и неприятию зла.

           Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в

её реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание открытой общественной среде.

               Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Планируемые результаты реализации программы «Азбука нравственности» ориентированы на достижение первого уровня воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня (нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе).

Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями в устной форме; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

              Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основные направления,  ценностные основы  программы «Азбука нравственности» и  качества личности у обучающихся

 Направление

 Ценностные основы

Формы работы и виды деятельности

 Качества личности у обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому языку, народным традициям и традициям родного края; к Конституции и законам  РФ,  к старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны.

Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, конкурсах и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами.

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством  народов России, с содержанием и значением государственных праздников, получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни, знакомство с правилами поведения в школе, дома, общественных местах.

Уважительное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению.

Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

Опыт социальной и межкультурной коммуникации.

Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование представлений о базовых ценностях отечественной культуры, ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

Изучение учебных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие во внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. Участие в творческой деятельности, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями, просмотр учебных фильмов. Обсуждение педагогических ситуаций, ролевые игры, участие в проектной деятельности обучающихся, оказание помощи нуждающимся, творческие семейные проекты и праздники

Первоначальное представление о базовых ценностях отечественной культуры, начальные представления о деятельности традиционных религиозных организаций. Опыт и оценки правильного поведения в школе, общественных местах.

Опыт и оценка нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. Опыт взаимоотношения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми,  приобретение опыта совместной деятельности,

опыт позитивного взаимодействия в семье

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; первоначальные знания о профессиях родителей, ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета     нравственных основ труда, творчества, создания нового; обучение детей навыкам самообслуживания в школе и дома в соответствии с возрастными особенностями.

Экскурсии по родному краю. Знакомство с различными профессиями. Знакомство с профессиями своих родителей. Участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». Сюжетно - ролевые экономические игры, создание и разрешение ролевых ситуаций. Проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы). Участие проектной и исследовательской деятельности.

Приобретение  опыта уважительного и творческого отношения к  учебному труду, применению творческих знаний на практике. Первоначальные профориентацион-

ные знания, приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения. Опыт взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.  Приобретение умений и навыков самообслуживания.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценностное отношение к природе; воспитание любви к природе, родной земле,

 первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; изучение природы родного края, элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

Экскурсии, прогулки по родному краю.

Участие в конкурсах поделок из природного материала.

Приобретение знаний в области естествознания,  первоначальные представления о мире и месте человека в нем

Воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении и поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация  к                реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи, самовыражение в творчестве и искусстве.

Реализация в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин. Экскурсии в музеи и на объекты современной архитектуры. Знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам, проведение цикла бесед «Мир прекрасного», проведение этических бесед,  ситуативные игры, чтение литературных произведений соответствующей тематики. Участие в  кружках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях,    в

концертах.

Первоначальные сведения о шедеврах мировой культуры. Развитие чувства прекрасного. Формирование таких ценностей, как красота, гармония, духовный мир человека. Нравственный выбор, смысл жизни, первоначальный опыт и оценка, самовыражение в творчестве и искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...

профильная подпрограмма по нравственно - патриотическому направлению "Азбука нравственности"

Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного о...