Изучение природы родного края
рабочая программа на тему

Рабочая программа создана совместно с Барановской Еленой Анатольевной.

Адаптирована для детей с нарушениями речи для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_rabochaya.doc474 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Отдела образования по Кузнецкому району

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа № 30»

                 УТВЕРЖДАЮ:                                                   Программа рекомендована

                 Директор                                                                                                к работе педагогическим

                 МКОУ «Специальная школа №30»                                                                     советом школы

                   _____________        Л.Р.Чаузова                                                                 Протокол № ____от_________ г.

                   Приказ № ____ от _____________ г.

Программа обсуждена на

методическом совете школы

                                Протокол № ___ от __________г.

Программа курса «Изучение природы родного края»

из раздела учебного плана на 2015-2016 учебный год

по внеурочной работе  4 класс

составители:

Барановская Е. А..

Лукунина Т.А.

Новокузнецк, 2015

Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеурочной деятельности 1-4 классы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго НОО.

Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность.

Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

Направление  внеурочной деятельности.

  • общекультурное

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.

Реализация программы проектной внеурочной  деятельности  предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).

3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Цель программы внеурочной деятельности:

 - формирование информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

          Задачи программы:

          - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,

          - освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,

           - формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 8-12 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности:

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (34 ч-1 класс, 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс, 34 ч – 4 класс).

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • экскурсии,
  • выставки,
  •  презентации,
  •  кружковые занятия,
  • индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Режим занятий:

  • периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 45 минут;
  • общее количество – 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;

в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

Жизненная компетенция:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

- осознание своего «Я» в различных социальных группах (школьный коллектив, семья)

- уметь вести диалог используя, речевые формы просьбы, вопроса с организующей помощью учителя

- формирование учебной мотивации, адекватной самооценки при организующей помощи учителя

•        развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

•        овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

•        умение вести диалог, используя речевые формы выражения просьбы, вопроса (с помощью учителя);

•        обращение к человеку с целью получения информации;

•        участие в предметной ситуации (с помощью учителя).

•        развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизненном обеспечении в своих нуждах и правах;

•        овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

•        дифференциация и осмысление картины мира;

•        осмысление своего социального окружения;

•        умение вести диалог, используя речевые формы выражения просьбы , вопроса и т.д. (знакомому, незнакомому, старшему, ровеснику);

•        обращение к человеку с целью получения информации (в транспорте, в очереди, на улице ит.д.);

•        участие в предметной ситуации;

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.

Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.

Учебный план внеурочной деятельности

п/п

Разделы программы

Количество часов

часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

3

2

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

3

3

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.

Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

3

4

Дикорастущие растения региона

7

5

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

7

6

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями

Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)

7

7

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

4

8

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

8

9

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

8

10

Свойства воздуха

4

10

11

Свойства воды

4

12

Условия, необходимые для развития растений

10

13

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

6

14

Определение прозрачности воды

6

15

Дневник наблюдений за погодой

6

16

Почва и ее состав

6

17

История возникновения названия населенного пункта.

Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)

8

18

Поверхность земли родного края и ее охрана.

10

19

Достопримечательности родного края

17

20

Всего часов:

34

34

34

35

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности

1-й год обучения

пп

Название раздела (блок)

УУД, жизненные компетенции

Количество часов

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

Личностные: работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять необходимую информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира, 

3

2.

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности, работать в группе, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока, фиксировать в конце урока удовлетворенность и неудовлетворенность работой

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира,

3

3.

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

Личностные: принимать правила школьной жизни, бережно относиться к природе, ценить и принимать базовые ценности (образ моя Родина), работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять необходимую информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира, уметь вести диалог используя речевые формы выражения просьбы.

3

4.

Дикорастущие растения региона

Личностные: работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять необходимую информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, дифференциация и осмысление картины мира, уметь вести диалог используя речевые формы выражения просьбы.

7

5.

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

Личностные: работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять необходимую информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира.

7

6.

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Личностные: работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять необходимую информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира,

7

7.

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Личностные: работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные; находить и выделять необходимую информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, дифференциация и осмысление картины мира, уметь получать и уточнить информацию от собеседника.

