методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Попкова Елена Владимировна

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_zh-d_transport_tsvr.docx112.18 КБ

Предварительный просмотр:

                   План-конспект  занятия

                            Попковой Е.В.

Дата: 16.04.2015 г.

Программа: «Юные инспектора движения»

Год обучения: 3 год обучения

Тема занятия:

«Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны.»

Цель: расширить представления детей о Великой Отечественной войне,

Задачи:

образовательная: рассказать о трудовом героизме работников железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны, прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа

развивающая: развивать творческие способности детей, побуждать их к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях .

Тип занятия: комбинированное

Оборудование и материалы: 

компьютер

мультимедийный  проект

экран

фонограммы  песен: « Пусть всегда будет солнце», « Эх.дороги…»,песня «Не отнимайте солнце у детей »
выставка книг о войне
рисунки учащихся на тему «Счастливое детство»

Предварительная подготовка:
поиск материала о железнодорожном транспорте в годы Великой Отечественной войны

подготовка сообщений , стихов о войне
конкурс рисунков «Счастливое детство»

                                       Ход занятия

Орг. момент.

Педагог:

Ребята, наше занятие посвящено 70–летию Великой  Отечественной войне.

Вступительное слово  педагога ( на фоне музыки )
ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова,
(звучит аудиозапись)
Один рассвет для всех горстями дарит солнце
Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

ПРИПЕВ 
Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервётся,
Чтоб над землёй, звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет солнце

Мы вырастим и всё поможем вам исправить.
И крест ваш понесём, и не порушим память
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб улыбались дети.

ПРИПЕВ
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны.

Педагог:

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен. Не видели разрушенных  бомбами домов.. Для нас война история.   

Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги « Дороги жизни – дороги Победы» , на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах людей, след, который не сотрет время. (слайд 1)
Ведущий:
Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг…

В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов, все "погрузилось во мрак".

Началась Великая Отечественная война… ( слайд 2)

1-чтец 

       

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

                                Июнь! Тогда еще не знали мы,

           Со школьных вечеров домой шагая

           Что завтра будет первый день войны,

           А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

2 – чтец                                                          
Его я узнал не из книжек

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной. ( слайд 3)


Ведущий 

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

В 1941-45 гг. железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов – с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствие.Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс. Началом и решающим шагом этой перестройки явился перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Наркомата Путей Сообщения уже в первые дни войны. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

« 22 июня 1941 года на железных дорогах был введен военный график движения поездов для обеспечения воинских перевозок. 
За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров…»

http://www.prazdnikimira.ru/images/VOV1-1.jpg           http://www.prazdnikimira.ru/images/VOV1-2.jpg

 (слайд 4-5) 

Песня « Эх, дороги»  (звучит аудиозапись)

              Дороги жизни - дороги Победы!

    ( выступление учащихся с сообщениями)              ( слайд 6) 

   Ученик  1  ( читает сообщение)        

                                   МОСКВА, БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ 

Еще во время Первой мировой войны к железнодорожным путям Белорусского вокзала протянули трамвайные пути, и раненые из прибывающих эшелонов тут же перегружались в переоборудованные трамвайные вагоны и развозились по московским больницам.

      Такая организация работы многим спасла жизнь и в годы Великой   Отечественной войны. Площадь Белорусского вокзала в то время имела две больших трамвайных петли, по которым проходило 6 трамвайных маршрутов. 
    В 1941-45 гг. Белорусский вокзал - место проводов эшелонов с воинами на фронт и место встречи поездов с солдатами-победителями.

 Педагог: (справка)

 Москва. Противник подвергал сильным атакам с воздуха железнодорожные объекты и поезда на станциях и перегонах. В 1941 г. на Московско-Рязанскую железную дорогу было совершено 159 налетов вражеской авиации. Однако движение поездов не прекращалось ни на минуту. Беспрерывным потоком шли к Москве эшелоны с войсками, транспортом с боевой техникой и вооружением, боеприпасами и горючим. На Московско-Рязанской железной дороге, основной коммуникации, связывавшей район Москвы с глубоким тылом, выгружалось по 7–8 тыс. вагонов в сутки, что в четыре раза превышало норму, а на участке Рязань — Ряжск — до 60 поездов в сутки.  