3

Всего часов:

33

Календарно-тематическое планирование

в разделе

Разделы программы

и темы учебных занятий

Кол-во часов

дата

Характеристика деятельности

Форма организации

1

  3

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

1.1.

  1

Классификация листьев деревьев по основанию «форма листа».

определение листьев деревьев по форме листа.

    Беседа

1.2

   1

Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками).

Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

Практическая работа

1.3

  1

Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

раскрашивание листьев (по контуру выкройки) по природным образцам

Творческая работа

2.

  3

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

2.1

  1

Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа».

Определение названия кустарников по листьям.

Круглый стол

2.2

  1  

Зарисовка листьев кустарников по природным образцам.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам

Практическая работа

2.3

   1

Условные обозначения и знаки деревьев и кустарников.

        

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников.

Творческая работа

3.

   3

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

3.1

   1

 Правила дорожного движения, правила безопасного поведения в лесу, правила поведения в природе, правила гигиены.

Ознакомление с: правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения в лесу, правилами поведения в природе.

экскурсия

3.2

   1

 Предупредительные знаки.

Проведение викторины «Отгадываем предупредительные знаки».

викторина

3.3

   1

 Предупредительный знак «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

Оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

Индивидуальная разработка

4.

  7

Дикорастущие растения региона

4.1

   1

Различение (узнавание) деревьев и кустарников в природе.

Наблюдение за растениями в природе. Способы различия деревьев по кроне и листьям, коре, семенам.

экскурсия

4.2

   1

Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки.

Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки.

экскурсия

4.3

  1

Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Практическая работа

4.4

  1

Сушка листьев и семян деревьев.

Сушка листьев и семян деревьев, собранных на экскурсии.

индивидуальная

4.5

  1

 Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян).

Проведение выставки по результатам экскурсии

выставка

4.6

  1

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями.

Рисование и оформление страниц «Определителя растений родного края.»

Индивидуальная работа

4.7

  1

Оформление страниц «Определителя растений родного края» засушенными листьями и семенами

Творческая работа по оформлению «Определителя растений родного края» засушенными листьями и семенами

Коллективная работа

5.

  7

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

5.1

  1

Плодовые деревья, кустарники и травянистые растения, растущие на садовых участках родного края.

Изучение Плодовые деревья, кустарники и травянистые растения, растущие на садовых участках.

диалог

5.2

  1

 «Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев и кустарников».

Работают в парах на садовом участке, с целью изучения деревьев и кустарников.

экскурсия

5.3

  1

«Посещение сада (садового участка) с целью различения травянистых растений».

Работают в парах на садовом участке, с целью изучения травянистых растений.

экскурсия

5.4

  1

 «Посещение сада (садового участка) с целью сбора листьев, веточек и плодов».

Сбор листьев и плодов деревьев для коллекции  

экскурсия

5.5

  1

Изучение природных объектов на территории садового участка.

Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование  природных объектов.

экскурсия

5.6

  1

Сбор природных материалов.

Сбор и сушка листьев на территории садового участка.

Коллективная работа

5.7

  1

Подведение итогов на тему «Плодовые растения региона».

Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

Коллективная работа

6.

  7

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями

Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)

6.1

  1

«Красная книга Кемеровской области»

Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Мини-проект

6.2

  1

 Исчезающие виды деревьев и кустарников Кемеровской области

Ознакомления с исчезающими видами деревьев и кустарников.

экскурсия

6.3

  1

Исчезающие виды травянистых растений Кемеровской области

Ознакомления с исчезающими видами травянистых растений.

экскурсия

6.4

  1

Создание картотеки

Подготовка фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите

экскурсия

6.5

  1

Создание фотоальбома «Редкие и исчезающие растения нашего края».

Отчет по результатам выполнения задания: «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края».

Практическая работа

6.6

  1

Презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

Подбор информации и фотографий для создания презентации «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

Практическая работа

6.7

  1

Оформление страниц «Определителя растений родного края». Редкие и исчезающие растения нашего региона.

Оформление страниц «Определителя растений родного края».

Круглый стол

7.

  4

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

7.1

  1

 Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника.

Чтение условий и правил вступления в научный клуб младшего школьника.

диалог

7.2

  1

Выполнение заданий для вступления в клуб «Мы и окружающий мир».

Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

Самостоятельная работа

7.3

  1

Заполнение адресов на конвертах.

Практическая работа по заполнению адреса школы на конвертах.

Круглый стол

7.4

Итоговое занятие

33

Всего часов:

Содержание программы внеурочной деятельности

«Изучение природы родного края»

1-й год обучения

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения).

Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание. Для занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.

Теория: 1

Практика: 2

Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)

Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Теория: 1

Практика: 2

Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.

Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3–4 наименований).

Теория:          0

Практика: 3

Тема 4. Дикорастущие растения региона.

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян.

Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

Примечание. При подготовке к занятию заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.

Аудиторные занятия (3 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами

(Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).

Теория:3

Практика: 4

Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона

Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей.

Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

Аудиторные занятия (3 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).

Теория: 1

Практика: 6

Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России.

Внеаудиторное задание (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

Аудиторные занятия (3 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).

Теория: 1

Практика: 6

Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).

Теория: 3

Практика: 1

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности

2-й год обучения

пп

Название радела

УУД, жизненные компетенции

Всего часов

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

Личностные: работать в группе, не конфликтовать, прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока

Коммуникативные: слушать партнера по общению, договариваться и приходить к общему решению,

Познавательные;определять умения которые будут сформированы на основе изучения данного раздела,находить и выделять необходимую информацию.

Жизненные компетенции:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, дифференциация картины мира.

8

2.

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

Личностные:ценить и принимать нормы и правила, бережно относиться к окружающему миру.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сохранять учебную задачу урока, выделять из темы занятий, планировать свои действия на отдельных этапах урока и уметь их корректировать

Коммуникативные: слушать партнера по общению, вести диалог, уметь договариваться

Познавательные; находить и выделять нужную информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира.

        

8

3.

Свойства воздуха

Личностные: развитие любознательности и интереса к изучению природы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность.

Коммуникативные: слушать партнера по общению, вести диалог, уметь договариваться,оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений

Познавательные; находить и выделять нужную информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: умение осмыслять и принимать информацию.

4

4.

Свойства воды

Личностные: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность.

Коммуникативные: слушать, вести диалог,оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений

Познавательные; находить и выделять нужную информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира.

4

5.

Условия, необходимые для развития растений.

Личностные: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность.

Коммуникативные: слушать, вести диалог,оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений

Познавательные; находить и выделять нужную информацию, понимать содержание текста, анализировать объекты окружающего мира.

Жизненные компетенции: дифференциация и осмысление картины мира.

10

6.0

Всего часов:

34

Календарно-тематическое планирование

в разделе

Разделы программы

и темы учебных занятий

№ пп

Кол-во

часов

дата

Характеристика деятельности

Форма организации

1

8

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

1

1.1

1

«Как растения к зиме готовятся».

Чтение и пересказ обучающихся статей «Как растения к зиме готовятся».

беседа

2

1.2

1

Определение названий дерева.

Исследование опавших листьев и веточек с помощью лупы.Зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика). Организация выставки рисунков с целью отбора лучших.

Практическая работа

3

1.3

1

Правила поведения во время передвижения и на природе.

Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

беседа

4

1.4

1

Экскурсияв осенний лес.

Определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам.

экскурсия

5

1.5

1

Подготовка фотоотчёта по экскурсии в осенний лес.

Зарисовка(фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев.

Практическая работа

6

1.6

1

Подготовка отчетов по материалам экскурсии.

Подбор рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографий деятельности детей по результатам экскурсии.

Круглый стол

7

1.7

1

Оформление страниц   методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц   методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Коллективная работа

8

1.8

1

Деревья нашего парка.

Проведение урока в форме путешествия на тему «Деревья нашего парка».

Урок-путешествие

2.

8

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

9

2.1

1

«Учимся различать деревья и кустарники зимой».  

Чтение (пересказ) обучающимися статей «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые», «Как зимуют травы, кустарники и деревья».

беседа

10

2.2

1

Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой с помощью лупы.

Зарисовка: «разрез почки»; семян, шишек. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Практическая работа

11

2.3

1

Экскурсия №2 в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок).

        

Наблюдение за изменениями в природе на территории парка.

экскурсия

12

2.4

1

Определение названий деревьев.

Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам, шишкам, сбор опавших плодов и шишек.

Индивидуальная работа

13

2.5

1

Фотографирование лиственных деревьев.

Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.

Коллективная работа

14

2.6

1

Подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес

Ученики создают презентации, рисунки по памяти, фотографии.

групповая

15

2.7

1

 «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы».

Составление Отчета по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий.

Круглый стол

16

2.8

1

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы».

индивидуальная

3.

4

Свойства воздуха

17

3.1

1

Воздух окружает нас повсюду.

Чтение (пересказ) методической литературы по проведению опытов   а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен

диалог

18

3.2

1

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха.

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)

Практическая работа

19

3.3

1

Презентация по опытам исследования.

Подготовка презентаций — фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Индивидуальная работа

20

3.4

1

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Индивидуальная работа

4.

4

Свойства воды

21

4.1

Подготовка и изучение каждого из этапов опытов.

Изучение инструкции по проведению опытов, а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д

беседа

22

4.2

Практическая работа «Изучение свойств воды».

Проведение опытов на свойства воды, (посредством описания, зарисовок, фотографирования).

Практическая работа

23

4.3

Подготовка презентаций — фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Составление презентаций фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

презентация

24

4.4

Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Круглый стол

5

Условия, необходимые для развития растений.

25

5.0

«Условия, необходимые для развития растений».

Групповая работа: чтение текста «Условия, необходимые для развития растений».

Групповая работа

26

5.1

Условия необходимые для прорастания семян (свет, тепло, вода).

Пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода).

диалог

27

5.2

Проведение эксперимента по изучению гороха.

Отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования.

Практическая работа

28

5.3

Описание этапов эксперимента, (зарисовка, фотографирование).

 Зарисовка и фотографирование каждого из этапов эксперемента.

диалог

29

5.4

Посадка семян растений, создание разных условий для их прорастания.

Посадка семян растений. создание разных условий для прорастания.

Практическая работа

30

5.5

Фиксирование этапов проведения экспериментов.

Составление описания этапов эксперимента, зарисовки, фотографирование.

Индивидуальная работа

31

5.6

Экскурсия № 3 в тепличный комплекс города Новокузнецка

Наблюдение во время экскурсии на территории тепличного комплекса Новокузнецка.

экскурсия

32

5.7

Отчеты по материалам экспериментальных исследований.

Отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Круглый стол

33

5.8

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Индивидуальная работа

34

5.9

Итоговое тестирование.

Повторение пройденного материала.

самостоятельная

Всего часов:

Организационно-методические указания

Тема 1. лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» и из хрестоматии 2 класса «Как узнать хвойные деревья», «сибирская сосна».

Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев (березы, дуба, липы, ели, кедра и т. д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.

Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковый слой) — гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).

Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?» с использованием иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки .

Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад».

Зарисовка иллюстрации из хрестоматии — образование в листе  пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) — экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.

Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» — фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т. д.).

Внеаудиторное задание: подготовка отчетов по материалам экскурсии — рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографий деятельности детей.

Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений на экскурсии — отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).

Примечание. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний периоды: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.) и отбирается тот участок, где обучающиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья готовятся к зиме и как они зимуют.

Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т. д.).

Тема 2. лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период.

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией. Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» и тестов из учебника 1 класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой». Особое внимание обучающихся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.

Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

Зарисовка: 1) иллюстрации «разрез почки» 2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) — экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок). Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. сбор опавших плодов и шишек.

Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.

Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии.

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии).

Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы).

Примечание. Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т. д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10–15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).

Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.

Тема 3. свойства воздуха.

Аудиторные занятия — проведение опытов (2 ч). распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).

Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что:

а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.

Внеаудиторные занятия (2 ч). Подготовка презентаций — фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» .

Тема 4. свойства воды.

Аудиторные занятия — проведение опытов (2 ч). распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования). Примечание: целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д.

Однако можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло», «Какая капля больше — холодная, теплая или горячая», «Пленка-невидимка», «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей».

Внеаудиторные задания: подготовка презентаций — фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 4. свойства воды).

Тема 5. Условия, необходимые для развития растений.

Аудиторные занятия (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.

распределение обязанностей между членами клуба (проведе-

ние эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).

Посадка семян растений. создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).