                                                 ( слайд 7)

 Ученик  2  ( читает сообщение)            

                                        БЛОКАДА   ЛЕНИНГРАДА

 

8 сентября 1941 года фашистские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и замкнули кольцо блокады. Единственным путем, по которому можно было доставлять грузы в Ленинград в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, оказалась Ладога.

Здесь началось сооружение причалов для судов, быстрыми темпами создавался мощный Ладожский железнодорожный узел. На станции Ладожское озеро число путей увеличилось с четырех до более двадцати. Она стала единственной дорогой из осажденного Ленинграда, превратилась в важную магистраль, а глухая, маленькая станция Ладожское Озеро – в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озерно-речным портом.

Так образовалась знаменитая железнодорожно-водно-ледово-автомобильная магистраль "Большая земля" - Ленинград.

7 февраля 1943 года в Ленинград после блокады прибыл первый поезд с Большой земли.

http://www.prazdnikimira.ru/images/VOV2-2.jpg

Состав с продовольствием в Ленинград привела лучшая бригада паровоза Эу 708-64 депо Волховстрой в составе машиниста И. П. Пироженко, помощника машиниста В. С. Дятлева, кочегара И. А. Антонова.

    Железнодорожники сыграли важную роль в эвакуации населения, снабжении фронтов и флотов вооружением и продовольствием, в сохранении жизнеспособности города.
                                                     
( слайд 8-9)

   

  

 

 Ученик  3      ( читает сообщение)                            

                                      СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

 

Сталинградская железные дороги в числе первых приняли на себя перевозки военных грузов. На запад, к фронту, пошел непрерывный поток воинских эшелонов, а во встречном направлении, на восток, шли эшелоны с эвакуируемыми промышленными предприятиями. 
Обеспечение воинских перевозок для защитников Сталинграда легла на плечи коллективов 

http://www.prazdnikimira.ru/images/VOV2-3.jpg

Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог, которые одновременно питали несколько фронтов: Сталинградский, Юго-Западный, Юго-Восточный и частично Воронежский.     

На этом направлении было применено караванное движение: поезда шли днем и ночью в одном направлении, к фронту, с интервалом в 10 минут.    

http://www.prazdnikimira.ru/images/VOV2-4.jpg

Над Сталинградом реет флаг       победы

Железнодорожники проявляли высочайшее мужество и стойкость.    В дни Сталинградской битвы вражеская авиация совершила 60 тысяч налетов на железнодорожные объекты на подходах к Сталинграду. 
        

С 506-го километра перегона Иловля-Белушкино спецпоезд доставил большую группу пленных гитлеровских генералов во главе с фельдмаршалом Паулюсом. 
Работники дороги проявили себя как на трудовой, так и на боевой вахте.

Педагог: (справка)

Путем массированных бомбардировок немецко-фашистское командование пыталось нарушить работу железных дорог, подходящих к Сталинграду. За время битвы под Сталинградом враг сбросил на Рязано-Уральскую и Юго-Восточную железные дороги, обслуживающие войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, более 90 тыс. бомб273. Но, несмотря на жертвы и сильные разрушения, железнодорожники выдержали суровое испытание и обеспечили бесперебойный пропуск воинских поездов.

                                               ( слайд 10)

Ученик:            

Один рассвет для всех горстями дарит солнце
Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

Педагог:

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.
-Что значит защищать Родину?
-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?
(ответы детей)
Педагог:

-Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. 
Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
Итог занятия:

 «Пусть всегда будет солнце »

Музыка: А. Островский. Слова: Л. Ошанин).

Поют дети.
(звучит аудиозапись)


                                 

   

  

 

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»

Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...

Тематический реферат «Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной Войны».

Тематический реферат «Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной Войны»....

"Дорожная Академия" разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения

Материалы предназначены для учителей начальных классов общеобразовательных школ, педагогов дополнительного обучения, а также студентов педагогических вузов....

Методическая разработка общешкольного мероприятия «Мы знаем, мы помним, мы гордимся!», посвященная событиям Великой Отечественной Войны

Целевая аудитория –  обучающиеся 4-5х классов.Цель проведения – развитие коммуникативных умений обучающихся, воспитание чувства патриотизма, чувства долга, гордости за ...