Аудиторные занятия (4 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» ( Условия, необходимые для развития растений).

Тематическое планирование 3 класс

№п/п

                    Название темы

Количество часов

       УУД

1

Природа моего края

1

Личностные -ценностное отношение к природному миру

Регулятивные -определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные -уметь находить на карте и глобусе свой край

Коммуникативные -навыки сотрудничества в разных ситуациях

Жизненные компетенции – Кемеровская область – частица мира

2

Природные зоны Кемеровской области

13

Личностные - развитие любознательности, формировать интерес к изучению родного края

Регулятивные -выделять из темы занятия известные знания и умения

Познавательные - формирование понятий «природные зоны», их виды в области, «фауна», виды животных в области, умение работать с картой «природные зоны» Кемеровской области

Коммуникативные - навыки сотрудничества в разных ситуациях Жизненные компетенции - уметь применять знания о лекарственных растениях в реальной жизни  

3

Первооткрыватели земли Кузнецкой

2

Личностные - развитие интереса к предмету

Регулятивные - формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему

Познавательные - находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов иллюстраций , в учебных пособиях

Коммуникативные -включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, слушать партнера по обобщению, излагать свое мнение, проявлять стремление ладить с собеседниками Жизненные компетенции – умение вести диалог, используя речевые выражения просьбы, вопроса

4

Поверхность земли Кемеровской области

5

Личностные -адекватная мотивация учебной деятельности

Регулятивные- уметь вести самостоятельный поиск, анализ и подбор информации

Познавательные -формирование понятий «рельеф» и его виды в Кемеровской области

Коммуникативные -работа в группе, оценка и самооценка 

Жизненные компетенции – уметь получать и уточнять информацию от собеседника

5

Климат нашего края

4

Личностные - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, выделять из темы известные знания

Познавательные - формирование понятий «климат», «погода»,  особенностях времен года Кемеровской области

Коммуникативные -уметь применять географические знания в реальной жизни, работа в группе. Оценка и самооценка

 Жизненные компетенции – участие в предметной ситуации

6

Поверхностные воды нашего края

4

Личностные - развивать любознательность, формировать интерес к родному краю

Регулятивные

Познавательные - формирование понятий «поверхностные воды», их виды. Уметь находить на карте реки и озера области

Коммуникативные - уметь применять географические знания в реальной жизни Жизненные компетенции – развитие адекватных представлений о собственных возможностях

13

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

7

Почва и ее состав

5

Личностные - развивать любознательность, формировать интерес к родному краю

Регулятивные - планировать свое высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом)

Познавательные - формирование понятий «почвы», виды почв Кемеровской области, уметь работать с почвенной картой области

Коммуникативные - слушать партнера по деятельности , не перебивать, не обрывать на полуслове. Вникать в смысл того,  о чем говорит собеседник Жизненные компетенции – участие в предметной ситуации

Всего часов:

34 часа

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ п/п

дата

Кол-во часов

Тема занятия

Форма организации

1

1

Особенности природы Кемеровской области

Индивидуальная, групповая коллективная

2

1

Первооткрыватели земли Кузнецкой

Индивидуальная, коллективная

3

1

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой

Коллективная

4

1

Геологическое прошлое нашего края

Коллективная

5

1

Рельеф Кемеровской области

Коллективная

6

1

Полезные ископаемые нашего края

Коллективная

7

1

Практическая работа «Условные обозначения полезных ископаемых»

Индивидуальная, групповая

8

1

Значение и использование полезных ископаемых

Коллективная

9

1

Особенности климата Кемеровской области

Коллективная

10

1

Погода по временам года

Коллективная

11

1

Дневник наблюдений за погодой. Практическая работа «Наблюдение за погодой»

Индивидуальная, коллективная

12

1

Охрана воздуха

Индивидуальная, коллективная

13

1

Реки, озера нашего края

14

1

Грунтовые воды. Охрана воды

15

1

Работа с контурной картой  «Реки и озера нашего края» Пр. раб.

Индивидуальная, групповая

16

1

Дидактическая игра «Я изучаю свой край»

Индивидуальная, групповая

17

1

Работа с картой «Природные зоны Кемеровской области»

Индивидуальная, групповая

18

1

Растительный и животный мир степной зоны

Коллективная

19

1

Растительный мир тайги

Коллективная, групповая

20

1

 Животный мир тайги

Коллективная, групповая

21

1

Растительный мир гор и предгорий

        

Коллективная, групповая

22

1

Животный мир гор и предгорий

Коллективная, групповая

23

1

 Заповедные места Кемеровской области

Коллективная, индивидуальная

24

1

Красная книга Кемеровской области

Коллективная, индивидуальная

25

1

Самое, самое… среди растений и животных Кемеровской области

Коллективная, групповая

26

1

Охрана природы. Составление природоохранных знаков. Их защита

Коллективная, индивидуальная

27

1

Охраняемые территории Кемеровской области

Коллективная, групповая

28

1

Экскурсия «Как вести себя в природе»

Коллективная

29

1

Викторина «Хочу все знать»

Групповая

30

1

Что такое почва и ее свойства

Коллективная

31

1

Экскурсия на пришкольный участок «Состав почвы»

Коллективная, групповая

32

1

Практическая работа «Подготовка почвы к посадке цветочных культур»

Групповая

33

1

Акция «Чистый двор»

Коллективная

34

1

Экскурсия «Весенние явления в природе родного края»

Коллективная

                         

Выполнение практической части программы 3 класс

№ п/п

Название практической работы, экскурсии

Кол - во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Практическая работа «Условные обозначения полезных ископаемых»

Дневник наблюдений за погодой. Практическая работа «Наблюдение за погодой»

Работа с контурной картой  «Реки и озера нашего края» Пр. раб.

 Работа с картой «Природные зоны Кемеровской области» Экскурсия «Как вести себя в природе» 

Экскурсия на пришкольный участок «Состав почвы» Практическая работа «Подготовка почвы к посадке цветочных культур»

 Акция «Чистый двор»

 Экскурсия «Весенние явления в природе родного края»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Содержание программы внеурочной деятельности

«Изучение природы родного края»

3-й год обучения

Тема 1.Где мы живем(1 час)

Аудиторное занятие

Особенности географического положения Кемеровской области. Площадь, границы, соседи

Практика: 0

Тема 2. Первооткрыватели земли Кузнецкой (2 часа)

Аудиторные занятия (2 ч). Первооткрыватели земли Кузнецкой - российские купцы Поповы. Выдающиеся землепроходцы - С.У.Ремезов,

С.П. Крошенинников, П.А.Чихачев, П.Н. Крылов, В.И. Яворский и другие

Теория: 2

Практика: 0

Тема 3. Поверхность земли Кемеровской области (5 часов)

Аудиторные занятия (3 ч) Геологическое прошлое нашего края. Особенности рельефа (горы, равнины, наивысшая точка)

Ознакомление с образцами горных пород. Условные обозначения полезных ископаемых

Примечание. Целесообразно подготовить таблицу (название полезного ископаемого, применение).

Теория:         3

Практика: 2

Тема 4. Климат нашего края (4часа)

Аудиторные занятия Особенности климата Кемеровской области. Причины, влияющие на климат. Погода по временам года. Наблюдения за погодой. Народные приметы. Приборы для наблюдения за погодой. Составление дневников наблюдений за погодой. Охрана воздуха (загрязнители воздуха, меры по предупреждению загрязнения воздуха)

Примечание. При подготовке к занятиям использовать личные наблюдения учащихся.

Теория:3

Практика: 1

Тема 5. Поверхностные воды региона (4 часа)

Аудиторные занятия (4 ч). Реки и озера нашего края Описание главной артерии Кемеровской области – реки Томи. Грунтовые воды и их охрана. Работа с контурной картой – обозначение крупных рек и озер. Дидактическая игра «Я изучаю свой край»

Теория: 3

Практика: 1

Тема 6. Природные зоны Кемеровской области (11 часов)

Внеаудиторное задание (самостоятельная работа): работа с картой «Природные зоны Кемеровской области». Растительный и животный мир.  Особенности растительного и животного мира  степной и лесостепной зон, тайги, гор и предгорий. Заповедные места Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области. Причины сокращения численности редких растений и животных. Самое, самое… среди растений и животных нашего края. Охрана природы. Составление природоохранных знаков, их защита. Охраняемые территории Кемеровской области заказники, заповедники, национальные парки).

Внеаудиторное занятие – Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления с растениями и животными нашего края.

Внеаудиторное задание Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений и животных родного края.

Аудиторное занятие. Викторина «Хочу все знать»

Теория: 8

Практика: 3

Тема 7. Почва и ее состав (5 часов)

Аудиторные занятия (1 ч). Почва, ее свойства.

Внеаудиторные занятия(4 часа) – Экскурсия на пришкольный участок  «Состав почвы». Практическая работа Подготовка почвы к посадке цветочных культур». Акция «Чистый двор». Экскурсия «Весенние явления в природе» с целью наблюдения за весенними явлениями в природе.

 

.

Тематическое планирование 4 класс

№п/п

                    Название темы

Количество часов

УУД

1

История возникновения моего края

8

Личностные – ценить и принимать базовые ценности:  «Родина», «природа», «мир», «терпение», «народ», «национальность»; уважение к своему народу, освоение личностного смысла учения; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные – самостоятельно формулировать задание, работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу,ИКТ.

Познавательные – расширять знания об истории родного края, ориентироваться в тексте, определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Анализировать, сравнивать, группировать различные факты.

Коммуникативные – слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты научно – популярных книг, понимать прочитанное. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Жизненные компетенции – дифференциация и осмысление картины мира; осмысление своего социального положения; уметь получать и уточнять информацию от собеседника

2

Поверхность земли родного края и ее охрана

11

Личностные - ценить и принимать базовые ценности:  «Родина», «природа»,  «настоящий друг», понимать позицию другого, уважение к своему народу, освоение личностного смысла учения; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. Уметь применять географические знания в реальной жизни.

Регулятивные – уметь ставить цель и планировать личную учебную деятельность, уметь вести самостоятельный поиск. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные – самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Анализировать, сравнивать, группировать различный материал.

Коммуникативные – выполнять различные роли в группе, отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет, понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

 Жизненные компетенции - уметь получать и уточнять информацию от собеседника; участие в предметной ситуации; умение вести диалог

3

Достопримечательности родного края

15

Личностные – развитие интереса к данному вопросу, уметь находить и анализировать в разных источниках краеведческую литературу. работа в группе. Оценка и самооценка. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели занятия, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные - составлять план, таблицу, схему, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно- следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные –высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.  Жизненные компетенции – высказывать собственное мнение, строить высказывания в определенной форме правильно, точно. ясно и по возможности ярко.

Всего часов:

34 часа

Календарно-тематическое планирование 4 класс

дата

Кол-во часов

Тема занятия

Форма организации

1

1

История возникновения Кемеровской области.

Коллективная

2

1

История возникновения г. Новокузнецка

Коллективная

3

1

Символика области и города Новокузнецка

Индивидуальная, групповая

4

1

 Пр. раб. Создание буклета «История моего края»

Индивидуальная, групповая

5

1

Наш город во время ВОВ

Индивидуальная, групповая

6

1

 Наш Кузнецкий  район во время ВОВ

Коллективная, индивидуальная

7

1

Экскурсия «Памятники  города, посвященные героям ВОВ»

        

Индивидуальная, групповая

8

1

Викторина «Хочу все знать»

Коллективная

9

1

Геология родного края

Коллективная

10

1

Горы Кемеровской области

Коллективная

11

1

Равнины Кемеровской области

Коллективная

12

1

Полезные ископаемые нашего края. Пр. раб  с коллекцией горных пород

Коллективная

13

1

Практическая работа на контурной карте «Полезные ископаемые нашего края»

Индивидуальная, групповая

14

1

Что дает наш край стране?

Коллективная

15

1

История открытия угля на территории нашего края

Коллективная

16

1

 

Рудные полезные ископаемые

Коллективная

17

1

Нерудные полезные ископаемые

Коллективная

18

1

 Практическая работа «Что можно прочитать по физической карте Кемеровской области?»

Групповая

19

1

Составление кроссворда «Поверхность нашего края» Пр. раб.

Индивидуальная, групповая

20

1

Что такое достопримечательность (работа со словарями, энциклопедиями)

Индивидуальная, групповая

21

1

Семь чудес Кузбасса

Индивидуальная, групповая

22

1

Достопримечательности города Новокузнецка

Индивидуальная, групповая

23

1

Достопримечательности Кузнецкого района

Индивидуальная, групповая

24

1

Экскурсия в дом Фонарева

коллективная

25

1

Заочная экскурсия «Кузнецкая крепость»

групповая

26

27

1

1

Улица Ленина и ее достопримечательности

Экскурсия по улице Ленина

Индивидуальная            

       Коллективная

28

29

1

1

Улицы Кузнецкого района и их герои

Составление таблицы «Улицы Кузнецкого района в прошлом и настоящем времени» Пр. раб.

Коллективная

Групповая

30

1

Уголки живой природы в городе Новокузнецке

Коллективная

31

1

Растения и животные уголков живой природы города Новокузнецка

Коллективная, групповая

32

1

Охрана и восстановление уголков живой природы в городе Новокузнецке

Коллективная

33

1

Охрана и привлечение птиц в городе Новокузнецке

Коллективная, групповая

34

1

Поле чудес «Мы знаем свой край»

Коллективная, групповая

Итого 34 часа

Выполнение практической части программы 4 класс

№ п/п

Название практической работы, экскурсии

Кол-во часов

1

2

3

4

6

7

8

9

Экскурсия «Памятники  города, посвященные героям ВОВ»

Создание буклета «История моего края»

Полезные ископаемые нашего края. Пр. раб  с коллекцией горных пород

Практическая работа на контурной карте «Полезные ископаемые нашего края»

 Практическая работа «Что можно прочитать по физической карте Кемеровской области?»

Составление кроссворда «Поверхность нашего края» Пр. раб Заочная экскурсия «Кузнецкая крепость»

Экскурсия по улице Ленина

Составление таблицы «Улицы Кузнецкого района в прошлом и настоящем времени» Пр. раб.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Cодержание программы внеурочной деятельности

«Изучение природы родного края»

4-й год обучения

Тема 1.История возникновения моего края (8 час)

Аудиторные занятия (5) История возникновения Кемеровской области. История возникновения города Новокузнецка. Символика Кемеровской  области и города Новокузнецка. Происхождение названий улиц. Происхождение названия Кузнецкого района. Город Новокузнецк во время ВОВ. Создание буклета «История моего края». Викторина «Хочу все знать».

 Внеаудиторное занятие- Экскурсия «Памятники города, посвященные ВОВ»

Теория: 5

Практика: 3

Тема 2. Поверхность земли родного края(10 час)

Аудиторные занятия (7 ч).  Что было на территории Кемеровской области в древние времена. Горы и равнины Кемеровской области. Полезные ископаемые нашего края.  Ознакомление с образцами горных пород. Обозначение условными знаками на контурной карте полезных ископаемых нашего края. Что наш край дает стране. История открытия каменного угля на территории нашего края. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Изучение физической карты Кемеровской области. Составление кроссворда «Поверхность нашего края»

Теория: 7

Практика: 3

Тема 3. Достопримечательности Кемеровской области (15 часов)

Аудиторные занятия (9 ч)  Что такое достопримечательность. Семь чудес Кузбасса. Достопримечательности города Новокузнецка, Кузнецкого района. Улицы Кузнецкого района, происхождение названия улиц. Улицы Кузнецкого района в прошлом и настоящем. Уголки живой природы в городе Новокузнецке. Растения и животные уголков живой природы. Охрана и восстановление природы в городе Новокузнецке. Охрана и привлечение птиц в городе. Интеллектуальная игра «Мы знаем свой край»

 Внеаудиторное занятие – Экскурсия «Улица Ленина и ее достопримечательности».

Теория:         9

Практика: 6

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическая литература

1 класс

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) географические и исторические карты;

4) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;

7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;

8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Результаты освоения учебного предмета:

 

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения природной среде;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Выпускник научится находить  примеры влияния этих отношений на природные объекты¸ в том числе на примере природных объектов Белгородской  области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Внеурочная деятельность. Курс: "Изучение природы родного края" ПНШ.

Данный курс разработан на основе программы по внеурочной деятельности к УМК: "ПНШ" 3 класс Р. Г. Чуракова....

Рабочая программа кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса. ПНШ.

Рабочая программа и КТП кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса с УУД. ПНШ....